Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћичность




—уществует множество концепций личности, как мы уже могли заметить, знаком€сь с описанными в предыдущих главах периодами детства, отрочества и юности.  лассическое определение того, что €вл€етс€ существенно важным дл€ личности взрослого человека, принадлежит јбрахаму ћаслоу (1908-1970). “еори€ ћаслоу содержит разные конструкты, применимые к различным этапам развити€. ќднако она основываетс€ не на стади€х развити€, а на потребност€х, которые должен удовлетворить каждый человек, стрем€щийс€ реализовать свой потенциал и достичь своего чувства я. ÷елью жизни человека €вл€етс€ самоактуализаци€, т. е. полное развитие и применение своих талантов и способностей (Maslow, 1954, 1979). ѕотребность в самоактуализации помещаетс€ на вершине классической иерархии потребностей ћаслоу, которую часто изображают в виде пирамиды (рис. 14.2). ѕредставители гуманистической психологии, подобно ћаслоу, утверждают, что в процессе жизни мы посто€нно выбираем свое будущее. ћы подвержены вли€нию нашего опыта отношений с другими людьми, но сами определ€ем те направлени€, куда нам следует идти, и цели, которых должны достигать (May, 1986/1987).

„еловек может демонстрировать наличие у него потребности в самоактуализации или стремитьс€ к ее удовлетворению только после того, как будут удовлетворены его потребности более низких уровней, такие как потребность в пище, крове

–ис. 14.2. »ерархи€ потребностей по ћаслоу. ’от€ потребности высших уровней не менее важны, чем низшие, индивиды должны сначала удовлетворить потребности низшего пор€дка. ¬ первую очередь удовлетвор€етс€ потребность в выживании и в безопасности, а затем высшие потребности в принадлежности и в уважении. Ќа всем прот€жении жизни взрослые люди должны прорабатывать свои потребности в самоактуализации, чтобы полностью развить свой потенциал. »сточник: адаптировано по Maslow, 1954

√лава 14, ѕсихосоциальное развитие в ранней взрослости 605

и безопасности. Ћюди, живущие в услови€х депривации или посто€нной угрозы, веро€тнее всего, не будут озабочены реализацией своего внутреннего потенциала.  роме того, люд€м необходимо любить и быть любимыми, а также принадлежать к некоей группе, то есть иметь семью и занимать определенное положение в обществе.  роме того, мы нуждаемс€ в уважении; нам хочетс€, чтобы другие люди позитивно реагировали на нас различными способами, начина€ с простого одобрени€ наших навыков, личностных черт и достижений семьей и друзь€ми и заканчива€ широким общественным признанием и известностью. ћы стремимс€ также удовлетворить наши высшие когнитивные и эстетические потребности.

 акими качествами обладают люди, стрем€щиес€ к самоактуализации? ќбычно они отличаютс€ реалистичностью, хорошим чувством юмора, креативностью, созидательным началом и имеют позитивную я-концепцию. ќднако они не об€зательно должны быть совершенными. “акие люди иногда бывают раздражительными и своенравными, рассе€нными, сосредоточенными исключительно на реализации своего уникального потенциала.  роме того, они далеко не всегда €вл€ютс€ счастливыми, хот€ и испытывают пиковые переживани€, во врем€ которых бывают чрезвычайно довольны собой и своим местом в мире. ¬ ранней взрослости человек может лишь вступить на путь самоактуализации; путешествие к ней будет длитьс€ всю жизнь, и этой цели человек никогда полностью не сможет достичь.

√уманистический психолог  арл –оджерс (1902-1987) рассматривал эти проблемы с позиции психотерапевта. ќн пыталс€ раскрыть причины тревоги пациентов, их низкой самооценки и недостаточного чувства собственной значимости, а также трудностей, возникающих у них в процессе межличностного взаимодействи€. —огласно –оджерсу, суть человеческой природы составл€ют здоровые и конструктивные импульсы (Rogers, 1980). –ожда€сь, мы готовы быть хорошими людьми и нормальными членами общества, но по мере нашего развити€ общество часто Ђпортитї нас. –азные значимые фигуры, начина€ с родителей, предъ€вл€ют нам услови€ уважени€: делай это, не делай того, или ты будешь бестолковым, ничтожным человеческим существом. ” индивида, усваивающего такие услови€, развиваетс€ низка€ самооценка, воспри€тие себ€ как неудачника, а также по€вл€ютс€ посто€нные тревога и отча€ние. Ёти интернализованные услови€ станов€тс€ стандартами совершенства, которых невозможно достичь. –оджерс предлагал, чтобы мы распростран€ли на себ€ и других людей безусловное позитивное отношение, под которым он понимал полное прин€тие, без оговорок и каких-либо условий. Ѕудучи родителем, любите своего ребенка безусловно, независимо от его поведени€.  огда он ведет себ€ неправильно, наказывайте его, если это необходимо, но никогда не ставьте под удар чувство собственной значимости ребенка, ощущение того, что он любим.

—овременные теории личности вслед за Ёриксоном подчеркивают значимость идентичности. √овор€ словами —ьюзан ”итбурн и Ћоурен  оннэли (Whitboume, Connolly, 1999): Ђѕод идентичностью понимаетс€ самосто€тельна€ оценка индивидом наличи€ у себ€ разнообразных атрибутов, относ€щихс€ к физическим и когнитивным способност€м, чертам характера и мотивам, а также множества социальных ролей, в том числе работника, члена семьи и гражданина обществаї. ¬ажно, что идентичность в течение ранней взрослости и дальнейшей жизни не €вл€етс€ статичной.  ак отмечают вышеупом€нутые авторы, переживани€ и опыт индивида могут ассимилироватьс€ либо способствовать аккомодации идентично-

606 „асть IV. ¬зрослость

сти, и это происходит аналогично процессам, предложенным ѕиаже дл€ описани€ когнитивного развити€ (глава 2). ¬ свою очередь, создаетс€ впечатление, что среди взрослых каждой возрастной группы существуют три основных стил€ идентичности: люди, которые, отрыва€сь от реальности, считают себ€ неизменными. ќни преимущественно склонны к ассимил€ции; тег, кто преимущественно склонен к аккомодации и подвержен слишком сильным изменени€м под вли€нием личного опыта, а также уравновешенные люди, реалистично интегрирующие в своей идентичности и позитивные, и негативные переживани€. ѕоследний стиль €вл€етс€ наиболее здоровым подходом (Whitbourne, Connolly, 1999).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

342 - | 297 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.