Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ј. Ѕ. јгапов 26 страница




 јдминистративные нормы закона, побуждающие адресата к действию, обусловленному правовым предписанием, отличаютс€ от императивных норм: в первом случае религиозные объединени€ обладают возможностью избрать должную альтернативу поведени€ по своему усмотрению.   альтернативным нормам относ€тс€ прежде всего положени€ закона, регламентирующие процедуру государственной регистрации. ¬озможность участи€ в регистрационных отношени€х обусловлена только волеизъ€влением религиозной группы; органы исполнительной власти не вправе настаивать на об€зательной регистрации.

 ќсобую разновидность административных норм составл€ют предписани€ ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї, предусматривающие односторонние об€зательства органов исполнительной власти. ¬ частности, должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе св€щеннослужител€ по исповедальным обсто€тельствам. –азглашение тайны исповеди не допускаетс€ даже в случае т€жких уголовных преступлений или административных проступков, тем самым ‘едеральный закон Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї предусматривает иммунитет св€щеннослужителей в сферах административной и уголовной юрисдикции. ”частие св€щеннослужител€ в следственных действи€х обусловлено не нормами права, а конфессиональными установлени€ми, но только в случае, если разглашение исповедальных обсто€тельств допускаетс€ каноническими предписани€ми.

ќдной из причин полемики, предшествовавшей прин€тию ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї, €вились различи€ в статусе религиозных групп и религиозных организаций. ¬ременной ценз, предусмотренный указанным ‘едеральным законом, распростран€лс€ лишь на конфессиональные объединени€, которые могут быть созданы только в форме юридического лица. ƒе€тельность религиозных групп, не претендующих на осуществление правомочий юридического лица, зависит исключительно от намерений их приверженцев и не обусловлена фактом государственной регистрации. ќднако отсутствие правового положени€ юридического лица далеко не всегда влечет за собой ограничени€ гражданской и административной правоспособности: дееспособные члены религиозной группы вправе приобретать и осуществл€ть имущественные и личные неимущественные права и участвовать в предпринимательской де€тельности, не облада€ правомочи€ми юридического лица. “аким образом, различи€ в имущественном статусе физических и юридических лиц не могут преп€тствовать разрешению межконфессиональных противоречий, так же как и противоречий между конфесси€ми и государством.

17.6. –усска€ православна€ церковь и исполнительна€ власть

¬ преамбуле ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї подчеркиваетс€ особа€ роль православи€ в истории –оссии, становлении и развитии ее духовности и культуры. –усска€ православна€ церковь (–ѕ÷) представл€ет собой особый тип религиозного объединени€. Ќыне действующа€ церковна€ организаци€ объедин€ет дес€тки миллионов приверженцев, она непосредственно св€зана со становлением и развитием государственности и общественного самосознани€ русского народа. —татус –ѕ÷ несовместим с ее непосредственным участием в государственном управлении, однако духовный авторитет ÷еркви содействует начинани€м исполнительной власти, укрепл€€ тем самым устои российской государственности.

Ќезависимость –ѕ÷ св€зываетс€ с фактом предоставлени€ в 1589 г.  онстантинопольским патриархатом автокефалии –усской церкви[550]. — точки зрени€ канонического права автокефали€ означает независимость, самоуправление православных церквей Ч Ѕолгарской, —ербской, –усской, Ёлладской, –умынской, јлбанской и др. ”чреждение патриаршества в –усской церкви относитс€ к 1589 г. ѕервый ѕатриарх ћосковский и все€ –уси »ов был поставлен при участии ¬селенского ѕатриарха »еремии II во врем€ царствовани€ ‘едора »оанновича. ћеханизм взаимоотношений –ѕ÷ и государственной власти подвергалс€ неоднократным изменени€м как в патриарший (1589Ч1721), так и в синодальный (1721Ч1918) периоды. «ахват власти в –оссии большевиками и последующие дес€тилети€ характеризуютс€ активным богоборчеством во всех его про€влени€х: от осквернени€ св€тынь –усской православной церкви до физического уничтожени€ ее иерархов. —оветска€ власть рассматривала и сугубо церковные проблемы, непосредственно затрагивающие статус высших органов управлени€ –ѕ÷. ¬ 1925Ч1943 гг. советские власти преп€тствовали избранию высшего иерарха –усской православной церкви. ¬ это же врем€ заметно усилились и иные про€влени€ религиозной нетерпимости, выразившиес€ в ужесточении репрессивной, антицерковной политики государственного атеизма. √осударственный режим стремилс€ разрушить вековые устои духовности, основанной на традици€х православного миросозерцани€. Ётот период ознаменован начавшимс€ в 1928 г. и продолжавшимс€ вплоть до ¬еликой ќтечественной войны массовым закрытием церквей: из имевшихс€ в 1928 г. более 30 тыс. приходов (две трети от довоенного количества) в ведении –ѕ÷ к 1941 г. осталось 4,5 тыс.[551]

ѕериод после ¬еликой ќтечественной войны и примерно до 1958 г. характеризовалс€ упрочением взаимоотношений государственных властей и –ѕ÷, чему во многом содействовала роль ÷еркви в подъеме патриотического движени€ в годы войны. »сполнительна€ власть не преп€тствовала открытию новых приходов на освобожденных территори€х, особенно в Ѕелоруссии и на ”краине: в 1946 г. юрисдикци€ –ѕ÷ распростран€лась на 10 544, а к 1949 г. Ч уже на 14 477 приходов; были возобновлены богослужени€ в “роице-—ергиевой лавре; открылись ћосковска€ и Ћенинградска€ духовные академии. ќднако в 1958Ч1964 гг. вновь возобновились санкционированные партийно-государственным руководством прежние методы антирелигиозной политики. јрхиерейский собор –ѕ÷ 18 июл€ 1961 г. был вынужден под давлением государственных властей устранить св€щеннослужителей от участи€ в приходском собрании и приходском совете, запретив им заниматьс€ хоз€йственными делами религиозных общин. Ётот период характеризовалс€ закрытием и уничтожением многих церквей на всей территории ———–. ¬ ћосковской епархии в то врем€ было закрыто более половины храмов; из 285 приходов, существовавших в ƒнепропетровской и «апорожской епархи€х, осталось лишь 49; число монастырей, находившихс€ в введении –ѕ÷, сократилось с 47 до 16[552]. ћассовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено после освобождени€ от должности в окт€бре 1964 г. председател€ —овета ћинистров ———– Ќ. —. ’рущева. Ќо все же православные приходы продолжали закрыватьс€, их число в 1981 г. сократилось до 7007. »зменение государственной политики по отношению к –ѕ÷ ознаменовано реорганизацией в партийно-государственном руководстве ———– в 1985Ч1989 гг.

¬ период 1945Ч1988 гг. статус –ѕ÷ определ€лс€ ѕоложением об управлении –усской православной церкви, где ѕатриарху отводилась главенствующа€ роль во взаимоотношени€х ÷еркви с государственной властью. —егодн€ взаимоотношени€ ÷еркви с исполнительной властью нар€ду с федеральным законодательством регламентируют внутренние установлени€ –ѕ÷, прежде всего ”став об управлении –усской православной церкви, прин€тый ѕоместным собором 8 июн€ 1988 г.

Ќеучастие –ѕ÷ в государственном строительстве и осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествл€ть с отстраненностью клириков, прихожан и объединившей их церковной организации от решени€ судьбоносных внутриполитических проблем. ¬се органы внутрицерковного управлени€ –ѕ÷ обладают потенциальной возможностью участвовать в де€тельности органов исполнительной власти. –азработка основ взаимоотношений –ѕ÷ и государства отнесена к ведению высшего конфессионального органа Ч ѕоместного собора. ¬ период, когда ѕоместный собор не созываетс€, указанные полномочи€ осуществ≠л€ютс€ подотчетным ему органом Ч јрхиерейским собором –ѕ÷. ѕоместный и јрхиерейский соборы €вл€ютс€ представительными органами –ѕ÷, различающимис€ периодичностью их созыва: ѕоместный собор должен созыватьс€ не реже одного раза в п€ть лет, тогда как перерывы в заседани€х јрхиерейского собора не могут превышать два года. ѕоместный собор в сравнении с јрхиерейским собором обладает более значимыми представительскими полномочи€ми: его членами по должности €вл€ютс€ прав€щие и викарные архиереи –ѕ÷, клирики, монашествующие и мир€не, избираемые дл€ участи€ в его работе по квоте, устанавливаемой —в€щенным синодом. ¬ де€тельности јрхиерейского собора участвуют все епархиальные архиереи, а также архиереи, возглавл€ющие синодальные учреждени€ и духовные школы. “аким образом, только ѕоместный собор обладает статусом высшего представительного органа коллегиального управлени€ –ѕ÷, правомочного определ€ть основы взаимоотношений ÷еркви и мирской власти. —в€щенный синод Ч единственный посто€нно действующий орган внутрицерковного управлени€ Ч осуществл€ет полномочи€ ѕоместного и јрхиерейского соборов в период между их заседани€ми. ѕериодичность работы летней (март Ч август) и зимней (сент€брь Ч февраль) сессий —инода подтверждают его статус посто€нно действующего коллегиального органа внутрицерковного управлени€.

ѕредседательствующий на заседани€х —инода ѕатриарх –ѕ÷ вправе приостановить решение —инода по любым внутрицерковным вопросам, впредь до разрешени€ коллизий јрхиерейским собором. —инод €вл€етс€ коллегиальным исполнительным органом, в его ведении находитс€ реализаци€ политики взаимоотношений ÷еркви с федеральными власт€ми, разработанной и утвержденной ѕоместным и јрхиерейским соборами. ¬ качестве подотчетного им органа —инод не вправе вносить коррективы в концепцию взаимоотношений –ѕ÷ с мирской властью. —инод представл€ет собой редкую разновидность коллегиального органа управлени€ общественным объединением, в его состав вход€т две разновидности посто€нных членов. ѕомимо высших иереев –ѕ÷ (митрополитов  иевского, √алицкого, ѕетербургского и Ќовгородского,  рутицкого и  оломенского, ѕатриаршего экзарха все€ ”краины), в состав —инода вход€т также лица в архиерейском сане, возглавл€ющие важнейшие синодальные учреждени€: управл€ющий делами ћосковской патриархии и председатель отдела внешних церковных сношений. –ешени€ высших органов церковного управлени€ Ч ѕоместного и јрхиерейского соборов и —инода Ч в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. ¬ случае кризисных ситуаций высшие органы ÷еркви, руководству€сь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны содействовать примирению противоборствующих сторон.

¬ажнейшие функции взаимоотношений мирской и церковной властей осуществл€ютс€ на епархиальном уровне. ¬ соответствии с ”ставом об управлении –ѕ÷ епархиальный архиерей €вл€етс€ Ђполномочным представителем ÷еркви перед государственными власт€ми по вопросам, относ€щимс€ к его епархииї[553]. јрхиерей обладает неограниченными полномочи€ми в осуществлении собственной политики взаимоотношений с исполнительной властью. ≈пархиальные собрани€ и совет обладают лишь совещательными функци€ми и не вправе воспреп€тствовать любым начинани€м архиере€[554].

¬ажнейшим структурным элементом епархии €вл€етс€ приходска€ община, объедин€юща€ клириков и мир€н: все основные разновидности публичных отношений (среди них регламентаци€ правомочий собственника на здани€ и сооружени€ культового назначени€, церковную утварь и иное имущество) возникают, измен€ютс€ и прекращаютс€ на приходском уровне. ¬заимодействие приходов с исполнительной властью не ограничиваетс€ имущественными отношени€ми. ѕриходские общины подлежат регистрации в органах юстиции, последние также контролируют их де€тельность. ѕриходское собрание и его подотчетный орган Ч приходской совет вправе владеть, пользоватьс€ и распор€жатьс€ церковным имуществом, вступа€ с этой целью в об€зательственно-правовые отношени€ с органами исполнительной власти. –еализаци€ оперативных договорных об€зательств отнесена к ведению насто€тел€ храма, который, как правило, и €вл€етс€ председателем приходского совета. Ќасто€тель также осуществл€ет полномочи€ распор€дител€ денежных средств прихода.

“аким образом, в сфере имущественных отношений с исполнительной властью органы приходского управлени€ действуют автономно и не св€заны решени€ми епархиального архиере€ Ч к его ведению отнесены исключительно полномочи€ канонического руководства приходом, вход€щим в состав епархии.

17.7. ¬нутренние установлени€ религиозных организаций

ƒействующее законодательство к неотъемлемому праву религиозных организаций относит издание ими внутренних установлений, к которым прежде всего относ€тс€ уставы, регламентирующие статус религиозного объединени€ в его взаимоотношени€х с государством, а также основы его внутриорганизационной де€тельности (так называемые общегражданские уставы). ќни представл€ютс€ в ћинюст –оссии или его территориальные органы дл€ регистрации объединений. ќсновные требовани€ к содержанию общегражданских уставов изложены в ст. 10 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї.

ѕомимо общегражданских уставов, конституирующих правовое положение объединений, последние располагают установлени€ми, регулирующими многочисленные разновидности религиозной обр€довой и церемониальной де€тельности. “акие установлени€, в отличие от общегражданских, предназначены дл€ опосредовани€ сугубо внутренней де€тельности конфессии (определени€ —в€щенного синода, указы св€тейших патриархов, нормы поведени€, взаимоотношени€ во врем€ служб и т.д.), поэтому в государственной регистрации они не нуждаютс€.

¬нутрицерковные установлени€, как правило, основываютс€ на синодальной иерархии источников. ¬ –усской православной церкви к наиболее авторитетным духовным источникам внутрицерковных установлений относ€т канонический кодекс вселенской ѕравославной церкви Ч правила јпостольские, ¬селенских и ѕоместных соборов и —в€тых отцов.

–ассматрива€ проблему иерархической соподчиненности источников внутрицерковных установлений, следует учитывать, что, в отличие от права общегражданского, важнейшим критерием разграничени€ тех или иных конфессиональных источников может быть только их духовный авторитет, пон€тие Ђюридическа€ силаї, используемое в научном обиходе современных юристов и законотворческой технике, здесь едва ли применимо. »менно поэтому вышеупом€нутое собрание канонов вселенской ѕравославной церкви превосходит по своей авторитетности прин€тый ѕоместным собором –ѕ÷ 8 июн€ 1988 г. ”став об управлении –ѕ÷.

“от же самый иерархический принцип соподчиненности внутрицерковных источников присущ и другим конфесси€м, упом€нутым в преамбуле ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї. ¬ажнейшими из таких источников €вл€ютс€, как правило, кодифицированные сборники основополагающих норм вероисповедани€, затем по значимости следуют указани€ по внутрицерковным проблемам руководителей (духовных наставников) данных конфессий, изданные коллегиально или единолично. »здание актов такого типа регламентировано законодательством многих европейских стран, в частности новым  онкордатом »таль€нской –еспублики от 18 феврал€ 1984 г.

¬нутрицерковные установлени€ религиозных организаций в некоторых случа€х догматичны Ч это, как правило, нормы, устанавливающие конфессиональные отношени€, базирующиес€ на неизменных источниках ÷еркви, определ€ющих духовные устои данного вероучени€.

—тать€ 15 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї определ€ет основы статуса внутренних установлений религиозных организаций, т.е. конфессиональных объединений, уже зарегистрированных в органах юстиции. ¬ то же врем€ указанный ‘едеральный закон не предусматривает каких-либо ограничений в издании актов внутрицерковного управлени€ и дл€ религиозных групп (ст. 7). ƒанным ‘едеральным законом предусмотрено, что издание конфессиональными объединени€ми актов внутрицерковного управлени€ Ђне должно противоречить законодательству –оссийской ‘едерацииї, т.е. законам и подзаконным актам, регламентирующим их де€тельность.

ƒругой неотъемлемый атрибут издани€ внутрицерковных установлений религиозными организаци€ми заключен в том, что соответствующие субъекты обладают гражданской правоспособностью юридического лица (ст. 49 √  –‘), т.е. организаци€ в этом случае обладает гражданскими правами и несет об€занности, предусмотренные их уставными актами. ¬озникновение гражданской правоспособности религиозных организаций обусловлено завершением регистрационных отношений с органом юстиции. √ражданска€ правоспособность религиозных организаций в полном объеме наступает после выдачи лицензии Ч специального разрешительного документа, санкционирующего осуществление религиозными организаци€ми предпринимательских полномочий (п. 3 ст. 49 √  –‘). ћногие виды предпринимательской де€тельности религиозных организаций, предусмотренные их уставами, осуществл€ютс€ на основе лицензий, выданных федеральными службами (в редких случа€х Ч другими федеральными лицензирующими органами).

ѕринцип уважени€ государством внутренних установлений религиозных организаций, установленный п. 2 ст. 15 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї, означает прежде всего обеспечение публичными органами действенности актов церковного управлени€ в богослужебной де€тельности. “ермин Ђгосударствої, упом€нутый в п. 2 ст. 15 указанного ‘едерального закона, следует понимать в том буквальном значении, который дан ему действующей правовой системой –оссийской ‘едерации, прежде всего ее  онституцией. √осударственно-правовой статус распростран€етс€ на республики в составе –оссийской ‘едерации (ч. 2 ст. 5  онституции –‘), однако последние не обладают правомочи€ми суверенного государства. ¬нутренние акты религиозных организаций не должны противоречить законам и иным правовым актам, принимаемым не только –оссийской ‘едерацией в целом или республиками в ее составе, но и соответствующим актам, принимаемым любыми другими субъектами –‘, не обладающими, в отличие от российских республик, государственно-правовым статусом, т.е. уставам, законам и подзаконным актам краев, областей, городов федерального значени€, автономной области, автономных округов, ведомственным актам, принимаемым на основе предписаний ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї[555]. “аким образом, государственные органы субъектов –‘ в соответствии с конституционными установлени€ми об€заны обеспечить возможность реализации гражданами их прав (например, защиту со стороны органов внутренних дел беспреп€тственного осуществлени€ обр€довой и церемониальной де€тельности).

¬ п. 2 ст. 15 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї воспроизведен термин Ђуважениеї, редко упоминаемый в законодательстве и относ€щийс€ к категории моральных терминов. —амо по себе это слово практически всегда употребл€етс€ применительно к конкретному человеку, но не корпоративному образованию. ќднако филологическое истолкование того или иного термина отнюдь не следует отождествл€ть с его правовой значимостью. ѕринцип уважени€ государством внутрицерковных установлений следует воспринимать следующим образом:

государство в лице публичных органов обеспечивает защиту права собственности конфессиональных объединений, закрепленного их внутрицерковными установлени€ми;

государство и прежде всего органы исполнительной власти об€заны обеспечить все права и услови€ де€тельности религиозных объединений, в том числе и не прошедших государственную регистрацию, защитить их от противоправных пос€гательств[556].

17.8. –егламентации обр€довой и церемониальной де€тельности

–елигиозные организации вправе основывать и содержать недвижимые объекты культового назначени€ и, руководству€сь правомочи€ми юридического лица (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 √  –‘), определенными их уставами, вправе приобретать такие объекты в собственность. ¬ ‘едеральном законе Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї говоритс€ об Ђиных местах и объектахї, также предназначенных дл€ отправлени€ религиозных культов. ¬ообще в нем часто употребл€ютс€ пон€ти€ Ђкультї и Ђрелиги€ї.  омментаторы, в том числе и религиозные, не склонны к их отождествлению. ѕрежде всего следует отметить, что в научной литературе и законотворчестве термин Ђкультї по€вилс€ лишь в начале XX в. ¬ словаре ƒал€ это слово вообще отсутствует, толковые и синонимические словари современного русского €зыка не во всех значени€х св€зывают его с религией. ¬ правовом смысле термин Ђкультї следует понимать как совокупность обр€довых и церемониальных действий, свидетельствующих об устойчивом духовном преклонении адептов конфессии, их беззаветном, созидательном служении канонам вероучени€. ѕод Ђиными местами и объектамиї обычно понимаютс€ не только традиционные объекты, где провод€тс€ богослужени€ (православные и буддийские храмы, мечети, синагоги, монастыри и т.д.), но и молитвенные дома религиозных групп. ”казанные объекты должны служить своему религиозному предназначению, определенному уставами религиозной группы, т.е. быть местом богослужений, молитвенных и религиозных собраний и т.п. »ное использование объектов недвижимости культового назначени€, например дл€ проведени€ в них митингов, манифестаций и т.п., будет противоречить правилам п. 1 ст. 16 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї, в соответствии с которым возможно только целевое использование указанной недвижимости. ѕротивоправное использование храмов и других культовых зданий не следует отождествл€ть с осуществлением религиозно-культовых функций, например проведением проповедей в православных и иных храмах, в которых нар€ду с проблематикой духовного свойства рассматриваютс€ и пр€мо относ€щиес€ к теме проповеди политико-правовые проблемы.

  местам религиозного почитани€ (паломничества) относ€тс€ объекты особого духовного поклонени€ приверженцев различных вероисповеданий: города (ћекка дл€ мусульман), особые территориальные образовани€ (район горы јфон (—в€той горы) на полуострове јйон-ќрос в √реческой –еспублике), обладающие особой административной юрисдикцией монастыри –усской православной церкви, места захоронени€ людей, прославившихс€ подвижнической, духовной жизнью, и т.п. »ногда объекты религиозного поклонени€ совпадают дл€ адептов различных вероучений, например »ерусалим представл€ет собой объект паломничества христиан, иудеев и мусульман. ¬ этом случае религиозные организации, организующие паломничество, не вправе преп€тствовать адептам других вероисповеданий в организации молитвенных (религиозных) собраний, предшествующих паломничеству. “аким образом, термин Ђпаломничествої, прежде употребл€вшийс€ по преимуществу в смысле поклонени€ приверженцев различных религий основам вероучени€, следует понимать в расширенном толковании Ч как духовную и церемониальную де€тельность религиозной организации. ¬ соответствии с п. 2 ст. 16 ‘едерального закона Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї при толковании этих предписаний необходимо иметь в виду ≠следующее:

а) объекты обр€довой конфессиональной де€тельности ограничены законом;

б) установлена беспреп€тственность совершени€ обр€довой де€тельности в указанных объектах;

в) перечень объектов религиозного почитани€, где совершаетс€ религиозна€ обр€дова€ де€тельность, может быть определен как внутрицерковными установлени€ми, так и нормативными актами органов государственной власти, чаще всего Ч исполнительной.

Ѕогослужени€ отличаютс€ от обр€довой и церемониальной де€тельности. Ѕогослужение следует понимать как почитание Ѕога в соответствии с церемониальными действи€ми, определенными внутриконфессиональными актами; формой такого почитани€ может быть церковна€ служба. –елигиозный обр€д, или церемони€, Ч пон€тие более широкое и представл€ет собой совокупность всех действий, установленных внутриконфессиональными актами, например, к таковым следует относить обр€д крещени€, церковного благословени€ на брак после его регистрации в органах «ј√— (дл€ православных).   ним также относ€тс€ осуществление прав и об€занностей клириков, наказани€ дл€ мир€н-вероотступников, церковные наказани€ дл€ духовных лиц, регулируемые каноническими предписани€ми, и т.п. –елигиозна€ и обр€дова€ де€тельность может совершатьс€ только в объектах, указанных в уставах религиозных организаций, и иных местах, если осуществление действий духовного почитани€ не будет преп€тствовать зарегистрированным уставам. ѕрежде всего это территории, непосредственно прилегающие к храму или иному культовому зданию; к остальным объектам, где обр€дова€ де€тельность совершаетс€ беспреп€тственно, относ€тс€ места паломничества, кладбища, крематории, жилые помещени€ и другие объекты.

ќбъекты, предоставленные религиозным организаци€м дл€ осуществлени€ обр€довой де€тельности, выбираютс€ не по усмотрению религиозного объединени€, а завис€т от санкции исполнительной власти. Ќапример, дл€ осуществлени€ религиозной и обр€довой де€тельности органы исполнительной власти могут передавать в собственность (владение, распор€жение) большие объекты культового назначени€, использовавшиес€ в услови€х упраздненной политико-правовой системы в мирских цел€х, либо пустующие храмы, монастыри, мечети, синагоги, кирхи и т.д. ћирска€ власть вправе выдел€ть в собственность конфессии специальные участки дл€ застройки их объектами культового почитани€. Ќаконец, любой из вышеуказанных объектов предоставл€етс€ религиозному объединению дл€ использовани€ по целевому назначению, т.е. исключительно дл€ совершени€ богослужебной и иной обр€довой религиозной де€тельности.

ѕод беспреп€тственностью совершени€ религиозных обр€дов понимаютс€ гарантии, предоставл€емые государством дл€ осуществлени€ церемониальной де€тельности, например, пресечение сотрудниками органов внутренних дел беспор€дков, происход€щих в местах конфессионального почитани€, охрану иерархов –ѕ÷ и церковнослужителей других религий при проведении религиозных или обр€довых меропри€тий и т.п.[557]

√осударством гарантируетс€ осуществление гражданской и административной правоспособности религиозных объединений при проведении религиозной и обр€довой де€тельности в случае соответствующего уведомлени€ должностных лиц и по согласованию с ними: в государственных учреждени€х, действующих в сферах здравоохранени€, системах министерств и ведомств, осуществл€ющих социальную и пенитенциарную политику. –елигиозные организации вправе осуществл€ть указанную де€тельность при соблюдении следующих, определенных законом условий:

а) наличие волеизъ€влени€ наход€щихс€ в публичных учреждени€х граждан;

б) осуществление рассматриваемых видов де€тельности представл€ет собой право религиозной организации, т.е. она может отказать мир€нам в осуществлении обр€довой де€тельности даже при наличии их просьбы;

в) администраци€ государственных учреждений об€зана предоставить специальные помещени€ дл€ богослужебной де€тельности.

”»  –‘, определ€€ режим исполнени€ наказани€, не предусматривает осуществление религиозных обр€дов, но и не запрещает их. ќсуществление обр€довой де€тельности на объектах уголовно-исполнительной системы (”»—) имеет свои особенности, а именно:

а) обеспечение любых религиозных обр€дов гарантируетс€ государством при условии наличи€ волеизъ€влени€ осужденного и св€щеннослужител€;

б) осуществление обр€довой де€тельности в местах лишени€ свободы не должно нарушать правил внутреннего распор€дка соответствующего пенитенциарного учреждени€, а также ущемл€ть права (в том числе и религиозные) других осужденных;

в) возможность посещени€ мест богослужени€, наход€щихс€ за пределами пенитенциарного учреждени€, определ€етс€ руководством объекта ”»— с учетом режима содержани€ осужденного;

г) обр€дова€ де€тельность осужденных, дл€ которых предусмотрены особые меры изол€ции (осужденные к аресту, лишению свободы, содержащиес€ в одиночных камерах, помещени€х камерного типа и др.), ограничена, но в то же врем€ им разрешено приглашать св€щеннослужителей и осуществл€ть культовую де€тельность в специально выдел€емых в этих цел€х помещени€х (исполнение обр€довой де€тельности допускаетс€ и дл€ т€желобольных осужденных). ѕредоставление соответствующих помещений €вл€етс€ об€занностью администрации мест лишени€ свободы (ч. 4 ст. 14 ”»  –‘).

‘едеральным законом Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї регламентируетс€ также и обр€дова€ де€тельность военнослужащих. ¬ толковании соответствующих предписаний указанного ‘едерального закона необходимо иметь в виду следующее. ¬о-первых, право свободы совести военнослужащих не должно преп€тствовать осуществлению их служебных об€занностей; именно в этом смысле следует понимать положение указанного ‘едерального закона об ограничении их религиозных свобод воинскими уставами Ч подзаконными актами. ¬о-вторых, предоставление условий военнослужащим дл€ отправлени€ религиозных культов представл€ет собой право, но не об€занность командовани€ воинских частей.

¬ более пространной форме богослужебные права военнослужащих урегулированы не ‘едеральным законом Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї, а прин€тым позднее ‘едеральным законом от 27 ма€ 1998 г. є 76-‘« Ђќ статусе военнослужащихї. ќн предусматривает некоторые существенные ограничени€ свободы совести военнослужащих, а именно: военнослужащие вправе участвовать в обр€довой де€тельности (в том числе и в богослужени€х) только как частные лица; распространение основ вероучени€, посв€щение в них других лиц, осуществл€ющих военно-служебные об€занности, не допускаетс€ (например, военнослужащий не вправе распростран€ть религиозную литературу в воинской части и т.д.). Ќаконец, дл€ осуществлени€ своего права на свободу совести военнослужащие должны получить предварительную санкцию командира, который не об€зан предоставл€ть необходимые услови€ военнослужащим дл€ религиозно-обр€довой де€тельности (ст. 9 ‘едерального закона Ђќ статусе военнослужащихї), но в то же врем€ может удовлетворить просьбу верующего.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

576 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.