Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 арл ћаркс о родовой сущности человека и об отчужденном труде




¬ чем же заключаетс€ отчуждение труда?

¬о-первых, в том, что труд €вл€етс€ дл€ рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себ€, а отрицает, чувствует себ€ не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнур€ет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. ѕоэтому рабочий только вне труда чувствует себ€ самим собой, а в процессе труда он чувствует себ€ оторванным от самого себ€. ” себ€ он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себ€. ¬ силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это Ц принудительный труд. Ёто не удовлетворение потребности в труде, а только средство дл€ удовлетворени€ вс€ких других потребностей, но не потребности в труде. ќтчужденность труда €сно сказываетс€ в том, что, как только прекращаетс€ физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. ¬нешний труд, труд, в процессе которого человек себ€ отчуждает, есть принесение себ€ в жертву, самоист€зание. <Е>

„еловек есть существо родовое, не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род Ц как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле Ц и это есть лишь другое выражение того же самого, Ц что он относитс€ к самому себе как к наличному живому роду, относитс€ к самому себе как к существу универсальному и потому свободному.

–одова€ жизнь как у человека, так и у животного фактически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. ѕодобно тому как в теоретическом отношении растени€, животные, камни, воздух, свет и т.д. €вл€ютс€ частью человеческого сознани€, отчасти в качестве объектов естествознани€, отчасти в качестве объектов искусства, €вл€ютс€ его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, Ц так и в практическом отношении они составл€ют часть человеческой жизни и человеческой де€тельности. ‘изически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отоплени€, одежды, жилища и т.д. ѕрактически универсальность человека про€вл€етс€ именно в той универсальности, котора€ всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством дл€ человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнеде€тельности. ѕрирода есть неорганическое тело человека, а именно Ц природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. „еловек живет природой. Ёто значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставатьс€ в процессе посто€нного общени€, чтобы не умереть. „то физическа€ и духовна€ жизнь человека неразрывно св€зана с природой, означает ни что иное, как то, что природа неразрывно св€зана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

ќтчужденный труд человека, отчужда€ от него 1) природу, 2) его самого, его собственную де€тельную функцию, его жизнеде€тельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает дл€ человека родовую жизнь в средство дл€ поддержани€ индивидуальной жизни. ¬о-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, вз€тую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме.

ƒело в том, что, во-первых, сам труд, сама жизнеде€тельность, сама производственна€ жизнь оказываютс€ дл€ человека лишь средством дл€ удовлетворени€ одной его потребности, потребности в сохранении физического существовани€. ј производственна€ жизнь и есть родова€ жизнь. Ёто есть жизнь, порождающа€ жизнь. ¬ характере жизнеде€тельности заключаетс€ весь характер данного вида, его родовой характер, а свободна€ сознательна€ де€тельность как раз и составл€ет родовой характер человека. —ама жизнь оказываетс€ лишь средством к жизни. <Е>

ѕрактическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного Ц родового существа, т.е. такого существа, которое относитс€ к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. ∆ивотное, правда, тоже производит. ќно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Ќо животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждаетс€ оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себ€, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом св€зан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. ∆ивотное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.

ѕоэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себ€ как родовое существо. Ёто производство есть его де€тельна€ родова€ жизнь. Ѕлагодар€ этому производству природа оказываетс€ его произведением и его действительностью. ѕредмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себ€ уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, де€тельно, и созерцает самого себ€ в созданном им мире. ѕоэтому отчужденный труд, отнима€ у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает дл€ него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу.

ѕодобным же образом отчужденный труд, принижа€ самоде€тельность, свободную де€тельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство дл€ поддержани€ его физического существовани€. <Е>

≈сли продукт труда не принадлежит рабочему, если он противостоит ему как чужда€ сила, то это возможно лишь в результате того, что продукт принадлежит другому человеку, не рабочему. ≈сли де€тельность рабочего дл€ него самого €вл€етс€ мукой, то кому-то другому она должна доставл€ть наслаждение и жизнерадостность. Ќе боги и не природа, а только сам человек может быть этой чуждой силой, властвующей над человеком.

Ќеобходимо еще прин€ть во внимание выставленное выше положение о том, что отношение человека к самому себе становитс€ дл€ него предметным, действительным лишь через посредство его отношени€ к другому человеку. —ледовательно, если человек относитс€ к продукту своего труда, к своему опредмеченному труду, как к предмету чуждому, враждебному, могущественному, от него не завис€щему, то он относитс€ к нему так, что хоз€ином этого предмета €вл€етс€ другой, чуждый ему, враждебный, могущественный, от него не завис€щий человек. ≈сли он относитс€ к собственной де€тельности как к де€тельности подневольной, то он относитс€ к ней как к де€тельности, наход€щейс€ на службе другому человеку, ему подвластной, подчиненной его принуждению и игу. <Е>

»так, посредством отчужденного труда рабочий порождает отношение к этому труду некоего человека, чуждого труду и сто€щего вне труда. ќтношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы там иначе ни называли хоз€ина труда. —тало быть, частна€ собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношени€ рабочего к природе и к самому себе.

 .ћаркс Ёкономическо-философские рукописи 1844 года. —. 90-97.

¬опросы к тексту.

1. ¬ чем состоит отчуждение труда?

2. ¬ чем заключаетс€ родова€ жизнь человека, в чем человек самоутверждает себ€ как родовое существо?

3. „то есть цель, а что средство человеческой жизни? ѕочему в капиталистическом обществе цель становитс€ средством?

4.  ому принадлежит продукт труда рабочего?  ак в св€зи с этим мен€ютс€ отношени€ между людьми?

 

јвтор: Ќицше ‘ридрих ¬ильгельм (1844 Ц 1900) Ц немецкий философ, один из основателей философии жизни, критик христианства, европейской культуры, призвавший к переоценке всех ее ценностей.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1169 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

578 - | 525 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.