Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Санкхйа




 

Санкхйа считает основной и единственной причиной возникно­вения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракри­ти. Пракрити является Божественной силой, Божест­венным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и ни­когда не исчезающей, веч­ной. Из-за ее трансфор­мации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхйа, называющийся Саткарьйа­вада.

Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракри­ти проис­ходит посредством трех модусов, или качеств – махагун, т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической лите­ратуре три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира.

Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просвет­ляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и дея­тельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертыва­ния вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Актив­ность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответствен­но, удовлет­воренность, боль и лень. Эти три качества материально­го мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстан­ции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозмож­ных их комбинаций. Они целиком и полнос­тью правят этим мате­риальным миром.

Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу все­ленную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдержива­ющий фактор любой активности. Она не производит ни­какой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энерге­тического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого же­ланием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдержи­вающая.

Все части этого материального мира наитеснейшим образом свя­заны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого ко­личества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа.

Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объ­екты во вселенной, махагуны складывают ментальною конститу­цию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль созна­ние человека, являют­ся причинами возникновения болезней. Сат­тва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здо­ровью и долголетию, поэтому од­ной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.

Первым продуктом эволюции Пракрити является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуу­ма. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознан­ность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или прин­цип извращенной индивидуальнос­ти, возникает после Буддхи.

Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникаю­щие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преоб­ладающего влия­ния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участ­вует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселен­ной, не давая при этом своего собствен­ного пути образования ком­понентов этого мира.

Из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять орга­нов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гени­талии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Анта­риндрийа или Убахиндрийа, т.е. находя­щийся между или над чувствами.

Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстан­ций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, ко­торые способствуют об­разованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[15] так описыва­ется процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возни­кает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдате­лем".

Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в об­разова­нии первокачеств (Панчатанматра), так и в об­разовании органов чувств живого существа.

Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а ос­тавшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положе­ния. Так идет их постоянное взаимодействие, по­могающее дальнейшей эволюции материальной Природы.

Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непо­средст­венно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности. Каждый орган чувств вос­принимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.).

Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воз­дух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты.

Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четы­ре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет про­цесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир оста­нется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - сво­бодная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом мате­риаль­ном мире не теряет своего изна­чального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовс­кое влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Госпо­да. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осоз­нанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "осво­бождения" в им­персональном понимании этого слова, а на уровень соз­нания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.

Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и ор­ганическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образова­ния простых объектов к более сложным и полимо­лекулярным. Неоргани­ческие тела, растения и животные - три сту­пени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, кото­рые так же возникают по принци­пу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свобо­ды проявления индивидуаль­ности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возмож­ностей и обязаннос­тей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность мате­риалистичес­кой теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эво­люции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естествен­ном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет про­цесс эволюции сознания от более простых форм (микрооргани­змы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.

В организме человека три гуны материальной природы оказы­вают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влия­ние гуны бла­гости, то человек стремится к знанию и самосовер­шенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не мо­жет ни на чем долго концентрироваться, испытывает много проти­воречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здо­ровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию.

Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.

Итак, с точки зрения философии Санкхйа можно нарисовать следую­щую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомны­ми частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2312 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.