Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные направлени€




ЅЅ  15.1 ќ-66

ѕечатаетс€ по постановлению редакционно-издательского совета ѕермского университета

–ецензенты:

д-р филос. и., проф. “.—. ¬асильева

д-р филос. н., проф. Ќ.√. ћагомедов

ќ–Ћќ¬ ¬.¬.

ќ-66 ќсновы философии. „асть перва€. ќбща€ философи€. ¬ып. 1: ”чебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. ѕермский университет. - ѕермь. 2001.. - 216 с.

ISBN 5-7944-0194-’

”чебное пособие Уќсновы философииФ состоит из двух частей: Уќбща€ философи€Ф и У—оциальна€ философи€Ф.

Уќбща€ философи€Ф представлена двум€ выпусками (соответс≠твенно, темы 1-5,6-8).

¬ ней раскрываетс€ содержание наиболее общей философской на≠уки, именуемой также Усистематической философиейФ или Уметафизи≠койФ. ѕервое издание Уќбщей философииФ опубликовано в 1991 г. Ќа≠сто€щее издание - дополненное и переработанное.

¬ центре внимани€ - изложение фундаментальных проблем фило≠софии - сущности мира, сущности человека, сущности и смысла его существовани€. –ассматриваетс€ решение этих проблем в истории ми≠ровой философской мысли, в современной научной философии. ѕо≠следн€€ представлена как закономерный результат более чем двухтыс€челетнего развити€ философской мысли.

ѕо узловым проблемам освещаетс€ содержание дискуссий в оте≠чественной и мировой философской мысли. «начительное место отво≠дитс€ анализу нерешенных проблем философской науки.

ѕредназначено дл€ студентов университетов, аспирантов, соиска≠телей и всех интересующихс€ проблемами современной научной фи≠лософии.


ISBN 5-7944-0194-’


©¬.¬.ќрлов, 1991 ©¬.¬.ќрлов, 1997 © ¬.¬. ќрлов, 2001


ќткуда мы?  то мы?  уда мы идем ?

ѕоль √оген

  живым взываю!

ј.». √ерцен

ѕредисловие. ѕочему надо изучать философию?

‘илософи€ - это наиболее общее учение о мире и человеке, ос≠нова мировоззрени€. —тремление пон€ть мир и самого себ€ заложено в самой природе человека, €вл€етс€ коренным условием его существо≠вани€ и развити€. ћир и наше УяФ образуют два полюса человеческой мысли, ее глубинную структуру, без которой мысль не может сущес≠твовать. Ќезависимо от того, осознаем мы это или нет, думаем о про≠стых повседневных делах или об основах мироздани€, человеческа€ мысль возникает только на основе УдиалогаФ с бесконечным миром, диалога, скрытого в самих исходных структурах мысли.

„еловек - не р€довое, бесконечно малое €вление в мире, атом, затер€нный в бесконечных космических пространствах. „еловек уни≠версален, природа его бесконечна и неисчерпаема. ѕоэтому и универ≠сальна человеческа€ мысль, котора€ ставит перед собой вечную про≠блему сущности мира и человека; мысль неполна и ущербна, пока она не затрагивает коренных вопросов человеческой сущности, места че≠ловека в мире и перспектив его существовани€. Ёти фундаментальные вопросы решались философией в течение более двух тыс€челетий ее существовани€. »тогом и продолжением длительной истории фило≠софской мысли €вл€етс€ научна€ философи€.

—овременный период мировой истории конца XX в. имеет глу≠боко переломный характер. “ри крупных исторических событи€ опре≠делили характер столети€. ѕервое из них - победа социалистической революции в –оссии, строительство социализма в первой стране мира, р€де стран ≈вропы, јзии и јмерики; создание второй мировой сверх≠державы; поражение социализма и реставраци€ капитализма в –оссии и европейских странах, обусловленные неспособностью их руководс≠тва своевременно разработать и воплотить в жизнь современную мо≠дель социализма, учитывающую объективные законы товарного про≠изводства (УрынкаФ) - в отличие от того, что удалось сделать в совре≠менном  итае.

¬торое - велика€ научно-техническа€ революци€, начавша€с€ в физике на рубеже XIX-XX вв., включивша€ по€вление квантовой ме≠ханики и теории относительности, рел€тивистской космологии, совре≠менных взгл€дов на строение вещества, поиск единого физического взаимодействи€ (У¬еликое объединениеФ и У—уперобъединениеФ), не≠евклидову геометрию и топологию, синтетическую теорию эволюции, генетику, кибернетику и др. Ќовые открыти€ и теории вызвали поис≠тине революционные изменени€ в производительных силах общества, технике, технологии, содержании труда, привели к глубоким и далеко идущим сдвигам в экономике и социальной жизни общества, поставив последнее перед необходимостью коренного изменени€ самого типа человеческой цивилизации.

“ретье - кризис современной цивилизации в целом, вызванный неспособностью УцивилизованногоФ общества удовлетворительно ре≠шить социальные проблемы в интересах всего общества и обострени≠ем экологической ситуации, обусловленным заметным истощением ресурсов «емли и ее растущим загр€знением. ѕо-прежнему существу≠ет также опасность уничтожени€ человечества в результате термо€дер≠ной войны, угроза которой в будущем может усилитьс€ в св€зи с кри≠тическим обострением экологического и демографического кризиса.

¬ы€снено, что при существующем способе существовани€ че≠ловечества, основанном на частной собственности и рынке, по запад≠ным стандартам жизни уже в обозримом будущем сможет жить на «емле лишь один, так называемый УзолотойФ, миллиард людей, в то врем€ как сейчас численность человечества приближаетс€ к шести миллиардам. —может ли человечество справитьс€ с этой, кажущейс€ неразрешимой, проблемой? ¬ойны, вымирание миллиардов людей, массовый геноцид могут стать реальностью обозримого будущего, ес≠ли человечество не найдет другого способа социального существова≠ни€, не перейдет к новому типу цивилизации.

—овершенно очевидно, что сохранение человечества и его даль≠нейший социальный прогресс возможны только при условии глубокой экспансии человечества в космос. ќднако уже в 70-80-е годы некото≠рые ученые и философы предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти тот предел расходовани€ ре≠сурсов «емли, за которым остающихс€ ресурсов окажетс€ недостаточ≠но дл€ широкого выхода в космос1. ѕоскольку с тех пор способ сущес≠твовани€ человечества не изменилс€, вполне возможно, что этот пре≠дел уже пройден. ¬озможно, что окажутс€ справедливыми предсказа≠ни€, св€занные с модел€ми глобального развити€, разработанные в1970-1972 гг. ћедоузами и ‘оррестером. —огласно последним, если человечество в ближайшем будущем не перейдет к стратегии Унулево≠го ростаФ населени€ и производства, то тридцатые годы XXI в. станут началом нисход€щей ветви развити€ человечества, его деградации. √амлетовский вопрос Убыть или не бытьФ стал вопросом дл€ всего че≠ловечества

Ќа международной конференции по окружающей среде и раз≠витию в –ио-де-∆анейро (1992) было отмечено, что частна€ собствен≠ность €вл€етс€ преп€тствием на пути решени€ глобальной экологичес≠кой проблемы.  ак за€вила премьер-министр Ќорвегии √ру ’арлем Ѕрунтланд, Уболее миллиарда человек, не могущих сегодн€ удовлетво≠р€ть свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета «емл€ требуют революции. ќна гр€детФ[1].

–азрушительные реформы в –оссии 1992-1996 гг., весьма нега≠тивно оцененные ведущими экономистами мира, чрезвычайно затруд≠нили выход человечества из тотального социального и экологического кризиса, отбросили –оссию далеко назад, поставили ее в крайне невы≠годное положение в конкуренции за будущий раздел источников сы≠рь€, за право на достойное существование.

Ќеобходимость коренного изменени€ способа существовани€ человечества, смены типа цивилизации осознаетс€ в насто€щее врем€ людьми самых различных убеждений и конфессий. ѕоказательна в этом отношении позици€ ѕапы –имского, который в послании 1994 г. к третьему тыс€челетию за€вил, что рыночна€ экономика неспособна решить проблемы человеческого существовани€ и что существует Узерно истиныФ в коммунизме, утрата которого будет иметь прискорб≠ные последстви€.

“ревожный, если не сказать - трагический характер современ≠ной эпохи определ€ет тональность и современного учебника по науч≠ной философии. ¬рем€ УспокойныхФ, благодушных изложений аб≠страктных философских истин прошло. √лубокий кризис человеческо≠го существовани€ сделал философские вопросы о природе мира и че≠ловека, сущности и смысле его существовани€, способе рационально≠го существовани€ на «емле, месте человека в бесконечном мире ко≠ренными вопросами выживани€ человечества, выхода из современно≠го тупика и дальнейшего всестороннего прогресса общества, подлин≠но человеческого быти€. ƒействительно, чтобы пон€ть, способно ли человечество избежать самоуничтожени€, необходимо вы€снить, како≠ва природа мира и самого человека: если человек - конечное и внут≠ренне ущербное существо, несущее в себе зерно своего неизбежного уничтожени€, случайна€ флуктуаци€ природных процессов, Уболезнь умирающей вселеннойФ, Угенетическа€ ошибкаФ и т.д., как думают многие уче≠ные и философы, то гибель человеческой цивилизации неизбежна.

„еловеческа€ жизнь никогда не была так насыщена философс≠кими вопросами. ¬ этом смысле современный период мировой исто≠рии - это век философии, глубокого философского осознани€ мира и самого себ€, которое должно быть положено человечеством в основу стратегии своего развити€. —мыкание фундаментальнейших фило≠софских проблем с острейшими практическими вопросами выжива≠ни€ человечества - характерна€ черта современной эпохи

¬ пособии излагаютс€ основные идеи мировой философской мысли в истории ее развити€, основы научной философии. —ложивша≠€с€ в вузах ———– и современной –оссии и в целом оправдавша€ себ€ система освоени€ основ философии базируетс€ на самосто€тельном изучении первоисточников (произведений классиков мировой фило≠софской мысли, книг и статей по математике, физике, химии, биоло≠гии и другим фундаментальным наукам), лекци€х и семинарах. ”чеб≠ник €вл€етс€ необходимым пособием в самосто€тельной работе. ¬ данном пособии автор стремилс€ показать, как и почему возникали важнейшие философские проблемы, как они решались в прошлом, ка≠кое решение следует признать современным, научным. ќсобое внима≠ние обращалось на основные идеи философии, их последовательное развитие, основной смысл предложенных решений и их аргумента≠цию, обоснование. Ќичто не может быть столь убийственным дл€ на≠учной философии, творческого интеллекта, как бездумное, не св€зан≠ное с пониманием сути проблем и аргументации их решений, догмати≠ческое, школ€рское УусвоениеФ общих философских истин. ѕагуб≠ность и даже безнравственность догматического подхода станов€тс€ особенно €вственными в современный критический период мировой истории, истории –оссии

ѕо р€ду узловых вопросов теории в пособии кратко излагаетс€ содержание современных философских дискуссий, формулируютс€ нерешенные научной философией вопросы. ÷ель изучени€ филосо≠фии - не просто УзнатьФ ее основы, а научитс€ мыслить философски≠ми пон€ти€ми, без которых человеческа€ мысль остаетс€ поверхност≠ной и ущербной. јвтор не стремилс€ к одинаково полному изложению всех учебных тем, что, если бы и было возможным, привело бы к УусредненномуФ описанию основных разделов теории в ущерб УпроблемностиФ ее изложени€.

‘илософи€, как и другие отрасли человеческого знани€, в ходе своего развити€ должна получить научный характер, стать наукой. ќднако, этот процесс в философии был значительно более длитель≠ным и трудным, чем в естествознании, конкретных науках вообще.


Ёто обусловлено как особой сложностью предмета философии, его предельной широтой (философи€ работает на пределах человеческого знани€ и €зыка), так и многообразием ее св€зей и взаимозависимостей с другими формами духовной жизни общества, групповыми, классо≠выми, общественными интересами. ¬ пособии описываетс€ процесс складывани€ научной философии из элементов научных подходов и догадок в истории ее развити€, вы€сн€ютс€ критерии научности фило≠софии, имеющие заметно более сложный характер, чем, например, в естествознании или технических науках.

ѕри изучении философии неизбежно возникает р€д трудностей. ѕерва€ из них св€зана с большой абстрактностью философской тео≠рии, требующей большого напр€жени€ мысли, соответствующей под≠готовленности, достаточной зрелости самой способности абстрактно≠го мышлени€. ‘илософи€ предполагает большую культуру оперирова≠ни€ пон€ти€ми, их определени€ми, анализом объема и содержани€, оперировани€ терминами. ќднако философи€ и воспитывает высокую культуру теоретического мышлени€.

ƒруга€ трудность состоит в том, что изучение философии пред≠полагает знакомство со всеми важнейшими отрасл€ми знаний - физи≠кой, химией, биологией, социальными науками и т.д., на которых фи≠лософи€ базирует свою теорию. Ќельз€ овладеть основами филосо≠фии, стрем€сь замкнутьс€ в пределах узкой специальности »зучение философии - средство формировани€ УоткрытостиФ по отношению ко всем отрасл€м знаний, ко всей духовной культуре общества в целом.

—ерьезна€ трудность св€зана со своеобразным свойством всех крупных, особенно широких и глубоких идей, которое, словами √еге≠л€, можно назвать Ухитростью пон€ти€Ф. Ќаиболее фундаментальные идеи философии могут вызвать впечатление само собой разумеющих≠с€ и даже тривиальных, простых утверждений, которые кажутс€ поэто≠му легкодоступными и пон€тными. ¬ самом деле, что сложного, на≠пример, в утверждени€х, что Уј есть јФ, что Увещи наход€тс€ вне че≠ловеческой головыФ, а Уроза красна и тогда, когда мы на нее не смот≠римФ? ћежду тем многие, если не все, крупнейшие, поворотные идеи в современной науке, включа€ философию, были св€заны с пересмот≠ром подобных кажущихс€ тривиальными и само-собой-разумеющимис€ утверждений. ”мение видеть глубокую проблему, скажем сильнее - тайну, за кажущимис€ само-собой-разумеющимис€ положени€ми - важнейшее условие понимани€ философской теории.

Ќаконец, большие трудности вызывает формирование умени€ творчески примен€ть философскую теорию дл€ объ€снени€ действите≠льности, решени€ крупнейших проблем своей отрасли науки или прак≠тики. »зучение философии приносит мало пользы, если ограничитьс€ усвоением ее общих положений, не пыта€сь пон€ть, как философи€ содействует решению крупнейших проблем теории и практики.  о≠нечно, было бы утопичным требовать, чтобы каждый изучающий фи≠лософию был способен решать с ее помощью крупнейшие проблемы своей отрасли знани€, однако пон€ть, как философи€ способствует та≠кому решению, необходимо каждому. ѕреодолеть описанные трудно≠сти - это и значит научитьс€ Умыслить в философских пон€ти€хФ, осмысливать действительность в философских пон€ти€х. ћышление только в сугубо специальных, узких пон€ти€х какой-либо отрасли зна≠ни€ делает мысль ущербной, ограниченной, превраща€ человека из Ууниверсального существаФ, как заметил  озьма ѕрутков, в специали≠ста, Уфлюсу подобногоФ.


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈. ‘»Ћќ—ќ‘»я,

≈≈ ѕ–ќЅЋ≈ћј“» ј,

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

» Ё“јѕџ –ј«¬»“»я





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 975 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

644 - | 503 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.