Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтична€ философи€




‘илософи€ возникает вместе с рабовладельческим обществом. ≈е непосредственными социальными предпосылками выступают по€в≠ление эксплуататорского класса, который освобождаетс€ от физичес≠кого труда и получает возможность заниматьс€ духовной де€тельно≠стью; отделение умственного труда от физического; отделение города от деревни, благодар€ чему возникает необходима€ дл€ формировани€ философии концентраци€ материальной и духовной культуры.

Ќепосредственными источниками формировани€ философии как нового, более высокого уровн€ абстрактного мышлени€ €вл€ютс€ первоначальные наблюдени€ над природой и обществом, представл€≠ющие собой зачатки естественных, технических и социальных наук; мифологи€, или система образных фантастических представлений о мире, основанных на одушевлении природы; религи€, как система фантастических представлений, базирующихс€ на вере в бога (богов). ¬ рабовладельческом обществе еще не существовало системы наук в современном смысле слова, по сути дела общество располагало слабо дифференцированной преднаукой с первоначальными зачатками мате≠матики (она получила наибольшее развитие), физики, химии, биоло≠гии, астрономии, истории. ќсобое, господствующее положение в этой преднауке занимала собственно философи€, опиравша€с€ на зачатки других наук и имевша€ в значительной мере умозрительный характер, т.е. не располагавша€ пока строгой конкретно-научной основой. ¬ предмет философии в это врем€ входит значительна€ часть предмета будущих частных наук.

‘илософские взгл€ды первоначально возникают в странах ƒревнего ¬остока - ¬авилоне, ≈гипте, Ћидии, ѕерсии. ќднако наибо≠льшее развитие, свою классическую форму они приобретают в ƒрев≠ней √реции и –име (конец VII в. до н.э. - начало VI в. н.э.). ‘илософы этих стран испытали сильное вли€ние своих предшественников на ƒревнем ¬остоке.

¬о взгл€дах милетской и р€да последующих философских школ основной вопрос философии выступал в форме вопроса о первоосно≠ве, первопричине вещей. — точки зрени€ основател€ милетской школы ‘алеса (ок. 624- 547 гг. до н.э.), материальна€ первооснова вещей - во≠да, его последователь јнаксимен первоосновой вещей считал воздух, јнаксимандр - неопределенную материю апейрон. ¬ода ‘алеса, воз≠дух јнаксимена понимались, разумеетс€, не как буквально вода и воз≠дух, а как некое УводоподобноеФ или УвоздухоподобноеФ начало. ¬ ос≠нову таких заключений философами были положены р€д наблюдений и по-своему довольно смелые абстракции: вода присутствует везде, даже в кажущемс€ сухим камне, без нее нет жизни, вода подвижна пе≠реходит из одного состо€ни€ в другое. Ћукреций  ар (ок. 99-55 гг. до н. э.) ссылаетс€ на своего рода эксперимент: приведите в движение су≠хой точильный камень и на нем в конце концов по€в€тс€ темные п€т≠на, свидетельствующие о присутствии воды.

ѕервоначальные абстракции материи имели еще довольно про≠стой, наивный характер, не шли дальше непосредственно наблюда≠емых свойств вещей, были слабо отвлечены от них (abstractio in сопcreto). —ущностный уровень быти€ вещей и, следовательно, человека в основном совпадал с непосредственно наблюдаемым. Ѕолее глубокий характер имела абстракци€ апейрона.

√ераклит Ёфесский (ок. 530-477 гг. до н. э.) считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе.  руговорот имеет Упуть вверхФ: земл€ - вода - воздух - огонь и Упуть внизФ, в обратном направлении. √ераклит был первым крупным диа≠лектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. ≈му принадлежит известный афоризм, выражающий общую идею материалистической диалектики - Увсе течет, все измен€етс€Ф. »злага€ эту идею в образной форме, √ераклит утверждал, что Ув одну и ту же реку нельз€ войти дваждыФ: поскольку вода непрерывно те≠чет, в другой раз мы входим в иную реку.

√ераклит высказал глубокую догадку о движении как борьбе противоположностей: У¬ одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуемФ1. √ераклиту принадлежит следующа€ трактовка единого мирового процесса: Ућир, единый из всего, не со≠здан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно жи≠вым огнем, закономерно воспламен€ющимс€ и закономерно угасающимФ3.

Ћенин назвал этот фрагмент Уочень хорошим изложением начал диалектического материализмаФ2.

–азумеетс€, огонь √ераклита также не был буквально огнем. ƒиалектика √ераклита, перва€ блест€ща€ форма античной материалис≠тической диалектики, имела исторически ограниченный характер. Ёто была скорее диалектика движени€, а не диалектика развити€. Ёто диалектика круговорота, Убеличьего колесаФ (по глубокой оценке ј.». √ерцена). ”тверждение о том, что нельз€ дважды войти в одну реку, нар€ду с замечательно глубокой диалектической идеей, содержало и элемент преувеличени€, абсолютизации изменчивости вещей, их относительности, т.е. элемент рел€тивизма (концепции, абсолютизиру≠ющей относительность вещей). ѕозднее ученик √ераклита  ратил (2-€ пол. V в. -начало IV в. до н. э.), довод€ этот элемент до логического за≠вершени€, утверждал, что нельз€ и одного раза войти в одну и ту же реку. ќн считал, что в силу непрерывного изменени€ вещей их невоз≠можно правильно назвать и поэтому предпочитал указывать на вещь пальцем.

—воеобразную попытку проникнуть дальше нагл€дной сферы быти€ предприн€л ѕифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), создатель первых математических представлений и идеалистической философии, в кото≠рой он пыталс€ использовать зачатки математики. ѕо мнению ѕифаго≠ра, в основе мира вещей и мира людей лежат числа и числовые соот≠ношени€. “ак, число 7 рассматривалось им как символ судьбы и сама судьба. »звестный логик и философ Ѕ.–ассел писал, что ошибка ѕифа≠гора состоит в попытке представить идеальные математические объек≠ты как мысли бога1.

Ёлеаты -  сенофан, ѕарменид, «енон (конец VI - начало V в. до н.э.) рассматривали чувственно нагл€дный мир как мир Уложных мне≠нийФ, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. ¬ сущности за изменчивым ложным миром внешних €влений скрываетс€ абсолют≠но неподвижное и неизменное бытие, имеющее духовную природу. ѕарменид полностью отвергал взгл€д √ераклита на противоречивую природу быти€. Ћогика заключени€ элеатов об абсолютно неподвиж≠ном бытии, которое оказывалось мыслью, €вственно обнаруживаетс€ в св€зи с апори€ми (Узатруднени€миФ), сформулированными «еноном: Уƒихотоми€Ф, УјхиллФ, У—трелаФ, У—тадийФ. —мысл апории У—трелаФ заключаетс€ в утверждении: УЋет€ща€ стрела покоитс€Ф. ’од рассу≠ждений «енона, несколько отойд€ от буквального, можно изложить следующим образом: в каждый момент времени острие стрелы должно находитьс€ в определенной точке пространства, но это означает, что движение есть сумма моментов поко€. ƒвижение, следовательно, су≠ществует лишь в ложном чувственном воспри€тии, истинное же бытие неподвижно. «аслуга «енона Ёлейского (которого јристотель назвал Уизобретателем диалектикиФ) состоит в том, что он обнаружил дейс≠твительное противоречие движени€. ќднако это противоречие было схвачено им в парадоксальной форме, было пон€то и истолковано в духе отрицани€ движени€. ѕреодолеть Узатруднени€Ф «енона - это зна≠чит создать новый способ мышлени€, опирающийс€ на глубокий учет противоречивой природы быти€ вещей и самого человека. ¬ первона≠чальной форме такой способ был создан еще √ераклитом. ≈го трактов≠ка проблемы Увойти в рекуФ содержала и решение апории У—трелаФ. –ешительный шаг от чувственно наблюдаемого мира к сущностному миру сделала материалистическа€ школа атомистов - Ћевкипп (500-440 гг. до н. э.), ƒемокрит (ок. 460-370 гг.), Ёпикур (341-270 гг. до н. э.), Ћукреций  ар. —огласно атомистам, в основе вещей лежат атомы и пустота. јтомы - невидимые неделимые частицы. ќни бес≠качественны, различаютс€ лишь по форме (ј и ¬), пор€дку (ј¬ и ¬ј), положению (N и Z). ѕон€тие атома - одна из ценнейших абстракций античного мира, предшественница научного пон€ти€, занимающего важное место в современной физике и химии. Ћукреций  ар в поэме Уќ природе вещейФ указал на р€д эмпирических наблюдений, поло≠женных в основу вывода об атомном строении вещей. “ак, известно, что скалы иссекаютс€ ветром, который, следовательно, состоит из мелких невидимых твердых частиц. ќбщим мыслительным основани≠ем пон€ти€ атома как неделимой частицы было заключение о том, что если бы вещи делились Удо бесконечностиФ, это означало бы, что они состо€т из ничто, небыти€. ѕроблема первоосновы мира с необходи≠мостью приводила к проблеме бесконечности, которую антична€ фи≠лософи€ не могла разрешить.

ƒемокрит создал довольно расчлененную философскую систе≠му, включавшую целый р€д пон€тий. —огласно его взгл€дам, вещи - различные соединени€ атомов; пространство - Увелика€ пустотаФ, вместилище атомов; ¬селенна€ бесконечна и вечна, включает беско≠нечное множество миров, возникающих и уничтожающихс€. ƒемократу принадлежит своеобразна€ космогоническа€ концепци€: бесчислен≠ные миры возникают из атомов, которые первоначально падают Усверху внизФ, затем начинают сталкиватьс€ и образуют вихри атомов, из которых и формируютс€ миры. ѕри этом оставалось не€сным, поче≠му атомы, пада€ параллельно друг другу УвнизФ, могли сталкиватьс€. ѕозднее Ёпикур высказал гениальную диалектическую догадку (высо≠ко оцененную ћарксом) о том, что атомам присуща самопроизвольна€, спонтанна€ способность отклон€тьс€ в своем движении от пр€мой линии.

ƒемокриту принадлежит, далее, концепци€ детерминизма (все≠общей обусловленности), согласно которой все в мире, вплоть до ме≠льчайших природных событий и человеческих поступков, предопреде≠л€етс€ положением атомов в первоначальном вихре. Ёта концепци€ носила фаталистический характер и была первой попыткой осознани€ закономерности и детерминированности природных и социальных €влений.

ƒемокрит считал, что человеческа€ душа имеет вещественный характер и состоит из круглых подвижных атомов. Ќаконец, атомизм создал свою теорию познани€. ƒемокрит различал Усуществование по истинеФ (атомы) и Усуществование по мнениюФ (цвета, запахи, вкусы). “аким образом, он ввел представление о субъективности цветов, запахов и т.д., предварив представлени€ ƒ. Ћокка (XVII в.). ƒемокрит раз≠личал два рода познани€ - темное (ощущени€) и истинное (разум). »с≠тина, с его точки зрени€, рождаетс€ из столкновени€ разума и чувств. ¬ противоположность ƒемокриту, Ёпикур утверждал, что ощущени€, чувства дают истинное знание о мире; цвета, запахи, вкусы - объек≠тивные свойства вещей.

¬ V-IV вв. до н. э. идеалистические взгл€ды были развиты —о≠кратом (469-399 гг. до н. э.) и ѕлатоном (427-347 гг. до н. э.). ядро учени€ ѕлатона - о мире идей и мире вещей было св€зано с концепци≠ей развити€, согласно которой идеи, или формы, воплощаютс€ в пас≠сивную и аморфную материю, благодар€ чему возникают вещи раз≠личной сложности или степени совершенства. Ёта концепци€ гилеморфизма (от греч. hyle - матери€ и morfe - форма) вошла позднее в философские взгл€ды католической церкви, включа€ неотомизм - фи≠лософию современного католицизма.

„еловек, согласно ѕлатону, есть соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей. ѕознание поэтому - это Увос≠поминани€Ф души о мире идей. ѕлатон разработал форму идеалисти≠ческой диалектики пон€тий, основанную на сопоставлении противо≠положных мнений как методе постижени€ истины. ‘илософи€ ѕлато≠на сыграла большую роль в развитии идеалистической диалектики. ѕлатон создал также учение об Уидеальном государствеФ, которым управл€ют философы.

ќсновные представлени€ ѕлатона о мире идей и мире вещей, двойственной природе человека, инкарнации идей, или форм, в вещах предвосхитили важнейшие воззрени€ христианства, которое рассмат≠ривает ѕлатона в качестве одного из своих предшественников.

Ќаиболее крупным философом древности был јристотель (384-322 гг. до н. э.). ѕо оценке ћаркса, јристотель - Увеличайший мыслитель древностиФ. Ёнгельс писал, что јристотель - Усама€ универ≠сальна€ головаФ среди античных мыслителей. јристотель колебалс€ между материализмом и идеализмом, склон€€сь больше к объективно≠му идеализму. ≈го материализм про€вилс€, прежде всего, в критике идеализма ѕлатона. јристотель считал концепцию Удвух мировФ ѕла≠тона бесплодной и не аргументированной. ¬ главном своем труде УћетафизикаФ, в противоположность ѕлатону, јристотель доказывал, что вещи состо€т из материи и формы, которые неразрывно св€заны. ќднако јристотель рассматривал материю как пассивное, а форму - как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. ¬ таком пони≠мании формы выражаетс€ объективный идеализм, станов€щийс€ со≠вершенно €вным в пон€тии Уформы формї - мирового разума, или бога.

јристотель выдвинул представление о четырех видах причин: 1) материальной, или материи; 2) формальной, или форме; 3) произво≠д€щей; 4) конечной, или цели. — его позиций, кажда€ вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). ¬ идеализме јристотел€ весьма €вно прогл€дывает исходна€ ошибка объективного идеализма - перенос на природу человеческих свойств, прежде всего способности к сознательной целенаправленной де€тельности. ѕоказателен один из аргументов јристотел€ в пользу идеи примата формы над содержани≠ем: что важнее, спрашивает философ, в статуе - ее материал (медь, глина, мрамор) или приданна€ ей форма? Ќезаконна€ попытка перено≠са на природу человеческих качеств, св€занных с сознательной де€те≠льностью человека, - неустранима€, коренна€ черта логики вс€кого идеализма. ¬ более позднее врем€ эта логика идеализма и религии приобретает все более тонкий и закамуфлированный характер, но остаетс€ в сущности той же самой до наших дней.

У‘орма формФ јристотел€ - это первый двигатель, существу≠ющий вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей. ѕозже пон€тие Уперводвигател€Ф входит в первый аргумент богослови€ в пользу быти€ бога. ¬ попытке совмещени€ неподвижного первоначала и порождаемого им движени€ мира заложен разрушительный дл€ философии јристотел€, а позднее и христианского богослови€, парадокс: каким образом неподвижное может порождать движение, которого в нем самом, первоначале, нет? ќсновной недостаток будущего христианского бога вы€вилс€ уже в философии јристотел€.

¬ области теории познани€ јристотель разработал глубокую материалистическую концепцию, основанную, в противоположность философии ѕлатона, на принципе сенсуализма. ¬еликой заслугой фи≠лософа €вл€етс€ разработка основ формальной логики, сохранивших свое значение до наших дней. јристотель внес большой вклад в разра≠ботку форм диалектического мышлени€, прежде всего, в св€зи с про≠блемой общего и отдельного, которые он пыталс€ представить в единстве. ¬ философии јристотел€ философские категории окончате≠льно отдел€ютс€ от грамматических. ¬ учении о категори€х философ выделил дес€ть важнейших из них.

Ѕольшой интерес представл€ют собой начатки естествознани€, изложенные в таких трудах, как У‘изикаФ, Уќ небеФ, Ућетеорологи€Ф, У»стори€ животныхФ и др. “ак, јристотель доказывал шарообразный характер «емли и Ћуны, описал около 500 видов животных, сформули≠ровал геоцентрическую концепцию ¬селенной, разработанную во II в. н. э. ѕтолемеем и господствовавшую до XV в.


Ќекоторые особенности процесса логизации античного ин≠теллекта.

ѕримечательно, что, не создав еще естествознани€, ни од≠ной естественнонаучной теории, сохранившей свое значение до насто≠€щих дней (исключа€, впрочем, в определенной степени геометрию Ёвклида), античные мыслители создали теорию формальной логики, основное содержание которой не утратило своего значени€ до нашего времени. »ме€ дело с относительно простыми €влени€ми природы и общественной жизни, античные философы открыли основные законы и формы мышлени€.

ѕервый формально-логический закон мышлени€ - закон тож≠дества был сформулирован ѕарменидом. «акон достаточного осно≠вани€ в качестве эмпирического закона мысли описан ƒемокритом1.

–одоначальником логики как развернутого учени€ €вл€етс€ јристотель. ¬ собрании трактатов по логике (названном его последо≠вател€ми УќрганономФ) јристотель рассматривал логику по существу как вспомогательную научную дисциплину, подобно риторике, или, как можно перевести название УќрганонФ, орудие мысли. ƒл€ јристо≠тел€ законы мышлени€ - естественные законы, обладающие общеоб€≠зательным характером. јристотель подробно проанализировал лишь два из четырех основных законов логики - противоречи€ и исключен≠ного третьего. ƒва других - тождества и достаточного основани€, из≠вестные уже предшественникам, у него лишь намечены. —ледует отме≠тить, что предпочтение, отданное законам противоречи€ и исключен≠ного третьего, было обусловлено возникшей в античной философии ситуацией, св€занной с полемикой между философами-метафизиками и диалектиком √ераклитом. ≈сли первые отстаивали закон тождества (вещь всегда тождественна себе), то второй выдвинул несомненно бо≠лее глубокую идею противоречивости быти€, его нетождественности самому себе. ¬ интерпретации ѕарменида закон тождества, справед≠ливый сам по себе лишь в определенных пределах (определенность вещи как предмета мысли), получал чрезмерно расширительный и ошибочный смысл - абсолютного тождества вещи самой себе, абсо≠лютной неподвижности быти€. ¬ утверждении √ераклита Унельз€ дважды войти в одну рекуФ, также правильном лишь до известного предела, содержалс€ элемент рел€тивизма, чреватый разрушительны≠ми последстви€ми дл€ мысли, что позднее и про€вилось в представле≠ни€х  ратила (Унельз€ и одного раза войти в одну рекуФ) и софистов.

¬ противосто€нии этих крайних подходов јристотель сумел об≠наружить формально-логические принципы (законы) мышлени€, раз≠вивающие и дополн€ющие законы тождества и достаточного основани€. ќднако јристотель не смог развить дальше логику, заложенную в диалектическом принципе Увсе течетФ, сформулированном √еракли≠том. Ёта логика, впрочем, представл€ла собой более глубокий пласт мышлени€, выход€щий за переделы собственно формальной логики.

Ћогическа€ система јристотел€ содержала учение о категори€х (философ выделил дес€ть основных категорий), определени€х пон€≠ти€, суждени€х, умозаключени€х (главным образом учение о силлогиз≠мах), доказательствах, анализ софизмов и т.д.

ѕримечательной стороной процесса логизации античного ин≠теллекта €вл€етс€ большой интерес к парадоксам мысли. ћысль долж≠на была пройти школу мыслительных парадоксов. ’от€ практика па≠радоксов нередко сводилась (например, у софистов) к не слишком се≠рьезным мыслительным экспериментам, формулировка и поиски спо≠собов преодолени€ парадоксов были совершенно необходимыми дл€ формировани€ рефлексирующего и объ€сн€ющего интеллекта, в ко≠нечном счете - дл€ решени€ наиболее общих, мировоззренческих во≠просов - сущности мира, развити€, человека.

ѕарадокс - это форма мысли, в которой соединены два исклю≠чающие друг друга утверждени€, имеющие, однако, одинаково необ≠ходимые основани€. “аковы, например, утверждени€ о конечности и бесконечности мира, если они рассматриваютс€ как одинаково обо≠снованные (перва€ антиноми€ ».  анта). ѕарадокс может выступать в форме софизма, в котором взаимоисключающие утверждени€ могут быть представлены в скрытой, вербально не расчлененной форме. “а≠ков, например, софизм Уя лгуФ. ¬се категории философии и частных наук возникают через разрешение соответствующих парадоксов, кото≠рые могут быть представлены в скрытом, неразвернутом виде. –еше≠ние крупнейших проблем философии опосредовано постановкой и разрешением определенных парадоксов. –азрешение соответству≠ющих парадоксов - один из важнейших критериев научной филосо≠фии, научного интеллекта вообще.

Ѕольшую роль в становлении человеческого интеллекта, возни≠кновении диалектического способа мышлени€ сыграли парадоксы, вы≠раженные в апори€х «енона.

¬ V в. до н. э. школа софистов (√оргий, ѕротагор, ѕродик и др.) доводит до абсурда элемент рел€тивизма, заложенный в представ≠лени€х √ераклита. Ёто €вственно выражено, например, в софизмах об Уизмен€ющемс€ человекеФ: вз€вший взаймы теперь ничего не должен, так как он стал другим; приглашенный вчера на обед приходит сего≠дн€ непрошенным, так как он уже другое лицо. ѕри всей наивности таких рассуждений софизмы позвол€ли глубже пон€ть диалектичес≠кую природу быти€ и его мысленных отображений. —офизмы не были пустой Уигрой умаФ, они выражали удивление перед Устранност€миФ мысли и были св€заны с детством формирующегос€ объ€снительного интеллекта.

¬ [V в. до н. э. ћегарска€ школа (ƒиодор,  ронос, ‘илон, Ёвбулид и др.) пошла дальше софистов, сформулировав р€д парадоксов, сохранивших серьезное значение и в наши дни: парадоксы УлжецаФ, УкучиФ, УпокрытыйФ и др. ѕарадокс УлжецаФ в формулировке Ёвбулида состоит в утверждении. У¬ысказывание, которое € сейчас произно≠шу, ложноФ. Ќе трудно заметить, что если считать это утверждение ис≠тинным, то оно оказываетс€ ложным, что делает его истинным, и так до бесконечности. ѕарадокс УлжецаФ обнаруживает замечательную и уникальную способность мысли к самообращению, которое приводит к Удурной бесконечностиФ повтор€ющегос€ и бесплодного круга рас≠суждений. ћегарцы не придали особого значени€ этой дурной беско≠нечности, что сделали, однако, скептики.

—кептики ѕиррон, “имон,  арнеад, Ёнесидем и другие (IV-II в до н.э.) отрицали возможность достоверного знани€, утвержда€, что каждое логическое доказательство приводит к регрессу в бесконеч≠ность и становитс€ невозможным. —кептики вс€кое толкование рас≠сматривали с двух сторон, формулиру€ тезис и антитезис, и далее стремились показать, что ни тот, ни другой не может быть признан со≠сто€тельным. “аким способом они анализировали, например, пробле≠му причинности. ѕризнание причинности, с точки зрени€ Ёнесидема, невозможно, как и ее отрицание. ¬озникает причина раньше или од≠новременно с действием? » то и другое утверждение приводит к абсу≠рду. ѕричина не может быть раньше действи€, так как тогда остава≠лась бы без действи€ и не была причиной, но причина не может быть и после действи€. ѕричина и действие не могут быть и одновременны≠ми, ибо тогда они были бы неразличимы. —кептики приходили к весь≠ма сильно звучащему выводу о том, что ни один реальный процесс не может быть начат, не может быть причинен, или, иначе, ничто не мо≠жет быть начато*

¬ рабовладельческом обществе, таким образом, сформирова≠лись первые философские концепции мира и человека, поставлены важнейшие философские проблемы и сделаны попытки их решени€. У¬ многообразных формах греческой философии, - писал Ёнгельс, - уже имеютс€ в зародыше, в процессе возникновени€, почти все по≠зднейшие типы мировоззренийФ1 ¬ материалистических взгл€дах ан≠тичности нашла выражение тенденци€ человеческой мысли к пониманию природы такой, какова она на самом деле, ставивша€ матери≠ализм несомненно выше идеалистических и религиозных концепций мира. ¬ античной философии возникла также перва€ форма диалекти≠ки, носивша€ стихийный характер. ѕо€вление такой диалектики Ён≠гельс объ€сн€л тем, что первые шаги в познании мира неизбежно должны были начатьс€ с целостного, нерасчлененного взгл€да на мир, при котором бросаетс€ в глаза всеобща€ св€зь и взаимопереходы од≠ного в другое, но остаютс€ в тени частности. У огда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную де€тельность, то перед нами сперва воз≠никает картина бесконечного сплетени€ св€зей и взаимодействий, в которой ничто не остаетс€ неподвижным и неизменным, а все движет≠с€, измен€етс€, возникает и исчезает. Ётот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгл€д на мир был присущ древнегречес≠кой философии и впервые €сно выражен √ераклитом...Ф2

ѕо образному выражению Ёнгельса, древние греки Уза лесом не видели деревьевФ. Ќаиболее последовательный характер диалектика получила в материалистической философии, прежде всего во взгл€дах √ераклита ƒиалектика ѕлатона - лишь метод мышлени€, в то врем€ как истинное бытие - идеи остаютс€ неподвижными, неизменными. »стинное бытие ѕарменида, УперводвигательФ или Уформа формФ јристотел€ также неподвижны по своей сути.

ћатериализм и идеализм древности создали также глубоко раз≠личные концепции человека. ƒл€ материалистов ƒревней √реции че≠ловек - микрокосм, составл€ющий частицу и подобие космоса. ¬ силу этого он способен к познанию космоса. „еловек - телесное существо, фатально подчиненное законам природы, космоса. „еловек идеалисти≠ческой философии - это прежде всего душа, котора€ €вл€етс€ про€вле≠нием или частицей потусторонних непознаваемых духовных сил, пре≠допредел€ющих человеческую судьбу. «емна€, телесна€ жизнь челове≠ка - отблеск, тень потусторонней УреальнойФ жизни „то может чело≠век, например, в абсолютно неподвижном мире ѕарменида?

»де€ фатальной предопределенности человеческой судьбы бы≠ла одинаково свойственна материалистическим и идеалистическим учени€м. ќднако фатализм древних материалистов - первоначальный способ понимани€ всеобщих объективных законов материального ми≠ра. ѕредставление о естественной природной - среде и естественной те≠лесности человека послужило основой оптимистического этического учени€ Ёпикура о блаженстве как естественной основе нравственной жизни

¬ античной философии отчетливо про€вилась несовместимость материализма и идеализма, борьба партий Ќекоторые древние авторы утверждали, что Уѕлатон возымел намерение сжечь все сочинени€ ƒе≠мокрита, какие только он мог собрать, пифагорейцы же јмикла и  линий отсоветовали ему [привести это в исполнение]...ƒело в том, ска≠зали они, что уже у многих [имеютс€ эти] книжкиФ1 ќднако позднее сочинени€ ƒемокрита действительно были уничтожены и дошли до нас только в виде фрагментов в трудах различных авторов.

¬ крайней нетерпимости Улинии ѕлатонаФ к материализму - за≠чаток будущей средневековой реакции, доходившей до физического уничтожени€ не только подозреваемых в атеизме, но даже отклон€в≠шихс€ от официальной доктрины церкви.

јнтичный материализм, перва€ форма материализма, имел су≠щественные недостатки. ќн был наивным, поскольку еще не мог опи≠ратьс€ на данные строгой науки, исходил из довольно простых пред≠ставлений о материи, закономерности и т д. Ётот материализм не рас≠простран€лс€ на общество, поскольку последнее не могло быть объ€с≠нено УводойФ ‘алеса или атомами ƒемокрита. ƒиалектика древних была скорее диалектикой движени€, чем развити€. ћатериализм древ≠них, верный по своей основной глубинной тенденции объ€сн€ть мир из самого себ€, не мог получить строгого обосновани€ и оставалс€ ве≠сьма у€звимым. ќднако его огромна€ историческа€ роль в развитии мировой культуры заключалась в том, что он послужил началом того процесса, который привел к по€влению научного материализма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1031 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

342 - | 340 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.