Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–усского государства




 

ѕереломным дл€ историко-культурного развити€ русских земель стали конец XV Ч XVI вв. «авершалось образование единого –усского государства, развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые св€зи. —трана окончательно освободилась от монголо-татарского ига. «авершилось формирование русской народности. Ёто существенно сказалось на формировании культурных процессов.

—кладывание централизованного государства, возглавл€емого московскими кн€зь€ми, ликвидаци€ феодальной раздробленности оживили экономическую, политическую и культурную жизнь страны. –усска€ культура этого периода развиваетс€ в тесной св€зи с задачами государственного объединени€ страны, в борьбе с остатками «олотой ќрды и западными сосед€ми.

Ћитература

Ѕорьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой р€да литературных произведений. —реди них Ч летописна€ Ђѕовесть о вз€тии Ѕатыем города ¬ладимираї, Ђ—лово о погибели –усской землиї, Ђѕовесть о разорении –€зани Ѕатыемї. ¬ них рассказываетс€ о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.

Ћитературным пам€тником того времени стало Ђ∆итие јлександра Ќевскогої, в котором в поэтической форме рассказываетс€ о Ќевской битве, Ћедовом побоище, об отношени€х јлександра Ќевского (ок. 1220Ч1263) с «олотой ќрдой и о смерти кн€з€. ¬оспеваютс€ его подвиги во славу –усской земли.

¬ Ђ—казании о граде  итежеї повествуетс€ о том, как после гибели защитников город  итеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Ћишь изредка город возникает как отражение в озере —ветло€ре, при этом слышитс€ звон городских колоколов.

ѕобеде на  уликовом поле над «олотой ќрдой посв€щено наиболее выдающеес€ произведение того времени Ђ«адонщинаї (от места битвы Ч Ђза ƒономї). ќно написано в жанре исторической повести р€занцем —афонием в конце XIV в. јвтор воспевает геро€  уликовской битвы кн€з€ ƒмитри€, сопоставл€ет событи€ современной ему жизни с событи€ми, описанными в Ђ—лове о полку »горевеї. ѕобеда на  уликовом поле Ч это отмщение за поражение войск »гор€ —в€тославовича. Ёта победа восстановила славу и могущество –усской земли. јвтор Ђ«адонщиныї призывает русских людей к объединению.

«одчество

Ўирокое развитие получило зодчество в первую очередь в Ќовгороде и ѕскове Ч городах, менее зависимых от монгольских ханов.

¬ XIV Ч XV вв. Ќовгород был одним из крупнейших центров экономической и политической жизни, а также развити€ искусства.

“радиции русского зодчества этого времени опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Ќовгородские строители использовали кладку из местного грубо отесанного камн€, известн€ковых плит и частично кирпича Ч в сводах, барабанах и оконных проемах. “ака€ кладка создавала впечатление силы и мощи. Ёту особенность новгородского искусства отмечал академик ». Ё. √рабарь (1871Ч1960): Ђ»деал новгородца Ч сила, а его красота Ч красота силыї.

Ќовые искани€ и традиции старого зодчества про€вились в храмовом строительстве Ч в облике церкви —паса на  овалеве (1345) и церкви ”спени€ на ¬олото-еом поле (1352), разрушена во врем€ ¬еликой ќтечественной войны). ¬ них отразилс€ переход к новому стилю второй половины XIV в. ќбразцами нового стил€ €вл€ютс€ церковь ‘едора —тратилата на –учье (1360Ч1361) и церковь

—паса ѕреображени€ на »льине улице (1374). ’арактерна€ черта этого стил€ Ч нар€дное внешнее убранство храмов. »х фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. ћногие ниши украшают фресковые росписи. ÷ерковь —паса ѕреображени€, расположенна€ в торговой стороне Ќовгорода, представл€ет собой типичный крестово-купольный одноглавый, четырех-столпный храм.

÷ерковь ‘едора —тратилата Ќовгород

ќдновременно с храмовым в Ќовгороде велось и крупное гражданское строительство. —овместно с немецкими новгородские мастера построили √рановитую палату (1433) дл€ торжественных приемов и заседаний —овета господ. Ќовгородские бо€ре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. ¬ 1302 г. в Ќовгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивалс€.

ƒругим крупным хоз€йственным и культурным центром в то врем€ был ѕ с к о в. ѕо свидетельству летописей в XV в. там строились 22 каменные церкви. ¬с€ архитектура города носила облик крепости, стиль зданий Ч суровый и лаконичный, они были почти полностью лишены декоративных украшений. ќбща€ длина стен большого кремл€ XVI в. составила почти дев€ть километров.

ѕсковские строители создали особую систему перекрыти€ зданий со взаимно перекрещивающимис€ арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. ѕсковские мастера завоевали на –уси всеобщую известность, они оказали большое вли€ние на московское строительство.

Ќачало каменного строительства в ћ о с к в е относитс€ ко второй четверти XIV в.  рупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости ћосковского  ремл€.  ремль (до XIV в. называлс€ детинец) Ч это центральна€ часть древнерусских городов, обнесенна€ крепостными стенами с башн€ми.  ремль включает в себ€ комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. ќбычно  ремль располагалс€ на высоких местах, на берегу реки или озера и был €дром города.

ћосковский  ремль Ч древнейша€ центральна€ часть ћосквы на Ѕоровицком холме, на левом берегу реки ћосквы. ¬ 1366Ч1367 гг. по указу кн€з€ ƒмитри€ »вановича (ƒонского) были возведены стены и башни из белого камн€1. ¬ 1365 г. был построен белокаменный собор „уда јрхангела ћихаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Ѕлаговещени€. ¬ последующее врем€ на территории ћосковского  ремл€ были сооружены новые храмовые и гражданские здани€.

 

¬елось строительство и в других городах Ч  оломне, —ерпухове, «венигороде.  рупнейшей постройкой того времени был ”спенский собор в  оломне. Ёто был шестистолпный городской собор, подн€тый на высоком подклете, с галереей.

ƒревнейшими сохранившимис€ пам€тниками московского зодчества €вл€ютс€ ”спенский собор на √ородке в «венигороде (ок. 1400), –ождественский собор —аввино-—торожевского монастыр€ близ «венигорода (1405), “роицкий собор “роице-—ергиевого монастыр€ (1422), —пасский собор јндроникова монастыр€ (1410Ч1427).

Ќовым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению Ђкубичностиї и созданию новой, устремленной вверх композиции здани€ за счет ступенчатого расположени€ сводов.

∆ивопись

–усска€ живопись XIVЧXV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. ќсобое распространение получила иконопись. ѕоскольку на –уси возводились дерев€нные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. Ќовгородска€ иконопись в XIV в. развивалась медленно. Ќа иконах, как правило, было изображение одного св€того. Ќо если писалось несколько св€тых, все они изображались строго в фас, не были св€заны между собой. “акой прием усиливал воздействие. »коны этого периода новгородской школы характеризуют лаконична€ композици€, четкий рисунок, чистота красок, высока€ техника. — конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становитс€ главным видом изобразительного искусства.

ѕсковска€ иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. ‘игуры на псковских иконах более т€желы и неподвижны.

Ўирокое распространение нар€ду с иконописью получила фреска (от итал. fresco Ч свежесть) Ч живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. ¬ XIV в. фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводитс€ пейзаж, усиливаетс€ психологизм изображени€. ќсобенно про€вились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви ‘едора —тратилата на –учье и церкви ”спени€ на ¬олотовом поле Ч ЂЅлаговещеньеї, Ђ»сцеление слепогої и др.

—реди художников XIV Ч XV вв. особое место занимает гениальный ‘еофан √рек (ок. 1340 Ч после 1405), родом из ¬изантии. ¬ скитани€х он обошел города ¬изантии,  рыма, а затем –уси. Ќа –уси его талант про€вилс€ с наибольшей силой. ѕроизведени€ ‘еофана √река Ч фрески, иконы Ч отличаютс€ монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

¬ творчестве ‘еофана √река на –уси выдел€ютс€ два периода: новгородский и московский. ¬ первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведени€. ¬ московском периоде ‘еофан √рек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.

¬ Ќовгороде ‘еофан √рек расписал церковь —паса ѕреображени€ на »льине улице (1378). Ёти росписи сохранились фрагментарно. ’арактеристика изображенных св€тых отмечена строгой индивидуальностью, кажда€ фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. ћастер воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

¬ ћоскве ‘еофан √рек расписывает церковь –ождества Ѕогородицы (1395 Ч1396). –асписывает также јрхангельский собор в ћосковском  ремле (1399). ¬ 1405 г. вместе со старцем ѕрохором с √ородца и јндреем –ублевым Ч Ѕлаговещенский собор в  ремле. —охранилась работа ‘еофана √река Ч часть иконостаса Ѕлаговещенского собора, где он использовал доски высотой более двух метров, шириной один метр.

»скусство ‘еофана √река определило в эти годы развитие московской школы живописи.

ƒругим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник јндрей –ублев (ок. 1360/70 Ч ок. 1430), канонизированный –усской ѕравославной ÷ерковью. ¬начале он был монахом “роице-—ергиева монастыр€, а затем монахом јндроникова монастыр€1 (тогда под ћосквой), в котором умер и похоронен. ≈го творчество знаменовало подъем русской культуры периода создани€ централизованного –усского государства и возвышени€ ћосквы. ѕри нем московска€ школа живописи достигает своего расцвета. ѕроизведени€ јндре€ –ублева отличают глубока€ человечность и возвышенна€ одухотворенность образов в сочетании с м€гкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. —овременники так писали о –ублеве: Ђ»конописец преизр€дный и всех превосход€щий в мудростиї.

јндрей –ублев участвовал в создании росписи и икон соборов Ѕлаговещенского в ћосковском  ремле (1405), ”спенского во ¬ладимире (1408), “роицкого в “роице-—ергиевой лавре (1425Ч1427), —пасского в јндрониковом монастыре (1420). —реди сохранившихс€ произведений јндре€ –ублева Ч фрески на тему Ђ—трашный судї в ”спенском соборе во ¬ладимире (1408). ¬ отличие от традиционного изображени€ образы јндре€ –ублева полны человечности, отсутствует присуща€ этой теме суровость. —охранилс€ также иконостас в “роице-—ергиевом монастыре (1424Ч1426), который –ублев расписывал с ƒаниилом „ерным.  исти –ублева принадлежат некоторые иконы Ч Ђјпостол ѕавелї, Ђјрхангел √авриилї.

»скусство јндре€ –ублева проникнуто возвышенно-светлыми настроени€ми, состо€нием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безм€тежность. ’арактерна€ черта стил€ јндре€ –ублева Ч лирическа€ умиротворенность, его персонажи м€гче, человечнее, чем у ‘еофана √река.

Ќаиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, Ч икона Ђ“роицаї (хранитс€ в √осударственной “реть€ковской галерее). ќна была написана дл€ иконостаса “роицкого собора в —ергиевом монастыре. Ќа иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическа€ иде€ согласи€ и человеколюби€, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. ќбраз Ѕога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составл€ют круговую композицию вокруг чаши. ƒушевна€ чистота, €сность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линии с большой силой воплощают идею гармонии, согласи€. »менно эта иде€ отвечала стремлени€м русских людей той эпохи. ¬еликое искусство јндре€ –ублева оказало воздействие на всю русскую культуру в целом. ј XV век на –уси стал золотым веком русской живописи.

 ультурное развитие русских земель в XIVЧXV вв. активно продолжалось, оно стало чрезвычайно важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1487 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

664 - | 615 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.