Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕервобытного искусства




 

¬первые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Ёдуардом Ћарте, нашедшим в 1836 г. в гроте Ўаффо (департамент ¬ьенн) пластинку с гравировкой. ќн же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ћа ћадлен (‘ранци€).

—инкретизм

’арактерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм1.

ƒе€тельность человека, св€занна€ с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). Ќа данной стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состо€нии, в так называемом архетипе.

¬ результате открытий археологов обнаружилось, что пам€тники искусства по€вились неизмеримо позднее, чем оруди€ труда, почти на миллион лет.

ѕам€тники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. –осписи и гравюры на скалах, скульптуры из камн€, глины, дерева, рисунки на сосудах посв€щены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

√лавным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери.

ѕервые произведени€ первобытного изобразительного искусства относ€тс€ к ќринь€кской культуре (поздний палеолит), названной по пещере ќринь€к (‘ранци€). — этого времени широко распространились женские фигурки из камн€ и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами Ч так называемые Ђвенерыї, по-видимому, св€занные с культом матери-прародительницы. ¬есьма интересно, что в одном и том же пам€тнике позднего палеолита обычно представлены женские статуэтки, не однотипные, а разные по стилю. —опоставление стилей произведений палеолитического искусства нар€ду с техническими традици€ми позволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдаленными област€ми. ѕодобные Ђвенерыї найдены во ‘ранции, »талии, јвстрии, „ехии, –оссии и во многих других районах мира.

ќдновременно с ними по€вл€ютс€ обобщенно-выразительные изображени€ животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, олен€.

» наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. ƒуховные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. ќт этого зависит и сама жизнь первобытного человека. ќхотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого звер€, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. —ам человек не пользовалс€ таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи ‘ранции и столь безлики в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

√лавной художественной особенностью первобытного искусства была символическа€ форма, условный характер изображени€. —имволами €вл€ютс€ как реалистические изображени€, так и условные. „асто произведени€ первобытного искусства представл€ют собой целые системы сложных по своей

 



 

 онтурна€ живопись ледникового периода. ѕещера Ћа ћонеда. »спани€

ѕещерна€ живопись в гроте Ћаско. Ћедниковый период.‘ранци€,

 

структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаютс€ самые разнообразные пон€ти€ или человеческие чувства.

 ультура в эпоху палеолита

ѕервоначально необособленное в специальный вид де€тельности и св€занное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представлени€ об окружающем мире.

Ќекоторые искусствоведы выдел€ют три этапа изобразительной де€тельности в эпоху палеолита.  аждый из них характеризуетс€ созданием качественно новой изобразительной формы.

Ќатуральное творчество Ч композици€ из туш, костей, натуральный макет.

»скусственно-изобразительна€ форма Ч крупна€ глин€на€ скульптура, барельеф, профильный контур.

¬ерхнепалеолитическое изобразительное творчество Ч росписи пещер, гравировки на кости.

ќстановимс€ на первом этапе несколько подробнее.

Ќатуральное творчество включает следующие моменты: обр€довые действи€ с тушей убитого звер€, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. ¬последствии по€вилась лепна€ основа дл€ этой шкуры. Ёлементарной формой творчества была зверина€ скульптура. Ќатуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. —начала использовалс€ естественный фигурный объем Ч природный холмик. «атем голова звер€ помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. ѕозднее производилась груба€ лепка звер€, но без головы. Ёто сооружение накрывалось шкурой звер€, к которому прикрепл€лась зверина€ голова1.

—ледующий второй этап Ч икусственно-изобразительна€ форма включает искусственные средства создани€ образа, постепенное накопление "творческого" опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

ƒл€ третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхне-палеотического изобразительного творчества, св€занного с по€влением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Ќаиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными роспис€ми. ƒревнейшие пам€тники искусства найдены в «ападной ≈вропе. ќни датируютс€ тем же периодом позднего палеолита, что и по€вление человека современного типа. ѕам€тники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. ¬ 1879 г. испанский археолог ћ. —аутуола открывает многокрасочные изображени€ палеолитической эпохи в пещере јльтамира (»спани€). ¬ 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ћ€ ћут во ‘ранции. ¬ 1901 г. во ‘ранции ј. Ѕрейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, олен€, лошади, медвед€ в пещере Ће- омбатель в долине ¬езера. –исунков здесь около 300, есть и изображени€ человека (в большинстве случаев в масках). Ќедалеко от Ће- омбател€ в том же году археолог ѕестрони в пещере ‘он де √ом открывает целую Ђкартинную галереюї Ч 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. –исунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. ѕалитра каменного века бедна, в ней четыре основные краски:

черна€, бела€, красна€, желта€. ƒве первые употребл€лись довольно редко.

ѕодобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. ћузыкальное начало не было отделено от движени€, жестов, возгласов, мимики.

ћузыкальный элемент Ђнатуральной пантомимыї включал:

имитацию звуков природыЧ звукоподражательные мотивы;

искусственную интонационную форму Ч мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона;

интонационное творчество: двух- и трехзвучные мотивы1. ¬ одном из домов ћезинской сто€нки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. ќн предназначалс€ дл€ воспроизведени€ шумовых или ритмических звуков.

ќсобый интерес представл€ют обнаруженные в позднем палеолите музыкальные инструменты. ѕри раскопках сто€нки ћолодова на правом берегу ƒнестра в „ерновицкой области археолог ј.ѕ. „ерныш нашел на глубине 2,2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного олен€ длиной 21 см с искусственно проделанными отверсти€ми.

ѕри изучении жилища из знаменитой ћезинской сто€нки позднего палеолита (в районе „ернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного олен€ и колотушки из бивней мамонта. ѕредполагают, что Ђвозрастї этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

“онка€ и м€гка€ традици€ тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры звер€. ѕри всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остаетс€ интуитивно-спонтанным. ќно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

ѕервобытные художники стали зачинател€ми всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображени€ в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камн€ или вылепленные из глины). ѕреуспели они и в декоративном искусстве Ч резьбе по камню и кости, рельефах.

ќсоба€ область первобытного искусства Ч орнамент. ќн примен€лс€ очень широко уже в палеолите. ≈ще в XIX в. на ћезинской палеолитической сто€нке (”краина) были найдены вместе с каменными и кост€ными оруди€ми, иглами с ушком, украшени€ми, остатками жилищ и другими находками кост€ные издели€ с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. √еометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивн€ мамонта. √еометрический орнамент Ч основной элемент ћезинского искусства. Ётот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. ¬ последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических сто€нках ¬осточной и —редней ≈вропы.

Ќеолит: 1Чженские статуэтки из глины; 2 Ч гарпун из рога; 3 Ч глин€на€ посуда с €моч-ным орнаментом

„то же означает этот абстрактный узор и как он возник? ѕопыток решить этот вопрос было много. ”ж очень не соответствовал геометрический стиль блест€щим по реализму рисункам пещерного искусства. »зучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состо€т из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. “аким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказалс€ узор, нарисованный самой природой. Ќо древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.

Ќа сосудах каменного века, найденных на сто€нках ”рала, был богатый орнамент. „аще всего рисунки выдавливали специальными штампами. ќни, как правило, изготовл€лись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камн€. ѕо острым кра€м их наносились прорези. Ўтампы делались также из кости, дерева, раковин. ≈сли надавить таким штампом на мокрую глину, получалс€ рисунок, сходный с оттиском гребенки. ќттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

¬о всех приведенных случа€х исходный дл€ орнамента сюжет определ€етс€ сравнительно легко. Ќо, как правило, отгадать его практически невозможно. ‘ранцузский археолог ј. Ѕрейль проследил этапы схематизации изображени€ косули в позднепалеолитическом искусстве «ападной ≈вропы Ч от силуэта звер€ с рожками до некоего подоби€ цветка.

ѕервобытные художники создавали и произведени€ искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. —амые ранние из них, вырезанные из бивн€ мамонта, из мергел€ и мела, относ€тс€ к палеолиту.

¬ –оссии палеолитические скульптуры обнаружены в центре –усской равнины и в бассейне јнгары. ¬ —ибири и на ”рале мелка€ пластика процветала и в железном веке. ≈е наход€т при раскопках на палеолитических сто€нках.

Ќекоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие пам€тники искусства по тем цел€м, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

 ультура в эпоху мезолита и неолита

Ѕолее поздние этапы развити€ первобытной культуры относ€тс€ к мезолиту, неолиту и ко времени распространени€ первых металлических орудий. ќт присвоени€ готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, нар€ду с охотой и рыболовством начинает заниматьс€ земледелием и скотоводством. ¬ новом каменном веке по€вилс€ первый искусственный материал, изобретенный человеком, Ч огнеупорна€ глина. ѕрежде люди использовали дл€ своих нужд то, что давала природа, Ч камень, дерево, кость. «емледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность глин€ных сосудов.

¬ эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, по€вились изображени€, передающие более сложные и отвлеченные пон€ти€. —формировались многие виды декоративно-прикладного искусства Ч керамика, обработка металла. ѕо€вились луки, стрелы, глин€на€ посуда. Ќа территории нашей страны первые металлические издели€ по€вились около 9 тыс. лет назад. ќни были кованые Ч литье по€вилось гораздо позднее. Ќа ”рале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шиль€, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад Ч и первые художественные отливки. Ќапример, на руко€тках ножей из “урбинского могильника на  аме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили породу животных.

 ультура бронзового века

 

Ќачина€ с бронзового века €ркие изображени€ зверей почти исчезают. ¬сюду распростран€ютс€ сухие геометрические схемы. Ќапример, профили горных козлов, высеченные на утесах гор јзербайджана, ƒагестана, —редней и ÷ентральной јзии. Ћюди затрачивают на создание петроглифов1 все меньше усилий, наспех процарапыва€ на камне маленькие фигурки. » хот€ кое-где рисунки выбивают и в наши дни, древнее искусство никогда не возродитс€. ќно исчерпало свои возможности. ¬се его высшие достижени€ в прошлом.

 ультура населени€ —еверного  авказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название ћайкопской по знаменитому пам€тнику, ее представл€ющему, Ч ћайкопскому кургану. ћайкопска€ культура была распространена от “аманского полуострова на северо-западе до ƒагестана на юго-востоке.

ѕоследний этап в развитии племен бронзового века на —еверо-«ападном  авказе характеризуетс€ существованием крупного очага металлургии и металлообработки. ¬елась добыча медных руд, выплавл€лась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

¬ конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают по€вл€тьс€ железные, которые знаменуют собой начало, нового периода.

–азвитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. ƒругие же племена, продолжа€ вести оседлый образ жизни на основе земледели€, переход€т на более высокий этап развити€ Ч к плужному земледелию. ¬ это врем€ происход€т и социальные сдвиги внутри племен.

¬ поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались издели€ из бронзы, золота, серебра.

¬иды поселений и погребений

  концу первобытной эпохи по€вилс€ новый вид архитектурных сооружений Ч крепости. „аще всего это сооружени€ из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах ≈вропы и  авказа. ј в средней, лесной, полосе ≈вропы со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселени€ и погребени€.

ѕоселени€ дел€т на неукрепленные (сто€нки, селища) и укрепленные (городища). —елищами и городищами обычно называют пам€тники бронзового и железного веков. ѕод сто€нками разумеютс€ поселени€ каменного и бронзового веков. “ермин Ђсто€нкаї очень условен. —ейчас он вытесн€етс€ пон€тием Ђпоселениеї. ќсобое место занимают мезолитические поселени€, называемые кьекенмеддингами, что означает Ђкухонные кучиї (выгл€д€т они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Ќазвание это датское, так как в ƒании были впервые обнаружены эти виды пам€тников. Ќа территории нашей страны они встречаютс€ на ƒальнем ¬остоке. –аскопки поселений дают сведени€ о жизни древних людей.

» сто€нки охотников каменного века, и ѕомпеи, и √еркуланум, и “ро€, и другие древние города Ч все это поселени€.

ќсобый вид поселений Ч римские террамары1 Ч укрепленные поселени€ на сва€х. —троительный материал этих поселений Ч мергель, вид ракушечника. ¬ отличие от свайных поселений каменного века римл€не строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполн€ли водой дл€ защиты от врагов.

ѕогребени€ дел€тс€ на два основных вида: с надмогильными сооружени€ми (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. ¬ основании многих курганов ямной культуры2 выдел€лс€ кромлех3 Ч по€с из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. ѕлиты такого кромлеха у села ¬ербовка в ѕриднепровье покрывал резной геометрический узор. Ќа этот каменный орнаментальный фриз опиралс€ дерев€нный шатер, а земл€на€ и дернова€ основа всей конструкции была спр€тана в глубине. –азмеры ямных курганов очень внушительны. ƒиаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7м.

 аменные бабы

 урганами отмечены все погребени€ ямной культуры, но над некоторыми из них возвышались еще каменные надгроби€, надмогильные статуи; каменные бабы Ч каменные изва€ни€ человека (воинов, женщин).  аменные бабы ямной культуры просто€ли на курганах четыре с лишним тыс€чи лет.  аменные бабы —еверного ѕричерноморь€ разнотипны и разновременны. —реди них есть и энеолитические Ч отесанные пр€моугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом.  аменна€ баба составл€ла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земл€ной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек.

ƒо сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы Ч бога или человека, Ч дискуссионен. ќдно бесспорно: в III тыс. до н. э. в монументальном искусстве по€вл€етс€ образ человека. Ќа прот€жении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. ≈сли в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом Ч соотношение обратное. “ак, в IIIЧII тыс. до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. ќтошло в прошлое творчество величайших анималистов в истории живописиЧхудожников каменного века. ¬ центре внимани€ впервые оказалс€ человек.

ѕусть каменные бабы ямной культуры не представл€ют эстетической ценности. √рубые истуканы пришли на смену безупречным лини€м гравировок и умелой лепке форм в роспис€х ледниковой эпохи. ¬се это так. Ќо гораздо важнее другое. Ёто пам€тники более высокого этапа в развитии мышлени€ и общества.

ѕериод, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути Ђк образу звер€ї, закончилс€. Ќачалс€ период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Ќаиболее сложные сооружени€ Ч мегалитические погребени€1, т. е. погребени€ в гробницах, сооруженных из больших камней, Ч дольмены, менгиры. ¬ «ападной ≈вропе и на юге –оссии распространены дольмены2. Ќекогда на северо-западе  авказа дольмены исчисл€лись сотн€ми. Ѕольше всего их было в ѕрикубанье. ƒольмен в Ёшери сложен из плит длиной 3,7м и толщиной до 0,5 м. ќдна крыша весила 22,5 т. ѕо расчетам известного археолога Ѕ.ј.  уфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек3.

—амые ранние из них возведены более четырех тыс€ч лет Ќазад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Ќо строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камн€. —троительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. “ем не менее они создали такие каменные сооружени€, каких не оставили после себ€ не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам „ерного мор€ племена. Ќесомненно, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции Ч четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе п€тую Ч плоское перекрытие. ” станицы Ќовосвободной, под насып€ми курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца 3-го тыс. до н. э. —реди них особенно интересна одна Ч кругла€ в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Ёта башн€ неминуемо развалилась бы, если бы ее целиком не засыпали землей. Ќормального распределени€ функций опор и свода здесь еще не было. —корее всего насто€щие дольмены тогда строить не умели.

Ётапы возведени€ дольменов восстанавливаютс€ только гипотетически. —оздатели дольменов про€вили себ€ не только в качестве строителей, но и архитекторов. ѕочти везде боковые плиты и кровл€ несколько выступают над передней стенкой. ѕолучаетс€ ѕ-образный портал. «адн€€ стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. ¬се это позволило выделить в постройке элементы конструкции Ч несущие свод опоры Ч и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. ¬нутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 кв. м, как в Ёшери. ¬ «ападной ≈вропе известны мегалитические гробницы с гравировкой. ¬  рыму открыты погребени€ бронзового века в расписанных изнутри €щиках. »сследователи мегалитов «ападной ≈вропы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. Ќа одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

ѕам€тником первобытной эпохи €вл€ютс€ и мегалитические гробницы с гравировкой.

ћенгиры4 Ч отдельные каменные столбы. ≈сть менгиры длиной до 21 м и весом около 300 т. ¬  арнаке (‘ранци€) 2683 менгира поставлены р€дами в виде длинных каменных аллей. »ногда камни располагали в виде круга Ч это уже кромлех.

 

 

ћенгир с обозначением

головы, меча и кинжала.

ћенгир. ‘ранци€ Ѕронзовый век.  орсика

 

2.3. ранние формы верований

 

  древнейшим по своему происхождению формам религии относ€тс€:

маги€, фетишизм, тотемизм, эротические обр€ды, погребальный культ. ќни корен€тс€ в услови€х жизни первобытных людей.

јнимизм

¬еровани€ в древнем человеческом обществе €вл€ли собой реакцию совокупной личности на ее воспри€тие совокупной

вселенной. “есно св€занные с первобытными мифическими воззрени€ми, они основывались на анимизме (от лат. anima Ч дух, душа), наделении природных €влений человеческими качествами. ¬ научный оборот термин введен английским этнологом Ё.Ѕ. “айлором (1832Ч1917) в фундаментальном труде Ђѕервобытна€ культураї (1871) дл€ обозначени€ первоначальной стадии в истории развити€ религии. “айлор считал анимизм Ђминимумом религииї. ядром этой теории €вл€етс€ утверждение о том, что изначально вс€ка€ религи€ произошла от веры Ђфилософа-дикар€ї в способность Ђдушиї, Ђдухаї отдел€тьс€ от тела. Ќеопровержимым доказательством этого были дл€ наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидени€, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъ€снимые €влени€.

¬ культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него началс€ процесс развити€ религиозных представлений, обр€дов и ритуалов.

јнимистические представлени€ о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

ћаги€

Ќаиболее древней формой религии €вл€етс€ маги€ (от греч. megeia Ч волшебство), представл€юща€ собой р€д символических действий и ритуалов с заклинани€ми и обр€дами.

ѕроблема магии до сих пор остаетс€ одной из наименее €сных среди проблем истории религии. ќдни ученые, как известный английский рели-гиовед и эхолот ƒжеймс ‘рэзер (1854Ч1941), вид€т в ней предшественницу религии. »сследу€ культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, вывод€ их из психологических представлений. ћагию он подраздел€ет соответственно на подражательную (Ђгомеопатическуюї) и заразительную (Ђконтагиознуюї)1. Ќемецкий этнолог и социолог ј. ‘иркандт (1867Ч1953) рассматривает магию как главный источник развити€ религиозных представлений. –усский этнограф Ћ.я. Ўтернберг (1861Ч1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Ќесомненно одно Ч Ђмаги€ скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно св€зана с развитием веры в сверхъестественноеї2.

ѕервобытные магические обр€ды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, св€занных с материальной практикой. »сход€ из той роли, которую играет маги€ в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносна€, военна€, полова€ (любовна€), лечебна€ и предохранительна€, промыслова€, метеорологическа€ и прочие, второстепенные виды магии.

ѕсихологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обр€да. ¬ одних видах магии преобладают обр€ды контактного типа, в других Ч имита-тивного.   первым относитс€, например, лечебна€ маги€, ко вторым Ч метеорологическа€.  орни магии тесно св€заны с человеческой практикой. “аковы, например, охотничьи магические пл€ски, представл€ющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. ћожет быть, именно охотничьи пл€ски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах ≈вропы. Ќаиболее устойчивое про€вление промысловой магии Ч охотничьи запреты, суевери€, приметы, поверь€.

»нтересно отметить, что даже в наши дни охотники Ч самые суеверные люди. ѕричины этого в том, что в охотничьем и рыболовном промысле всегда велика роль риска, Ђудачиї. Ќередка и пр€ма€ опасность дл€ самого охотника: человек на охоте больше, чем где либо, чувствует себ€ во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность.

 ак и вс€ка€ религи€, магические веровани€ €вл€ютс€ лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. —пецифические корни разных видов магии Ч в соответствующих видах человеческой де€тельности. ќни возникали и сохран€лись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

ќдин из древнейших, притом самосто€тельных, корней религиозных верований и обр€дов св€зан с областью взаимоотношени€ полов. Ћюбовна€ маги€, эротические обр€ды, различные виды религиозно-половых запретов, поверь€ о половых св€з€х людей с духами, культ божеств любви Ч весь этот обширный и довольно пестрый комплекс религиозно-магических представлений и действий может быть предметом самосто€тельного научного исследовани€.

ћногие виды магии используютс€ и в насто€щее врем€. Ќапример, один из самых устойчивых видов магии Ч полова€ маги€. ≈е обр€ды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме. ” культурных народов ≈вропы по сей день сохран€ютс€ разные Ђприсушкиї и Ђотсушкиї, удержавшие свой крайне архаический характер. ѕричина €сна: ведь источник и корни половой магии Ч те взаимоотношени€ между полами, которые и в наши дни во многом сохран€ют антагонистический, иррациональный, не поддающийс€ разумному регулированию характер.

ћагические представлени€ определ€ли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

‘етишизм

–азновидность магии Ч фетишизм (от франц. fetiche Ч талисман, амулет, идол) Ч поклонение неодушевленным предметам, которым приписываютс€ сверхъестественные свойства.

ќбъектами поклонени€ Ч фетишами Ч могут быть камни, палки, деревь€, любые предметы. ќни могут быть как естественного происхождени€, так и созданные человеком. ‘ормы почитани€ фетишей также разнообразны: от принесени€ им жертв до вколачивани€ в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

¬ера в амулеты (от араб. гамала Ч носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. ќна была св€зана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественна€ магическа€ сила, способность охран€ть его владельца от несчастий, болезней. ¬ —ибири неолитические рыболовы подвешивали к сет€м каменных рыб.  ост€ные амулеты в виде птиц обитатели палеолитических сто€нок Ѕуреть и ћальта носили на шее. ¬  арелии встречаютс€ сверленые каменные наверши€ декоративных молотов с головами лосей и медведей на конце. ѕо всей видимости, изготовл€лись они не дл€ забавы, а дл€ обр€довых действий, жизненно необходимых с точки зрени€ первобытного охотника.

‘етишизм широко распространен и в современных религи€х, например, поклонение черному камню в ћекке у мусульман, многочисленным Ђчудотворнымї иконам и мощам в христианстве.

“отемизм

¬ истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревь€м. ћир в целом представл€лс€ дикарю одушевленным; деревь€ и животные не составл€ли исключени€ из правила. ƒикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общалс€ с ними.  огда первобытный человек называл себ€ именем животного, именовал его своим Ђбратомї и воздерживалс€ от его умерщвлени€, такое животное называлось тотемным (от сев.-индейского ототем Ч его род). “отетизм Ч это вера в кровнородственные св€зи между родом и определенным растением или животным (реже Ч €влени€ми природы).

—уществует родовой, фратриальный (от греч. фратри€Чбратство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм.  акой из этих типов следует считать древнейшим? ѕо мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. ‘ратрии (подразделение племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложени€ племен на более мелкие родовые группы.

ќт тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Ћюди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощаетс€ в новорожденных (инкарнаци€). ќбычным €влением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, дл€ того чтобы вызвать изобилие соответвующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благососто€ние рода. ¬еро€тно, что именно с тотемизмом св€заны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в ≈вропе.

—леды и пережитки тотемизма обнаруживаютс€ и в религи€х классовых обществ. ¬  итае в древний период плем€ инь (»ньска€ династи€) почитало в качестве тотема ласточку. ¬ €понском синтоизме с пережитками тотемизма св€зано почитание животных: лисиц, обезь€н, черепах, змей и др. ¬есьма веро€тно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных –омула и –ема, основателей –има, Ч тоже отголосок тотемизма. ѕрослеживаетс€ вли€ние тотемистских пережитков на мировые и национальные религии. Ќапример, ритуальное поедание м€са тотема в более развитых религи€х переросло в обр€довое поедание жертвенного животного. Ќекоторые авторы считают, что и христианское таинство причасти€ коренитс€ в отдаленном тотемном обр€де.

 

 

 

ћы рассмотрели основные особенности первобытной культуры и искусства на различных этапах. Ќа самом раннем этапе в изобразительном искусстве господствовал натурализм. «атем наблюдаютс€ черты определенного художественного схематизма. Ќа третьем этапе вновь про€вл€етс€ интерес к детализации изображени€. Ќа четвертом этапе прослеживаетс€ стилизаци€, замена живых образов знаками, символами.

“ридцать тыс€ч лет архаической культуры не исчезли. Ќам в наследство остались обр€ды, ритуалы, символы, пам€тники, стереотипы первобытных культов. ѕережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религи€х, а также традици€х и быту народов мира. ћожет быть, стоит прислушатьс€ к мнению известного немецко-американского этнографа ‘. 5оосо(1858Ч1942):

 

¬о многих случа€х различи€ между человеком цивилизованным и первобытным оказываютс€ скорее кажущимис€, в действительности основные черты ума Ч одинаковы. √лавные показатели интеллекта Ђ€вл€ютс€ общими дл€ всего человечества1.

 

»скусство первобытной эпохи послужило основой дл€ дальнейшего развити€ мирового искусства.  ультура ƒревнего ≈гипта, Ўумера, »рана, »ндии,  ита€ возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1319 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

461 - | 352 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.071 с.