Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ 20-30-х гг




 

— победой ќкт€брьской революции советска€ власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюс€ на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. ¬ соответствии с декретом от 9 но€бр€ 1917 г. была создана √осударственна€ комисси€ по просвещению дл€ руководства и контрол€ за культурой. ¬ сформированном правительстве (—Ќ  –—‘—–) народным комиссаром по делам просвещени€ был назначен ј. ¬. Ћуначарский (1874Ч1933). ¬ Ќаркомпросе был образован отдел просвещени€ национальных меньшинств дл€ управлени€ делами культуры в национальных регионах –—‘—–.

Ќа местах под контролем местных —оветов были образованы отделы народного образовани€.

—оветской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации Ч ¬сероссийский учительский союз, —оюз де€телей художественной культуры, —оюз де€телей искусств и др. ¬озникали новые организации культуры, такие, как Ђƒолой неграмотностьї, —оюз безбожников, ќбщество друзей радио и т.п. Ѕольшевистска€ парти€ повела решительную борьбу против идеологов ѕролеткульта Ч культурно-просветительской организации пролетарской самоде€тельности при Ќаркомпросе. ќна возникла осенью 1917 г., имела более 200 местных организаций, де€тельность которых могла быть в общем оценена положительно. ќднако распростран€емые ѕролеткультом Ђбуржуазныеї взгл€ды на культуру не могли быть восприн€ты советской властью положительно1.

— образованием ———– координаци€ руководства культурой в масштабе всей страны осуществл€лась совещани€ми наркомов просвещени€ республик. — середины 20-х гг. от Ќаркомпроса –—‘—– начали отходить органы управлени€ отдельными отрасл€ми культуры общесоюзного статуса.

ѕолитика —оветского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. ≈е важнейшими задачами €вились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидаци€ неграмотности населени€, создание новой системы народного образовани€, всеобщее об€зательное обучение на €зыках народов –оссии, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и кресть€н, обеспечение расцвета науки и искусства. Ёто были прогрессивные и благородные задачи.

 ультурное строительство началось в сложных услови€х. –оссийска€ интеллигенци€ в зависимости от ее отношени€ к ќкт€брьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихс€ и выступавших против советской власти. —реди первых были: ученые  .ј. “имир€зев, ».¬. ћичурин, ».ѕ. ѕавлов, ј.ѕ.  арпинский, ».ћ. √убкин, ».–. јлександров, Ќ.≈. ∆уковский, поэты ¬.¬. ћа€ковский и ј.ј. Ѕлок, режиссеры ≈.Ѕ. ¬ахтангов и ¬. Ё. ћейерхольд и др. „асть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью.   сожалению, государство же не ограничилось попытками привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репресси€м. ¬ 1922 г. больша€ группа ученых, де€телей искусства решением советской власти была выслана из –оссии. —реди них были ученые, философы Ќ.ј. Ѕерд€ев, ѕ.ј. —орокин, —.Ћ. ‘ранк, H.ќ. Ћосский, —.Ќ. Ѕулгаков.

“€желое экономическое положение —оветской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направл€емых на культуру. ¬оенные действи€ и революционные событи€ нанесли значительный ущерб российской культуре. Ѕыли разрушены здани€ школ, библиотек, музеев, пам€тники старины. Ќепри€знь маргинальных1 слоев общества к интеллигенции, двор€нству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведени€ живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы.

—оветска€ власть должна была энергично вз€тьс€ за восстановление и развитие культуры.

ѕервоочередной задачей культурного строительства была ликвидаци€ безграмотности (ликбез). 26 декабр€ 1919 г. —Ќ  –—‘—– издал декрет Ђќ ликвидации безграмотности среди населени€ –—‘—–ї. Ётот декрет об€зывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучатьс€ грамоте на родном или русском €зыке. ѕовсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. ќбщество Ђƒолой неграмотностьї возглавили ћ.».  алинин, ¬.». Ћенин, ј.¬. Ћуначарский. Ѕыла создана широка€ сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. ¬ 1917Ч1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.

¬ 1920 г. при Ќарокомпросе была учреждена ¬сероссийска€ чрезвычайна€ комисси€ по ликвидации неграмотности (¬„  л/б), котора€ на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. »здавалась специальна€ методическа€ литература в помощь обучающимс€. ќднако слаба€ материально-техническа€ база образовани€, нехватка квалифицированных преподавателей, посто€нное пополнение р€дов неграмотных подростками не позвол€ли достичь запланированных темпов обучени€. ѕолна€ ликвидаци€ неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучени€ детей и укреплением материальной базы образовани€.

ѕосле р€да экспериментов к концу 20-х гг. система народного образовани€ была радикально перестроена: образование стало доступным дл€ рабочих и кресть€н, утверждена идеологическа€ основа образовани€ Ч марксистское учение.

Ќова€ система образовани€ включала в себ€ начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. ¬ 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихс€ в них Ч на 1,7 млн. чел. —оветское государство решало задачу подготовки специалистов. ƒекрет —Ќ , прин€тый в августе 1918 г., утвердил правила приема в высшие учебные заведени€. ƒл€ подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 г. при вузах начали работать рабфаки. ¬ 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Ќаука

ћирова€ и √ражданска€ войны сильно подорвали научный потенциал –оссии. »з более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных -наук. ѕолитика —оветского государства в области науки и техники состо€ла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. —истема организации науки подверглась изменени€м: сохран€лись традиционные научные учреждени€, например јкадеми€ наук, научные институты и университетска€ база науки и возникали новые учреждени€ Ч специализированные научно-исследовательские институты. ¬ 1917Ч1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г.   концу 30-х гг. в ———– было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.

 рупными достижени€ми были отмечены естественные и точные науки, св€занные с именами ».ѕ. ѕавлова (1849Ч1936), ¬.». ¬ернадского (1863Ч1945), јЌ.  рылова (1879-1955), Ќ.≈. ∆уковского (1847-1921), јЋ.  арпинского (1887-1943), Ќ.». ¬авилова (1887-1943), —.¬. Ћебедева (1874-1934) и Ѕ.¬. ¬ызова (1880Ч1934). ѕозитивное значение дл€ развити€ науки имело восстановление св€зей советских ученых с международными научными центрами.

Ћитература

¬ первые послереволюционные годы творчество —.ј. ≈сенина (1895Ч1925) находилось под вли€нием группы поэтов-имажинистов1. Ёто выражалось в его склонности к созданию затейливых, замысловатых образов и сравнений, к протесту против города, наступающего на мирную деревню (Ђ—орокоустї, Ђ обыльи кораблиї, Ђћир таинственный, мир мой древний...ї и др.). ¬месте с тем драматическа€ поэма Ђѕугачевї, написанна€ в 1920Ч1921 гг., свидетельствовала, что по своим творческим и идейным позици€м поэт был далек от имажинистов. „увство красоты жизни, ее быстротечности, чувство прощени€ обид и зла, отзывчивость на человеческое горе Ч все это с огромной силой звучало в поэме.

≈сенин приходит к полному разрыву с имажинистами и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной –оссии (Ђ–усь —оветска€ї, Ђ¬озвращение на –одинуї, Ђјнна ќнегинаї).

“ема любви к –одине на прот€жении всей его жизни составл€ла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновени€ и составл€ла главную черту творчества ≈сенина.

¬едущей темой творчества ¬.¬. ћа€ковского (1893Ч1930) становитс€ тема революции и строительства социалистического общества. ¬ поэзии по€вл€етс€ новый лирический герой, отличающийс€ богатством эмоций и гармоничностью.

ѕервый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была Ђћистери€-Ѕуффо ћа€ковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме Ђ150000000ї Ч русский народ как провозвестника социалистической революции.

¬о второй половине 20-х гг. ћа€ковский создал свои лучшие произведени€: поэму Ђ’орошої, сатирические пьесы Ђ лопї, ЂЅан€ї, стихи Ђ“оварищу Ќетто, пароходу и человекуї и др., свидетельствующие о многогранном творчестве ћа€ковского, не укладывающиес€ в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объ€влен.

»скусство Ч не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло, Ч писал ¬. ћа€ковский.

—оциальные потр€сени€, пережитые –оссией, обусловили большие изменени€ и в художественной жизни. Ёмигрировали многие де€тели искусства и литературы: ».ј. Ѕунин, ј.Ќ. “олстой, ј. ».  уприн, ≈.». «ам€тин, ћ.». ÷ветаева, ‘.». Ўал€пин,  .ј.  оровин, ».я. Ѕилибин, ј.ѕ. ѕавлова, —.¬. –ахманинов.

—оветскую литературу создавали писатели Ћ. Ћеонов (роман ЂЅарсукиї, 1924; Ђ¬орї, 1929), ћ. ј. Ўолохов (Ђƒонские рассказыї, 1926; Ђ“ихий ƒонї, 1928Ч 1940), Ћ. Ќ. —ейфуллина (повести Ђѕравонарушителиї 1922, Ђ¬ирине€ї, 1924), ј.ј. ‘адеев (роман Ђ–азгромї, 1927; Ђѕоследний из ”дэгеї, 1929Ч1940), поэты ¬. ¬. ћа€ковский, Ќ.Ќ. јсеев, Ќ.—. “ихонов, ј.ј. ∆аров.

20-е гг. св€заны с де€тельностью –оссийской ассоциации пролетарских писателей (–јѕѕ), котора€ представл€ла левое течение в культуре. √руппа Ђѕеревалї (ћ. ј. —ветлов, ћ. ћ. ѕришвин, ј.  . ¬оронский, Ё. √. Ѕагрицкий и др.), выступающа€ оппозиционной силой в –јѕѕе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. ƒругие члены –јѕѕа выступали за утверждение новых форм в литературе.

¬ 1934 г. возникла профессиональна€ организаци€ литераторов Ч —оюз писателей ———–, председателем которого был избран вернувшийс€ в ———– ћ. √орький, пользующийс€ непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. ¬ романе-эпопее Ђ∆изнь  лима —амгинаї (1925Ч1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной –оссии.

¬ 20Ч30-х гг. получил развитие исторический роман. ¬ернувшийс€ из эмиграции в 1924 г. ј.Ќ. “олстой (1882Ч1945) писал роман Ђѕетр Iї (кн. 1Ч3, 1929Ч1945).   исследованию русского национального характера, наиболее полно про€вившегос€ в переломные моменты истории, обратились —. Ќ. —ергеев-÷енский (1875Ч1958) Ч роман Ђ—евастопольска€ страдаї; —. ј. „апыгин (1870Ч 1937) Ч романы Ђ–азин —тепанї, Ђ√ул€щие людиї; ј. —. Ќовиков-ѕрибой (1877Ч 1944) Ч историческа€ эпопе€ Ђ÷усимаї; ќ. ƒ. ‘орш (1873Ч1961) Ч романы Ђќдеты, камнемї, Ђ–адищевї, Ђѕервенцы свободыї.

»скусство

¬ 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с российской живописью “оварищество передвижных выставок. ¬озникли новые организации: јссоциаци€ пролетарских художников, јссоциаци€ художников революционной –оссии, ќбщество московских художников. ’удожники стремились найти новые средства и формы изображени€ советской действительности, которые были бы прин€ты широкой общественностью: Ђѕредседательницаї √.√. –€жского (1895 Ч 1952), Ђ“ачанкаї ћ. Ѕ. √рекова (1882Ч1934), Ђ–асстрел 26 бакинских комиссаровї ».». Ѕродского (1884Ч1939), ЂЌа стройке новых цеховї ј.ј. ƒейнеки (1899-1969).

Ѕыстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиес€ показать геро€, осознавшего величие революции: ЂЅроненосец 14Ч 6% Be. ¬. »ванова (1895Ч1963), ЂЋюбовь ярова€ї  . ј. “ренева (1876Ч 1945), Ђ–азломї Ѕ.ј. Ћавренева (1891Ч 1959).

ј. ј. ƒейнека. Ќа стройке новых цехов

’от€ театральное искусство, казалось, не испытывало потр€сений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращени€ к зрителю. ¬ 1920 г. ¬. Ё. ћейерхольд (1874Ч1940), выступа€ за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил

движение Ђ“еатрального ќкт€бр€ї. ќн хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакл€. ќднако поиск талантливого режиссера не увенчалс€ успехом. ќн не был пон€т ни зрителем, ни де€тел€ми искусства. ¬ театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. ¬ 1939 г. ¬. Ё. ћейерхольд был репрессирован.

¬ 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждени€: консерватории, Ѕольшой театр, ћариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Ѕыли созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведени€, организованы самоде€тельные коллективы. ¬ годы √ражданской войны были написаны песни как самоде€тельными авторами, так и профессиональными композиторами.

–епертуар музыкальных театров составл€ли в целом классические произведени€. ¬ 1927 г. –. ћ. √лиэр (1875Ч1956) написал балет Ђ расный макї, ставший классикой советской балетной музыки.

¬ 20-х гг. успешно работал ƒ.ƒ. Ўостакович (1905Ч1975): ¬тора€ симфони€ Ђќкт€брьї, “реть€ симфони€ Ђѕервомайска€ї, балеты Ђ«олотой векї, ЂЅолтї и опера ЂЋеди ћакбет ћценскоео уездаї.

ќгромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведени€ —. —. ѕрокофьева (1891Ч1953), как опера ЂЋюбовь к трем апельсинамї на сюжет  . √оцци и балет Ђ–омео и ƒжульеттаї Ч выдающеес€ произведение советского и мирового музыкального искусства.

¬ 30-е гг. советска€ музыкальна€ культура обогатилась замечательными произведени€ми Ѕ. јсафьева (1884Ч1949) Ч балеты Ђѕлам€ ѕарижаї, ЂЅахчисаранский фонтанї; ј. ћ. Ѕаланчивадзе (1806Ч1958) Ч балет Ђ—ердце

горї, ‘. 3. яруллина Ч балет ЂЎуралеї; ». ». ƒзержинского (1909Ч1978) Ч опера Ђ“ихий ƒонї.

ƒекретом —Ќ  –—‘—– от 27 августа 1919 г. фотографическа€ и кинематографическа€ промышленность была национализирована. –аботу кинофабрик и кинотеатров возглавил ¬сероссийский фотокиноотдел (¬‘ ќ) Ќаркомпроса, в 1923 г. преобразованный в √оскино, а в 1926 г.Ч в —овкино.

¬ 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы —. ћ. Ёйзенштейна (1898Ч1948) Ђ—тачкаї и ЂЅроненосец ѕотемкинї, ставший шедевром советского и мирового киноискусства. ¬ 30-е гг. патриотическа€ тема была им воплощена в фильме Ђјлександр Ќевскийї.

¬едущей темой советской кинематографии была революционна€: Ђћы из  ронштадтаї (реж. ≈. ƒзиган), Ђƒепутат Ѕалтикиї (реж. ј. «архи и ». ’ейфец), Ђ„еловек с ружьемї (реж. —. ёткевич) и др. — возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращени€ к сложным вопросам и глубокого их разрешени€, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.

«начительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий √. јлександрова (1903Ч1983) Ђ¬еселые реб€таї, Ђ÷иркї, Ђ¬олга-¬олгаї, Ђ—ветлый путьї.

јрхитектура

–азвитие архитектуры в советский период определ€лось плановым развитием всего народного хоз€йства. ќсуществление плана √ќЁЋ–ќ положило начало формированию советской промышленной архитектуры.

¬ годы индустриализации и первых п€тилеток были построены такие промышленные гиганты, как ћагнитогорский и  узнецкий металлургический комбинаты, —талинградский, Ч „ел€бинский и ’арьковский тракторные заводы, ”ральский завод т€желого машиностроени€ и т д. —троились жилые дома, общественные здани€ новых типов (дворцы культуры, клубы, детские €сли и сады).

ƒворец культуры «иЋ. 1930Ч1934. ћосква. јрх. ¬еснины

¬ архитектуре 20-х Ч начале 30-х гг. выдел€лись направлени€ Ђконструктивистовї (брать€ Ћ. и ¬. ¬еснины, ћ. √инзбург) и Ђрационалистовї ( . ћельников, Ќ. Ћазовский).

¬о второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего ћосквы и Ћенинграда, что было св€зано с индустриализацией страны и ростом городского населени€.

Ўирокое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Ќачалось строительство ћосковского метрополитена, канала ћосква Ч ¬олга, ¬сесоюзной сельскохоз€йственной выставки в ћоскве.

 ультура русской эмиграции

ќколо 2 млн. росси€н, покинувших родину после ќкт€брьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. ¬ начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в ѕариже, ѕраге, Ѕерлине, ’арбине, —офии. — учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры.  ультура русской эмиграции базировалась на традици€х классической культуры. —воей задачей русска€ эмиграци€ видела в сохранении и развитии русской культуры. ¬ налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты. ¬ 1923 г. издавалось около 100 новых газет. ¬ таких странах, как „ехословаки€, Ѕолгари€, ёгослави€, открылись учебные заведени€ русской диаспоры. ¬ Ѕерлине сложились хорошие услови€ дл€ издани€ произведений эмигрантских авторов. ¬ среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течени€, в которых отражались поиски путей возрождени€ –оссии и ее культуры. ќдним из таких течений было евразийство.

ѕроизведени€ известных эмигрантских авторов публиковались в журналах Ђ—овременные запискиї, ЂЌовый градї, Ђ–усска€ мысльї, Ђ„ислаї, Ђ–усские запискиї.

20Ч30-е гг. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. ¬ 1933 г. лауреатом Ќобелевской премии стал ».ј. Ѕунин. ¬ 30-е гг. ¬.¬. Ќабоковым (1899Ч1977) были написаны романы Ђ«ащита Ћужинаї, Ђƒарї, Ђѕриглашение на казньї; ƒ.—. ћережковский (1866Ч1941) опубликовал книги ЂЋица св€тых от »исуса к намї, Ђƒантеї и др.

ќсобое место в мировой культуре зан€ли русские музыканты и певцы, находившиес€ в эмиграции. — неизменным успехом в странах ≈вропы и јмерики проходили гастроли композитора и пианиста —. ¬. –ахманинова, виртуозно исполн€ющего собственные произведени€ и произведени€ западных композиторов. ‘.». Ўал€пин (1873Ч1938), выдающийс€ русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступа€ на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество ћ.ѕ. ћусоргского, Ќ.ј. –имского- орсакова, ћ.». √линки, ј.√. –убинштейна.

ќсложнение международной обстановки в 30-х гг. способствовало возобновлению в среде эмигрантов споров о судьбе –оссии и возможности возвращени€ на родину. ¬ернулись в —оветский —оюз писатель ј.».  уприн, поэтесса ћ. ». ÷ветаева, художник ».я. Ѕилибин. Ќо укрепл€вша€с€ советска€ тоталитарна€ система заставл€ла многих отказатьс€ от мысли о возвращении на родину.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1671 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1188 - | 1140 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.