Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 4 конфигурации культуры как акцентуации в развитии системы аффективной организации сознани€




ѕрежде всего нам хотелось бы уточнить, что мы не можем сказать в этой части ничего нового тому, кто серьезно занимаетс€ культурологией. Ѕолее того, наше обращение к данной теме в большой степени корыстно. ѕонима€, что формы культуры, в которых развиваетс€ человек, должны быть изоморфны живой, активной системе индивидуального сознани€, мы надеемс€ именно в данных культурологии найти поддержку, подтверждение правильности нашего хода мысли ѕри реконструкции модели индивидуальной аффективной жизни.

4.1
Ђ»наче организованные душиї

ќбсужда€ общие закономерности аффективной организации сознани€, мы говорили о том, что в зависимости от актуализации различных конкретных задач адаптации, на ее общей основе могут создаватьс€ множественные функциональные системы. (јналогично тому, как ј. –. Ћури€ рассматривает создание функциональных систем на основе общей де€тельности мозга.) јкцентуаци€ развити€ механизмов разных уровней определ€ет формирование различных, более или менее стойких, конфигураций сознани€. ƒалее, мы проанализируем возможность развити€ устойчивых индивидуальных типов аффективной организации, св€занных с нашими врожденным" индивидуальными особенност€ми - с различи€ми в активности и чуткости в разноуровневых контактах с миром.

“очно так же особые услови€ жизни и "натуральные" черты данной человеческой "породы" (т. е. биологическа€ предрасположенность и адаптационна€ необходимость) могут потребовать и от конкретного сообщества особой сосредоточенности на разработке определенных слоев культуры и тем самым определить своеобразие черт целостного культурного уклада, особые акценты в развитии всей системы их отношений.

Ёто создает предпосылки дл€ развити€ разных конфигураций культуры. ћ. ћид (1988) приводит мнение –ут Ѕенедикт о том, что кажда€ культура из всех возможных выбирает свой нормативный набор основных ценностей, особа€ культиваци€ которых и определ€ет их индивидуальность. ». ’ейзинга (1992) считает, что вс€ка€ культура содержит стремление, направленность на некий особый идеал, благо, следовательно, тоже может рассматриватьс€ как функциональна€ система, созданна€ на основе общей модели культуры. ¬ыбор основных ценностей отражает приоритеты сто€щих перед сообществом адаптационных задач.

»збранные приоритеты сообщества рождают множество культур, неповторимых и уникальных, со своим мироощущением, своими формами, иде€ми и страст€ми, собственной логикой развити€ - жизнью и смертью, рождают, по словам Ўпенглера, особый индивидуальный стиль культуры, "иначе организованные души" (Ўпенглер ќ., 1993, с. 45).

Ўпенглер (1993, с. 35) говорит о существовании морфологического сродства €влений одной культуры - политических событий, идей математики, форм орнамента и архитектуры, тенденций главных искусств, о том, что "существует глубока€ общность форм между дифференциальным исчислением и династическим государственным принципом эпохи Ћюдовика XIV, между государственным устройством античного полиса и Ёвклидовой геометрией, между пространственной перспективой западной масл€ной живописи и преодолением пространства с помощью железных дорог, телефонов и дальнобойных орудий, между контрапунктической инструментальной музыкой и системой кредита".

¬рем€, пространство, число, значение индивидуальности, ее отношение к своему телу, социуму, труду, богатству, собственности, идеалы свободы и справедливости, отношени€ с природой и высшими силами - необходимый дл€ человека семантический инвентарь приобретает свой смысл в разных культурах. ќн определ€ютс€ способом переживани€ мира, мироощущением человека данной цивилизации, и потому в ее рамках представл€ют не случайный набор, а систему, каждый элемент которой ориентируетс€ на это общее мироощущение, с его высшими ценност€ми (√уревич ј. я., 1984).

ѕол€рно эти приоритеты можно разделить на культуры, ориентирующиес€ на адаптацию к стабильным и динамическим услови€м, статику мира и его становление (Ўпенглер ќ., 1993; Ћотман ё. ћ., 19926). ћы предположили, что в следующем приближении можно выделить и относительно "чистые" типы культуры, формируемые преимущественно одной, доминирующей дл€ сообщества адаптационной задачей, категории сознани€ которых могут быть соотнесены с категори€ми одного из уровней организации индивидуального сознани€, отвечающего за разрешение именно данного класса задач.

ѕопробуем далее проверить предположение и рассмотреть, как преломл€ютс€ в различных типах культуры основные категории индивидуального сознани€. ≈сли в описанной в литературе типичной форме культуры мы сможем узнать категории сознани€ реконструированного нами уровн€ (отвечающего за организацию разрешени€ определенного класса адаптационных задач), то это будет дл€ нас одним из косвенных доказательств правильности хода наших рассуждений при построении модели индивидуального сознани€.

ќбратимс€ с этой целью к достаточно изученным формам традиционных культур, главной ценностью которых €вл€ютс€ разрешение задач непосредственного телесного выживани€; к монотеистическим культурам с их особым вниманием к нравственные ценност€м; к культуре Ќового времени с ее ценност€ми индивидуальной экспансии и к сто€щим дл€ нас особн€ком культурам ¬остока, акцентирующим ценности целостных и непосредственных отношений субъекта с миром.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2276 - | 2088 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.