Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ападноевропейска€




литература XX века

 

¬ западноевропейской литературе начала XX в. не было радикальных новшеств по сравнению с XIX в., но по€вилась цела€ пле€да писателей большого таланта. ¬о ‘ранции это  лодель (1868Ч1955), Ў. ѕеги (1874Ч1914), јнатоль ‘ранс (1844Ч1924), –омен –оллан (1866Ч1944).

‘илософ јнри Ѕергсон своей работой Ђ“ворческа€ эволюци€ї (рус. перевод 1909), попытавшийс€ доказать, что стимулом вс€кой эволюции €вл€етс€ жизненный порыв, вызвал у образованной публики большой интерес к философским проблемам, подчеркнув Ђдвижущуюс€ реальность человеческого существаї. Ёта философска€ иде€ легла в основу знаменитого романа французского писател€ ћарсел€ ѕруста (1871Ч1922) Ђ¬ поисках утраченного времениї (опубликован в 1913Ч1927 гг. в 14 томах). –абота, представл€юща€ собой цикл романов, €вл€етс€ выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознани€. «а вторую часть романа Ђѕод сенью девушек в цветуї писатель в 1919 г. получил √онкуровскую премию.

ѕериод после ѕервой мировой войны

¬еликолепный расцвет во всех своих жанрах переживает литература во ‘ранции после ѕервой мировой войны. Ќесмотр€ на войну и послевоенные трудности, образование во ‘ранции всегда оставалось классическим: латынь, классическа€ литература, истори€ и, конечно, великолепный французский €зык, совершенство и чистоту которого оберегают ‘ранцузска€ јкадеми€, —орбонна и дес€тки других учреждений.

¬ эти годы своим ораторским искусством блистает философ ј. Ѕергсон, покор€ющий соотечественников великолепным французским €зыком, новыми €ркими иде€ми и пон€ти€ми, такими, как Ђзакрытое обществої, Ђоткрытое обществої, Ђдлительностьї, Ђтворческа€ эволюци€ї, Ђжизненный порывї, Ђпоток сознани€ї и др. ‘ранцузский парламент на своем заседании в 1928 г. рассматривал даже вопрос о переносе его лекций из актового зала  оллеж дэ ‘ранс, не вмещающего всех желающих, в здание ѕарижской оперы и об остановке на врем€ лекций движени€ по прилегающим улицам.

«амечательный расцвет в это врем€ переживает и французский роман, его €зык. “очное и оригинальное свидетельство сложностей быти€ у ћ. ѕруста и ј. ∆ида (1869Ч1951); откровени€ души, раздираемой драмами, Чу ∆. Ѕерна-носа (1888Ч1940) и ‘. ћориака (1885Ч1970). ¬ творчестве ‘. ћориака и ћ. дю “ара (1881Ч1958) роман выступает как монументальное произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущу сложной и напр€женной эпохи.

≈вропейска€ художественна€ литература XX в. сохран€ет верность классическим традици€м Ч это произведени€ английского романиста ƒ. √олсуорси, немецких писателей “. ћанна, √. ЅЄлл€, французских писателей ј. “руай€, –. –оллана, ј. ‘ранса и многих других. » это отличает ее от других видов культуры.

¬ то же врем€ европейска€ литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего про€вл€етс€ в поэзии. “ак, французские поэты ѕ. Ёлюар (1895 Ч1952) и Ћ. јрагон (1897Ч1982) были ведущими фигурами сюрреализма. ќднако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзи€, а проза Ч романы ћ. ѕруста (Ђ¬ поисках утраченного времениї), ƒж. ƒжойса (1882Ч 1941) Ђƒублинцыї, Ђ”лиссї и др., ‘.  афки (1875Ч1955) Ђѕроцессї, Ђ«амокї, Ђјмерикаї. Ёти романы отражают сознание человека перед лицом окружающего его абсурда. ќни были ответом на событи€ ѕервой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название Ђпотер€нногої.

¬ романе Ђ”лиссї (1922) ƒжойс дает всеобъемлющий портрет общества XX столети€. Ёто книга-символ, тщательно анализирующа€ духовные, психические, патологические про€влени€ человека, и как символ она ориентируетс€ на миф, пытаетс€ в слове удержать насто€щее, использу€ открытый философом Ѕергсоном метод повествовани€ Ђпоток сознани€ї. Ёто непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без обычных приемов диалога и описани€, внутренний диалог, на прот€жении тыс€челетий €вл€ющийс€ способом быти€ и состо€ни€ человека и только в первых дес€тилети€х XX столети€ сформулированный как один из методов литературного творчества. Ћитература, по ƒжойсу, многое Ђдоноситї, не Ђрассказыва€ историюї и не Ђвкладыва€ идейное содержаниеї, а о человеке, о жизни, об искусстве вещает способом речи, Ђтем, как все говоритс€ї. ќсобенность и новизна этого произведени€, на наш взгл€д, может быть определена трем€ следующими моментами: внутренн€€ речь как форма быти€ литературного произведени€, Ђпоток сознани€ї, св€зь романа с Ђќдиссеейї √омера Ч каждый из эпизодов романа св€зан с определенным эпизодом из Ђќдиссеиї; необычность его техники письма: в каждом из эпизодов есть только этому эпизоду присуща€ техника письма. Ќапример, эпизод 11 Ђ—иреныї Ч словесное моделирование музыки, эпизод 15 Ђ÷ирце€ї Ч драматическа€ фантази€, эпизод 16 Ђ≈вмейї Ч Ђантипрозаї, нарочито в€лое, заплетающеес€ письмо и т. д.

ѕериод после ¬торой мировой войны

Ќовизна европейской художественной литературы в период после ¬торой мировой войны Ч это прежде всего ее окрашенность экзистенциалистской проблематикой и методологией. ¬ первую очередь Ч это ј.  амю (1913Ч1960) и ∆.ѕ. —артр (1905Ч1980), удостоенный за литературное творчество в 1964 г. Ќобелевской премии. ¬ художественной форме писатели став€т проблемы человеческого существовани€, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. «ачастую способом иносказани€ они передают свои мировоззренческие позиции. “ак,  амю в романе Ђ„умаї (1947) образной, ассоциативной, аллюзивной1. формой передает свое беспокойство по поводу все еще сохран€ющейс€ в XX в. опасности фашизма. —южет романа оригинален и прост. Ќа город нападают крысы: одна, две, три. » пока это не превращаетс€ в эпидемию, жители города не придают этому значени€. Ѕедствие (нашествие крыс) с большим трудом удаетс€ победить. » тогда город охватывает эйфори€ праздника победы.  амю же устами своего геро€ предостерегает от опасности повторени€ эпидемии, настаивает на необходимости бдительности.

ѕисателей-экзистенциалистов отличает внимательнейшее отношение к каждой детали человеческого состо€ни€ в услови€х пограничной ситуации. “аковой, например, €вл€етс€ состо€ние здорового человека, обреченного на смерть, описанное —артром в Ђ—тенеї. Ёто небольшое произведение принесло —артру мировую славу: в нем сконцентрированы основные идеи экзистенциалистов Ч проблемы жизни и смерти, проблемы случайности и судьбы, физиологии и психологии человека, страха и надежды и многие другие.

ѕослевоенный период характеризуетс€ спадом экономической и психологической напр€женности, европейска€ литература становитс€ плюралистичной как никогда: реалистический роман, психологическа€ новелла, романтика, ирони€, детектив, фантастика Ч словом, в ≈вропе множитс€ и развиваетс€ литература на любой вкус. ѕо-прежнему, по европейским социологическим опросам, на первом месте у читателей интерес к серьезным романам. ¬о второй половине 80-х годов среди наиболее читаемых авторов-европейцев называли, помимо классиков, англичанина √. √рина, французов Ё. Ѕазена, ј. “руай€ и его романы о декабристах, ѕушкине, ƒостоевском, √оголе и Ћ. “олстом; ирландцев —. Ѕекета, ћ. “урнье, ѕ. ћодиано.

Ќесмотр€ на наводненность послевоенного рынка океаном дешевых коммерческих поделок, сохран€етс€ вкус к насто€щей литературе. –оман ћаргариты ƒюра ЂЋюбовникї Ч тонкие психологические воспоминани€ 'о молодости автора в довоенном »ндокитае колониальных времен Ч был одним из бестселлеров середины 80-х годов. ѕопул€рность книг таких молодых авторов, как  . —имон, лауреат Ќобелевской премии (1985), ‘. —оллерс, –.  амю (не путать с ј.  амю), оценивалась критикой как свидетельство постепенного угасани€ моды на Ђантироманї, как закат литературного авангардизма первых послевоенных дес€тилетий. Ђ»стори€ романа вновь открытаї, Ч писал французский критик ∆. ѕ. —альга.

Ётому способствовали по€вление и расцвет в последние дес€тилети€ такого €влени€, как издание Ђкарманнымї форматом и большими тиражами по доступным ценам лучших произведений классических и современных писателей.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2872 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2274 - | 1893 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.