Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—емен ‘ранк о творческой природе человека




ƒвуединство человека обнаруживаетс€ с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества. <Е>

‘актически, вне вс€ких теорий, человеческа€ жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Ќар€ду с де€тельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т.е. в св€зи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождаетс€ нечто новое, доселе небывалое. ¬ области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. ƒаже в сфере чисто рациональной де€тельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель де€тельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребност€ми его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную де€тельность от творчества.  огда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое Ц некий идеал, рождающийс€ из глубины человеческой души, Ц мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной де€тельности.

Ќаиболее типичный образец творчества есть творчество художественное; и в этом смысле можно сказать, что вс€кое творчество носит на себе отпечаток Ђискусстваї, т.е. художественного творчества.  ак определить его сущность?

»скусство есть всегда выражение. <Е> —лово Ђвыражениеї есть одно из самых загадочных слов человеческого €зыка, которое мы употребл€ем, обычно не вдумыва€сь в его смысл. Ѕуквальный его смысл обозначает и Ђотпечатокї, и процесс Ђотпечатывани€ї чего-то в другом, внешнем ему объекте или материале, Ц нечто аналогичное процессу накладывани€ печати на что-либо так, что на нем сохран€етс€, Ђотпечатлеваетс€ї ее форма. ѕо аналогии с этим мы говорим о Ђвыраженииї, когда что-то незримое, потаенное становитс€ зримым и €вным, отпечатлева€сь в чем-то ином. „то-то незримое, духовное таитс€ в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, €вственным; он достигает этого, пользу€сь словами, звуками, комбинаци€ми красок, линий, образов, Ц наконец (в мимике и танцах) движени€ми своего тела. ѕоскольку он стремитс€ к этому и этого достигает, он Ц художник. »скусство будучи Ђвыражениемї, есть воплощение; в нем что-то духовное облекаетс€ плотью, как бы внедр€етс€ в материальное и €вл€етс€ в нем как его Ђформаї. ¬ этом и состоит существо творчества.

Ќо что именно хочет человек Ђвыразитьї? —амый простой Ц и поэтому весьма распространенный Ц ответ здесь был бы: себ€ самого. ¬ известном смысле это совершенно верно и пон€тно само собой: так как внутреннее существо человека есть дух, то, выража€ что-либо духовное, человек тем самым непроизвольно выражает самого себ€. — другой стороны, однако, человек в качестве Ђ€ї Ц и в смысле бессодержательного общего носител€ сознани€ и жизни (чистого €), и в смысле безусловно-своеобразного единственного, неповторимого начала (моего Ђ€ї) Ц по существу непосредственно невыразим, ибо есть неотчуждаема€, недоступна€ эксериоризации, вынесению вовне, глубинна€ точка быти€. “олько косвенно, через посредство того, что он имеет, человек может как-то дать восприн€ть, что он есть. » художник (как и вс€кий творец), Ђтвор€ї, т.е. выража€, меньше всего думает о себе самом: он хочет выразить некое сокровище, духовное Ђнечтої в его душе. ƒаже чистый лирик выражает не просто свои душевные переживани€ в их чистой субъективности, а нечто в известном смысле объективное, общечеловеческое, что с ним св€зано или в них содержитс€. <Е>

Ёто Ђнечтої, не будучи уже готовым, оформленным бытием, очевидно, не принадлежит к составу объективной действительности. ќно отмечено чертами, присущими реальности в ее отличии от объективной действительности Ц и притом реальности с той ее стороны, с которой, как мы видели, она есть суща€ потенциальность Ц бытие в форме назревани€, самотворчества. ¬ процессе художественного творчества творимое, как известно, беретс€ из Ђвдохновени€ї, не делаетс€ умышленно, а Ђрождаетс€ї; какой-то сверхчеловеческий голос подсказывает его художнику, кака€-то сила (а не его собственный умысле) вынуждает художника леле€ть его в себе, оформл€ть и выразить его. Ќо это нечто готово, есть в определенном виде лишь в момент, когда художник употребил необходимое усилие, чтобы выразить его. ¬ этом и заключаетс€ то, что называетс€ творчеством. “ворчество есть така€ активность, в которой собственное усилие художника, его собственное Ђделаниеї неразделимо слито с непроизвольным нарастанием в нем некоего Ђдара свышеї и только отвлеченно может быть отделено от него.

“ворец творит, конечно, сам Ц простой пересказ чужого не есть творчество. Ќо этот твор€щий Ђсамї есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично общий носитель сознани€; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. —тепень участи€ индивидуально-человеческого и сверхчеловеческого, или степень активно-умышленного и пассивно-непроизвольного момента в творчестве, может быть различной. »ногда гений творит почти просто, как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случа€х художник употребл€ет долгие мучительные усили€, делает многократные пробы, чтобы выразить (или, что то же, Ц подлинно, адекватно восприн€ть) то, что ему дано свыше. Ќо, так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говор€щему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Ќо это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа Ц его самосто€тельность, свободу, умышленность Ц и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее. <Е>

„еловек как таковой есть творец. Ёлемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. „еловек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Ѕожьем творчестве. Ќигде, быть может, богочеловеческое существо не про€вл€етс€ так отчетливо, как в этой его роли производного творца. „еловек есть не только раб божий, покорный исполнитель воли Ѕожией, а именно свободный соучастник Ѕожьего творчества. »ли, иначе говор€: так как вол€ Ѕожи€ есть вол€ творческа€, невыразима€ адекватно в каких-либо общих, автоматически выполнимых правилах и предписани€х и состо€ща€ именно в спонтанном формировании быти€ в его неповторимо-индивидуальном многообразном составе, то подлинное исполнение воли Ѕожией доступно только в форме свободного творчества; вс€кое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. „еловек как только Ђраб Ѕожийї есть Ђраб ленивый и лукавыйї Ц примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполн€ющий предписанную ему работу, не интересу€сь ею и не вкладыва€ в нее своего вольного усили€, есть уже тайный саботажник. »бо Ѕог призвал человека быть не просто рабом, а —воим свободным, т.е. творческим сотрудником.

‘ранк —. –еальность и человек: ћетафизика человеческого быти€. ћ, 2007. Ц —260-271.

¬опросы к тексту.

1. ¬ чем заключаетс€ двуединство человеческой природы?

2. ¬ыражением чего €вл€етс€ художественное произведение?

3. ¬ чем сущность творчества?

 

“ема: Ђѕроблема человеческой свободыї.

—вобода Ц это состо€ние самоопределени€ человека, выбирающего цели и средства своей де€тельности и выступающего в качестве сознательного и ответственного творца. —вобода св€зана с творчеством, ответственностью, выбором. ѕроблема свободы предполагает определение ее границ, сопоставление свободы с необходимостью, причинностью. Ќаличие свободы может стать бессмысленным, если человек не знает на что направить, как применить свободу. ѕриведенные ниже тексты и их авторы разделены несколькими эпохами и став€т себе разные задачи, раскрывают разные грани понимани€ свободы.

 

јвтор: Ёпиктет (ок. 50 Ц ок. 140 г.) Ц раб в –име, отпущенный на свободу, представитель античного стоицизма, в центре его внимани€ Ц этика как подлинна€ философи€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 564 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

786 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.