Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовой культуры




 

Один из важнейших факторов, определяющих характер культуры второй половины XX в., — научно-техническая революция. Ее влияние проявляется во всех сторонах материальной и духовной жизни общества. Под ее влиянием произошла и индустриализация культуры.

Развиваться быстрыми темпами и играть все большую роль индустрия массовой культуры начала с середины 40-х гг., после Второй мировой войны. На поточную основу было поставлено производство фильмов, литературных произведений, продукции новых отраслей, таких, как телевидение, видеозапись. И именно в США это явление нашло наибольшее распространение.

Как особенности исторического развития США, так и их доминирующее положение в западном мире привели к тому, что, говоря о массовой культуре, в первую очередь имеют в виду массовую культуру американскую, ту, которая определяет духовную жизнь в США и экспортируется в капиталистические европейские, а с 90-х гг. и в бывшие социалистические страны, а также развивающиеся государства. Последнее обстоятельство свидетельствует о постоянном стремлении США не только к экономическому, политическому, но также и к идеологическому, духовному господству в мире.

В развитии массовой культуры в Америке в значительной степени проявилась специфика политики «переплавки в тигле».

После Второй мировой войны индустрия американской массовой культуры, получив еще большее развитие внутри страны, захлестнула своей продукцией Западную Европу.

США не были ареной боевых действий во время войны, страна не была разрушена, а американцам не пришлось пережить ни оккупации, ни голода, ни тех трудностей, которые выпали на долю народов Европы и Азии. США не столкнулись с трудностями послевоенного восстановления экономики и прежнего, мирного уклада жизни. Напротив, США развивали промышленность, страна богатела.

Претендуя на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям. Европейские же страны, разрушенные войной, не имели возможности в послевоенные годы активно развивать собственную культуру. Европейской культуре в результате фашистской оккупации был нанесен огромный урон, сказывался недостаток технической и финансовой базы для развития собственной культуры. Следует также отметить, что часть творческой интеллигенции стран Западной Европы была истреблена нацистами или эмигрировала в США. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после всех ужасов войны уводила массового потребителя от тяжелой действительности в призрачный мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей, «равных» для всех шансов на успех и счастье.

27 января 1948 г. в США был подписан закон об обмене в области информации и культуры, который получил название закона Смита — Мундта. Этот закон уполномочивал американское правительство принимать необходимые меры, призванные содействовать росту взаимопонимания между американским народом и народами других стран.

Естественно, что в Европу потянулись американцы — военнослужащие, бизнесмены, советники и специалисты в различных областях, в том числе и представители пропагандистских и информационных служб, а также туристы. Они везли в Европу из-за океана и пропагандировали посредством «легкой» литературы, газет, видеодисков, развлекательных фильмов, рекламных проспектов продукцию массовой культуры. Позже к этой кампании присоединилось и Информационное агентство США (ЮСИА), учрежденное в 1953 г.

Подлинным зачинателем эстетики массовой культуры был Голливуд, хозяева которого разработали и систематизировали экономические и организационные методы, идейные и рекламно-пропагандистские цели конвейерного способа производства кинокартин, изгоняя всеми способами творческое соревнование талантов и подменяя его коммерческой конкуренцией.

Подчинение развлекательного жанра задаче максимального извлечения прибыли и стремлению угодить всем вкусам приводит к тому, что коммерческая продукция боится подлинного новаторства и, не питаясь живительными соками многогранной жизни, неизбежно вертится вокруг ограниченного апробированного круга тем и сюжетных построений: секс, приключения и бездумное веселье — вот те находки, заимствованные, как правило, из бульварной литературы, которые сейчас составляют главное содержание почти всех видов коммерческого искусства США.

«Голливудизации» постепенно подверглись и книгопечатание, и пресса, и репродуцированная живопись, и музыка. И это вполне отвечает целям хозяев так называемой культуры для масс.

«Облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы в конце концов совсем выключить мышление», — так сформулировал их цели в свое время бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян.

В настоящее время европейский культурный рынок буквально наводнен голливудскими фильмами, американскими книгами, музыкой, телевизионными программами. Американские идеи проповедуются через многочисленные каналы средств массовой коммуникации, которые находятся опять же в руках американских концернов. Особенно наглядно преобладание американских концернов в рекламном деле. Из десяти крупнейших рекламных агентств в мире семь прямо принадлежат американским владельцам, два косвенно находятся под американским влиянием и только одна находится не под американским (а японским) контролем.

По данным ЮНЕСКО, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 65% объема информации, более 50% кинофильмов, 60% грампластинок, видео- и магнитофонных кассет, 89% коммерческой информации, 65% торговой рекламы, т. е. информационный и культурный рынок стран мира находится под контролем и сильнейшим влиянием американских информационных средств.

Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства.

Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления.

Будучи молодым капиталистическим государством, США уже в XIX в. совершили большой скачок в развитии культуры, вобрав и переплавив привнесенное другими цивилизациями (европейской, африканской, индейской). В XX в. США сумели добиться исключительных успехов практически во всех видах искусства, литературе, архитектуре, музыке, науке, образовании, искусстве кино.

США в XX в. дали миру большое число лауреатов Нобелевской премии в области науки; США вместе с СССР стали первопроходцем в освоении космоса. К началу 80-х годов в США наука — важнейший приоритет государства.

Могут гордиться Штаты своей литературой XX в., именами таких писателей, как Д. Лондон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф. Фитцджеральд, Д. Стейнбек.

Самоуверенность американской нации, всепобеждающая раскованность, желание превзойти достигнутое другими цивилизациями значительно приумножили разнообразие направлений не только в литературе, но особенно в изобразительном искусстве, о чем свидетельствуют ташизм, регионализм, поп-арт, гиперреализм, фотореализм и др.

В XX в. интенсивно происходил процесс становления национальной композиторской школы в разных областях музыкального творчества, где самые яркие представители — Д. Гершвин, Л. Бернстайн. В конце столетия усилились течения модернизма и использования электронной музыки.

Особенности культурной жизни США — приглашения иностранных гастролеров — дирижеров, скрипачей, певцов; по такой системе работает крупнейший театр США и мира «Метрополитен-опера».

Отличительная черта организации театрального дела — существование центра театральной жизни США — Бродвея, театры которого являются ведущими, но не имеют постоянной труппы. Во многих городах имеются общинные театры. Приметой американской театральной культуры является широко распространенные и пышно оформленные музыкальные комедии — мюзиклы. Недосягаемой высоты достигло джазовое искусство — и композиторское и исполнительское. Много интересного создано американцами в архитектуре и строительстве, особенно из таких материалов, как стекло, сталь, алюминий.

США — яидер в киноискусстве. Голливуд — самая крупная фабрика, производящая и кинофильмы и кинозвезд. Здесь ежегодно присуждается самая престижная премия — «Оскар».

Доминирующее положение в мире позволяет американцам быть исключительно активными в пропаганде своих воззрений, верований, своего образа жизни, своих идеалов культуры. И этим целям как нельзя более служит созданная по американским стандартам массовая культура, подлинным зачинателем эстетики которой был Голливуд.

 


Литература

Алпатов М. В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969.

Балакина Т. Н. История русской культуры. — М.: Издательский центр, 1996. Балет. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. Боннар А. Греческая цивилизация. — М.: Искусство, 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. — М.: Наука, 1985. Т. 1.

Буддизм: Словарь. — М.: Республика, 1992.

Введение в культурологию. / Под ред. Е. В. Попова. — М.: Владос, 1995. Виноградова Н. А, Каптерева П., Стародуб Т. X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т. X. Стародуб. — М.: ЭллисЛак, 1997.

Всемирная история. В 13 т. — М.: Госполитиздат, 1955—1983.

Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. — Тверь, 1993.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I—TV. — М., 1993.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. В 2 ч. — М.: Аспект Пресс, 1994. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры для студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1990.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. — М.: Высшая школа, 1994.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 1993. История и культура Китая. — М.: Наука, 1976.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. — М., 1987.

Кино. Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. — М.: Наука, 1982. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. — М.: Политиздат, 1978. Кулаков А. Е. Религии мира. — М.: ACT, 1996.

Культура народов Востока. Старовавилонская культура. — М.: Наука, 1988. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А- Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1996. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1971. Малая история искусств. — М.: Искусство, 1978.

Мамонтов С. Основы культурологии. — М., 1994.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. T.I. — М.: Культура, 1993.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 2. 1988.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. 2-е изд. — М.: Наука, 1983.

Музыкальный энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия, 1990.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. — М.: Советский художник, 1986.

Словарь искусств: Пер. с англ. — М.: Внешсигма, 1996.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Театральная энциклопедия. В 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1961—1967. Тяжелое В. Н, Искусство средних веков. — М.: Изобразительное искусство, 1993.

Удальцова Э. В. Византийская культура. — М.: АН СССР, 1988.

Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. — М.: Дрофа, 1996. Христианство. Словарь. — М.: Республика, 1994.

 

 

 

 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.