Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музыкальное творчество




Литература

 

В конце XIX и в начале XX в. дальнейшее развитие получила литература критического реализма. Фрэнк Норрис (1870—1902) в романах «Спрут» и «Омут» разоблачает грабительскую сущность монополий, капиталистической биржы. Теодор Драйзер (1871 — 1945) в своих произведениях сочетает реализм с натуралистическими принципами творчества. В романах «Сестра Керри» и «Дженни Герхард» он показывает противоположные социально-нравственные судьбы простых девушек; трилогия «Финансист», «Титан» и «Стоик» — о финансисте-«сверхчеловеке», пришедшем к осознанию бесплодия стяжательства; «Гений» — о мертвящей власти денег над искусством; «Американская трагедия» — о несостоятельности «среднего» юноши, любой ценой добивавшегося осуществления американской мечты о социальном успехе.

Стеффенс Джозеф Линкольн (1866—1936) — один из вдохновителей движения литераторов, так называемых «разгребателей грязи», разоблачавших методы обогащения крупных монополий («Стыд городов», «Борьба за самоуправление»). В первые ряды «разгребателей», чье стремление к проведению социальных реформ нашло отражение во множестве его документальных романов, в начале своего творчества выдвинулся Эптон Синклер (1878—1968). В романах «Джунгли», «Король Уголь», «Столица», «Менялы» он критикует большой бизнес и показывает беспросветные будни рабочих.

Реалистическое направление в американской поэзии XX в. представляют:

Эдгар Ли Мастере (1869—1950), поэтический сборник которого «Антология Спун-Ривер» стал своеобразным манифестом критического реализма в поэзии США; Роберт Фрост (1875—1963), воспевавший родную природу, труд и быт фермеров (сборники «К северу от Бостона», «Неоглядная даль», «На вырубке» и др.); Карл Сэндберг (1878—1967) — продолжатель традиций У. Уитмена, широко использовавший фольклор.

Выдающийся вклад в развитие реалистической литературы внес Джек Лондон (собст. имя Джон Гриффит, 1876—1916). В неоромантических повестях и рассказах («Зов предков», «Любовь к жизни», «Морской волк» и др.) сочетает поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических испытаний, принимаемых ради обогащения. В романтической утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма. Реалистический роман «Мартин Иден» о судьбе писателя из народа, пришедшего к трагическому разочарованию в буржуазной цивилизации.

В 20-е годы начали свой творческий путь Эрнест Хемингуэй (1899—1961), Уильям Фолкнер (1897—1962), Джон Дос Пассос (1896—1970), Френсис Скотт Фитцджеральд (1896—1940). Очень разнородные по творческому методу эти писатели, причисляемые к так называемому «потерянному поколению», отразили в своих произведениях настроения пессимизма и разочарования части интеллигенции в американской буржуазной демократии. На их творчество оказали сильное влияние декадентские литературные течения, также активизировавшиеся в 20-е годы.

Откровенными проповедниками мистики и декаданса1 выступили поэты Т. С. Элиот (1888—1965) и Эзра Паунд (1885—1972). Идеологом и теоретиком декаданса в США была Гертруда Стейн (1874—1946). Под влиянием фрейдизма и декадентства оказалось и творчество драматурга Юджина 0s Нила (1888— 1953). Основные проблемы его пьес: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом»), разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», губительность собственности «Любовь под вязами» и др.) Лауреат Нобелевской премии (1936).

В 30-е гг. в творчестве многих писателей усиливаются социальные мотивы. Выходят роман С. Льюиса (1885—1951) «У нас это невозможно» антифашистской направленности; рассказы С. В. Бенета (1898—1943) и Д. Паркер (1893— 1967). К животрепещущим проблемам современности обращается Э. Хемингуэй (роман «Иметь и не иметь», пьеса «Пятая колонна», рассказы). В 1954 г. Хемингуэй стал лауреатом Нобелевской премии.

Крупнейшее произведение критического реализма — роман «Гроздья гнева» (1939) создает Джон Стейнбек (1902 —1968), где рассказывает о трагической судьбе обездоленных фермеров. В 1962 г. он стал лауреатом Нобелевской премии. В годы Второй мировой войны писатель выступает с произведениями, осуждающими фашизм (повести «Луна зашла» и «Бомбы вниз»). Однако тема народной борьбы против фашизма не получила широкого развития в литературе США.

В послевоенный период наступила полоса реакции. Некоторые писатели (Дос Пассос, Синклер) отступили от идеалов 30-х гг. С 50-х гг. особый вес приобрела массовая литература, являющаяся составной частью индустрии культуры. Ключевая характеристика массовой литературы — облегчение доступности и сопричастности к современной культуре в ее редуцированном1 виде, суррогат эстетического удовлетворения: поэзия становится псевдопоэтичностью, пафос — патетической мелодекламацией, красота — красивостью, любовь — сексуальным влечением и т.д. Поэтика массовой литературы — это поэтика штампа, особенно в портрете и психологии героев, в слоге и сюжете. Огромное место занимают произведения, смакующие секс, насилие. Детективы всегда пользовались успехом и поэтому стали благодатной почвой для создания массовой литературы.

Большинство таких литературных произведений изобилует описаниями убийств, драк, потасовок, грязным натурализмом. Подобные произведения обращаются исключительно к биологическим инстинктам человека, играют на его чувствах, щекочут нервы.

Насилие во всех его видах и проявлениях — необходимый атрибут современной массовой литературы и культуры США.

Как это ни парадоксально, его наряду с грезами и мелодрамами можно, видимо, отнести к эскейпизму2, так как подобные произведения, обращаясь к подсознанию и играя на эмоциях, тоже заставляют потребителя подобной продукции забыть о своих каждодневных проблемах, переключиться на «книжные страхи». Самое древнее и самое сильное чувство, ощущаемое человеческим существом, — это страх, и самый сильный страх —это страх перед неведомым. «Продукция ужаса» ставит перед собой цель запугать человека, парализовать, подчинить его сознание навязчивым идеям и образам.

Одним из крупнейших представителей реалистического направления литературы второй половины XX в. был лауреат Нобелевской премии 1949 г. Уильям Фолкнер (1897 — 1962). Уверенный в том, что литература должна служить гуманистическим целям, Фолкнер неоднократно подчеркивал, что писатель несет свою долю ответственности за судьбу человечества, а потому обязан писать правду. Закономерно, что одной из центральных проблем творчества У. Фолкнера стала ответственность новых поколений белых американцев за преступления, творимые в свое время их предками-рабовладельцами и совершаемые расистами уже в нашем веке. Наиболее глубоко затронута проблема расовых предрассудков в повести «Осквернитель праха» (1948). В конце 50-х гг. появляются два сюжетно связанных романа Фолкнера — «Город» и «Особняк».

Проблеме науки и нравственности посвящены романы Митчелла Уилсона (1913—1973) «Живи среди молний», «Встречи на далеком меридиане» и др.

В 1987 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал эмигрировавший в 1972 г. из СССР в США поэт Иосиф Бродский (1940—1996). Его становление как поэта прошло несколько этапов. Ранние произведения И. Бродского оптимистичны, устремлены в будущее, его зрелая поэзия — философична (цикл «Каппадокия», 1992).

Лидер американского литературного авангарда — Джон Барт (р. 1930). Часто он творит в манере черного юмора. Его романы: «Козлоюноша Джайлз», «Химера», «Письма» и др. Они энциклопедичны, наполнены переплетающимися сюжетами и игрой слов,- Автора интересует природа повествования и зависимость языка от реальности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1516 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.