Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XII-XIII вв




 

Ћетописи

XIIЧXIII вв. Ч врем€ расцвета летописани€ местных феодальных центров. ƒошедшие до нас пам€тники чаще всего представлены летописными сводами. ћестные летописцы включали в такие своды не только погодные записи о важнейших событи€х, но и целые художественные повествовани€, сравнительно мало измен€€ первоначальные тексты. »менно летописи сохранили потомкам выдающиес€ произведени€ русской словесности, которые не дошли до нас как самосто€тельные пам€тники.

»з всех летописных сводов эпохи наибольший историко-культурный интерес представл€ет  иевский летописный свод 1198 г., составленный игуменом ¬ыдубицкого монастыр€ ћоисеем. ¬ нем отражены не только киевские событи€, но и дела, происходившие в „ернигове, √аличе, Ќовгороде, ¬ладимире, –€зани, и даже зарубежные событи€, вроде одного из крестовых походов ‘ридриха Ѕарбароссы. ”ченые насчитывают около дес€ти рукописей, использовавшихс€ ћоисеем при составлении свода, включа€ Ђцесарскую записьї об убиении јндре€ Ѕоголюбского.

¬ начале XII в. возникает летописна€ традици€ в –остово-—уздальской земле. Ќаиболее известный ¬ладимирский летописный свод 1177 г., созданный при кн€зе ¬севолоде Ѕольшое √нездо, ставил целью показать ведущую роль северо-восточного кра€ в истории –усской земли и особую роль ¬ладимира как его столицы.

Ќовгородские летописцы более, чем киевские и владимирские, были внимательны к событи€м родного города. Ћетописи Ќовгорода сообщают то о городских пожарах, то о наводнени€х, когда воды ¬олхова заставили жителей сидеть на крышах хором, то о засухе и вынужденной покупке хлеба в —уздальской земле.

ќсобенностью “алийкой летописи XIII в., составленной при кн€зе ƒанииле –омановиче, было то, что первоначально она создавалась как сплошное красочное историческое повествование, погодно разделенное лишь гораздо позднее.

“аким образом, летописи €вл€ютс€ своего рода сокровищницами исторического и литературного наследи€ прошлого.

Ћитературные пам€тники

¬ыдающеес€ место в р€ду литературных пам€тников эпохи феодальной раздробленности занимает Ђ—лово о полку »горевеї, написанное, как предполагают ученые, в  иеве около 1185 г. —удьба его рукописи не менее трагична, чем Ђ¬елесовой книгиї (см. гл. 9) ¬ 1792 г. в ярославе был обнаружен сборник, содержавший текст Ђ—ловаї. ƒва дес€тка лет рукопись была доступна изучению. ¬ дни пожара 1812 г. в ћоскве на –азгул€е она сгорела.   счастью, сн€та€, до утери источника копи€ была опубликована типографским способом. ¬скоре начинают по€вл€тьс€ сомнени€ в достоверности Ђ—ловаї, хот€ подлинник его изучалс€ таким признанным авторитетом, как Ќ.ћ.  арамзин. јргументом выдвигалс€ не признававшийс€ в ту пору высокий уровень русской культуры, который демонстрировала поэма, так что ее даже называли Ђкустом роз на ржаном полеї. ќднако интерес к русской древности и ее глубокое изучение в XIX в. повли€ли на то, что общий уровень русской культуры стал известен значительно лучше и в него гармонично вписалось Ђ—лової. —омнени€ в подлинности пам€тника вновь возникли в XX в. с выходом в оккупированном немцами ѕариже книги ј. ћазона, в которой утверждалось, что Ђ—лової €вл€етс€ подделкой XVIII в. Ќо анализ €зыка поэмы и имеющихс€ в ней половецких слов доказал истинную принадлежность ее XII в. „то же касаетс€ половецких включений, то этот вымерший тюркский €зык стал известен ученым только в середине XIX в., т. е. после гибели рукописи, и только благодар€ находке латинско-половецко-персидского словар€ в библиотеке поэта ѕетрарки.

Ђ—лово о полку »горевеї повествует о разгроме войск северского кн€з€ »гор€ —в€тославовича половецким ханом  ончаком в 1185 г. и стремительном походе  ончака на  иев, остановить который оказалось невозможным из-за распрей кн€зей и Ђнепособи€ї их кн€зю »горю. ѕоэма обращена против Ђнеодиначестваї русских кн€зей перед лицом общей опасности. Ђ—лової Ч выдающийс€ образец древнерусской литературы, автор которого показывает мастерство метафоры и ритмической прозы. ќн не только поэт, но и историк, загл€нувший на восемь веков вглубь от своей эпохи.

√лубоко содержательна фигура гусл€ра Ѕо€на, само им€ которого соединилось с пон€тием о человеке, властвующем над духами, с его даром сверхзнани€, ворожбы.

  лучшим образцам лирической символики в, отечественной словесности относитс€ плач ярославны по своему мужу кн€зю »горю:

 

Ќа ƒунай ярославнъ гласъ слышить,

зегзицею (кукушкой) незнаема рано кычеть.

Ђѕолечю, Ч рече, Ч зегзицею по ƒунаеви,

омочю бебр€нъ (шелковый) рукавъ въ  а€ле реце,

утру кн€зю кровавые его раны на жестоцемъ его теле1ї.

 

¬ обращени€х ярославны к ветру, ƒнепру, солнцу автор избирает ритм большого свободного дыхани€ народного плача. –итм поэмы часто мен€етс€, следу€ смыслу произведени€. —воеобразна€ музыкальность €зыка передаетс€ точным соответствием ритмической формы и идейного содержани€ повествовани€. Ћюбовь к родине и народу определила выбор художественных средств выразительности, близких к фольклорному творчеству, придала высокую идейность всему произведению и определила долгую жизнь Ђ—ловаї в пам€ти потомков.

Ѕольшой историко-культурный интерес представл€ют два литературных произведени€ Ч Ђ—лово ƒаниила «аточникаї и Ђћоление ƒаниила «аточникаї, Ђ—лової Ч это челобитна€, датируема€ около 1197 г. ¬ излюбленной средневековыми авторами форме афоризмов ƒаниил описывает разные стороны русской жизни XII в. ќн обличает кн€жеских тиунов, притесн€ющих мелких феодалов, выражает недовольство богатыми и глупыми людьми, насмехаетс€ над послами, провод€щими врем€ в Ђдому пировномї. Ђћолениеї Ч это подражание, написанное уже лет через 30 анонимным автором. ¬ Ђћолениеї автор включил почти все Ђ—лової, но дополнил его р€дом афоризмов и адресовал переславскому кн€зю ярославу ¬севолодовичу. ¬ услови€х раздроблени€ земель автор Ђћолени€ї выступает за сильную кн€жескую власть, признает бо€рство умным окружением кн€з€, но резко отрицательно относитс€ к обыча€м Ђласкосердых псовї Ч монахов. ¬ысоки и литературные достоинства Ђћолени€ї, автор которого Ч мастер рифмованной игры словами: Ђ ому ѕереславль, а мне гореславль; кому Ѕоголюбове, а мне горе лютое; кому Ѕело-озеро, а мне чернее смолы; кому Ћаче-озеро, а мне, на нем сед€, плач горький; кому Ќовгород, а мне и углы опалиї2.

— Ѕатыевым нашествием в русскую словесность вошла нова€ тема. ќдним из первых откликов стало Ђ—лово о погибели –усской землиї (1238Ч1246). Ёто отрывок целиком не дошедшего до нас вступлени€ к Ђ—казанию о житии јлександра Ќевскогої, написанного человеком, хорошо знавшим кн€з€, поэтому агиографические элементы описани€ сочетаютс€ в нем с чертами, присущими бытовой повести. ќбраз кн€з€ јлександра Ч идеального воина и правител€ Ч надел€етс€ исключительно положительными чертами. Ѕольшое место в Ђ—казанииї занимают портреты простых русских людей, участников военных походов кн€з€.

ѕо свежим следам Ѕатыева нашестви€ была создана Ђѕовесть о разорении –€зани Ѕатыемї, описавша€ событи€ 1237 г. и входивша€ в цикл произведений о чудотворной иконе Ќиколы «арайского. ѕо преданию эта св€тын€ была вывезена из ’ерсона в –€зань на третий год после побоища на р.  алке. –ассказы о мужестве защитников –€зани опираютс€ на фольклор и летописные повествовани€.

Ћитература XIIЧXIII вв. становитс€ носителем новых качеств русской духовности. ”дел€€ много внимани€ описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходитс€ без характеристики нравственных черт героев. ≈сли это кн€зь, то он об€зательно Ђродом христолюбивыйї, Ђцерквам прилежныйї.

ѕрикладное искусство

Ћитература и искусство —редневековой –уси взаимосв€заны. »скусство служит одним из важных источников информации о сознании народа, в том числе и произведени€ художественного ремесла, или Ђсеребр€ного фольклораї. ¬ XIIЧXIII вв., в эпоху блест€щего расцвета северо-восточных земель –уси, во ¬ладимире, —уздале, –€зани создавались выдающиес€ произведени€ прикладного ювелирного искусства в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. ѕочти все, что создано ювелирами той эпохи, безвозвратно погибло в дни нашестви€, от которого ¬ладимиро-—уздальский край и –€занска€ земл€ пострадали в большей степени, чем другие кн€жества –уси. »з тех немногих дошедших до наших дней произведений прикладного искусства домонгольской ¬ладимиро-—уздальской –уси выдел€ютс€: серебр€ный потир1 ёри€ ƒолгорукого, шлем кн€з€ ярослава ¬севолодовича, золотые колты с перегородчатой эмалью из ¬ладимирского клада 1865 г., серебр€ное нагрудное украшение Ч монисто с крестами и орнаментом, найденное в селе »сады под —уздалем, миниатюрна€ резанна€ на глинистом сланце икона св€того целител€ ѕантелеймона из церкви Ѕориса и √леба в  идекше, куда она попала в XVI в. как вклад цар€ »вана ¬асильевича √розного. ¬ —редневековой –уси, не знавшей искусства резьбы по драгоценным камн€м, высоко ценились произведени€ византийской глиптики2. Ќесколько таких византийских камей принадлежало ѕокровскому монастырю —уздал€. ƒве из них Ч сапфир с по€сным изображением Ќиколы и жадеит с изображением ученика √еорги€ Ч датируютс€ XII в. ¬ коллекции —уздальского музе€-заповедника единичные дошедшие до нас пам€тники сканного мастерства XIII в. представлены золотой нагрудной иконой с гравированным изображением по€сного Ќиколы1.

»нтересна сюжетна€ гравировка двух серебр€ных браслетов-обручей конца XII Ч начала XIII вв.: одного из старор€занского клада 1966 г., другого Ч из клада 1903 г., найденного на территории ћихайловского «латоверхого монастыр€ в  иеве. Ѕраслеты надевали по праздникам знатные горожанки. ќни удерживали длинные широкие рукава женской рубахи, распускаемые во врем€ танцев. Ќа одной из створок старор€занского браслета изображена сценка скоморошьих потех. Ћюбимые народом скоморохи участвовали в поминках и свадьбах, в сезонных празднествах кресть€нского календар€, без них не обходились кн€жеские пиры и даже застоль€ в домах св€щенников. Ќа браслете XIII в., времени утверждени€ христианского мировоззрени€ на –уси, песнопевец-гусл€р, дудочник и пл€сунь€-вороже€ с тем же неистовством твор€т Ђслужбу идольскуюї, что и в архаическую эпоху. Ёто не проста€ жанрова€ сценка скоморошьего дела. ‘игуры олицетвор€ют компоненты €зыческой обр€дности.

Ќа киевском браслете обе створки обруча объедин€ет геральдически распластанный орел, который выступает как носитель эмблемы власти. Ђ«верина€ї орнаментика всегда воплощала идею силы и могущества. ќбразы хищников, воспринимавшиес€ как символы воинственности, постепенно становились геральдическими эмблемами феодальной знати. “ак, на гербе города —уздал€ изображен сокол, на гербе ¬ладимира Ч лев, ярославл€ Ч медведь, –остова ¬еликого Ч олень.

ћузыка

¬ отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становитс€ на –уси уделом профессиональных людей. Ёто подтверждает постановление —обора 1274 г., выразившего желание, чтобы церковное чтение и пение отправл€лись людьми, исключительно посв€щенными на это. ѕосле прин€ти€ христианства в церковных службах в христианских храмах участвовали греческие и южнослав€нские (болгарские) певцы.

√усли

— дальнейшим проникновением христианства на –усь, к концу XI Ч началу XII вв., по€вл€ютс€ первые рукописные книги, где были песни дл€ богослужени€. ѕо своему содержанию они испытывали византийское церковное вли€ние, но уже по€вились и отличительные свойства, присущие только древнерусским народам. ¬ певческих книгах были песни, гимны в честь отечественных св€тых. Ќаиболее раннее произведение Ч кондак (торжественное песнопение), посв€щенный пам€ти безвинно убиенных кн€зей Ѕориса и √леба их братом —в€тополком в 1015 г. ÷ерковное пение вначале было одноголосым, как и во всей восточнохристианской церкви.

Ќо нар€ду с церковным песнопением развивалось и светское. Ётому способствовала любовь к народным играм.  ак правило, празднества, пиршества кн€зей со своей дружиной сопровождались пл€сками, игрой да музыкальных инструментах, песн€ми. ѕели и пл€сали практически все Ч и знать, и приглашенные певцы, и музыканты, игравшие на гусл€х. Ќо при многих кн€жеских дворах уже были профессиональные певцы и музыканты, которые выступали на площад€х и улицах городов за определенную плату. —коморохи Ч первые древнерусские актеры Ч соедин€ли в себе музыканта, пл€суна, сказител€, лицеде€, акробата.

¬ первой русской летописи Ђѕовесть временных летї упоминаютс€ скоморохи, игравшие на трубах, гусл€х, сопелках и бубнах. Ќа гусл€х играли пальцами обеих рук и держали их перед собой. »грали сид€ и на смычковом трехструнном инструменте Ч гудке, при этом инструмент держали в руках, упира€ его в колено.

»грали также на скоморошьих трубах, рожках, свирел€х, цевницах1, волынках и бубнах.

ћузыка звучала на веселых пирушках, на праздниках, торжественных обр€дах и на торжественных государственных церемони€х. ћузыка сопровождала и в радости, и в горе. »з военных походов кн€зей Ђсо дружинойї встречали фанфарами.

јрхитектура

Ёпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи. ¬ыдающиес€ пам€тники зодчества сохранились в Ќовгороде, городах ¬ладимиро-—уздальской –уси и —моленске.

ќтличительными чертами новгородского архитектурного стил€ были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. »з пам€тников XII в. выдел€ютс€ работы мастера ѕетра, автора соборов в јнтониеве и ёрьеве монастыр€х. ≈му же приписываетс€ создание церкви Ќиколы на ярославом дворище. ѕоследн€€ из кн€жеских церквей Ќовгорода, церковь —паса на Ќередице (1198), была полностью уничтожена в годы ¬еликой ќтечественной войны. ¬ насто€щее врем€ она восстановлена в прежнем виде за исключением фресок. ѕримером небольшого уличного храма может служить церковь ѕетра и ѕавла на —иничьей горе (1185Ч1192), построенна€ жител€ми Ћукиной улицы. ’от€ нашествие татар непосредственно не затронуло Ќовгорода, однако вывоз ремесленников и сбор дани т€жело сказались на каменном строительстве. Ћишь в 1292 г. после долгого перерыва, когда возводились дерев€нные церкви, был построен каменный храм Ќиколы на Ћипне. «десь впервые примен€етс€ нова€ строительна€ техникаЧстара€ кладка (чередование плоского кирпича, плинфы и камн€ на растворе извести с примесью мелко толченного кирпича, цем€нки) замен€етс€ кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. “ака€ строительна€ техника будет преобладать до XV в.

¬ целом архитектурный кост€к Ќовгорода составл€ли п€ть ансамблей: детинец, центральное укрепленное €дро города на высоком  ремлевском холме; ярославово дворище, центр торговой жизни Ќовгородской республики, место вечевых собраний; јнтониев монастырь вниз по течению ¬олхова и ёрьев монастырь в устье реки у »льмень-озера, охран€вшие подступы к городу с двух основных его концов, и √ородище, посто€нна€ резиденци€ кн€зей на правом берегу ¬олхова, с храмом Ѕлаговещени€. ¬ Ќовгороде не было районов городской знати, за счет этого сглаживалс€ контраст между основными архитектурными комплексами и жилой застройкой.

«олотые ворота. ¬ладимир  

 роме общегородских центров в каждом конце города имелись и местные, которые имели свое административное управление. ќни формировались у церквей и представл€ли собой открытые площади дл€ собраний жителей. ”лицы были узкими, усадьбы вплотную примыкали к пешеходной части, покрывавшейс€ бревенчатым настилом. ќтгораживались усадьбы одна от другой бревенчатым частоколом высотой до 2,5 м. ¬о двор можно было проехать через ворота, которые крепко запирались. »сключительными достоинствами новгородских усадеб были рациональность и экономичность форм и размещени€ построек. –ека ¬олхов стала главной городской магистралью, пересекавшей €дро Ќовгорода, от которого в п€ть разных концов расходилась его жила€ часть.

«одчество ¬ладимирской –уси XIIЧXIIIвв. Ч выдающеес€ культурное досто€ние ќтечества, ставшее основой возрождени€ –усской земли после нашестви€ татар. јрхитектурное искусство времени кн€жени€ јндре€ Ѕоголюбского, стремившегос€ к объединению –уси под рукой Ђвладимирских самовластцевї, подчинено общественной борьбе. ƒл€ защиты подступа к городу на уровне прежде сооруженной грандиозной линии валов Ќового города с рублеными крепостными стенами в 1164 т. был возведен редчайший пам€тник русской военно-оборонительной архитектуры Ч «олотые ворота. —наружи арочна€ перемычка пролета ворот была обшита листами, Ђписанными золотомї. ѕо этим пышным створам и все сооружение получило название «олотых ворот. ¬ 1158 г. была заложена крупнейша€ постройка новой столицы кн€з€ јндре€ ”спенский собор, который, по словам летописи, мыслилс€ им оплотом ¬ладимирской, независимой от киевских духовных властей митрополии. ќконченному в 1160 г. храму кн€зь дал большие земельные владени€ и дес€тую долю кн€жеских доходов, так что владимирский собор стал Ђдес€тиннымї, подобно древнейшему храму  иева Ч ƒес€тинной церкви. ¬о врем€ захвата ¬ладимира в 1238 г. татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли его. Ќа хорах собора погибли кн€жеска€ семь€, епископ и часть горожан. ќднако здание усто€ло.

ƒмитриевский собор. ¬ладимир.

¬ладимирский летописец в некрологе кн€з€ ¬севолода III (¬севолод Ѕольшое √нездо) упом€нул, что тот создал на своем дворе Ђцерковь прекраснуюї св€того мученика ƒмитри€ и дивно украсил ее роспис€ми. ƒмитриевский собор, датируемый 1194Ч1197 гг., принадлежит к распространенному в XII в. типу небольших четырех-столпных одноглавых храмов, какие строились на феодальных дворах. Ќо среди них он занимает выдающеес€ место. ≈го отличительна€ особенность Ч драгоценный резной убор на внешних стенах храма, который органически слит как с архитектурой, так и с пейзажем. Ќа всех трех фасадах, кроме более скромного алтарного восточного, в центре узорной композиции помещена фигура библейского цар€-псалмопевца и пророка ƒавида. ¬округ расположены рельефы, не св€занные с фигурой ƒавида. —ам состав их очень интересен Ч из 566 резных камней только 46 изображений христианского характера. ќсновную массу рельефов составл€ют изображени€ растений, птиц и зверей, а также воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролити€. ћир звериных образов, несомненно, олицетвор€л силу и могущество великого кн€з€ ¬севолода Ѕольшое √нездо и отражал традиционные дл€ того времени вкусы феодальной знати, причудливо сплавленные с элементами библейской и христианской символики.

Ђјрхитектурным предисловиемї ¬ладимира, сходным с јнтониевым и ёрьевым монастыр€ми под Ќовгородом, €вл€етс€ кн€жеска€ резиденци€ Ч Ѕоголюбовский замок и расположенный недалеко от него при впадении речки Ќерли в  л€зьму храм ѕокрова Ѕогородицы, называемый храмом ѕокрова на Ќерли1. Ётот комплекс построек был возведен в течение всего восьми лет Ч с 1158 по 1165 гг. ¬ действительности кн€жеский замок был каменной крепостью, вз€вшей под контроль Ђворотаї ¬ладимирской земли в устье Ќерли. ќт него сегодн€ уцелело лишь северное крыло переходов, ведшее через башню в собор на хоры.

—ооружение храма ѕокрова на Ќерли было посв€щено покровительнице ¬ладимирской земли, но одновременно он €вл€лс€ пам€тником победы 1164 г. над волжскими болгарами и погибшему в этой битве кн€жескому сыну »з€славу. јрхеологические исследовани€ показали, что до нас дошла лишь основна€ часть первоначального здани€. ’рам был трехъ€русным, вокруг основного периметра здани€, дошедшего до наших времен, была построена крыта€ галере€, ставша€ его первым этажом. ѕоскольку же постройка возводилась на равнинном пойменном берегу, высоко заливавшемс€ водами разлива, зодчие возвели грандиозный фундамент высотой около п€ти метров и скрыли его в насыпи искусственного холма, облицевав склоны белым камнем с тесаными желобами дл€ отвода воды. “аким образом, первоначально храм был очень торжественным. ≈го €русность, напоминавша€  иевскую —офию, была подчеркнута одетым в белокаменный панцирь холмом, по склону которого навстречу гост€м спускалась широка€ лестница.

¬енцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы, возводившиес€ приблизительно в одно врем€, Ч –ождественский собор в —уздале (1222Ч1225) и √еоргиевский собор в ёрьеве-ѕольском (1230Ч1234). ќба здани€ сложены из неровных плит ноздреватого туфа. »з тесаного белого камн€ выполнены лишь декоративные архитектурные детали фасадов. Ёто был не столько экономический расчет, сколько новые художественные вкусы. ¬ контрасте разных утонченных рельефов с неровным, как бы см€тым фоном стен зодчие сочетали владимирскую любовь к утонченной отделке здани€ с грубоватой кладкой стенных плоскостей новгородских и псковских храмов. —овременники справедливо сравнивали √еоргиевский храм с драгоценным резным ларцом из слоновой кости.

¬ архитектуре второй половины XII в. и XIII в. наблюдаетс€ тенденци€ выработки русских национальных форм композиции культовых зданий, творческое переосмысление византийской крестовокупольной системы храма. ƒл€ нового подхода характерна ступенчата€ €русность постройки, Ђбашенностьї ее верха, образованна€ подъемом главы ввысь на особом постаменте. Ёти приемы сочетаютс€ с особым способом членени€ фасадов зданий. «десь полуколонну смен€ют сложные пил€стры1, образующие пучки стремительных вертикалей, как бы влекущих за собой вверх все здание. “акой прием часто сочеталс€ с устройством вокруг храма одноэтажной галереи-усыпальницы и места общественных собраний. Ёто архитектурное движение было св€зано с быстрым развитием городов, несших в себе растущую силу ремесла и торговли и зерна национального объединени€. ќсобенно много построек такого рода было возведено в —моленске.

¬ 40-х годах XII в. вместе с началом политического расцвета —моленска получает толчок развитие смоленского зодчества, которое св€зывают с приглашением на смоленщину группы черниговских мастеров. ќни должны были не только строить, но и организовать местную строительную артель. ¬ысокий уровень ремесла позволил в короткий срок подготовить кадры местных строителей. ¬ысокое качество кирпичной кладки смоленских пам€тников этого времени свидетельствует о редком искусстве гончарного промысла. ÷ерковь ѕетра и ѕавла Ч один из трех уцелевших и сохранившихс€ лучше других пам€тников смоленского зодчества XII в. —оздан он в традици€х единого потока южнорусского зодчества, представленного школами  иева, „ернигова, ¬олыни. Ёто превосходный образец крестовокупольного одноглавого четырех-столпного храма строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора.

  концу XII в. назрели услови€ дл€ существенного изменени€ архитектурных форм южнорусской школы. ƒаже в  иеве, где традиции были наиболее сильными, новые ве€ни€ отразились в постройке церкви ¬асили€ в ќвруче. ƒл€ —моленска таким храмом стала жемчужина мирового зодчества церковь архангела ћихаила. ќна дала жизнь целой группе пам€тников, которые многократно воспроизводили его основные формы. ¬ертикальна€ устремленность композиции церкви создавалась башнеобразно подн€тым барабаном главы, водруженным на специальный пьедестал, сложным, но очень органичным построением равновеликих объемов здани€ и св€занным с этим ступенчатым силуэтом храма, а также множеством вертикальных членений на фасадах в виде тонких полуколонок на пил€страх, начина€ с третьего р€да кладки. Ќиши, по€ски, кресты, бровки над окнами украшают наружные стены храма. ќдна из отличительных особенностей манеры смоленских зодчих Ч широкое применение галерей и притворов Ч в последующем получит распространение в московской архитектуре, нар€ду с такими особенност€ми композиции, как €русность, высотность, вертикальна€ устремленность и асимметричность.

—ледует отметить, что количество пам€тников монументального зодчества —моленска XIIЧXIII вв. оказалось очень велико. ѕо количеству пам€тников домонгольской поры —моленск занимает третье место после  иева и Ќовгорода. ¬ особо интенсивный период строительства (последнее дес€тилетие XII в. Ч перва€ треть XIII в.) —моленск безусловно превосходил по размаху строительства все остальные центры –уси.  атастрофа 1240 г. и последовавшие за этим резкие изменени€ в политической судьбе города оборвали выдающеес€ развитие смоленской архитектуры.

∆ивопись

ƒревнерусска€ живопись развивалась в XIIЧXIII вв. по двум направлени€м: монументальна€ фреска и икона. ќбразцы фрескового искусства этого периода до нас не дошли, так как большинство храмов было или разрушено, или сожжено. »коны сохранились в лучшей мере.  оллекционирование древних икон началось в –оссии в конце XIX в. ѕоставщиками дл€ коллекций стали уроженцы старинных владимирских сел ѕалеха и ћстеры, хранители старинного мастерства. »мена некоторых из них дошли до нас Ч “юлины, „ириковы, Ѕрагины. ¬ св€зи с нормами эстетики своего времени, а также неглубоким знанием истории развити€ иконописи коллекционеры обращали внимание лишь на выразительность колорита, совершенство композиции, пренебрега€ смыслом художественных образов. “ака€ традици€ была преодолена уже вXX в.

ќсновой науки о древнерусской живописи в советское врем€ послужили открыти€, сделанные в 20Ч30-е годы. јкадемик ».Ё. √рабарь обследовал прежде недоступные дл€ науки древнейшие Ђчудотворныеї иконы ведущих церквей и монастырей. ќрганизованные им экспедиции вывозили из удаленных уголков

 

—хема древнерусского иконостаса: 1 Ч царские врата, 2 Ч местный р€д,

3 Ч деисусный чин, 4 Ч праздничный чин, 5 Ч пророческий чин, 6 Ч праотеческий чин

 

страны ценнейшие пам€тники. √лубокое изучение русской иконописи отодвинуло ее границы в глубь XIЧXII вв.

— точки зрени€ христианской ортодоксии икона несет в себе свет некоторой духовной сущности, а точнее сказать Ч благодать Ѕожию, и ее главна€ функци€ Ч напоминательна€. »коны, Ч говор€т св€тые отцы и их словами —едьмой ¬селенский —обор, утвердивший иконопочитание, Ч напоминают мол€щимс€ о своих первообразах, и, взира€ на иконы, верующие Ђвознос€т ум от образов к первообразамї1. »кона преобладала в русском храме над фреской и мозаикой. »коностас располагалс€ в чрезвычайно важном месте собора. ќн отдел€л ту часть храма, где находились верующие и котора€ называлась Ђкораблем спасени€ї, от алтар€, доступ куда имели лишь св€щеннослужители. ¬ алтаре совершаетс€ главное таинство христианской церкви Ч превращение хлеба и вина в тело и кровь ’риста. Ќа поперечной балке алтарной преграды, архитраве, помещалс€ крест, знак расп€того на нем во им€ людей Ѕога. «десь же располагалс€ молельный р€д, или деисус2: —паситель, перед которым мол€тс€ Ѕогородица и »оанн ѕредтеча. »х образами передавалс€ символ молени€ ÷еркви, воссоедин€ющей людей с »исусом ’ристом. ѕод деисусным р€дом вплоть до XIVЧXV вв. располагались иконы праздников Ч истори€ воплощени€ Ѕогочеловека.

  древнейшим образцам русской иконописи относитс€ икона јпостолов ѕетра и ѕавла из новгородского музе€, датируема€ XI в., большой по€сной Ђ—пас ¬седержительї из музе€ имени јндре€ –ублева в ћоскве, который также св€зывают с XI в. ќт XII в. до нас дошло больше икон. »кона —в€того √еорги€ Ч храмовый образ √еоргиевского собора ёрьева монастыр€ в Ќовгороде, созданный около 1170 г. ¬ XVI в. он был вывезен »оанном √розным и с тех пор хранитс€ в ”спенском соборе ћосковского  ремл€. ќдин из самых ранних образцов икон деисуса Ч Ђƒеисусный чинї XII в., раскрытый в 1936 г. в ”спенском соборе ћосковского  ремл€. ≈ще одна находка реставраторов в том же соборе Ч приуроченна€ к ¬ладимирской школе икона XII в. Ђ—пас Ќерукотворныйї. ¬ 1918 г. мастер √.ќ. „ириков из-под покрова черной пленки открыл лица ћарии и младенца, написанные в начале XII в. в  онстантинополе. »кону привоз€т в  иев, а затем перевоз€т во ¬ладимир. ѕрославивша€с€ в этом городе, она стала называтьс€ ¬ладимирской богоматерью. ¬ XVI в. икона оказываетс€ в ћоскве и становитс€ главной св€тыней ћосковского государства. —уздальский Ђ—пас «латые ¬ласыї, €рославские образы Ђ—паса Ќерукотворногої и Ђ—паса ¬седержител€ї, датируемые XIII в., свидетельствуют уже об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. ¬ золотых волосах и голубых глазах суздальского —паса прогл€дывает лицо русича. ќдин из древнейших образов особо почитавшегос€ на –уси св€того Ќикола€ „удотворца написан в середине XIII в. в Ќовгороде и хранитс€ сейчас в –усском музее.

¬ “реть€ковской галерее в ћоскве хранитс€ одна из самых ранних и наиболее знаменитых икон ѕророка »льи, одного из очень попул€рных библейских персонажей на –уси. ƒатируема€ XIII в., она происходит из села ¬ыбуты под ѕсковом и относитс€ к типу житийных икон. ¬округ средника, где мастер изобразил »лью могучим старцем, по бокам идут отдельные композиции и клейма, которые повествуют о жизни »льи.

—реди ранних образов архангелов выдел€етс€ икона-жемчужина с изображением архангела √авриила, получивша€ название Ђјнгел «латые ¬ласыї. Ќаписанна€ в Ќовгороде в XII в., ныне она хранитс€ в –усском музее.  огда-то она входила в оплечный деисус. ќб ангельской природе светлого вестника Ѕожьего говорит бездонный и таинственный взгл€д, но также и особый атрибут: справа вьетс€ так называемый Ђслухї Ч Ђторокї, с помощью которого ангелы слышат Ѕога. ќт XII в. сохранилась знаменита€ икона Ђјрхангел ћихаилї, покровител€ воинов и защитника душ умерших от бесовской силы.

 

 

1.  иевска€ –усь в домонгольское врем€ превратилась в страну высокоразвитой культуры. ”же в XI в. она достигла уровн€ передовых стран ≈вропы и насчитывала два столети€ своей государственности. ѕод скипетром кн€зей –юриковичей в единую державу были объединены восточнослав€нские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена на территории около 7000 км. Ќачинает складыватьс€ общность древнерусского народа, котора€ выражалась в выработке литературного €зыка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа,, в сложении общей культуры. ¬ысокий по тем временам уровень развити€ общественной мысли, национального самосознани€ демонстрируют русские летописи, а также приверженность широких слоев населени€ к знани€м, бережное отношение к мудрым книгам, прозванным в народе Ђголубинымиї. ¬ эпоху  иевской –уси был задан тип культурно-исторического развити€ русского народа в рамках тесного переплетени€ двух векторов его духовной жизни: христианского и €зыческого.

2.  ультуру эпохи феодальной раздробленности и монголо-татарского нашестви€ отличает несколько своеобразных черт.

Ѕурный рост локальных феодальных центров сопровождалс€ развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Ёто в свою очередь обогащало общерусскую культурную сокровищницу.

ƒл€ эпохи характерно углубление взаимодействи€ €зыческой и христианской составл€ющих культурного процесса, выразившеес€ в по€влении феномена народного христианства и ересей павликианско-богомильского толка.

— монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическа€ тематика, способствовавша€ консолидации общерусского национального сознани€ и формированию общерусской этнической целостности. Ёпоха XIIЧXIII вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, по€вление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развити€ народа накануне монголо-татарского нашестви€.

«авоевание –уси, хот€ и замедлило темпы историко-культурного процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. Ќа стыке взаимодействи€ слав€нской и тюркской культур начинают возникать новые €влени€ в €зыке, быте, обыча€х, искусстве, которые особенно €рко про€в€т себ€ в последующую эпоху. «апас прочности культурного наследи€ –уси оказалс€ столь могуществен, что в трудные, переломные годы насильственно прививаемые к его стволу чужеродные ростки не только не погубили дерево, но прижились на нем и дали новые всходы.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1534 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

305 - | 320 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.