Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»таль€нское ¬озрождение




 

Ётапы ¬озрождени€

 

ѕервоначально черты –енессанса обнаружились в »талии. ѕериод XIII Ч начало XIV вв. Ч проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта ƒанте јлигьери, зодчего јрнольфо ди  амбио, скульптора Ќиколло Ћизано, живописцев ѕьетро  аваллини и особенно ƒжотто ди Ѕондоне, во многом подготовил почву дл€ искусства ¬озрождени€.

—обственно эпоху »таль€нского ¬озрождени€ условно подраздел€ют на р€д этапов:

 

Х –анний –енессанс (триченто и кватроченто) Ч с середины XIV Ч XV вв.

Х ¬ысокий –енессанс (чинквеченто) Ч до второй трети XVI в.

Х ѕоздний –енессанс Ч втора€ треть XVI Ч перва€ половина XVII вв.

ƒанте
ѕроторенессанс

 

”же в ранних произведени€х ƒанте (1265 -1321) -цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение ЂЌова€ жизньї, неоконченном произведении Ђѕирї и других Ч поэт начинает опыты по использованию италь€нского €зыка, доказыва€ тем самым его жизнеспособность. ¬еличайшим шедевром поэта, обессмертившим его им€, стала ЂЅожественна€ комеди€ї, благодар€ которой ƒанте вошел в историю культуры как создатель италь€нского литературного €зыка. Ёто доказывают поговорки и крылатые слова ЂЅожественной комедииї, употребл€емые и поныне:

 

Ќет большей печали, чем вспоминать счастливое врем€ в несчастьи.

 

—южет произведени€, весьма традиционный дл€ —редневековь€, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, €рко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.

¬есьма сложна структура ЂЅожественной комедииї. ѕроизведение состоит из трех частей: Ђјдї, Ђ„истилищеї иЂ–айї. ’арактерно, что провожатым по јду и „истилищу ƒанте выбирает римского поэта ¬ергили€ (ћарон ѕублий, 70Ч19 до н. э.), называ€ его Ђ”чителемї.  ажда€ из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. —одержание подчинено последовательной символике чисел.

¬ ЂЅожественной комедииї ƒанте упоминает своего великого современника Ч архитектора, скульптора и художника ƒжотто.

— именем ƒжотто ди Ѕондоне (1266/1267 Ч 1337) св€зан решительный поворот к реалистическому искусству. Ќаиболее известными произведени€ми

ƒжотто, дошедшими до нашего времени, считаютс€ росписи на евангельские сюжеты в капелле1 дель јрена в ѕадуе и росписи на темы из жизни ‘ранциска јссизского2 в церкви —анта  роче во ‘лоренции. ¬ этих шедеврах мастер отказываетс€ от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. ќдним из наиболее трогательных образов, созданных ƒжотто, по праву считаетс€ образ ’риста в сцене Ђѕоцелуй »удыї (фрески капеллы дель јрена в ѕадуе, 1304Ч1306). ћастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгл€д ’риста, обращенный на предател€. ѕри этом ƒжотто сумел передать спокойствие ’риста в соединении с €сным осознанием предначертанной ему судьбы. “ема фрески Ђ’ристос и »удаї проходит лейтмотивом через весь падуан-ский цикл (Ђ¬стреча ћарии и ≈лизаветыї, ЂЅегство в ≈гипетї, Ђќплакивание ’ристаї и др.). Ќоваторство ƒжотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи ¬озрождени€.

–анний –енессанс

  периоду –аннего –енессанса относитс€ литера- турное творчество ‘ранческо ѕетрарки и ƒжованни

Ѕоккаччо. Ќар€ду со своим земл€ком ƒанте эти величайшие поэты »талии считаютс€ создател€ми италь€нского литературного €зыка.

ѕетрарка (1304Ч1374) осталс€ в истории ¬озрождени€ как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Ѕога, а человека. ¬семирную известность получили сонеты ѕетрарки на жизнь и смерть мадонны Ћауры, вошедшие в сборник Ђ нига песенї:

 

ѕри благородстве крови Ч скромность эта,

Ѕлест€щий умЧи сердца чистота,

 

ѕри замкнутости внешней Ч теплота,

» зрелый плод Ч от молодого цвета, Ч

 

ƒа, к ней была щедра ее планета,

¬ернее Ч царь светил, и высота

 

≈е достоинств, кажда€ черта

—ломили бы великого поэта.

 

¬ ней сочетал √осподь любовь и честь,

ќчарованьем надел€ под стать

ѕриродной красоте Ч очам на радость,

» что-то у нее во взоре есть,

„то в полночь день заставит заси€ть,

ƒаст горечь меду и полыни Ч сладость.

 

ѕетрарка известен и как страстный попул€ризатор наследи€ античных авторов, о чем свидетельствует его трактат Ђќ великих мужь€х древностиї.

”чеником и последователем ѕетрарки был Ѕоккаччо (1313Ч1375) Ч автор известного сборника реалистических новелл Ђƒекамеронї. √лубоко гуманистическое начало произведени€ Ѕоккаччо, насыщенного тонкими наблюдени€ми, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остаетс€ весьма поучительным и сегодн€. ƒостаточно отметить, что в наше врем€ новеллы Ѕоккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.

ѕоследующа€ литература »таль€нского ¬озрождени€ равн€лась на великих флорентийцев: ƒанте, ѕетрарку и Ѕоккаччо, хот€ и не смогла превзойти их славы.

¬ыдающимс€ мастером –аннего ¬озрождени€, продолжившим реалистическую традицию, идущую от ƒжотто, считаетс€ ћазаччо (1401Ч1428). –оссписи художника (капелла Ѕранкачи во ‘лоренции) отличают энергична€ светотенева€ лепка, пластическа€ телесность, трехмерность фигур и их композиционна€ ув€зка с пейзажем. »скусство ћазаччо стало образцом дл€ творчества последующих поколений художников.

Ќаследие выдающегос€ мастера кисти –аннего ¬озрождени€ —андро Ѕоттичелли (1445Ч1510), работавшего при дворе ћедичи во ‘лоренции, отличают тонкий колорит и настроение грусти. ћастер не стремитс€ следовать реалистической манере ƒжотто и ћазаччо, его изображени€ плоскостны и как бы бесплотны. —реди работ, созданных Ѕоттичелли, наибольшую известность приобрела картина Ђ–ождение ¬енерыї, €рко характеризующа€ особенность его творчества.

‘. Ѕрунеллески.  апелла ѕацци во дворе церкви —анта  роче. ‘лоренци€

Ќаиболее известный скульптор первой половины XV в. ƒонателло (ок. 1386Ч1466). ¬озрожда€ античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренес-сансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. ≈го искусство отличает реалистическа€ манера.

¬ыдающийс€ архитектор и скульптор –аннего ¬озрождени€ ‘илиппа Ѕрунеллески (1377Ч1446) Ч один из основоположников архитектуры –енессанса. ≈му удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Ёто позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавл€ть его, на что, в частности, были рассчитаны сооружени€ средневекового зодчества. Ѕрунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола ‘лорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теори€ линейной перспективы).

¬ысокий –енессанс

ѕериод ¬ысокого –енессанса был сравнительно коротким. ќн св€зан прежде всего с именами трех гениальных мастеров титанов ¬озрождени€ Ч Ћеонардо да ¬инчи,. –афаэл€ —анти и ћикеланджело Ѕуонарроти. ’арактерным фоном взлета –енессанса был экономический и политический упадок »талии Ч закономерность, не раз повтор€вша€с€ в истории1. ¬ творчестве представителей ¬ысокого ¬озрождени€ достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры –енессанса.

Ћеонардо да ¬инчи (1452Ч1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей ¬озрождени€. —ложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Ћеонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открыти€ми и гениальными догадками. ¬ его художественном наследии особо выдел€ютс€ такие дошедшие до нас шедевры, как Ђ“айна€ вечер€ї Ч фреска в трапезной монастыр€ —анта ћари€ делла √рацие в ћилане, а также самый знаменитый портрет эпохи ¬озрождени€ Ђƒжокондаї (Ђћона Ћизаї).

—реди многочисленных новаций Ћеонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo Ч дым), котора€ в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

Ћеонардо да ¬инчи. јвтопортрет

¬ творчестве Ћеонардо наиболее полно выразилс€ универсализм представителей ¬озрождени€, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов. ќб этом свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас зашифрованные «аписные книжки и рукописи титана ¬озрождени€, насчитывающие около 7 тыс€ч листов:

 

ѕоэт стоит ниже художника по представлению видимых вещей Ч и много ниже музыканта по представлению вещей невидимых.

 

ћладший современник Ћеонардо великий живописец »талии –афаэль —анти (1483Ч1520) вошел в историю мировой культуры как создатель р€да живописных шедевров. Ёто ранн€€ работа мастера Ђћадонна  онестабилеї, проникнута€ из€ществом и м€гким лиризмом. «релые работы живописца выде- л€ютс€ совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Ёто росписи парадных залов ¬атиканского дворца и, конечно, величайшее творение –афаэл€ Ч Ђ—икстинска€ мадоннаї. ћастер получил также известность благодар€ своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в ¬атикане. ѕапа Ћев ’ назначил художника руководителем строительства купола —обора св. ѕетра. ѕоследним титаном ¬ысокого ¬озрождени€ был ћикеланджело Ѕуонарроти (1475Ч1564) Ч великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Ќесмотр€ на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком »талии благодар€ самой значительной работе уже зрелого художника Ч росписи свода —икстинской капеллы в ¬атиканском дворце (1508Ч1512). ќбща€ площадь фрески 600 кв. метров.

–афаэль. ‘реска Ђ“риумф √алатеиї. 1515. ¬илла ‘арнезина. –им  

ћногофигурна€ композици€ фрески представл€ет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворени€ мира. ќсобенно выдел€етс€ из живописных работ мастера фреска алтарной стены —икстинской капеллы Ђ—трашный судї, написанна€ спуст€ четверть века после росписи потолка —икстинской капеллы. ¬ этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы ¬озрождени€. —мелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира1, что свидетельствовало о начале наступлени€ реакции на основы идеологии ¬озрождени€.

 ак скульптор ћикеланджело стал известен благодар€ своему раннему произведению Ђƒавидї. Ќо подлинное признание как архитектор и скульптор ћикеланджело обрел в качестве проектировщика и руководител€ строительства основной части здани€ —обора св. ѕетра в –име, остающегос€ и до насто€щего

 

 

времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформление лестницы и площади  апитолийского холма. Ќе меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во ‘лоренции, в частности, скульптурна€ композици€ в капелле ћедичи. „етыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей ‘лоренции Ђ¬ечерї, ЂЌочьї, Ђ”трої и Ђƒеньї весьма €рко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отча€ние перед быстротекущим временем. Ёти трагические настроени€ звучат в стихотворении последнего титана ¬озрождени€, написанном от имени его же скульптуры ЂЌочьї:

ћикеланджело. ћоисей. 1515-1516. –им

ќтрадно спать, отрадней камнем быть ќ, в этот век, преступный и постыдный, Ќе жить, не чувствовать Ч удел завидный. ѕрошу, молчи, не смей мен€ будить.

»скусство ¬енеции

Ќа период ¬ысокого и ѕозднего ¬озрождени€ пришелс€ расцвет искусства в ¬енеции. ¬о второй половине XVI в.

¬енеци€, сохранивша€ республиканское устройство, становитс€ своеобразным оазисом и центром –енессанса. —реди художников венецианской школы рано умерший ƒжорджоне (1476Ч1510), обессмертивший свое им€ полотнами Ђёдифьї, Ђ—п€ща€ ¬енераї, Ђ—ельский концертї. ¬ творчестве ƒжорджоне про€вились особенности венецианской школы, в частности,

 

ƒжорджоне. —п€ща€ ¬енера

 

художник первым начал придавать пейзажу самосто€тельное значение, в качестве приоритетных решать задачи колорита и света.

¬еличайший представитель венецианской школы Ч “ициан ¬ечеллио (1477 или 1487 Ч1576). ѕри жизни он получил признание в ≈вропе. –€д значительных работ был выполнен “ицианом по заказу европейских монархов и папы римского. –аботы “ициана привлекают новизной решени€ прежде всего колористических и композиционных задач. ¬первые на его полотнах по€вл€етс€ изображение толпы как части композиции. Ќаиболее известные работы “ициана: Ђ ающа€с€ ћагдалинаї, ЂЋюбовь земна€ и небесна€ї, Ђ¬енераї, Ђƒана€ї, Ђ—в€той —ебасть€нї и др. √алере€ выполненных им портретов современников была предметом глубокого изучени€ и подражани€ дл€ последующих поколений европейских живописцев.

  периоду ¬ысокого ¬озрождени€ относитс€ творчество крупнейшего италь€нского поэта Ћудовико јриосто (1474Ч1533), продолжившего литературные традиции ƒанте, ѕетрарки и Ѕоккаччо. Ќаиболее известное его произведение Ч героическа€ рыцарска€ поэма ЂЌеистовый –оландї, проникнута€ тонкой иронией и воплощающа€ идеи гуманизма.

ѕоздний –енессанс

ѕериод ѕозднего ¬озрождени€ был отмечен наступлением католической реакции. ÷ерковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощр€€ де€телей культуры, с одной стороны, и использу€ репрессивные меры в отношении непокорных Ч с другой. “ак, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм1) великих мастеров ¬озрождени€. —реди наиболее крупных основоположников маньеризма якопо ѕонтормо (1494Ч1557) и јнджело Ѕронзино (1503Ч1572), работавшие в основном в жанре портрета.

ќднако маньеризм, несмотр€ на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период ѕозднего ¬озрождени€. Ёто врем€ было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относ€щихс€ к венецианской школе: ѕаоло ¬еронезе (1528 Ч 1588), якопо “инторет-то (1518 Ч 1594), ћикеланджело да  араваджо (1573Ч1610) и др.

 араваджо €вл€етс€ основоположником реалистического направлени€ в европейской живописи XVII в. ѕолотна мастера отличаютс€ простотой композиции, эмоциональным напр€жением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом.  араваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта Ч караваджизм.

ѕоследним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров »талии был Ѕенвенуто „еллини (1500Ч1571), в творчестве которого отчетливо про€вились реалистические каноны ¬озрождени€ (например, бронзова€ стату€ Ђѕерсейї). „еллини осталс€ в истории культуры не только как ювелир, давший свое им€ целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаур€дный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге Ђ∆изнь Ѕенвенуто „еллиниї, не раз издававшейс€ и на русском €зыке.

ќкончание эпохи –енессанса

¬ 40-е годы XVI в. церковь в »талии начала широко примен€ть репрессии к инакомысл€щим. ¬ 1542 г. была реорганизована инквизици€ и создан

ее трибунал в –име. ћногие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживатьс€ традиций –енессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий италь€нский астроном ƒжордано Ѕруно, 1548Ч1600). ¬ 1540 г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратилс€ в репрессивный орган ¬атикана. ¬ 1559 г. папа ѕавел IV впервые издает Ђ—писок запрещенных книгї (Index librorum prohibitorum), впоследствии неоднократно дополн€вшийс€. Ќазванные в Ђ—пискеї произведени€ литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучени€ от церкви. ¬ числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы ¬озрождени€ (например, сочинени€ Ѕоккаччо). “аким образом, эпоха ¬озрождени€ к началу 40-х годов XVII в. в »талии закончилась.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1733 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

590 - | 544 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.