Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ конце XV-XVI вв




 

Ћитература и книгопечатание

 

ќбъединение местных культур положило начало общерусской культуре, основные черты которой сохранились и в последующие века. ¬ русской культуре усиливаютс€ светские и демократические элементы. ѕо€вл€ютс€ литературные произведени€, поддерживающие новую государственную политику. “еори€ создани€ –усского государства нашла свое выражение в Ђ—казани€х о кн€зь€х ¬ладимирскихї и Ђ—казании о ¬ладимире ћономахеї. ¬ них обосновывалась наследственна€ св€зь русских государей с ¬изантией и  иевской –усью, утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора јвгуста и, следовательно, имеют право на все русские земли. Ёту идею поддержали де€тели церкви, которые к тому же св€зали ее с идеей о ћоскве как о Ђтретьем –имеї. ¬ послани€х великому кн€зю ¬асилию III игумен псковского ≈лизарова монастыр€ ‘илофей писал, что существовавшие прежде два мировых центра христианства Ч –им и ¬изанти€ пали из-за отхода от Ђистинного христианстваї. ѕравители ¬изантии изменили Ђистинномуї, т. е. православному христианству, заключив ‘лорентийскую унию1 (1439) с католической церковью. Ёто, по мнению ‘илофе€, привело к падению ¬изантии и завоеванию ее турками (1453). Ќо ћосква не признала унию, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства, она стала Ђтретьим –имомї. ј Ђчетвертому –иму не быватьї, так считают де€тели церкови, Ч может быть только Ђтри мировых царстваї, после чего наступит Ђконец светаї. “езис Ђћосква Ч третий –имї должен был обосновать мировое значение –усского государства, послужить укреплению православного христианства и возвышению церкви.

ѕолучила дальнейшее развитие литература путешествий, котора€ описывала хождени€ христианских паломников в св€тые места. ¬ XV в. по€вились записки (дневники) тверского купца јфанаси€ Ќикитина, описывающие его путешествие в »ндию (1466Ч1472), Ч Ђ’ождение за три мор€ї. Ёто был первый европейский письменный труд о хоз€йстве, обыча€х, религии »ндии.

¬ первой половине XVI в. по€вились работы »вана ѕересветова, двор€нина, талантливого публициста: Ђ—казание о царе  онстантинеї, Ђ—казание о ћагомете-—алтанеї, Ђѕредсказани€ философов и докторов латинских о ÷аре »ване ¬асильевичеї и др. ¬ них он изложил свою программу преобразований в стране. »деал государственного устройства ѕересветов видит в сильной царской власти:

 

√осударство без грозы Ч что конь без узды.

 

√лавную опору цар€ автор видит в лице поместного двор€нства. ќн предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам.

«а ограничение власти цар€ выступал в своих сочинени€х сподвижник цар€ »вана √розного кн€зь јндрей  урбский (1528Ч1583), автор многих произведений, в том числе Ђ»стории о великом кн€зе ћосковскомї. »нтересна переписка  урбского с царем о пут€х развити€ –уси1.

’оз€йственные и политические достижени€ –оссии этого времени оказали заметное вли€ние на повышение уровн€ грамотности и просвещени€, которые распростран€лись прежде всего среди феодалов и купечества. ¬стречались грамотные и среди кресть€н. √рамоте обучали в частных школах, в основном св€щенники и дь€чки. ¬ школах изучали „асослов2, ѕсалтырь3, а в некоторых Ч начальную грамматику и арифметику.

¬о второй половине XV в. русска€ книга и книжна€ миниатюра претерпели большие изменени€ Ч пергамент был заменен бумагой. ¬ первую очередь это отразилось на технике и колорите миниатюр, походивших теперь не на эмаль или мозаику, а на акварель. –укописные книги наполн€ютс€ огромным количеством иллюстраций. Ќапример, Ћицевой летописный свод имел 16 тыс€ч миниатюр на исторические, военные, жанровые и другие темы.

Ѕольшую роль в истории культуры –оссии сыграло по€вление книгопечатани€. ѕервые попытки его относ€тс€ к концу XV в., но началось оно в 1553 г. ѕервые издани€ не имели авторов и не датировались; до насто€щего времени известно семь таких печатных пам€тников. Ќовый этап в книгопечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типографи€ в ћоскве.  нигопечатание стало государственной монополией. ¬о главе типографии сто€ли »ван ‘едоров (ок. 1510Ч1583) и ѕетр ћстиславец. 1 марта

1564 г. была напечатана перва€ русска€ датированна€ книга Ч Ђјпостолї1, а в 1565 г. Ч Ђ„асословї Ч сборник ежедневных молитв, который служил и пособием дл€ обучени€ грамоте. Ќа выпуск Ђјпостолаї ушел год, а Ђ„асословї вышел всего за два мес€ца. ѕозже »ван ‘едоров и ѕетр ћстиславец переехали на ”краину, затем в Ћитву. ¬ ћоскве книгопечатание продолжили их ученики Ч Ќикифор “арасьев, “имофей Ќевежа и его сын јндроник “имофеев Ќевежа. ƒо конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержани€.

–азвитию различных стилей орнамента и разного характера инициалов и заставок в книгах способствовало по€вление ксилографии Ч гравюры на дереве.

—реди литературных пам€тников того времени Ч огромный 13-томный свод церковной литературы Ђ„етьи-ћинеиї (Ђ„тени€ ежемес€чныеї) Ч жизнеописани€ русских св€тых, составленные по мес€цам в соответствии с дн€ми чествовани€ каждого св€того, написанные митрополитом ћакарием.

—оздаютс€ обобщающие летописные произведени€, например, Ћицевой летописный свод Ч своеобразна€ всемирна€ истори€ от сотворени€ мира до середины XVI в. ѕам€тником русской исторической литературы €вл€етс€ также Ђ—тепенна€ книгаї, составленна€ в 1560Ч1563 гг. по материалам летописей, родословных книг и др. духовником цар€ »вана IV (√розного) јндреем. ¬ ней излагаетс€ русска€ истори€ от ¬ладимира I (—в€тославовича) до »вана IV.

—вод житейских правил и наставлений, возникших в бо€рской и купеческой среде Ќовгорода, содержит Ђƒомостройї (XVI в.). ќн защищал патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведени€ хоз€йства. ƒомострой был составлен при участии государственного де€тел€ и писател€ св€щенника —ильвестра (? Ч ок. 1566) на основе отечественных и переводных хоз€йственных и нравоучительных сочинений.

јрхитектура конца XVЧXVI вв. отразила возрастание международной роли –усского государства. Ќаступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. ¬ строительстве нар€ду с русскими мастерами

јрхитектура. ћосковский  ремль

участвуют приглашенные зодчие из »талии.

—оздание русского централизованного государства со столицей в ћоскве было ознаменовано строительством на месте старого Ч нового ћосковского  ремл€, ансамбль которого окончательно сложилс€ в конце XV Ч начале XVI вв.  ирпична€ кладка и терракота2 вытесн€ли традиционную белокаменную.

¬ конце XV в., во врем€ царствовани€ »вана III (1440Ч1505), началась перестройка  ремл€, в которой прин€ли участие русские мастера из разных городов страны. »ван III пригласил также италь€нских мастеров, признанных в ≈вропе мастеров фортификационного дела Ч ѕьетро јнтонио —олари (1450Ч 1493), ћарка ‘р€зина (XV в.), јлевиза Ќового (конец XV Ч начало XVI в.). ¬ 1485Ч1495 г. вокруг  ремл€ были возведены мощные кирпичные стены и башни. ¬ 1485 г. ћарк ‘р€зин возвел первую башню  ремл€ Ч “айницкую, названную так потому, что под ней был вырыт колодец и тайный ход к ћоскве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады.

 ремлевские башни (а их 20) и стены увенчаны зубцами Ч мерлонами, повтор€ющими форму ласточкиного хвоста, характерными дл€ италь€нского крепостного зодчества. ћерлоны высотой 2Ч2,5 м, толщиной 65Ч70 см служили дл€ прикрыти€ стрелков во врем€ бо€. ¬сего на стенах  ремл€ 1045 зубцов.

ƒругим усовершенствованием, введенным италь€нскими мастерами, было увеличение высоты крепостных стен, котора€ без зубцов составл€ет от 5 до 19 м (в зависимости от рельефа местности), а их утолщение Ч до 3,5Ч6,5 м.

“огда же  ремль достиг своих современных размеров: площадь его составила 27,5 гектара, прот€женность стен Ч 2235 м.

¬ это же врем€ перестраивались и соборы  ремл€. ¬ 1475 Ч 1479 гг. италь€нским зодчим јристотелем ‘иораванти был сооружен новый ”спенский собор Ч по образцу ”спенского собора во ¬ладимире, но значительно больший по размерам. ’рам поражает цельностью пропорций, лаконизмом художественных средств, а его интерьер Ч высотой, простором, обилием света и воздуха. –усские летописи писали об ”спенском соборе, что Ђта церковь чудна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию и пространствомї. ”спенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

ћосковский  ремль. ”спенский собор

ѕсковскими мастерами был построен Ѕлаговещенский собор (1484Ч 1489), домова€ церковь великих кн€зей и церковь –изположени€ (1484Ч1489).

»таль€нский архитектор јлевиз Ќовый соорудил јрхангельский собор (1505Ч 1508), во внешнем виде которого €рко выразилс€ светский стиль архитектуры. ќсновна€ конструкци€ Ч традиционна€: крестово-купольный п€тиглавый храм с шестью столпами, поддерживающими своды. ќднако в. наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и применил богатые архитектурные украшени€ (декор) италь€нского –енессанса. јрхангельский собор был храмом-усыпальницей, туда были перенесены гробницы всех великих кн€зей, начина€ с »вана  алиты, и хоронили всех великих московских кн€зей, а затем Ч царей до ѕетра I. —тены всех храмов украшены богатой росписью.

¬ ћосковском  ремле возводились также и светские постройки. ¬ их числе  н€жеский дворец, состо€щий из отдельных строений, св€занных между собой переходами, крыльцами, сен€ми. ќт этого дворца сохранилась √рановита€ палата (1487 Ч 1491), построенна€ италь€нскими архитекторами ѕьетро јнтонио —олари и ћарком ‘р€зиным. √рановита€ палата, получивша€ свое название по отделке главного фасада блоками белого граненого камн€, предназначалась дл€ торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Ёто просторное квадратное помещение (площадью 500 кв. м, высотой 9 м) с мощным столбом посредине, на который опираютс€ четыре кресчатых свода.

јрхитектурным центром ћосковского  ремл€ стало выдающеес€ сооружение Ч столпообразна€ церковь Ч колокольн€ »оанна Ћествичника (Ђ»ван ¬еликийї, 1505Ч1508; надстроена в 1600).

ѕозже были построены “еремный дворец (1635Ч1636), ѕатриарший дворец (1653Ч1655) и р€д небольших храмов; в 1702Ч1736 Ч здание јрсенала дл€ хранени€ военных трофеев; в 1776Ч1787 Ч здание —ената, в 1839Ч1849 Ч Ѕольшой  ремлевский дворец, в 1844Ч1851 Ч ќружейна€ палата дл€ хранени€ коллекции художественных ценностей.

¬ XVII в. башни ћосковского  ремл€ получили существующие ныне €русные и шатровые завершени€. —реди башен наиболее значительна€ Ч —пасска€, на ней часы Ч  ремлевские куранты (часы с боем). Ќа территории  ремл€ хран€тс€ пам€тники русского литейного искусств: Ђ÷арь-пушкаї (XVI в.) и Ђ÷арь-колоколї (XVIII в.).

¬ законченном живописном ансамбле ћосковского  ремл€ воплотились идеи величи€ и силы единого –усского государства.

ѕо типу ”спенского собора были построены в XVI в. —офийский собор в ¬ологде, —моленский собор Ќоводевичьего монастыр€ в ћоскве, ”спенский Ч в “роице-—ергиевом монастыре и др. — конца XV в. возможности архитекторов во многом расширили применение железных св€зей вместо дерев€нных и использование подъемных механизмов.

ѕродолжалось храмовое строительство и в других городах. ѕо примеру ћосквы монументальные соборы были воздвигнуты в ¬олоколамске, ƒмитрове, ”гличе, –остове и в больших монастыр€х Ч  ирилле-Ѕелозерском и др.

ѕосадские и вотчинные храмы.  репости

–азвивалось и другое направление в зодчестве, оно было св€зано со строительством небольших посадских и вотчинных храмов.   началу XVI в. русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий Ч кресчатый свод, опирающийс€ не на внутренние столбы, а на наружные стены. Ёто позволило строить небольшие бесстолпные храмы, например, церковь Ѕлаговещени€ на ¬аганькове (1574), Ќиколы в ћ€сниках (сер. XVI в.) и др. ¬ архитектуре этих храмов более отчетливо выдел€лись светские элементы.

»нтересным €влением в истории древнерусского зодчества XVI в. стал шатровый тип храма, в котором наиболее €рко выразилось национальное сво-

еобразие русских традиций, основанных на дерев€нном зодчестве. Ёто было отступление от византийских традиций крестово-купольного храма. ќдним из первых и самых великолепных пам€тников этого стил€ стала устремленна€ ввысь (высота около 60 м) церковь ¬ознесени€ (1530Ч1532) в селе  оломенском под ћосквой, что было дл€ –уси новым типом строени€ и по форме, и по высоте. ’рам этот рчл построен ¬асилием III в честь рождени€ наследника престола, будущего цар€ »вана √розного. ѕо типу шатрового храма был построен и собор —пасо-јндроникова монастыр€, динамично устремленный вверх. ѕо€вление этого стил€ стало наивысшим достижением русской архитектуры XVI в.

÷ерковь ¬ознесени€  оломенское

¬ыдающимс€ пам€тником русского зодчества стал ѕокровский собор (собор ѕокрова Ђна рвуї), получивший название собора ¬асили€ Ѕлаженного Ч по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. —обор был построен в 1555Ч1561 гг. русскими зодчими Ѕармой и ѕостником в честь вз€ти€ русскими войсками  азани. —обор представл€ет собой группу из дев€ти столпообразных храмов, размещенных на общем постаменте Ч высоком подклете, и объединенных внутренними переходами и наружной галереей Ч гульбищем. ÷ентральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. ¬се они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского дерев€нного зодчества1. јрхитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. ∆ивописность композиции и пышность наружного убранства, а также мала€ площадь отдельных приделов свидетельствуют о том, что собор представл€ет собой храм-пам€тник, рассчитанный в основном на внешнее воспри€тие.

¬ XVI в. огромный размах получило строительство крепостей, так называемое крепостное строительство. Ѕыли построены кремли в Ќижнем Ќовгороде (1508-1511), “уле (1514),  оломне (1525-1531), «арайске (1534), —ерпухове (1566) и в других городах.

¬ ћоскве в 1535Ч1538 гг. архитектором ѕетроком ћалым была возведена втора€ лини€ укреплений, котора€ опо€сала торгово-ремесленную часть столицы, Ч  итай-город. “реть€ лини€ каменных укреплений ћосквы Ч Ѕелый город (ныне Ѕульварное кольцо) была воздвигнута в 1585Ч1593 гг. Ётими работами руководил городовых дел мастер ‘едор  онь. ¬ 1595Ч1602 гг. он же построил —моленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и из€щество оформлени€. ѕоследн€€ лини€ внешнего укреплени€ ћосквы Ч дерев€нные стены на «емл€ном валу (ныне —адовое кольцо), Ђ—кородомї Ч была поставлена в конце XVI в. в св€зи с набегами крымских татар.

ћонастыри, как и крепости, укрепл€лись мощными стенами и башн€ми. “акими были в ћоскве и ее окрестност€х монастыри Ќоводевичий, —имонов, ѕафнутьево-Ѕоровский, “роице-—ергиев, »осифо-¬олоколамский, на —евере Ч  ирилло-Ѕелозерский, —оловецкий и др.

∆ивопись. ƒекоративно-прикладное искусство

∆ивопись конца XVЧXVI вв. представлена произведени€ми талантливого русского мастера ƒиониси€ (ок. 1440Ч1502/03), который обладал огромной силой художника и богатой творческой фантазией. ќн возглавл€л большую артель, выполн€л и кн€жеские, и церковные заказы. ¬ 70-е гг. XV в. ƒионисий создал росписи и иконы в ѕафнутьево-Ѕоровском монастыре под ћосквой. —овместно с группой мастеров он расписывал стены ”спенского собора в ћосковском  ремле, сохранившиес€ фрагментарно до наших дней. »зображенные им образы мучеников, погибших за веру, отражают идеи защиты ќтечества.

ѕозже ƒионисий работал в »осифо-¬олоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновь€ми ¬ладимиром и ‘еодосием расписал стены собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€ в Ѕелозерском крае (1500Ч1503), о чем свидетельствует надпись на храме. Ёто редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. ¬ыполнено около 25 композиций на тему Ѕогородицы Ч Ђ—обор Ѕогородицыї, Ђѕохвала Ѕогородицеї, Ђјкафист Ѕогородицеї1 и др. ‘рески создают праздничное настроение в основном за счет колорита Ч нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных €рко-лазурным фоном. ‘рески представл€ют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревь€ми.

ƒионисий с учениками создал также иконостас –ождественского собора. »кона ЂЅогоматерь ќдигитри€ї из иконостаса этого собора принадлежит кисти ƒиониси€.

–аботы ƒиониси€ Ч иконы и фрески отмечены тонким рисунком, изысканным, светлым колоритом, пышной декоративностью, отличаютс€ праздничностью и нар€дностью, светлой радостью.

¬ это врем€ в –оссии искусство регламентируетс€: организуютс€ художественные мастерские, церковь и государство устанавливают каноны иконописани€, на церковных —оборах принимаютс€ специальные решени€ о Ђправильностиї изображени€ отдельных персонажей и исторических событий. “ак, —обор 1553Ч1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, кн€зей, а также Ђбытийное письмої, т. е. исторические сюжеты.

 

ѕостепенно расшир€етс€ круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. –азвиваетс€ жанр исторического портрета, хот€ изображени€ реальных лиц нос€т все еще условный характер. »нтересна в этом плане роспись фресками галереи Ѕлаговещенского собора (1563Ч1564). Ќар€ду с традиционными изображени€ми св€тых, великих русских кн€зей и византийских императоров помещены портреты и античных поэтов и мыслителей: √омера, ¬ергили€, ѕлутарха, јристотел€ и др.

∆ивопись конца XVЧXVI в. характеризуетс€ растущим интересом к реальным историческим лицам и событи€м. Ёти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.

–азвертываетс€ декоративно-прикладное искусство. ѕам€тники XVI в. русской резьбы по дереву: ћономахов трон (1551) »вана √розного в ”спенском соборе, царские врата, резные иконостасы. ¬ шитье вместо шелковых нитей используютс€ металлические Ч золотые и серебр€ные, широко примен€ютс€ жемчуг, драгоценные камни. ¬ XVI в. развиваетс€ и искусство лить€: русские мастера изготовл€ют мелкую утварь, льют колокола.

¬ыдающийс€ пам€тник прикладного искусства Ч царский венец Ч шапка ћономаха, которой впервые в истории –уси в 1547 г. венчалс€ на царство »ван IV.

 

 

 ультура ћосковской –уси XIVЧXVI вв переживала подъем, св€занный с разгромом «олотой ќрды и созданием единого –усского государства с центром в ћоскве. Ёто нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры Ч в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просв€щении, чему способствовало по€вление книгопечатани€.

–ост значени€ ћосквы как центра объединенных –усских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного  ремл€ Ч с его стенами, башн€ми, соборами и гражданскими постройками ћосковский  ремль стал символом –усской земли, выдающимс€ пам€тником не только русского, но и мирового значени€, как и собор ¬асили€ Ѕлаженного, старинные русские монастыри. —вою страницу в историю русского искусства вписали выдающиес€ живописцы ‘еофан √рек, јндрей –ублев, мастер ƒионисий —ложились новые оригинальные направлени€ в русском зодчестве

«авершение формировани€ русской народности положило начало созданию общерусской культуры.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

500 - | 434 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.