Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


VII. “ридоша - реальносуществую≠щие субстанции




»з предыдущей главы становитс€ €сно, что тело человека со≠стоит из п€ти первоэлементов, остаетс€ только разобрать, по какому принципу они формируют “ридоша (¬ата, ѕитта и  апха доша), ко≠торые функциониру≠ют в организме человека от его зачати€ до са≠мой смерти (—.—.1.21.1.).

 онцепци€ “ридоша Ц основополагающа€ и наиболее важна€ в јюр≠ве≠де, отличающа€ ее ото всех основных научно-философско-религиоз≠ных систем древней »ндии.

јюрведа распростран€ет свое вли€ние по двум основным на≠правлени≠€м Ц сохранение здоровь€ и лечение заболеваний. Ќаруше≠ние нормально≠го баланса первоэлементов и их пропорционального соотношени€ приво≠дит в беспор€док весь организм и ведет к воз≠никновению заболеваний. »зме≠нение их пропорционального коли≠чества в теле может иметь беско≠нечное множество вариаций и бес≠конечное множество причин, вызывать беско≠нечное множество бо≠лезней. Ќо, с другой стороны, есть бесконеч≠ное множество вариа≠ций про€влени€ первоэлементов в их различных формах. ѕоэтому мы должны уметь различать, когда вместо качествен≠ной смены формы данного первоэлемента происходит его количествен≠ное уве≠личе≠ние или уменьшение, привод€щее в конце концов к болезни. ќднако не≠обходимо учитывать, что на каждую ненормальную про≠пор≠цию перво≠элементов в одном органе или ткани всегда можно найти осо≠бую суб≠станцию в организме, в которой первоэлементы наход€тс€ точно в такой, "ненормальной" дл€ других субстанций, пропорции. ѕосле приема того или иного лекарственного препара≠та пропорци€ первоэле≠ментов в пора≠женной ткани должно норма≠лизоватьс€ за счет донесени€ до нее необхо≠димых и недостающих первоэлементов.

ћожно привести гипотетический пример: допустим, по тем или иным причинам, не важно по каким, кровь изменила свой состав, уменьшилось количество ќгн€ и увеличилось количество ¬оды. — точки зрени€ совре≠менной медицины это состо€ние называетс€ анеми€. ¬ силу данных из≠менений как лекарство было подобрано вещество, нормализующее состав крови. ¬ данном случае это желе≠зо, содержащеес€ в гречневой крупе, €б≠локах и других продуктах или готовых лекарственных препаратах. ≈сли примен€ть его в качестве лекарственного препарата (не кусок металла, а в доступной дл€ организма форме), то оно нормализует ќгонь, а за счет большего количества «емли снизит увели≠чившуюс€ ¬оду, нормализовав таким образом баланс первоэлементов в крови.

— этой позиции „арака утверждает, что нет ни одной субстан≠ции в этом мире, которую нельз€ было бы использовать в качестве лекарствен≠ного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечитс€, ле≠карственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием („.—.1.26.12.).

Ќа самом деле можно видеть, что теори€ о первоэлементах абсо≠лютно верна, но на практике зачастую сложно определить пропор≠циональное сочетание первоэлементов в конкретной ткани, а также вызвавшее пато≠логический процесс их количественное изменение. ѕоэтому јюрведа пошла по другому пути, она утвердила аксиому (—.—.1.15.3) - тело состо≠ит из доша, тканей и нечистот, причем главные его составл€ющие - три доша (¬ата, ѕитта и  апха). „ерез пон€тие доша стало намного легче уловить суть патологического процесса в организме, ведь, фактически, они его и вызывают. »так, ¬ата, ѕитта и  апха €вл€ютс€ факторами, поддерживающи≠ми, создающими и разрушающими это тело.

„тобы не означало пон€тие “ридоша, оно должно укладыватьс€ в кон≠цепцию ѕадартхавигйаны, не говор€ уже о системе Ќьйайа-¬айшешика, в противном случае весь фундамент физиологической концепции јюрве≠ды, так прекрасно разработанный древними муд≠рецами, рухнул бы. ћожно заметить, что “ридоша не €вл€ютс€ нераздельностью, соединен≠ностью и сходством и различием. ќни не €вл€ютс€ качест≠вами чего-либо и отличны от трех махагун материальной природы, так как не стре≠м€тс€ контролировать все в мире и не обладают их качествами. ќни не в коем случае не €вл€ютс€ действием, хот€ об≠ладают им. »так, остаетс€ только одна ѕадартха - матери€. ћатери€ включает в себ€ ум, разум, про≠стран≠ство, врем€ и субстанцию, а зна≠чит и п€ть первоэлементов. “ридо≠ша со≠сто€т из комбинации пер≠воэлементов, а значит они €вл€ютс€ мате≠рией и вход€т в шесть ѕа≠дартх, что не противоречит принципам теорий строе≠ни€ мира.

ћы должны понимать, что доша не €вл€ютс€ неделимыми субс≠тан≠ци€ми, как прин€то считать в јюрведе, они состо€т из комби≠нации пер≠воэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, √о≠тама и  анада) ут≠верждают, что в их формировании участвуют все п€ть первоэлементов, но в количественном отношении доминиру≠ющих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецес≠сивных. Ётим объ€сн€етс€, например, что некоторое качество ¬оз≠духа, доминирующего у ¬ата доша, в некото≠рой степени присутст≠вует у ѕитта и  апха доша.

¬се доша можно разложить на составл€ющие первоэлементы и вы≠€вить доминирующий первоэлемент, по которому называетс€ эта доша.

“ак как ѕитта в своем составе на первом месте имеет ќгонь, ко≠торый иногда называют “еджо махабхута, —ушрута часто называет ѕитта “ед≠жаса доша, или "доша, имеюща€ природу ќгн€". ¬ состав ѕитта доша вход€т, естественно, все п€ть первоэлементов, но до≠минирует ќгонь, ко≠торый придает ей свои качества. √ангадхара в своих комментари€х на „а≠рака —амхиту (1.1.60.[24]) говорит, что, не смотр€ на вли€ние всех пер≠во≠элементов, ѕитта обладает свойст≠вами ќгн€, такими как жар, подвиж≠ность и т.д., благодар€ чему он и способен выполн€ть все те функции, о которых и говоритс€ в данном стихе и пойдет речь дальше. Ќо, в св€зи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов ќгн€, эта доша по≠лучила не≠сколько измененное название - ѕитта, но, несмотр€ на это, не≠кото≠рые авторы (например,  анада) называют эту доша “еджаса доша.

“очно также,  апха или —лешма состоит из всех п€ти первоэле≠мен≠тов, но с доминирующей ¬одой[25]. ѕоэтому эту доша иногда на≠зывают ƒжа≠ли€ или јпйа, что характеризует ее ¬одную природу. ” ¬оды очень много всевозможных про€влений в соответствии с ее способностью ком≠бинироватьс€ с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы нос€т измененные названи€, на≠пример,  апха доша, снег, лед, роса и т.д.

Ќаиболее часто в аюрведических текстах ¬ата доша по главенс≠твую≠щему первоэлементу (¬оздуху) называют ¬айу. Ёта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. ¬ атмо≠с≠ферном воздухе всегда присутствует ¬ода в виде паров воды и «емл€ в виде частиц пыли, часто он ассоциируетс€ с безграничным Ёфиром или ќгнем (над гор€чим асфальтом, напри≠мер). Ќо, вне зависимости от при≠месей или наших измышлений, воздух всегда остаетс€ самим собой. —у≠ществует только один ¬оз≠дух, и все газообразные субстанции будут тоже ¬оздухом. ѕо большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различи€ между разнообразными газами, их сме≠с€ми и воздухом в целом. јтмосферный воздух, €вл€ющийс€ несколько транс≠формированным ¬оздухом, очень хороший пример, иллюст≠рирую≠щий это положение; и воздух тела так же €вл€етс€ ¬оздухом в полном смысле этого слова, хот€ и €вл€етс€ все же производной всех п€ти перво≠элемен≠тов.

Ќесмотр€ на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав ¬ата доша вход€т и остальные четыре первоэлемента, хот€ и в не≠значитель≠ных количествах, и поэтому ¬оздух тела €вл€етс€ нес≠ко≠лько трансфор≠миро≠ванным ¬оздухом[26]. Ёто очень важный мо≠мент, и не надо путать ат≠мос≠ферный воздух и воздух тела. Ёто со≠вершен≠но разные про€влени€ ¬озду≠ха. » хот€ иногда они и назы≠ваютс€ одним и тем же словом, это две со≠вершенно разные суб≠станции. ¬с€ двенадцата€ глава первой части „арака —амхиты посв€щена ¬оздуху. ¬ ней „арака клас≠сифи≠цирует ¬оздух тела на два вида:

1. ¬оздух, который находитс€ в теле и никогда его не поки≠дает.

2. ¬оздух, который сообщаетс€ и смешиваетс€ с атмо≠сфер≠ным воздухом.

“аким образом, с позиции „араки, телесный воздух отличаетс€ от ат≠мосферного воздуха, состоит из первоэлемента ¬оздух и быва≠ет двух ви≠дов. ¬агбхата же подходит к строению ¬ата доша более полно[27] - ¬ата доша формируетс€ при соединении ¬оздуха и Ёфира.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1581 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2030 - | 1791 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.