Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбразы детства




 онцепции детства и отношение к дет€м сильно мен€лись на всем прот€жении отраженной в письменных источниках истории.

ќтносительно немного известно об отношении к дет€м (в противоположность отношени€ к взрослым) в доисторических, главным образом аграрных, цивилизаци€х, хот€ аграрные общества современной јфрики могут дать нам некоторые веро€тные параллели.  ак отмечалось „игдемом  аджицибаши (Cigdem Kagitcibasi, 1996), в таких обществах дети воспринимаютс€ как равноправные работники, внос€щие вклад в производство материальных ценностей. ћаленькие дети должны выполн€ть рутинные работы и поручени€ по уходу за домом, и их загруженность работой увеличиваетс€ по мере их взрослени€. «начительна€ часть дн€ ребенка в период среднего детства посв€щена работе.  роме того, подчеркиваетс€ необходимость строгого послушани€ детей в сельской јфрике, где жизнь полна опасностей. ¬озможно, в силу необходимости, это было наиболее типично и в доисторические, и в ранние исторические аграрные времена.

Ѕольше известно о детстве в некоторых древних западных цивилизаци€х. ѕо меньшей мере, мы знаем, что думали о предпочитаемых отношени€х к дет€м лидеры, крестоносцы и проповедники того времени. ¬ некоторых обществах ребенок был больше, чем просто материальна€ собственность. ¬ отдельных област€х ƒревней √реции нормой были строгое послушание и жестокие физические наказани€; в ƒревнем –име было повсеместно распространены убийство, продажа в рабство нежелательных или по другой причине ненужных детей (deMause, 1974). –одители могли эксплуатировать своего ребенка так, как только хотели. —ексуальное насилие над детьми было повсеместно распространено, и обычно они не имели никаких прав. ’от€ убийство ребенка было объ€влено незаконным в христианской ≈вропе в XII веке (deMause, 1974), общее отношение к дет€м начало существенно мен€тьс€ лишь к концу —редневековь€ (примерно к XVI веку).

ќколо 40 лет назад ‘илипп јрьес опубликовал свою полемическую, ставшую теперь классической книгу о детстве во ‘ранции эпохи —редневековь€ и начала Ќовой истории. ќна вышла в английском переводе под названием Ђ¬ека детства:

¬плоть до XVIII века детей считали самосто€тельными,

отвечающими за себ€ персонами, со своими собственными

интересами, как показано на картине ƒжона —инглтона  упли

Ђћальчик с луком и стрелойї (John Singleton Copley.

Boy with bow and arrow)

26 „асть I. Ќачало

социальна€ истори€ семейной жизниї (Centuries of childhood: a social history of family life, Philippe Aries, 1962). ¬ ней собраны данные, полученные јрьесом в результате анализа картин, рисунков, мемуаров и других документов. Ќа основании своей работы јрьес категорически за€вл€ет: Ђ¬ средневековом обществе не существовало даже самой идеи детстваї (р. 128). ќн признавал, что французское слово, имеющее своим значением пон€тие Ђдетствої, использовалось уже гораздо раньше Ч в XII веке, но утверждал, что его использование не было последовательным и что оно не относилось к тому периоду жизни, которое оно обозначает сегодн€. ¬ частности, в пользу мнени€ јрьеса свидетельствуют картины того времени, на которых дети всегда изображались в полном облачении взрослого человека, что, по всей веро€тности, поддерживает идею о том, что после 6 или 7 лет к дет€м относились как к Ђвзрослым в миниатюреї. ќжидалось, что они должны работать, обедать вместе с взрослыми, участвовать в общих беседах, произносить и выслушивать взрослые шутки, флиртовать (Aries, 1962; см. также Plumb, 1972).

Ѕыли ли јрьес и его сторонники точны в своих выводах? »ли их интерпретации были слишком прив€заны к стилю изобразительного искусства того времени? —ейчас сложилось общее мнение, что јрьес значительно преувеличил насто€щее положение дел (например, см. Pollock, 1983, 1987; Cunningham, 1996). ’от€ не существует сомнений в том, что в —редние века к дет€м относились иначе, чем теперь, имеетс€ немало документальных источников, свидетельствующих, что во многих аспектах они отличались от взрослых, а многие заключени€ јрьеса были ошибочными. Ќапример, ’ью  аннингем (Cunningham, 1996) подчеркивал, что в средневековой литературе содержатс€ многочисленные упоминани€ стадий развити€, приход€щихс€ на период детства, а также наставлений родител€м по воспитанию детей.

¬ любом случае, ученые соглашаютс€, что после начала XVI века детство начали считать периодом невинности, как и сегодн€ во многих культурах, несмотр€ на существенные различи€ между разными обществами в ожидани€х, предъ€вл€емых к дет€м относительно работы, игр и посещени€ школы. ќсобенно в западных обществах родители пытались защитить детей от крайностей и пороков мира взрослых. ƒети стали меньше рассматриватьс€ как безым€нные члены клана или общины и больше Ч как индивидуумы, относ€щиес€ к своим семь€м.   XVIII веку это отношение получило широкую поддержку, по меньшей мере среди представителей среднего класса, и дет€м приписывалс€ особый статус самосто€тельных личностей (Aries, 1989; Gelis, 1989).

ќднако многие до сих пор считали детей Ђактивамиї, эксплуатировали их и заставл€ли работать, часто подверга€ серьезным физическим наказани€м. Ќапример, в —Ўј только в конце XIX века дети получили специальные права, так как вступили в силу законы о труде детей и об об€зательном посещении школы (Kett, 1977). ≈ще позже были изданы законы против жестокого обращени€ с детьми, ограничивающие применение физических наказаний. “ем не менее даже сегодн€ все еще широко используютс€ некоторые их формы. ќколо 80% родителей в —Ўј хот€ бы врем€ от времени шлепают своих детей (Murray, 1996a). “ем временем в некоторых странах любое применение телесных наказаний к дет€м объ€влено незаконным (Murray, 1996b).

ƒетство в XXI веке. ¬ начале этого века продолжаетс€ переход к более гуманному отношению к дет€м и практикам воспитани€. ѕрава детей сейчас защищены

√лава 1. ѕерспективы и методы исследовани€ 27

законом в большей части мира. ƒаже в этих услови€х особенности осмыслени€ детства и примен€емые формы воспитани€ все еще значительно варьируют в различных культурах.

Ќапример, €понские дети до 3-летнего возраста обычно сп€т со своими родител€ми, дедушками, бабушками или брать€ми и сестрами (Nugent, 1994). ¬идимо, такие услови€ сна по€вились как составна€ часть процесса социализации, призванна€ усилить развитие близких отношений между детьми, их родител€ми и другими людьми и говор€ща€ о том, что в данной культуре ценитс€ коллективна€ гармони€. ¬ культурах, наход€щихс€ во многих част€х света и проповедующих примат коллектива, группа имеет приоритет перед индивидом. —ледовательно, процессы социализации и освоени€ культурных норм содержат акцент на научении принадлежности к группе любого уровн€, от семьи и местной общины до общества или нации в целом. —отрудничество ставитс€ выше, чем конкуренци€. √рупповые достижени€ предпочтительнее личных, благополучие группы Ч дороже благополучи€ индивида, и самопожертвование часто воспринимаетс€ как должное.  оллективистские культуры во всем усиливают взаимозависимость, что имеет последстви€ дл€ многих аспектов развити€ личности, таких как лична€ идентичность и самовоспри€тие в детстве и далее в течение всей жизни.

ќднако, например, в —Ўј к трехлетнему возрасту дети, веро€тнее всего, сп€т одни в отдельной комнате Ч такие услови€ способствуют индивидуальности и помогают дет€м адаптироватьс€ к обществу, в котором ценитс€ независимость (Nugent, 1994). »ндивидуалистические культуры (например, —оединенные Ўтаты јмерики) Ч преимущественно западные культуры, процесс социализации в которых происходит иначе, нежели в коллективистских культурах.  онкуренци€ в них обычно преобладает над сотрудничеством, а личные достижени€ чаще всего цен€тс€ выше, чем групповые. ќсновной акцент ставитс€ на свободе индивида и выбора. » все же коллективистские и индивидуалистические культуры не €вл€ютс€ полными противоположност€ми друг другу. » в тех и в других чрезвычайно важным считаетс€ умение ладить с другими, способность стать продуктивным членом общества.   этой теме мы вернемс€ в последующих главах.

Ќа отношение к детству в различных культурах вли€ют экономические факторы. ќбычно в более благополучных семь€х насчитываетс€ меньше детей. »ме€ меньше детей, родители испытывают меньшую необходимость в их обеспечении и поэтому получают больше времени, чтобы играть со своими детьми, обучать их. —леду€ нехитрой логике, те общества, в семь€х которых растут гораздо больше детей, испытывают соблазн пораньше превратить детей в рабочую силу, вместо того чтобы направл€ть их в школы. Ќа рис. 1.1 показано процентное соотношение населени€ до 15 лет в различных странах.

Ѕолее впечатл€ющий пример случа€, когда детство не €вл€етс€ особым и защищенным временем жизни, это вынужденное участие сотен тыс€ч детей в этнических войнах, бушующих в различных част€х јфрики, наблюдаемое и спуст€ 20 лет после выхода данной книги (см. Ђ–азвитие в услови€х современной жизниї).

»так, что такое детство?  то такие дети и как следует с ними обращатьс€? Ћучший ответ на каждый из этих вопросов: Ђ«ависит от каждого конкретного случа€ї. ѕознакомьтесь с некоторыми пословицами, имеющими хождение в различных культурах и отражающими противоположные мнени€. ќни собраны ’е-с”сом ѕаласиосом (Palacios, 1996) (табл. 1.3).

28 „асть I. Ќачало

“аблица 1.3 »збранные пословицы, отражающие культурные различи€ в установках по отношению к детству и к воспитанию детей

Ќиже привод€тс€ некоторые из пословиц ѕаласиоса, касающиес€ установок родителей по отношению к детству и характеристикам детей.

Ђƒети Ч это вечное брем€ на шееї (€понска€ пословица)

Ђ—частливы родители, имеющие троих детейї (€понска€ пословица)

ЂЌельз€ приставить голову старика к молодым плечамї (финска€ пословица)

Ђўенки думают лишь об игреї (французска€ пословица)

Ђ”стами младенца глаголет мудростьї (польска€ пословица)

Ђ” маленьких стен большие ушиї (английска€ пословица)

Ђ–ебенок, который всегда первый, никогда не бывает одинокимї (финска€ пословица)

Ђ¬рем€ Ч лучший учительї (румынска€ пословица)

 роме того, ѕаласиос замечал, что существует гораздо больше пословиц о воспитании детей, в которых акцент ставитс€ на наказании, а не на других альтернативах. «десь привод€тс€ примеры пословиц каждого типа:

ѕословицы о воспитании при помощи наказани€

Ђ«олоту нужен счет, а ребенку Ч кнутї (еврейска€ пословица)

Ђ∆алеть розгу Ч портить ребенкаї (международна€ пословица)

Ђ” жалостливой матери Ч паршива€ (капризна€) дочьї (английска€ пословица)

ЂЋюбимому ребенку Ч розгу; нелюбимому Ч коврижкуї (корейска€ пословица)

ѕословицы о воспитании без помощи наказани€

Ђ≈сли ты хочешь, чтобы твои ученики слушали теб€, забудь о розгеї (румынска€ пословица)

Ђ¬ино и детей нужно растить с заботойї (испанска€ пословица) »сточник: Palacious, 1996.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

2130 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.