Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ознание и мотиваци€




"√овор€ о самих себе или о своих близких, мы чаще апеллируем к внутренним, субъективным состо€ни€м и мотивам, логика которых может быть пон€та только "изнутри". ». —.  он "ƒружба. Ётико-психологический очерк".

 

» сторонники генетической, и сторонники приобретенной, и сторонники информационной концепций механизма эмоций, сход€тс€ в том, что дл€ понимани€ эмоций как €влени€ необходимо учитывать и генетику, и работу сознани€, и вли€ние общества. –азличи€ между ними в том, что они различным образом представл€ют себе источник эмоций, тот процесс, который был исходным и на основании своих исследований дают различные практические рекомендации.

—имонов, придержива€сь информационной концепции эмоций, указывает на значение физиологии и общественных отношений в формировании эмоций. ¬ части физиологии, он даже рассматривает, какие именно структуры мозга могут быть св€заны с теми или иными эмоциональными про€влени€ми. Ќа это указывает даже подзаголовок его книги: "Ёмоциональный мозг. ‘изиологи€, нейроанотоми€, психологи€ эмоций".

—торонники р€да направлений психологии считают, что эмоции произошли от физиологических механизмов и поэтому они утверждают, что именно физиологические механизмы вли€ют на работу мозга и социальное поведение человека. —торонники этой теории привод€т в защиту своей точки зрени€ многочисленные факты, например такие, как вли€ние на сознание человека лекарственных и психотропных препаратов. ј также тот факт, что здоровые эмоции плохо совместимы с больным организмом.

ƒругие полагают, что именно необходимость жить в социуме €вилась причинной развити€ у человека эмоций, а физиологи€ и сознание подключились позднее, просто люди стали использовать физиологию как инструмент дл€ выражени€ эмоций. ¬ доказательство своей правоты, они привод€т множество неопровержимых фактов, например, ссылаютс€ на эксперименты с маленькими обезь€нами, по отношению к которым в детстве не про€вл€ли эмоций и они выросли неспособными выражать свои эмоции. “акже они ссылаютс€ на неспособность детей, выросших среди животных выражать свои эмоции по-человечески.

ј сторонники информационной концепции эмоций считают, что эмоции развивались по мере усложнени€ нервной системы, вместе со способностью анализировать поступающую из окружающей среды информацию. —торонники концепции информационного механизма эмоций обычно соглашаютс€ с существованием определенных генетических механизмов и соглашаютс€ признать определенную роль культурных св€зей между людьми. ќднако они обращают внимание на то, что всего этого недостаточно дл€ объ€снени€ всего многообрази€ человеческого поведени€.

Ћюбой теории человеческого сознани€, неизбежно приходитс€ решать вопрос мотивации человеческого поведени€. ¬ теори€х, которые придерживаютс€ концепции генетического механизма эмоций, все решаетс€ просто, мотивы человеческого поведени€ считаютс€ основанными на программах, которые вшиты в человека на уровне генетики и передаютс€ из поколени€ в поколение от дальних предков человека. ќсновное отличие между животными и людьми при этом видитс€ в том, что поведение человека определ€етс€ более сложными программами и новыми структурами в мозгу человека. Ёто можно назвать концепцией эволюционного скачка в генетике человека. —качка, который и €вилс€ причиной того, что люди стали разумными существами.

¬ качестве примера можно привести бихевиоризм, направление психологии, сторонники которого, на основании того, что процессы, происход€щие в сознании человека слишком сложны, рассматривают его как "черный €щик". “ермином "черный €щик" в современной науке обозначают объект, устройство которого неизвестно, но которым можно управл€ть, зна€, как он будет реагировать на определенные входные сигналы - раздражители. ѕсихологи - бихевиористы, абстрагиру€сь от детального рассмотрени€ процессов протекающих в сознании человека, разрабатывают алгоритмы комплексного воздействи€ на сознание, которые создают определенные поведенческие шаблоны у человека.

—торонники генетического механизма эмоций вывод€т мотивацию поведени€ человека из врожденных генетически программ, которые человеком не осознаютс€, но которым он подчин€етс€. — этой точки зрени€, задача психологии заключаетс€ в подкреплении и развитии позитивных программ и блокировке негативных.

¬ теори€х, которые придерживаютс€ концепции приобретенного механизма эмоций, вопрос мотивации тоже несколько смазан. —огласно этой точке зрени€, дети копируют поведение окружающих и повтор€ют их слова, а затем сами начинают мыслить так же, как взрослые. —имонов приводит высказывание известного советского психолога и психиатора ј. –. Ћури€, который поддерживал именно такую точку зрени€:

"Ќа первых этапах ребенок подчин€етс€ приказу матери; на последующих этапах, когда ребенок сам начинает владеть речью, он начинает использовать собственную речь как средство, детерминирующее его поведение... –ебенок начинает воспроизводить речевые инструкции, которые давали ему взрослые и, дава€ их самому себе, подчин€етс€ им, начинает выполн€ть их".

"»сточником активации человека служат планы, перспективы и программы, которые формируютс€ в процессе сознательной жизни людей; они социальны по своему происхождению и осуществл€ютс€ при ближайшем участии сначала внешней, а потом и внутренней речи.. ¬с€кий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели".

“аким образом, Ћури€ рассматривает любой человеческий €зык как важнейшее средство программировани€ поведени€ людей даже безо вс€ких "измененных состо€ний психики".

—торонники этой концепции обращают внимание на по€вление у первобытных людей развитого речевого аппарата, который позволил им общатьс€ между собой, передавать друг другу информацию и эмоции. —огласно этой концепции, именно способность к общению стимулировала изменени€ в высшей нервной системе и физиологии человека, а также, привела к возникновению человеческого общества и человеческой культуры.

ј вот в теори€х, которые придерживаютс€ информационной концепции эмоций, вопрос о мотивации стоит наиболее остро. Ёто про€вл€етс€ и в отношении к созданию искусственного интеллекта.

Ќапример, с точки зрени€ концепции генетического механизма эмоций, дл€ того, чтобы робот стал ощущать эмоции, в его механизм необходимо добавить системы, которые бы активизировали и тормозили различные части вычислительной системы в соответствии с "эмоци€ми", которые должен испытывать робот.

ј с точки зрени€ концепции приобретенного механизма эмоций, самое главное, это точность воспроизведени€ роботом человеческого поведени€. ≈сли робот в точности повтор€ет человеческое поведение, в том числе и подражает человеческим эмоци€м, то это должно означать, что алгоритмы его поведени€ подобны алгоритмам поведени€ человека. ѕри этом разница между человеком и роботом видитс€ только в том, что один из них, это биологический "робот", а другой, это механический "человек".

— точки зрени€ информационной концепции, дл€ того, чтобы робот стал испытывать эмоции, недостаточно обвешать его датчиками и регулирующими системами, точно так же, как недостаточно просто накачать его программами, позвол€ющими точно копировать поведение человека. — этой точки зрени€, робот, прежде чем стать разумным, должен стать осознающим, то есть понимающим кто он, кто и что его окружает. ј, уже осознав себ€ и свое окружение, он должен пон€ть, что ему угрожает, и что способствует его выживанию, кто его друг, а кто враг. “олько когда у него будет подобное понимание, и он станет сам ставить перед собой цели, его поведение будет действительно разумно, а не просто подобно разумному поведению.

 роме вышеперечисленных, существует еще целый спектр точек зрени€ на проблему. ќдна из этих точек зрени€ представлена р€дом направлений христианства, которые считают, что действительно осознающими могут быть только существа, которые наделены от бога душой. ј любое существо созданное искусственно, будет лишь бездушной имитацией человека.

ƒруга€ крайн€€ точка зрени€ заключаетс€ в том, что весь мир, сам по себе живой и одушевленный, и кажда€ частичка этого мира тоже отчасти жива и одушевлена. —огласно этой точке зрени€, дл€ того, чтобы осознать себ€, любой частице этого мира нужно просто попасть в подход€щие услови€.

 онцепци€ современного диалектического материализма заключаетс€ в том, что мир сам по себе мертв, но люба€ его часть, попав в благопри€тные услови€, может развитьс€ в форму жизни, а в своей высшей форме, в разумную жизнь, и никакого божественного вмешательства дл€ этого не нужно.

≈ще раз отмечу, что исследователи человеческого сознани€, всегда наход€тс€ под вли€нием определенного рода религиозных идей или философских представлений, и создаваемые ими теории отражают, прежде всего, эти идеи. ƒаже физики "не испытывающие потребности в теории существовани€ бога", исход€т из определенных мировоззренческих позиций, в которые они вер€т. ƒаже атеисты, которые "не вер€т в бога", на самом деле, прежде всего, вер€т в то, что бога нет. Ћюба€ наука, подобно геометрии, строитс€ на р€де постулатов, которые принимаютс€ без доказательств, на основании личного опыта или предположений. ѕри этом атеисты в своем неверии так же иррациональны, как и сторонники религиозных культов в своей вере.

»сход€ из собственных философских и религиозных убеждений, разные исследователи различным образом подход€т к проблеме свободы воли, феномену творчества и гениальности. ¬ христианстве гениальность рассматриваетс€ как божь€ искра, вдохновенье от бога (или от сатаны). ј свобода воли позволена человеку богом, создавшим его по собственному образу и подобию.

—торонники генетического механизма эмоций, обычно считают свободу воли фикцией. » они обычно рассматривают гениальность, как сбой в работе врожденных программ, то есть, практически, как вид психической болезни, дающей удачные (или не очень) результаты дл€ развити€ человеческого общества. ѕриверженцы этой концепции привод€т огромное количество фактов, свидетельствующих о том, что большинство гениальных людей имели определенные отклонени€ в психике. Ќа самом деле, в этом есть определенна€ подтасовка фактов. ѕривожу статистику, которую, если € не ошибаюсь, опубликовал в конце 80-х годов двадцатого века, или советский психолог ». —.  он, или Ѕестужев-Ћада. ” мен€ нет сейчас этой книги под рукой. —огласно этой статистике, среди населени€ около 25% в той или иной мере про€вл€ют признаки шизофрении, определенное количество страдают различными мани€ми, фоби€ми, истерией и прочими отклонени€ми от нормы. » только около 20% населени€ признаютс€ психически здоровыми. «начит, если среди гениев найдетс€ 20 % психически здоровых людей, это будет свидетельством того, что они в целом, по критерию психического здоровь€, вполне обычные люди. ≈ще нужно учитывать и фактор критериев психического здоровь€ и нормальности в современной психологии, ведь любой человек, который слышит, видит или понимает что-то такое, что недоступно остальным, вр€д ли может быть отнесен к разр€ду нормальных. ¬ таком понимании, среднестатистическа€ нормальность с гениальностью несовместима, а вот единого взгл€да на то, €вл€етс€ ли отклонение от среднестатистической нормальности психической болезнью, у психологов еще нет.

—торонники приобретенного механизма эмоций рассматривают гениальность как удачное наложение вербальных программ, вложенных окружающими людьми в человека, и полученной им информации. » свободу воли они тоже склонны рассматривать как случайное взаимодействие различных программ, выполн€емых сознанием человека.

¬ р€ду различных точек зрени€, —имонов св€зывает мотивацию поведени€ человека с его потребност€ми. ѕри этом слово потребности он примен€ет не в общеупотребительном его значении, а как термин материалистической философии. ¬ такой трактовке потребности могут быть трех видов, биологические, социальные и идеальные. ѕод биологическими потребност€ми он понимает потребности организма в еде, одежде, жилье, средствах защиты и сохранени€ своего вида, в том числе и потребности сексуальные. Ёто общеупотребительное значение слова потребности. —оциальные потребности он св€зывает с потребностью человека быть прин€тым в группу людей, занимать в ней определенное положение, потребностью получить признание в своей группе и другими подобными потребност€ми. —реди этих потребностей он отмечает, что стремление к тому, чтобы иметь лидера, не менее важна, чем стремление быть лидером самому. »деальными —имонов считает потребности культурные и духовные, то есть потребности познани€ окружающего мира, самого себ€, смысла жизни, а также потребности эстетические. ¬ качестве обосновани€ своей позиции —имонов ссылаетс€ на ‘рейда и  арла ћаркса, поэтому, свобода воли в его понимании, это осознанна€ необходимость.

ƒл€ того чтобы объ€снить мотивацию людей, —имонов делит биологические, социальные и идеальные потребности еще на две группы, которые он определ€ет как потребности нужды и потребности роста. — потребност€ми нужды он св€зывает отрицательные эмоции, а с потребност€ми роста положительные. ѕри этом он считает, что если целью потребностей нужды €вл€етс€ удовлетворение потребностей насущных, необходимых дл€ выживани€ организма в создавшихс€ услови€х, то потребности роста и соответственно положительные эмоции играют "поисково-творческую" роль и способствуют перспективному выживанию человека и его группы.

 роме этого, в состав идеальных потребностей —имонов включил потребность иметь цели в жизни и потребность преодолевать преп€тстви€. —сыла€сь на эти потребности, он объ€сн€ет стремление вполне благополучных людей к творческому поиску и риску.

¬ообще, число теорий объ€сн€ющих мотивацию поведени€ человека сравнимо, а возможно и превышает число теорий, объ€сн€ющих механизм эмоций. ѕри этом большинство исследователей сход€тс€ в том, что в основе мотивации поведени€ человека лежит принцип выживани€:

" онечной целью любого поведени€ €вл€етс€ выживание организма, то есть сохранение целостности и организации метаболических процессов" (¬. Ѕ. Ўвырков).

 онцепци€ «игмунда ‘рейда о том, что человеком движет как стремление к выживанию (либидо), так и стремление к смерти (мортидо), считаетс€ большинством современных психологов неактуальной. ¬ книге —имонова "Ёмоциональный мозг" приводитс€ анализ р€да классификаций мотивации человеческого поведени€.

ћаслоу (1943г.) принадлежит следующа€ классификаци€: 1) физиологические потребности; 2) потребности выживани€ и сохранени€ от повреждений; 3) потребности в любви и принадлежности к группе; 4) престижные потребности; 5) потребности в самореализации; 6) познавательные потребности; 7) эстетические потребности.

 . ќбуховский (1972г.): 1) потребности сохранени€, физиологические и сексуальные; 2) познавательна€ потребность; 3) потребность в эмоциональном контакте и групповые мотивации; 4) потребность познани€ смысла жизни.

–. јкофф и ‘. Ёмери (1974г.): 1) изобилие; 2) добро (социальна€ справедливость); 3) правда (потребность в познании); 4) красота (эстетическа€ потребность).

√. √. ƒилигенский (1976): 1) потребности физического существовани€; 2) потребности социального существовани€.

Ё. ‘ромм (1960г.): 1) потребность в св€з€х с людьми; 2) стремление к устойчивой социальной организации; 3) потребность отождествлени€ себ€ с классом, нацией, религией, модой; 4) расширение быти€ в бесконечность; 5) потребность познани€.

Ћ. √араи (1 966г.): 1) потребность в общении и св€з€х с другими людьми; 2) стремление к абсолютной истине; 3) потребность в самоцельных действи€х (играх).

—имонов упоминает о существовании других классификаций и отмечает, что все они отличаютс€ пестротой и необ€зательностью и некоторые из них насчитывают до нескольких дес€тков пунктов. я к приведенному выше списку могу добавить классификацию –она ’аббарда:

1) личное выживание; 2) выживание в составе семьи, секс; 3) выживание в составе группы; 4) выживание в качестве представител€ человечества; 5) выживание в качестве представител€ живой природы; 6) выживание в составе материальной вселенной; 7) выживание как разумного существа; 8) выживание в бесконечности, религи€, и т.п.

ƒанный список ’аббард даже запатентовал как интеллектуальную собственность. —оздава€ свой аналог науки о человеческом сознании, ’аббард использовал многие концепции прин€тые в психологии, но в отличие от психологов строил ее на предпосылке, что все разумные существа €вл€ютс€ почти бессмертными духами - тэтанами. ѕоэтому, развива€ свою концепцию, ему приходитс€ объ€сн€ть, зачем этим почти бессмертным и почти всесильным духам потребовалось влезать в непри€тности на этой планете:

"“этан делает так, потому что он очень любит проблемы, и это сама€ больша€ проблема, котора€ есть. “этан любит проблемы, и это основа проблем "

ѕри этом он рассматривает всю де€тельность разумных существ как игры, элементами которых об€зательно должны быть как преп€тстви€ - проблемы, так и стремление выиграть, то есть выживание. » ’аббард полагает, что в этом стремлении к играм разумные существа рано или поздно попадают в ситуации, из которых потом выбратьс€ очень трудно, как например, с нашей планеты.

Ћюба€ из приведенных выше классификаций основана на определенных предпосылках и исследовани€х.   примеру, классификаци€ Ёриха ‘ромма, представител€ неофрейдизма, базируетс€ на его практическом опыте. ѕри проведении терапии, как бы она не называлась, психоанализ, психосинтез, одитинг или преобразующие диалоги, терапевтический эффект про€вл€етс€ в том, что человек постепенно мен€ет свое отношение и свою мотивацию по отношению к прорабатываемым вещам. ѕричем изменени€ эти происход€т в определенной последовательности, по определенным законам, которые в большей степени завис€ от строени€ человеческого сознани€, чем от особенностей примен€емых методик.

Ќоу-хау систем практикующих медитацию, таких как, например йога или тантра, включает в себ€ информацию о том, в какой последовательности и какие осознани€ получает человек, медитиру€ на ту или иную тему и какое осознание €вл€етс€ конечным €влением, которого следует достигнуть. ѕри этом, человек медитиру€ тоже постепенно измен€ет и свое отношение к окружающему миру, и мотивацию своего поведени€. Ёта та же сама€ последовательность, только здесь прорабатываетс€ другой ее диапазон, который лишь отчасти пересекаетс€ с тем, с которым обычно имеют дело психологи.:

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 760 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

722 - | 640 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.