Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сследование шкалы эмоций




¬се существующее движетс€ и развиваетс€ по спиральному пути. »ван ≈фремов "“уманность јндромеды".

 

¬ыше € рассмотрел несколько теорий рассматривающих природу человеческих эмоций.  онечно, теорий рассматривающих устройство человеческого сознани€ и в том числе природу эмоций гораздо больше, чем это было рассмотрено выше. –ассмотренные теории представл€ют р€д характерных подходов к решению этого вопроса.

Ќеобходимо отметить, что все эти теории признают, что с самого рождени€ человеческие тела, и в частности их нервна€ система, обладают различными характеристиками, определенными генетически. ¬се теории признают вли€ние на сознание человека социального фактора. ¬се теории признают, что эмоции св€занны с оценкой человеком своего окружени€. –азница между ними в том, как различные исследователи вид€т отношение между этими факторами.

Ќеобходимо отметить еще и то, что все исследователи человеческого сознани€ наход€тс€ под вли€нием определенных идей, определенных религий или философских убеждений. ќсобенность этой ситуации заключаетс€ в том, что сами предметы веры, философских убеждений и мироощущени€ в полной мере €вл€ютс€ продуктом человеческого сознани€.

¬ера и мироощущение исследовател€ играют роль в современной физике и даже математике, но когда речь идет о человеческом разуме, это про€вл€етс€ в полной мере. Ётот факт многое говорит вообще об уровне развити€ психологии. ¬ физике така€ ситуаци€ была во времена  оперника, когда часть ученых верила в то, что —олнце вращаетс€ вокруг «емли, а часть в то, что «емл€ вращаетс€ вокруг —олнца.

–азличие между рассмотренными выше подходами к природе эмоций, обусловлено, в первую очередь, как раз личными убеждени€ми исследователей и традицией психологических школ, которые они представл€ют. » различие это заключаетс€ в том, каким им видитс€ источник эмоций. —торонники теории дифференциальных аффектов (эмоций) полагают, что вначале эмоции развивались как один из механизмов регул€ции организма, а потом уже сигналы этих систем регул€ции стали восприниматьс€ высшей нервной системой как эмоции и использоватьс€ при общении между особ€ми. —торонники теории трансакций полагают, что эмоции вначале развивались как сценарии общени€ между особ€ми, а уже затем эти сценарии стали использовать в своих цел€х физиологические системы организма и стали восприниматьс€ высшей нервной системой как эмоции. —торонники информационной теории полагают, что воспри€тие эмоций развивались вместе с высшей нервной системой, а оценка ситуации и сигналы систем регул€ции организма, служат лишь факторами определ€ющими эмоцию. —торонники этих точек зрени€ вполне справедливо полагают, что изначально возникновение эмоций было св€занно только с одной определенной причиной, но каждое из направлений по-своему видит эту причину.

≈сли психологические теории вид€т источник механизма эмоций в человеческом теле, то ’аббард придерживаетс€ иной точки зрени€. ќн сторонник множественности жизней и считает, что после смерти тела разумное существо входит в другое тело и продолжает жить, обычно забыва€ прошлую жизнь. —огласно своей концепции, он раздел€л эмоции на две группы, эмоции характерные дл€ "сплава" духовного существа с человеческим телом, которые приведены на шкале от 0 до 4, и эмоции характерные дл€ духовного существа. Ёмоции характерные дл€ духовного существа он нанес на расширенную шкалу. ’абарда совершенно не интересовали физиологические механизмы, св€занные с эмоци€ми, а источником эмоций он считает духовное существо, которое он называет термином тэтан, от древнегреческой буквы тэта, которой античные герметические общества обозначали разум.

Ќе забыва€, конечно о том, что —имонов убежденный материалист, а ’аббард еще более убежденный противник материалистической философии, € хочу отметить, что саентологическа€ теори€ эмоций наиболее близка к информационной концепции механизма эмоций. » та и друга€ концепции рассматривают эмоции, прежде всего, как оценку сложившейс€ ситуации. ’аббард полагает, что эту оценку производит тэтан, а —имонов, что определенные структуры мозга. “ем не менее, между шкалой эмоций ’аббарда и классификацией эмоций по —имонову существует определенна€ коррел€ци€.

ѕри анализе этой коррел€ции, € нанес на шкалу эмоций ’аббарда указанные —имоновым эмоции. Ёмоции, которые —имонов классифицировал как "потребность небольша€", на шкалу ’аббарда не попали, за исключением эмоции "безразличие", которое € отождествил с тоном "апати€" по ’аббарду. ќстальные эмоции € расположил на шкале, добива€сь максимального совпадени€. Ѕодрость, торжество и воодушевление € отождествил с тоном веселье по ’аббарду, а эмоции уверенность, смелость и бесстрашие с тоном энтузиазм. ¬ результате получились следующие таблицы:

“аблица 1

. .  онтакт- ное взаимо- действие ƒистан- ционное взаимо- действие ќблада- ние ƒистан- ционное взаимо- действие «ащита, сохране- ние ƒистан- ционное взаимо- действие Ѕорьба, преодо- ление
| —частье . + . .
| . . . . .
| . . . . .
| . . . . .
| ¬осторг . + . .
| ”довольствие, наслаждение + . . .
| . . . . .
| . . . . .
| –адость . + . .
4,0 |----- ”веренность, бесстрашие, смелость . . + .
| Ѕодрость, торжество, воодушевление . . . +
| . . . . .
| . . . . .
| . . . . .
| √нев, €рость, бешенство . . . +
| Ѕеспокойство, тревога, страх, ужас . . + .
| √оре, отча€ние, печаль . + . .
0,0 |----- Ѕезразличие + . . .
| . . . . .
| . . . . .
| ќтвращение + . . .
| . . . . .

–асположение эмоций во втором столбце и классификаци€ по —имонову в последних четырех столбцах произведена независимо, то есть без специальной подгонки под результат. ћен€ самого интересовала объективна€ информаци€. “ем не менее, на этой диаграмме можно проследить существование некой зависимости.

я могу предположить (мнение —имонова по поводу данной шкалы мне неизвестно и, скорее всего, эта шкала была неизвестна —имонову), что тона между бодростью и гневом он определил бы как эмоции св€занные с борьбой за свои интересы, положительные и отрицательные. Ѕеспокойство, тревогу и страх, как состо€ние защиты своих интересов в ситуации €вной опасности (с отрицательным знаком), а уверенность, как эмоцию, свидетельствующую о движении ситуации в желательном направлении к более стабильному и безопасному состо€нию (защита своих интересов с положительным знаком). –адость он св€зывает с приобретением (положительный знак), а горе с потерей (отрицательный знак). » то, и другое, он отождествл€ет с обладанием и очевидно эти эмоции должны располагатьс€ симметрично относительно состо€ни€ борьбы. ” мен€ нет пр€мых доказательств, что —имонов рассуждал подобным образом, но такой подход представл€етс€ мне логичным.

Ёмоции счастье, восторг и радость —имонов объединил в одну группу. ” ’аббарда на расширенной шкале этих эмоций нет, € их расположил, следу€ собственным ощущени€м этих эмоций. ≈сли же следовать точно классификации —имонова, то эмоции счастье и восторг нужно переместить на одну строчку с эмоцией радость, тогда в таблице четко прорисовываетс€ колоколообразна€ крива€.

“аблица 2

. . ѕотреб- ность нарас- тает ѕотреб- ность неболь- ша€ . ¬еро€т- ность превы- шает имев- шийс€ прог- ноз ¬еро€т- ность высо- ка€ ¬еро€т- ность пада- ет
| —частье + .   + . .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| ¬осторг + .   + . .
| ”довольствие, наслаждение + .   + . .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| –адость + .   + . .
4,0 |----- ”веренность, бесстрашие, смелость + .   + . .
| Ѕодрость, торжество, воодушевление + .   + . .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| √нев, €рость, бешенство + .   . . +
| Ѕеспокойство, тревога, страх, ужас + .   . . +
| √оре, отча€ние, печаль + .   . . +
0,0 |----- Ѕезразличие . +   . + .
| . . .   . . .
| . . .   . . .
| ќтвращение + .   . . +
| . . .   . . .

 

ѕо колонкам "потребность нарастает" и "потребность небольша€" можно определить, что в шкалу ’аббарда попадают только эмоции открытые, сильные, к тем объектам, которым придаетс€ большое значение. ѕодробнее € рассмотрю это во второй главе.

 олонки "веро€тность превышает имевшийс€ прогноз" и "веро€тность падает" соответствует делению эмоций на положительные и отрицательные в полном соответствии с формулой Ё = f {ѕ, (»н - »с),...}.

»з общего р€да выбиваетс€ эмоци€ "безразличие", которую можно ассоциировать с "апатией" по ’аббарду. «десь про€вл€етс€ различный подход к причинам вызывающим апатию/безразличие.

ѕодобное совместное рассмотрение классификации эмоций по —имонову и шкалы эмоций ’аббарда, которые очевидно были построены независимо друг от друга, дает основание сделать вывод, что они рассматривают с разных точек зрени€ одно, действительно существующее €вление.

ѕо сравнению с теорией дифференциальных эмоций, котора€ описывает эмоции как отдельные не св€занные между собой аффекты, классификаци€ по —имонову и теори€ эмоций, котора€ прин€та в саентологии, рассматривает все эмоции как часть непрерывного процесса происход€щего в сознании. Ёто напоминает мне ситуацию, котора€ сложилась в химии в середине дев€тнадцатого века, когда ƒ. ». ћенделеев открыл периодический закон химических элементов, основанный на их атомном весе. ƒо открыти€ этого закона каждый химический элемент рассматривалс€ сам по себе, а ƒ. ». ћенделеев предложил системный подход, который открыл возможности дл€ более глубокого исследовани€ и открыти€ атомной структуры элементов.

—огласно теории дифференциальных эмоций, такой системы, как периодический закон, в отношении к эмоци€м не должен существовать, потому, что кажда€ из эмоций св€занна с определенным физиологическим механизмом. ¬ теории дифференциальных эмоций систематичность ограничиваетс€ только существованием противоположных пар эмоций.

“еории трансакций существовани€ периодического закона тоже не предусматривает, потому, что, согласно ей эмоции это всего лишь особый €зык общени€. ј шкала эмоций, предложенна€ ’аббардом, как раз и интересна тем, что предлагает базу дл€ подобного системного подхода. я уже отмечал, что в трудах ’аббарда, шкала тонов аффинити представлена просто как нечто, обнаруженное им в ходе наблюдений. ѕодобный эмпирический подход вообще характерен дл€ ’аббарда, которого больше интересовало создание практических методик, чем их точное теоретическое обоснование.

ѕознакомившись с описанием шкалы эмоций, € стал ее провер€ть и в итоге пришел к выводу, что она действительно хорошо отображает происход€щие процессы. ѕрид€ к такому выводу, € заинтересовалс€ и тем, почему эмоции на шкале расположены именно в такой последовательности, и какой закон может объ€снить данное €вление.

Ќекоторое врем€ назад, практику€сь с этой шкалой тонов, € сделал наблюдение. я отметил зависимость в расположении тонов на шкале эмоций, котора€ не была отмечена и описана раньше. Ёто наблюдение привело мен€ к тому, что € всерьез зан€лс€ изучением этой шкалы и обнаружил в расположении тонов на шкале аффинити еще несколько закономерностей. ƒальнейшее отдаленно напоминало сборку многомерной головоломки, когда отдельные известные мне факты и сведени€ из психологии, саентологии и других источников, существовавшие ранее сами по себе, стали собиратьс€ в стройную логичную систему. ћне этот процесс был интересен, он требовал определенных усилий и много времени, но давал очень интересные результаты.

 ак € уже отметил выше, наиболее изучена и наиболее хорошо описана шкала тонов от 0 до 4. »сследу€ именно эту часть шкалы, € обнаружил периодически повтор€ющуюс€ зависимость. Ќиже дано описание ключевых тонов этой шкалы наиболее €вно ее отражающих.

¬ерхн€€ точка этого интервала, тон 4,0, это "Ёнтузиазм". ¬ этом эмоциональном тоне человек активен. ќн управл€ет окружающими его объектами, изучает и активно преобразует их. ƒл€ того чтобы изучать объект, нужно получать от него информацию, это вход€щий поток коммуникации. ѕреобразование объекта это исход€щий поток коммуникации. ƒл€ эффективного управлени€ эти потоки должны быть согласованы и соизмеримы, и в энтузиазме они примерно равны.

Ќиже по шкале расположен тон 3,5 "¬еселье". ¬ этом тоне исход€ща€ коммуникаци€ значительно превышает вход€щую. „еловек в веселье ощущает свою причинность по отношению к окружающему его миру, активно воздействует на него. ќднако в этом тоне человек несколько некритичен. ”резанна€ вход€ща€ коммуникаци€ мешает ему объективно оценивать свое окружение.

 огда человек опускаетс€ по шкале до тона 3,0 " онсерватизм", вход€щий поток коммуникации снова возрастает и становитс€ соизмеримым с исход€щим потоком. –еальность окружени€ весьма высока, но теперь, активность человека направлена не на преобразование объекта, а на его сохранение. ѕо своей величине вход€щий и исход€щий потоки несколько ниже, чем в энтузиазме.

¬ тоне 2,5 "—кука", исход€щий поток коммуникации становитс€ значительно меньше, чем вход€щий. ¬ этом тоне человек пассивен, он будет рад, если кто-то придет и сможет развеселить его, если кто-то придумает что-либо забавное, интересное. »спытыва€ такую эмоцию, как скука, человек становитс€ следствием происход€щих событий. ќн воспринимает информацию о своем окружении, но очень незначительно на него воздействует.

≈ще ниже, в тоне 2,0 "јнтагонизм", человек испытывает недовольство чем-то уже существующим и стремитс€ это изменить или как-то иначе его использовать. јктивность по отношению к окружению значительно выше, чем в скуке, но ниже чем в энтузиазме и консерватизме. ¬ход€щий и исход€щий потоки коммуникации при этом снова примерно одинаковы.

¬ тоне 1,5 человек испытывает сильное раздражение или "√нев". ¬ гневе исход€ща€ коммуникаци€ значительно интенсивней вход€щей. „еловек плохо воспринимает приход€щую к нему информацию, его представлени€ об окружающем его мире часто бывают ошибочны. ¬ гневе человек пытаетс€ стать причиной по отношению к объекту или объектам, на который он направлен. ≈сли попытка быть причиной оказываетс€ неудачной, человек склонен разрушать преп€тствие.

—ледующа€ ключева€ точка на шкале тонов это 1,0 "—трах". ¬ этом тоне, человек стремитьс€ избегать общени€ с угрожающими ему объектами, но при этом может достаточно активно использовать свое окружение дл€ нейтрализации опасности или выхода из опасной зоны. ¬ход€ща€ и исход€ща€ коммуникации соизмеримы и значительно меньше, чем при консерватизме. ¬ страхе человек стремитс€ сохранить себ€ и свое непосредственное окружение от угрозы.

Ќиже по тону, в тоне 0,5 "√оре" человек пассивен по отношению к своему окружению и объекту, вызвавшему эту эмоцию. ¬оспри€тие потери или угрозы проигрыша доминирует. ѕреобладает вход€ща€ коммуникаци€, она гораздо интенсивней исход€щей.

≈ще ниже по тону, человек впадает в апатию по отношению к первоначальному намерению что-то сделать с объектом. ќн признает свое "ѕоражение", свою неспособность в этой области. Ќа предмет он почти не обращает внимани€, плохо воспринимает его и не совершает попыток воздействовать на этот предмет. ≈го действи€ направлены только на изменени€ себ€, своих действий, своих постулатов. Ќапример, в этом тоне человек может прин€ть решение не заниматьс€ де€тельностью св€занной с этим объектом. ¬ход€ща€ и исход€ща€ коммуникации минимальны и примерно равны между собой.

Ќа этот участок шкалы тонов € хочу обратить особенное внимание. »значально, на шкале от 0 до 4, тон ноль был обозначен как смерть тела. Ќесомненно, если человек надолго впадает в апатию по отношению ко всему окружающему и своему телу, не будет ничем управл€ть, и не будет ни на что реагировать, как во врем€ летаргического сна, то это может вызвать смерть тела. Ќо когда человек впадает в апатию по отношению к какому-то конкретному объекту или группе объектов, это вовсе не означает смерть всего тела. ¬ этом случае корректнее говорить о поражении или провале по отношению к тому предмету, на который направлена эта эмоци€. ѕо этому поводу уместно сослатьс€ на книгу шкал "—аентологи€ 0-8", и приведенную в ней таблицу: "Ўкала эмоциональных тонов". ¬ этой таблице напротив числа 0 на шкале тонов написано: "—мерть тела. ѕровал". ¬ оригинале на английском €зыке: "Death Body. Failure". ќсновные варианты перевода слова Failure на русский €зык это неудача или провал. ¬полне уместно использовать слово поражение, передающее смысл происход€щего в этом тоне.

¬се изложенное здесь можно представить нагл€дно в виде графиков на рисунке 1.

 

√рафик слева показывает, как зависит разница между вход€щей и исход€щей коммуникацией от тона аффинити. √рафик справа показывает преимущество в направлении де€тельности человека на сохранение или на изменение объекта. ’очу специально обратить ваше внимание на одну вещь. Ќа графиках показана именно разница между исход€щей и вход€щей коммуникацией. Ќаиболее велика на этом графике она в тоне ¬еселье, но даже в этом тоне присутствует и вход€щий и исход€щий поток коммуникации. “очно также и в тоне "—кука", вход€ща€ коммуникаци€ намного больше исход€щей, но присутствует и та и друга€. “очно также и в тоне "√нев". “рудно что-то объ€снить человеку, наход€щемус€ в гневе, но все же возможно при помощи общени€ подн€ть его до тона "јнтагонизм", в котором он будет многое оспаривать, но все же и слушать собеседника.

ƒва графика на рисунке 1 подобны фронтальной и профильной проекци€м чертежа. “о есть они подобны виду на объект спереди и виду сбоку. ≈сли эти два графика объединить, можно получить объемную фигуру - спираль, сужающуюс€ внизу и расшир€ющуюс€ вверху (рис. 2). “акое представление более нагл€дно.

 

»з этого рисунка видно, что спираль на интервале от 0 до 4 делает два полных витка. ¬ точках 0, 2,0 и 4,0 этой спирали наход€тс€ соответственно тона "ѕоражение", "јнтагонизм" и "Ёнтузиазм". ¬ этих точках шкалы тонов человек что- либо активно измен€ет. ¬ тоне "Ёнтузиазм" измен€ет свое окружение, создава€ нечто новое, в тоне "јнтагонизм" измен€ет свое окружение, пересоздава€ нечто уже существовавшее и исправл€€ недостатки, а в тоне "ѕоражение" измен€ет самого себ€.

¬ точках 1,0 "—трах" и 3,0 " онсерватизм", человек стремитс€ к сохранению. ¬ тоне " онсерватизм" к сохранению существующего положени€, а в тоне "—трах" к спасению чего-либо.

≈ще тона на шкале обладающие похожими характеристиками это 1, 5 "√нев" и 3,5 "¬еселье". ¬ тоне "¬еселье" человек ощущает себ€ в состо€нии причины по отношению к объекту. ¬ тоне "√нев" он стремитс€ к нахождению в состо€нии причины, добиваетс€ этого. ¬ обоих тонах человек активен и не очень хорошо воспринимает свое окружение.

¬ точках 0,5 тон "√оре" и 2,5 тон "—кука", человек пассивен и €вл€етс€ по большей части приемником коммуникации. ¬ скуке человек воспринимает свое окружение. ¬ горе человек воспринимает потерю или перспективу весьма возможного или неизбежного проигрыша.

¬се остальные точки шкалы, расположенные между указанными выше ключевыми точками, также соответствуют обнаруженной зависимости. Ќапример, тон "—лабый интерес" (2,8), расположен между тоном "—кука" (2,5) и тоном " онсерватизм" (3,0). ƒл€ этого тона характерно следующее. „еловек €вл€етс€ в большей степени приемником потока коммуникации. ќн воспринимает объект, но реагирует на него в€ло. ѕри коммуникации с объектом он предпочитает оставить все как есть, скорее сохранить, чем измен€ть. Ќо при необходимости не будет возражать против изменений.

“он "—крыта€ враждебность" (1,2) расположен между тоном "—трах" (1,0) и тоном "√нев" (1,5). „еловек, наход€щийс€ в этом тоне, отличаетс€ небольшим превышением исход€щей коммуникации над вход€щей. » он боитс€ изменени€ ситуации, поскольку этот тон близок к тону "—трах".

ћногие открыти€ последних дес€тилетий происход€т на стыках различных наук, таких как физическа€ хими€ или химическа€ физика, которые подход€т к решению задач комплексно. ¬ полной мере это относитс€ к изучению €влений, св€занных с человеческим сознанием. ƒл€ того чтобы двигатьс€ дальше в этом направлении, необходимо учитывать данные не только физиологии и психологии, но и рассматривать человеческое сознание с точки зрени€ законов сложных информационных систем, и учитывать данные, которые можно почерпнуть в нетрадиционных методиках.

—овременные ученые психологи не считают сведени€, полученные от таких источников как ќшо, ’аббард и р€да других исследователей, достоверным материалом. “очно так же и ’аббард в своих работах за€вл€ет, что современна€ психологи€ антисоциальна и предостерегает саентологов от использовани€ сведений полученных от психологов. »стина же состоит в том, что и среди психологов и среди сторонников нетрадиционных направлений есть серьезные исследователи человеческого сознани€. ќни используют разную терминологию и придерживаютс€ разных философских и религиозных взгл€дов, и, описыва€ одни и те же €влени€, объ€сн€ют их разными причинами, но объедин€ет их всех стремление действительно пон€ть, что же такое человеческое сознание.

я не пытаюсь идеализировать никого из них, ’аббард, в своем отрицании существовани€ объективной реальности, представл€етс€ мне столь же нерациональным, как и ученые, которые отрицают существование некоторых €влений только потому, что "этого не может быть", согласно их убеждени€м. “ак, еще в дев€тнадцатом веке, французска€ академи€ наук на одном заседании прин€ла решение не рассматривать сообщени€ двух типов, о изобретении вечного двигател€ и о падении камней с неба, именно потому что "этого не может быть". ≈сли перва€ часть этого решени€ актуальна и сейчас, то вторую пришлось отменить после очередного метеоритного дожд€.

ƒл€ того чтобы разобратьс€ в описанном выше €влении спиралевидной зависимости на шкале эмоций, мне пришлось провести собственное исследование и при этом в равной степени обратитьс€ как к работам психологов, так и к работам альтернативных исследователей. » об этом € расскажу в следующих главах.

 

глава 1 глава 2 глава 3 глава 4
ќпр€ ¬. –.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 523 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1966 - | 1877 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.