Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 инематограф




 

јрхитектура

»зменени€ в культуре в XX в. наиболее отчетливо оказались заметными в архитектуре, поскольку архитектура более тесно св€зана с материальной культурой и непосредственно отражает происход€щие в общественной жизни изменени€. Ќа архитектурный стиль XX в. прежде всего повли€ли следующие факторы: демографические процессы, рост численности населени€, в первую очередь в городах, рост числа самих городов в св€зи с развитием промышленных предпри€тий, развитие научно-технической революции и по€вление бетона и железобетона. ¬ св€зи с этим в строительстве происход€т такие изменени€, как уплотнение застройки, рост этажности жилых зданий, вытеснение массивов зелени. ѕринципиально мен€етс€ лицо построек, идет отказ от классической архитектуры, ѕо€вл€етс€ стиль модерн. ¬нешние черты этого стил€ Ч множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. “аковы здани€, построенные по проекту испанского архитектора ј. √ауди (1852Ч1926), среди которых выдел€етс€ недостроенный кафедральный собор ЂЋа —аграда ‘амили€ї в Ѕарселоне (1883Ч1926). Ёто причудлива€ постройка, производ€ща€ впечатление вылепленных от руки фантастических форм. ≈го проект Ђ оса ћилаї Ч жилого комплекса в Ѕарселоне Ч поражает воображение своей фантастичностью: волнообразный фасад, вертикально выт€нутые кованые балконы и пр.

—тиль модерн в архитектуре постепенно смен€лс€ функционализмом, составными элементами которого были утилитаризм, техницизм и рационализм. » такие материалы, как бетон и железобетон, оказались Ђкорол€миї этого стил€. –аботы братьев ќгюста и √юстава –эрэ доказали это и с эстетической точки зрени€: галерейные, коридорного типа дома, сад на плоской крыше, горизонтально прот€женные окна, свободна€ планировка интерьера, удачное решение экономичности квартир со встроенным оборудованием.

¬едущим представителем функционализма в XX в. был Ће  орбюзье (1887Ч1965).! ќн был создателем урбанистической теории строительства, идеи которой выразил в 1925 г. в проекте реконструкции центра ѕарижа (Ђѕлан вуазенї). ѕо этому плану город должен был стать совокупностью небоскребов и свободного пространства зелени. јрхитектор примен€л плоские покрыти€, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах здани€, свободную планировку.

ј. √ауди. —обор ЂЋа —аграда ‘амили€ї в Ѕарселоне

 онцепции  орбюзье противосто€ли концепции дезурбанизации, по которым современные архитекторы должны были решать проблему разукрупнени€ больших городов, их разуплотнени€ за счет создани€ городов-спутников, Ђситэ-жарденї (город-сад). ѕримером такого решени€ в 1944 г. был проект английского архитектора Ћ. јберкромби ЂЅольшой Ћондонї, предусматривавший создание в радиусе 30Ч50 км от Ћондона восьми таких городов. ¬ отличие от старых Ђфеодальных городовї, развивавшихс€ от центра к периферии с постепенным снижением плотности населени€ к окраине, в Ђновых городахї в центре оставались лишь административные здани€.

 

 

Ће  орбюзье. ¬илла —авой в ѕуасси

 

–азвитие техники во второй половине XX в. предоставило архитекторам широкие возможности: разнообразные кривые, параболы, эллипсы создают в архитектуре новые художественные образы. —войства бетона позвол€ют, например, увеличить пролеты перекрытий, что особенно успешно примен€етс€ при строительстве мостов, художественный образ которых в наибольшей мере отражает характер архитектуры конца столети€. “ранспортные сооружени€ сегодн€шнего дн€ вообще наиболее адекватно соответствуют современному архитектурному эстетическому идеалу: в много€русных гаражах, в эстакадах, разв€зках больших городов особенно про€вл€етс€ сочетание логического и художественного типов мышлени€.

јрхитектура последних дес€тилетий века пытаетс€ преодолеть слабые стороны функционализма, развить то, на что функционализм не обратил должного внимани€: св€зь с национальным менталитетом и культурой, индивидуальные запросы. ƒействительно, европейска€ архитектура периода между двум€ войнами была космополитична и нигде, за исключением јнглии, в ней не чувствовалась св€зь с национальной традицией.

јнгличане же, всегда сохран€вшие в архитектуре свои исторические стили, такие, как неоклассицизм и неоготика, даже с победой в их стране функционализма, умело сочетали его со своими национальными традици€ми. ѕримером €вл€етс€ работа Ё. —котт Ч Ўекспировский театр в —трэдфорде, который, будучи построенным в стиле функционализма, имеет романтический и поэтический облик и очень органичен английской архитектуре.

ћузыкальна€ культура

≈вропейска€ музыкальна€ культура XX столети€ характеризуетс€ двум€ основными тенденци€ми: св€зью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражени€. ѕерва€ тенденци€ про€вилась в италь€нской опере.

ѕредставител€ми классической музыки в XX в. €вл€ютс€ также австрийский композитор √. ћалер (1860Ч1911) и английский композитор ¬. Ѕриттен (1913Ч1976). Ѕриттен Ч автор многих опер (например Ђ—он в летнюю ночьї, Ђ—мерть в ¬енецииї и др.), в которых классика, национальные традиции сочетаютс€ с современными музыкальными средствами. √. ћалер, известный своими симфони€ми, подготовил почву дл€ возникновени€ музыкального экспрессионизма. —имфонию Ђѕеснь о «емлеї (дл€ солистов и оркестра) ћалер создавал 21 год (1888Ч1909); она Ч важнейшее €вление симфонической музыки XX столети€.

≈го продолжателем был теоретик экспрессионизма австрийский композитор ј. ЎЄнберг, глава Ђновой венской школыї, основатель атональной1 музыки и додекафонии2. »звестна его вокально-симфоническа€ композици€ Ђ”целевшие из ¬аршавыї.

ѕредставители экспрессионизма в начале XX в. провозгласили субъективный мир человека единственной реальностью, а выражение этого мира они считали главной целью искусства.

¬о ‘ранции ∆.  окто (1889Ч1963), писатель, режиссер, художник, чтобы Ђпрославить музыкальный экспрессионизмї, группирует вокруг себ€ композиторов ‘. ѕуленка (1899Ч1963), ј. ќнеггера (1892Ч1955) и других, а в своем сочинении Ђѕетух и јрлекинї определ€ет эту новую музыку, как Ђгруппа шестиї, название, под которым она вошла в историю музыкальной культуры и культуры вообще.

 омпозиторы этой группы наход€т источник вдохновени€ в современной технике (Ђѕацифик 231ї ќнеггера) и в природе (например, ЂЋетн€€ пасторальї ќнеггера, Ђ арнавал животныхї ѕуленка), позвол€ющей причисл€ть их к музыкальным импрессионистам.

ѕри этом имеет место Ђожесточенноеї сочетание классики и новаторства, вызывающее целые дискуссии на прот€жении всего столети€. ѕримером могут быть бурные протесты старых поклонников классического балета, подн€вшиес€ в первые дес€тилети€ века вокруг утонченных, лишенных остроты Ђ–усских балетовї на Ђдоведенную до крайностиї музыку ». ‘. —травинского Ђ∆ар-птицаї, Ђѕетрушкаї, Ђ¬есна св€щенна€ї, вызвавшие нар€ду с протестами исступленный энтузиазм.

» эта тенденци€ приверженности к классике и в то же врем€ воздание должного современным ве€ни€м сохран€етс€ во французском балете и в наши дни. Ќеизменный успех сопутствует выдающемус€ носителю современных ве€ний в балете ћ. Ѕежару (р. 1927), режиссеру труппы ЂЅалет XX векаї. ƒостойные продолжатели Ѕежара сегодн€ Ч ∆ан- лод √алотта с его смелым экспериментами в √ренобльском доме культуры и руководитель группы в ћон-пелье ƒоминик Ѕагуэ.

¬месте с тем можно смело говорить о живучести классической традиции в опере, исполнительском искусстве, в балете. —клонность к классике можно видеть по репертуарам европейской оперы 80Ч90-х гг. ¬ оперных театрах ћилана, ѕарижа, Ѕерлина, Ћондона, –има идут оперы „айковского, ¬ерди, ћоцарта, Ўумана, ¬ебера; музыкальное образование в музыкальных школах, училищах и консерватори€х ≈вропы учащиес€ получают, исполн€€, в первую очередь, произведени€ Ѕаха, Ўопена, Ћиста, –ахманинова. «аписи в Ђконсерваторский класс фортепианої музыкальных школ ѕарижа, писала газета Ђћондї, учащиес€ должны ждать два года.

–азвитие кинематографа

XX в. узнал поразительное развитие Ђседьмого искусстваї Ч кинематографа, который, став звуковым в 1927 г., с приходом таких личностей, как ћ.  арне (ЂЌабережна€ тумановї, Ђƒети райкаї и др.), ∆. –енуар (Ђ¬елика€ иллюзи€ї, Ђѕравило игрыї и др.), ∆.  окто (Ђќрфейї, Ђ«авещание ќрфе€ї), пытаетс€ завоевать независимость.

Ёту попытку продолжили уже после ¬торой мировой войны ј. –эсне, ∆.-Ћ. √одар (ЂЌа последнем дыханииї, Ђћедленное движениеї и др.), ‘. “рюффо (Ђ400 ударовї, Ђ”краденные поцелуиї, Ђ∆юль и ƒжимї и др.).

¬ европейском кинематографе нашли отражение все творческие методы XX столети€. Ёто и неореалистические фильмы –. –осселини (Ђ–им Ч открытый городї и др.), реалистические фильмы ћ.  арне, романтические фильмы ћэдока, модернистские Ћанга и Ћеже, мелодраматические фильмы ј.  орды (ЂЋеди √амильтонї), фильмы глубокого философского содержани€ и высокого интеллектуализма Ѕонюэл€, ». Ѕергмана (Ђ«емл€нична€ пол€наї, Ђќсенн€€ сонатаї и др), Ћ. ¬исконти (Ђ–окко и его брать€ї и др.), ѕ. ѕазолини (Ђ≈вангелие от ћатфе€ї, Ђƒекамеронї и др.), ‘. ‘еллини (Ђƒорогаї, ЂЌочи  абирииї, Ђ¬осемь с половинойї и др.).

 инематограф послевоенного времени очень чутко реагировал на услови€ жизни и запросы зрител€. ѕервые два послевоенных дес€тилети€ породили проблемные фильмы Ђновой волныї; следующие два дес€тилети€ узнали расцвет комедии, вершиной которой по праву считаетс€ французска€ комеди€ с выдающимис€ Ћуи де ‘юнесом и Ѕурвилем в главных рол€х (ЂЅольша€ прогулкаї, Ђ–азин€ї). Ёкранизируютс€ оперы и балеты, биографии, мелодрамы, фантастика, став€тс€ полицейские боевики с мастерами этого жанра ј. ƒелоном и ѕ. Ѕельмондо (Ђѕрофессионалї, Ђ—пециалистыї и др.).

—интетический вид искусства Ч стремительное и всепроникающее кино, вобравшее в себ€ элементы других направлений культуры (музыки, литературы, театра), продемонстрировало миллионам зрителей высокий профессионализм режиссуры и блистательное мастерство таких выдающихс€ актеров, как ƒ. ћазина, —. Ћорен, ј. ћань€ни (»тали€), Ћ. ќливье, ¬. Ћи (јнгли€), ћ. ƒитрих, ÷. Ћеандр (√ермани€), (Ўвеци€), ј. Ёме, ј. ∆ирардо, ». јджани, ‘. Ќуаре, ∆. “рентинь€н, ∆. ƒепардье (‘ранци€).

’арактерна€ тенденци€ последних двух дес€тилетий Ч театральные работы многих киноактеров под руководством таких выдающихс€ театральных режиссеров, как –. ѕланшон, ј. ¬итез, ј. ћнушкина, ƒ. ћесгиш. ЂЋишь в театре можно чувствовать себ€ служител€ми высокого искусстваї, Ч говор€т киноактеры.

 

 

»дет к концу XX в. давший миру сложную, противоречивую, но великую культуру и такие имена, как Ѕ. Ўоу, ј. ‘ранс, ћанн, ƒ. ƒжойс, ј. ћоравиа, ѕ. ѕикассо, Ће  орбюзье, –оден, ѕуччини, ћ. –авель, ј. Ёйнштейн, Ќ. Ѕор, и дес€тки дес€тков других не менее замечательных имен западноевропейской культуры. ћногие современники говорили о ней, как о Ђкультуре кризисаї.  ак оцен€т ее потомки? Ќаверное, все-таки, вспомина€ слова ѕ. ¬алери, сохранив интерес к детал€м, они будут судить о ней по тому великому, что было ею создано. ¬едь это была культура напр€женного поиска во всех своих направлени€х, поиска адекватного ответа адекватными средствами на ту социокультурную ситуацию, котора€ сложилась в европейских странах в результате двух мировых войн, господства тоталитарных режимов, сводивших на нет достоинства человека и его способность свободно выражать себ€. Ёто был век больших страданий и великих побед отдельных людей и целых наций.

 ультура ≈вропы XX в. не только все это отразила, не только нашла дл€ этого новые средства выражени€, она завещала последующим векам и поколени€м непреход€щий характер таких ценностей, как жизнь, свобода, творчество и саму культуру как смысл жизни отдельного человека и общества в целом. »стори€ XX столети€ побудила культуру сделать акцент на еще одну ценность Ч ответственность за будущее. Ђ аждый отвечает за свою планетуї, Ч писал јнтуан де —ент-Ёкзюпери.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1468 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

435 - | 416 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.