Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


» религиозные воззрени€




 

‘илософи€ и мировоззрение

— начала XX в. самое широкое распространение в —Ўј получил прагматизм1, который оказал большое вли€ние на различные области культурной жизни страны. –одоначальником этого направлени€ был „. ѕирс (1839Ч1914), а его крупнейшими представител€ми Ч ”. ƒжеме (1842Ч1910), ƒж. ƒьюи (1859Ч1952), ƒж. ћид (1863Ч1931). ќт других форм субъективного идеализма прагматизм отличаетс€ тем, что за основу своих построений он берет не ощущени€, а цели, намерени€, задачи действующего субъекта. Ќе Ђистинное полезної, а Ђполезное истинної Ч таков принцип прагматизма.

¬ первой четверти XX в. по€вились две школы реализма: неореализм (–. Ѕ. ѕерри, 1876Ч1957; ”. ѕ. ћонтегю, 1873Ч1954 и др.); критический реализм (–. ¬. —елларе, 1880-1973, ƒж. —анта€на, 1863-1952, „. ќ. —тронг, 1862-1940 и др.). ѕо€вление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь.

—овременна€ философи€ в —Ўј представл€ет очень пеструю картину со многими философскими течени€ми. ѕрагматизм потер€л прежнее господствующее положение. ѕротестантска€ философи€ выступает либо в форме персонализма1, либо в открыто фидеистической форме2. «а последние годы значительно активизировалась католическа€ неотомистска€ философи€.

–елиги€

—татистика в —Ўј утверждает: более 90% американцев вер€т в Ѕога. — 1955 г. на долларовых банкнотах печатаетс€: Ђ— нами Ѕогї.

Ќаибольшее распространение в —Ўј получил протестантизм. Ѕолее того, —Ўј стали мировым центром протестантизма, здесь обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др.

ƒл€ современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. ¬семирного совета церквей, за врем€ существовани€ которого его членами стали 300 религиозных объединений из 100 стран мира с 440 млн. верующих.

¬ основе идеологии протестантизма Ч учение реформаторов (ћартина Ћютера, 1483Ч1546; ∆ана  альвина, 1509Ч1564 и др.) о спасении личной верой, о св€щенстве всех верующих, об исключительном авторитете Ѕиблии, о праве каждого верующего проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство).

ѕротестантизм упразднил церковную иерархию, отказалс€ от монастырей и монашества. ћолитвенные дома освобождены от пышного убранства алтарей, икон, статуй, нет колоколов. Ѕогослужение предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном €зыке.

¬ насто€щее врем€ протестантизм в —Ўј Ч это совокупность самосто€тельных церквей, организаций и сект. ќдна из крупных церквей в —Ўј Ч протестантска€ епископальна€ церковь, тождественна€ английской, численность ее действительных членов 3,5 млн. человек. Ёта церковь ведет активную миссионерскую де€тельность как в —Ўј, так и за ее пределами.

Ѕолее 120 самосто€тельных церквей и 5 млн. последователей имеют в —Ўј п€тидес€тники. ќни также с самого начала не ограничивали свою де€тельность границами своей страны, а стремились к всемерному распространению идей Ђсв€той п€тидес€тницыї по всему миру.

Ѕольшое распространение в —Ўј получили и такие последователи протестантского направлени€, как баптисты1. ≈динственным источником вероучени€ баптисты считают Ѕиблию (прежде всего Ќовый «авет). Ѕаптисты не признают св€тых, монашество, сосредоточива€ внимание на »исусе ’ристе как единственном посреднике между Ѕогом и людьми, который, жертву€ собой, спас грешников. √лавный принцип: Ђ∆ить в мире, но быть не от мира сегої, т. е. подчин€тьс€ земным законам, но сердце целиком отдавать ’ристу.

ѕроповедь неизбежной Ђгреховности мираї, лежащего за границами общины, строгое соблюдение простейших нравственных норм (отказ от употреблени€ алкогол€, сквернослови€, взаимна€ поддержка и помощь) оказываютс€ весьма привлекательными дл€ людей, ощутивших несправедливость и черствость окружающих. ќсобое внимание баптисты придают проповеди своей веры, вести которую об€зан каждый (принцип всеобщего св€щенства), особенно среди детей и молодежи.

¬ 1976 г. 20% американцев считали себ€ баптистами, среди негров их было около 70%. јмериканский баптизм играет ведущую роль во ¬семирном союзе баптистов, объединившем свыше 7 млн. человек. Ѕаптизм представл€ет крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т. п.

Ќыне баптизм Ч существенный компонент американизма. Ѕаптисты выдвинули многих теологов и социальных мыслителей, существенно повли€вших на облик современного американского протестантизма и культуры в целом. —реди них основатель и теолог Ђсоциального евангелизмаї ”. –аушенбуш (1861Ч 1918), неортодоксальный теолог и социальный мыслитель –. Ќибур (1892Ч 1971), ”. √рэм (р. 1926) Ч основатель и глава Ђ¬семирной евангелической ассоциацииї, автор многих книг, владелец радиостанций и различных изданий.

√рэм формирует евангелическое вероучение на уровне и средствами массовой культуры, использу€ впечатл€ющие образы и символы христианства; ћартин Ћютер  инг (1929 Ч 1968) Ч один из руководителей борьбы за гражданские права негров в —Ўј, баптистский теолог. ¬ыдвинута€ им тактика Ђпр€мых ненасильственных действийї сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации2 и дискриминации черных американцев. Ќаконец, радиопроповедник ƒж. ‘олуэлл (р. 1933) с 1971 г. ведет попул€рную телепрограмму Ђ„ас ≈вангели€ старых временї. Ќаиболее четко воззрени€ ‘олуэлла изложены в работах Ђ—лушай, јмерика!ї и Ђ‘ундаменталистский феноменї.

Ќо одну из самых крупных американских протестантских церквей представл€ют методисты. ¬ероучение методистов опираетс€ на известные принципы протестантизма Ч признание авторитета Ѕиблии как —в€щенного писани€, отстаивание св€щенства всех верующих и т. п.; отправл€ютс€ два обр€да Ч крещение и причащение. »стори€ методизма изобилует различного рода расколами, по€влением отдельных самосто€тельных церковных организаций, которые в последующем объедин€лись. ¬ соответствии с уставом все церковные дела методисты решают на своих ежегодных и генеральных конференци€х (раз в четыре года). √енеральна€ конференци€, в работе которой принимают участие представители от мир€н, €вл€етс€ высшим законодательным органом церкви. ћетодисты Ч активные члены Ќационального совета церквей ’риста. ¬ насто€щее врем€ в —Ўј свыше 14 млн. методистов, объединенных в 23 церкви. —ама€ многочисленна€ (около 10 млн.) Ч ќбъединенна€ методистска€ церковь, сформированна€ в 1968 г. путем сли€ни€ нескольких методистских деноминации.

—ледует отметить, что с конца 70-х гг. XX в. духовные искани€ молодежи —Ўј принимают более уравновешенные, спокойные формы. ѕреобладающей тенденцией становитс€ забота о том, чтобы сохранить свою индивидуальность, отыскав соответствующую нишу в обществе. ѕолучают распространение замкнутые ассоциации и коммуны, члены которых, отгородившись от общества, в кругу единомышленников стрем€тс€ к различным формам самореализации и духовного обогащени€. ћногие вид€т выход в возрождении веры как в русле официальных религий, так и в нетрадиционных формах.

¬ лоне традиционных церквей молодежь примкнула к представител€м фундаменталистских направлений, выступающих за возврат к Ђистокамї. ‘ундаменталисты в протестантизме выступали и выступают против либерального протестантского рационализма, отвергают любую критику Ѕиблии.

»з нетрадиционных религиозных форм особую роль стали играть либо напр€мую заимствованные у ¬остока веровани€, либо наве€нные им. Ќовые культы Ч внеконфессиональные, внецерковные общины и объединени€ Ђ÷ерковь унификацииї, Ђƒвижение ’аре  ришнаї, —атанинские секты и др. в своих проповед€х и призывах пропагандируют идею скорого конца света и доказывают, что лишь приход в их р€ды дает смысл земному существованию и указывает выход из тупика.

¬осточные веровани€ ман€т молодых людей своим мистицизмом, перспективой регул€рных контактов с божеством без посредничества св€щеннослужителей. ЂЅлизость к богуї достигаетс€ аскетизмом и медитацией, постепенно ввод€щей участников в состо€ние транса.

¬ —Ўј последователей новых культов насчитываетс€ не менее 20 млн. человек.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1410 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

450 - | 378 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.