Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќицше о трех превращени€х человеческого духа




“ри превращени€ духа называю € вам: как дух становитс€ верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становитс€ лев.

ћного трудного существует дл€ духа, дл€ духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему т€желому и самому трудному стремитс€ его сила.

„то есть т€жесть? - вопрошает выносливый дух, становитс€, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его.

„то есть трудное? - так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы вз€л € это на себ€ и радовалс€ силе своей.

Ќе значит ли это: унизитьс€, чтобы заставить страдать свое высокомерие? «аставить блистать свое безумие, чтобы осме€ть свою мудрость?

»ли это значит: бежать от нашего дела, когда оно празднует свою победу? ѕодн€тьс€ на высокие горы, чтобы искусить искусител€?

»ли это значит: питатьс€ желуд€ми и травой познани€ и ради истины терпеть голод души?

»ли это значит: больным быть и отослать утешителей и заключить дружбу с глухими, которые никогда не слышат, чего ты хочешь?

»ли это значит: опуститьс€ в гр€зную воду, если это вода истины, и не гнать от себ€ холодных л€гушек и теплых жаб?

»ли это значит: тех любить, кто нас презирает, и простирать руку приведению, когда оно собираетс€ пугать нас?

¬се самое трудное берет на себ€ выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Ќо в самой уединенной пустыне совершаетс€ второе превращение: здесь львом становитс€ дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.

—воего последнего господина ищет он себе здесь: врагом хочет он стать ему и своему последнему богу, ради победы он хочет боротьс€ с великим драконом.

 то же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? Ђ“ы долженї называтьс€ великий дракон. Ќо дух льва говорит Ђ€ хочуї.

„ешуйчатый зверь Ђты долженї, искр€сь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестит как золото, Ђты должен!ї.

“ыс€челетние ценности блест€т на этих чешу€х, и так говорит сильнейший из всех драконов: Ђ÷енности всех вещей блест€т на мнеї.

Ђ¬се ценности уже созданы, и кажда€ созданна€ ценность это €. ѕоистине, Ђ€ хочуї не должно более существовать!ї. “ак говорит дракон.

Ѕрать€ мои, к чему нужен лев в человеческом духе? „ему не удовлетвор€ет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?

—оздавать новые ценности - этого не может еще лев; но создать себе свободу дл€ нового созидани€ - это может сила льва.

«авоевать себе свободу и св€щенное Ђнетї даже перед долгом - дл€ этого, брать€ мои, нужно стать львом.

«авоевать себе право дл€ новых ценностей - это самое страшное завоевание дл€ духа выносливого и почтительного. ѕоистине, оно кажетс€ ему грабежом и делом хищного звер€.

 ак свою св€тыню, любил он когда-то Ђты долженї; теперь ему надо видеть даже в этой св€тыне произвол и мечту, чтобы добыть себе свободу от любви своей: нужно стать львом дл€ этой добычи.

Ќо скажите, брать€ мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? ѕочему хищный лев должен стать еще ребенком?

ƒит€ есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокат€щеес€ колесо, начальное движение, св€тое слово утверждени€.

ƒа, дл€ игры созидани€, брать€ мои, нужно св€тое слово утверждени€: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потер€вший мир.

“ри превращени€ духа назвал € вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд и, наконец, лев ребенком.

“ак говорил «аратустра. ¬ этот раз остановилс€ он в городе, названном ѕестра€ корова.

Ќицше ‘. “ак говорил «аратустра. ћинск, 1997. —. 19-21

¬опросы к тексту.

„то скрываетс€ за образами верблюда, льва и ребенка в человеческой душе? „то символизирует золотой дракон?

 

јвтор: ‘ранк —емен Ћюдвигович (1877 Ц 1950) Ц русский религиозный философ и психолог.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 818 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2004 - | 1936 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.