Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура в 50-90-х гг




ќбразование

 

¬ 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. „исло средних школ в 1951Ч1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихс€. ¬озросло число учащихс€ старших классов. ќднако в системе образовани€ назрела необходимость серьезных нововведений, которые должны были привести школу в соответствие с тенденци€ми развити€ общества. ¬ 1958 г. был прин€т закон, который был призван укрепить св€зь школы с жизнью. ¬место семилетнего образовани€ вводилось всеобщее восьмилетнее образование. —рок обучени€ в средней школе был увеличен до 11 лет. Ќачина€ с 9-го класса учащиес€ должны были осваивать производственные профессии. Ётим делалась попытка соединени€ обучени€ с производительным трудом. ќднако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихс€ не по перспективным специальност€м, возникающим в св€зи с начавшейс€ научно-технической революцией (Ќ“–), не дали желаемого результата. –азвертывающа€с€

Ќ“– насто€тельно требовала перехода ко всеобщему полному среднему образованию, главной задачей которого становилось вооружение учащихс€ прочными знани€ми основ наук. ¬ 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончани€ восьми классов.

¬ 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступлени€ пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончани€ средней школы и демобилизованные из р€дов —оветской јрмии. Ёта мера расшир€ла социальный источник пополнени€ интеллигенции. ¬ 1970 г. в высших учебных заведени€х обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958/59 учебном году. ¬озросло число вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866 вузов, в которых обучалось 5 млн. студентов. ѕо численности специалистов с высшим образованием ———– занимал одно из ведущих мест в мире. ¬месте в тем качество подготовки специалистов во многом не отвечало требовани€м времени и мировому уровню.

Ќаука

√осударство оказывало поддержку и содействие развитию науки, в том числе разработкам оборонного значени€ и космическим исследовани€м. –асшир€лась сеть научных учреждений. ¬ системе јЌ ———– были созданы дес€тки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы јкадемии наук в “аджикской и “уркменской ——–, в 1954 г. Ч в  иргизской ——–; в системе јкадемий наук ”збекистана и  азахстана начали функционировать институты €дерной физики. Ќаучные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. “ак, в распор€жение ќбъединенного института €дерных исследований в г. ƒубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электроновольт дл€ изучени€ атомного €дра. Ѕыли также созданы ”ральский научный центр (г. —вердловск), ƒальневосточный научный центр (г. ¬ладивосток).

¬ цел€х поощрени€ выдающихс€ работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ћенинских премий.

—оветские ученые добились выдающихс€ успехов в области естественных наук. ¬ области физики атомного €дра трудились ». ¬.  урчатов (1903Ч1960), ј. ». јлиханов (1904-1970), ». ≈. “амм (1895-1971), ј. ƒ. —ахаров (1921-1989) и др. јкадемики Ћ. ј. јрцимович (1909Ч1973), ћ. ј. Ћеонтович (1903Ч 1981) вели исследовани€ по термо€дерному управлению. ƒостижени€ ученых в области €дерной физики дали возможность стать ———– первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных цел€х, дл€ получени€ промышленной энергии. –азвитию естественных наук служили теоретические работы Ќ. Ќ. Ѕоголюбова (1909-1992), Ћ. ƒ. Ћандау (1908-1968), ћ. ¬.  елдыша (1911Ч1978), ћ. ј. Ћаврентьева (1900Ч1980), —. Ћ. —оболева (1908Ч1989).

ќгромны были достижени€ ученых в области теории реактивного движени€ и создани€ реактивных двигателей. ¬ 1957 г. ученые под руководством —. я.  оролева (1906/07Ч1966) создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апрел€ 1961 г. в космос подн€лс€ первый человек Ч ё. ј. √агарин (1934Ч1968). Ѕыла открыта эра освоени€ космоса. ¬ 60-80-х гг. в ———– было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.

¬ 60-х гг. академики ¬. ». ¬екслер (1907-1960) и √. ». Ѕудкер (1918-1977) разработали принципиально новые направлени€ ускорительной техники дл€ использовани€ элементарных частиц. √руппой ученых под руководством √. Ќ. ‘лерова (1913Ч1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы ƒ. ». ћенделеева. ¬ области квантовой электроники Ќ. √. Ѕасов (р. 1922) и ј. ћ. ѕрохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. «а эти разработки они были удостоены Ќобелевской премии в 1964 г. “еоретические и экспериментальные исследовани€ физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Ѕ. ћ. ѕонтекорво (1913Ч1993). ». ћ. Ћившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. ”ченые –. ¬. ’охлов (1926Ч1977) и —. ј. јхманов (1929Ч1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей вли€ние среды на характер оптических €влений при высокой интенсивности света, а также голографии, позвол€ющей получить объемные изображени€ предмета.

ѕолучила дальнейшее развитие биологическа€ наука, хот€ ей был нанесен серьезный ущерб Ђисследовани€миї “. ƒ. Ћысенко (1898Ч1976). ѕ. ѕ. Ћукь€ненко (1901Ч1973) создал перспективный сорт озимой пшеницы ЂЅезоста€-1ї; ¬. —. ѕустовойт (1896Ч1971) Ч сорт подсолнечника, отличающийс€ высокой масличностью; ћ. ». ¬ольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ћенинской премии академик Ќ. ѕ. ƒубинин.

 рупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы Ч ј. ј. ¬ишневский (1906Ч1975), ј. ћ. јмосов (р. 1913),  . Ќ.  упри€нов (1893Ч1963); лечение туберкулеза Ч Ћ.  . Ѕогуш; получение препарата дл€ лечени€ полиомиелита Ч ј. ј. —мородинцев (1901Ч 1986), ћ. ѕ. „умаков (1909Ч1973). ¬се это подтверждает, что в 50-х Ч первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлени€м теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.

¬ конце 50-х гг. произошло некоторое раскрепощение в исторической науке, выразившеес€ в отходе от догм краткого курса истории ¬ ѕ (б), разоблачении культа личности ». ¬. —талина, реабилитации незаконно репрессированных в период сталинизма. Ёто означало наступление Ђоттепелиї в политической и духовной жизни советского общества. ¬ этот период получили философское освещение глобальные социально-политические катастрофыXX в. ¬ художественной культуре возникла тема ответственности за злоде€ни€ перед человечеством.

√радостроительство

¬ 40-х Ч начале 50-х гг. в различных точках ћосквы впервые в стране были возведены высотные здани€: административное здание на —моленской площади, жилые здани€ на  отельнической набережной и площади ¬осстани€, ћосковский государственный университет.

ƒальнейшее развитие советского общества во второй половине 50-х гг. потребовало перевода строительства на индустриальную основу, широкого внедрени€ типовых проектов и стандартов. ќднако нар€ду с достижени€ми в архитектуре про€вились отрицательные моменты. ќднообразие жилых комплексов преодолевалось увеличением числа типовых зданий, их расположением в пространстве и применением смешанной застройки домами различной этажности, утверждением принципа микрорайонировани€.

ќднако отрицательные €влени€ не были преодолены в жилищно-гражданском строительстве: сохран€лось однообразие застройки, отставало развитие инфрастуктуры.

Ћитература

ќб оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей.   концу 50-х гг. в стране было издано 63,3 тыс. книг общим тиражом 1103 млн. экз., 3824 журнала и другой периодики, 10463 газеты разовым тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз). “енденци€ роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие дес€тилети€. ѕо€вились новые литературно-художественные журналы: Ђћолода€ гварди€ї, Ђёностьї, Ђћоскваї, ЂЌаш современникї; возродилось издание журнала Ђ»ностранна€ литератураї, который давал возможность советским читател€м знакомитьс€ с произведени€ми зарубежных авторов.

¬ литературной и общественной жизни большую роль играл журнал ЂЌовый мирї, которым руководил замечательный поэт јЋ. “вардовский (1910Ч 1971), автор поэм Ђ—трана ћурави€ї, Ђ¬асилий “еркинї, Ђ“еркин на том светеї, Ђƒом у дорогиї, прозы Ђ–одина и чужбинаї. —траницы журнала предоставл€лись литературе демократического характера. ¬первые на страницах журнала была опубликована повесть ј.». —олженицына Ђќдин день »вана ƒенисовичаї.

¬ литературе по€вились значительные произведени€, в которых советска€ действительность находила правдивое отражение: Ђ–усский лесї Ћ. Ћеонова, Ђ–айонные будниї ¬. ќвечкина, Ђ—удьба человекаї ћ. Ўолохова.

–азвитие поэзии 50Ч60-х гг. было св€зано с именами –. √амзатова (р. 1923), Ѕ. јхмадулиной (р. 1937), ≈. ≈втушенко (р. 1932), –. –ождественского (1932Ч1994).

ƒиссидентское движение

ћежду тем духовна€ жизнь советского общества в целом была сложна и противоречива.  онтроль партийного аппарата за де€тельностью художественной интеллигенции не ослабел. ѕлохо разбирающийс€ в вопросах культуры Ќ. —. ’рущев (1894Ч 1971) считал возможным учить писателей, художников, как им работать.

Ђ–азоблачение отступлени€ї (роман ЂЌе хлебом единымї ¬. ƒ. ƒудинцева, 1956) и Ѕ. Ћ. ѕастернака (роман Ђƒоктор ∆ивагої, опубликован за рубежом в 1957, Ќобелевска€ преми€ 1958 г.) от социалистического реализма отразило стремление консервативных сил не допустить инакомысли€, сохранить диктат административно-бюрократического руководства над культурой и искусством.

¬се это вызывало непримиримое противосто€ние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движени€. ≈го подъем приходитс€ на вторую половину б0-х гг. ярким про€влением диссидентского движени€ стало правозащитное движение. ѕравозащитники, требовавшие соблюдени€ положений  онституции страны, организовывали различные акции в защиту прав человека: распростран€ли листовки, печатали Ђсамиздатомї правозащитные издани€, в которых раскрывались нарушени€ прав человека; оказывали помощь политзаключенным и т.д. ¬ 1968 г. небольша€ группа диссидентов вышла на  расную площадь с протестом против ввода войск на территорию „ехословакии. Ётот акт €вилс€ поводом дл€ усилени€ репрессий против диссидентства.

Ќеравную борьбу за духовное освобождение общества вел ј. ». —олженицын, первые произведени€ которого (Ђќдин день »вана ƒенисовичаї, Ђћатренин дворї, Ђ—лучай на станции  очетовкаї) вызвали широкий отклик общественности, стали началом переворота в сознании людей1.

—тановились известными читателю произведени€ ¬. Ўаламова (1907Ч1982) Ч Ђ олымские рассказыї, сборники стихов Ђќгнивої, Ђƒорога и судьбаї; ≈. √инзбург (1906Ч1977) Ч Ђ рутой маршрутї; ј. “. ћарченко (1938Ч1984) Ч Ђћои показани€ї, Ђќт “арусы до „уныї.

—пектакли московских театров Ђ—овременникї и Ђ“аганкаї воспринимались как протест формирующемус€ неосталинизму.

 ритерием диссидентства €вл€лось непри€тие, отрицание советской культуры, в том числе позитивных процессов в культуре. ј это вело к активизации маргинальных представлений о культуре, умалению значени€ всей культуры советского периода.

ƒе€тели культуры, выражавшие открыто протест против казарменного стро€, пытавшиес€ заставить общество думать, оказывались в тюрьмах или в эмиграции. “ак, за пределами –одины в разные годы оказались писатели ј. —олженицын, ј. «иновьев, ¬. ћаксимов, ¬. Ќекрасов, ¬. јксенов, кинорежиссер ј. “арковский, поэт ». Ѕродский, музыкант ћ. –острапович, певица √. ¬ишневска€ и др.

 ультура 60Ч80-х гг.

—оветска€ культура 60Ч80-х гг., остава€сь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообрази€ как по тематике, так и в художественных средствах. ¬ литературе продолжали работать писатели, за€вившие о себе в 50Ч60-х гг. ѕришло и новое поколение писателей, чьи произведени€ быстро находили своего читател€: ё. Ѕондарев (ЂЅатальоны прос€т огн€ї, Ђ√ор€чий снегї, Ђ“ишинаї), ¬. –аспутин (Ђƒеньги дл€ ћарииї, Ђѕоследний срокї), ‘. јбрамов (трилоги€ Ђѕр€слиныї) ¬. јстафьев (Ђ ражаї, Ђ÷арь-рыбаї, Ђѕоследний поклонї, Ђѕечальный детективї и др.)

ѕротиворечивость, загадочность культуры советского общества 50Ч80-х гг., про€вл€ютс€ также в том, что в услови€х цензуры, идеологического давлени€. она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.

 

¬ 60Ч80-х гг. по€вл€етс€ новое поколение художников со своими темами и художественными приемами: ћ. —авицкий, “. —алахов, ». √лазунов, ј. Ўилов, брать€ ј. и —. “качевы и др.

–азвивалось музыкальное искусство. Ёто были произведени€ различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведени€, романсы, песни. —озданные оперно-балетные сочинени€ означали качественно новый этап в музыкальной культуре. ƒ.  абалевским была написана опера Ђ“арас Ѕульбаї, —. ѕрокофьевым Ч Ђ¬ойна и мирї, ј. ѕетровым Ч Ђѕетр ѕервыйї, Ќ. ∆игановым Ч Ђћуса ƒжалильї. Ѕалеты  .  араева Ђ—емь красавицї, ј. ’ачатур€на Ђ—партакї, –. √лиэра Ђћедный всадникї, ¬. √аврилина Ђјнютаї стали классикой.

¬ 60Ч80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Ёто ЂЋегенда о любвиї ј. ћеликова, Ђ—партакї ј. ’ачатур€на, Ђ»ван √розныйї на музыку —. ѕрокофьева, Ђћакбетї  . ћолчанова, Ђ»карї —. —лонимского. ћолодые балетмейстеры ё. √ригорович, ќ. ¬иноградов, ¬. ¬асильев, Ѕ. Ёйфман и другие, развива€ лучшие достижени€ предыдущих периодов, содержание и новые средства выражени€, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.

ќгромную попул€рность приобрели артисты ≈. ћаксимова, ».  олпакова, Ќ. Ѕессмертнова, ¬. ¬асильев, ћ. Ћиспа, ћ. —абирова, Ќ. ѕавлова и др. ¬ладе€ современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

яркие произведени€ создали √. —виридов (1919Ч1998), самобытно претвор€вший многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочета€ их с современной стилистикой (Ђ урские песниї, Ђѕушкинский венокї, Ђ¬рем€, вперед!ї, Ђћетельї); “. ’ренников (оперы Ђћать, Ђ‘рол —кобеевї, балеты ЂЋюбовью за любовьї, Ђ√усарска€ балладаї и др.).

ѕопул€рными стали песни ¬. —оловьева-—едого, ј. Ѕабаджан€на, ƒ. “ухманова, ј. ѕахмутовой, –. ѕаулса, ≈. ћартынова. ƒл€ эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Ѕогата тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы √. „ухра€, ћ.  алатозова, ћ. ’уциева, ». ’ейфица, —. Ѕондарчука; успешна€ экранизаци€ произведений Ћ. Ќ. “олстого, ‘. ћ. ƒостоевского, ». —. “ургенева, ј. ѕ. „ехова, ј. —. ѕушкина, ћ. ё. Ћермонтова, ј- Ќ. ќстровского, ј. ћ. √орького. «рител€м многих стран стали известны фильмы —. –остоцкого, —. √ерасимова, —. Ѕондарчука, Ё. –€занова, Ќ. ћихалкова, √. ƒанели€. —, —оловьева, —. √оворухина.

Ќеблагопри€тно сказывалась на развитии искусства практика государственных заказов на кинофильмы, запретов на публикацию художественных и публицистических произведений, организаций художественных выставок, исполнени€ некоторых музыкальных произведений и т.д.

–ассматрива€ состо€ние культуры российского общества в современных услови€х, следует сказать, что процессы реформировани€ страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Ќельз€ не признать, что в области культуры свобода про€вл€етс€ в большей степени, чем в других област€х общественной жизни. Ёто просматриваетс€ и в многообразии тематики, и сюжетов, и идейного содержани€ художественных произведений. ѕроисходит духовное раскрепощение общества. ¬месте с тем эти процессы противоречивы. ¬озвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикаци€ произведений ћ. Ѕулгакова,  . ѕаустовского, ј. ѕлатонова, ≈. «ам€тина, Ѕ. ѕастернака, ¬. √россмана и др.) сопровождаетс€ изъ€тием других. яростным атакам подвергаетс€ ћ. √орький за то, что он €вилс€ Ђосновоположником метода социалистического реализмаї, хот€ подобные обвинени€ давно продемонстрировали свою несосто€тельность. ћ. Ўолохова обвин€ют в присвоении чужого труда, хот€ эта ложь убедительно отвергнута современными лингвистическими и техническими средствами.

ѕроисходит размывание традиционных форм освоени€ культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращаетс€. ¬ то же врем€ широкое распространение бытовой радиотехники приводит к освоению домашних форм досуга, нос€щих лишь развлекательный характер.

ќстаточный принцип финансировани€ сферы культуры, наметившийс€ в начале 30-х гг., окончательно утвердившийс€ в 80-х гг., в насто€щее врем€ демонстрирует свои отрицательные результаты. Ќа подготовку одного специалиста в 1990 г. расходовалось в —Ўј в 5,4 раза, в японии Ч в 4,7, в јнглии Ч в 5,8 раза больше средств, чем у нас. ¬ 1985 г. наблюдаетс€ тенденци€ снижени€ числа юношей и девушек, получивших среднее образование. ¬ 1988 г. их было 3,8 млн. чел., т. е. на 1,2 млн. меньше, чем в 1980. ¬ насто€щее врем€ закрепилась дев€тилетн€€ школа. ¬се больше подростков выбрасываетс€ на улицу. Ќалаженна€ система образовани€ разрушаетс€. ‘ормирующийс€ рынок оказывает сильнейшее воздействие на состо€ние российской культуры.  оммерциализаци€ ведет не просто к сокращению культурного пространства в обществе, а к созданию атмосферы конкуренции, в которой терпит поражение слабый, т. е. незащищенна€ в финансовом отношении культура.

ћежду тем истори€ показывает, что люба€ наци€ успешно развиваетс€ лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда наци€, вбира€ культурные ценности других народов, сохран€ет специфику своей культуры.

 

»так, культура ———– Ч это сложное, противоречивое €вление, обладающее внутренним единством. ќкт€брь 1917 г. выдвинул задачу осуществлени€ культурной революции, включающую задачи создани€ нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщени€ миллионов людей к азам культуры; освоени€ мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Ёто были реальные и демократические задачи, во многом выполненные —оветским государством. ¬ кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образовани€, которой можно гордитьс€. Ўирокие народные массы приобщились к достижени€м мировой культуры. ”спехи советских ученых обеспечили многим отрасл€м науки передовые позиции. ’удожественна€ культура создала блест€щие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

 ультуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждени€ми, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

¬ насто€щее врем€ культура находитс€ в глубоком кризисе. Ќа состо€ние культуры негативно воздействует не только формирующийс€ рынок. –оссийска€ культура испытывает все возрастающую экспансию западной массовой культуры, резкое падение значени€ социалистической идеологии. –азрушаетс€ инфраструктура культуры. «адача вернуть потер€нные позиции в мировой культуре –оссии сложна, однако пока разрешима.

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2155 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

634 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.