По данным переписчиков, в Ленинграде перепись идет хорошо, люди хорошо осведомлены, однако многие жены в отсутствие мужа не могут сказать, где он работает. Оказалось много семей с двумя женами: зарегистрированными и фактическими, но и те и другие энергично доказывали счетчикам, что именно они и есть настоящие. Некоторые даже приходили в переписные бюро жаловаться на счетчиков, что они не вносили их в карточки как жен. Больными вопросами оказались вопросы о брачном состоянии, о жилой площади и о возрасте у женщин. Татары — мелкие торговцы — на вопросы о брачном состоянии отвечали: «Холост, но есть женщина». Почти все гражданки, имеющие детей и содержащие их за счет алиментов или собственным трудом, просили записать их как «девиц». В Днепропетровске решили переписать беспризорных в облюбованном ими развалившемся
доме, однако эта попытка была пресечена. На головы переписчиков обрушился шквал камней, а переговоры ни к чему не привели. Другой группе переписчиков удалось переписать беспри-
зорных в грудах угольного шлака, так как они заблаговременно договорились с их пятнадцатилетним главарем. Он пригласил их ближе к вечеру, когда «подтянется шпана», и обещал безопасность.
Накануне переписи 1939 г. сельские населенные пункты в срочном порядке переделывались в города, решения принимались на местах, вследствие чего множество дачных поселков, где жили рабочие, были переведены в статус городов. В итоге цифры свидетельствовали более чем о двукратном увеличении численности городского населения.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Двадцатилетний перерыв был вызван не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людским потерям в период Великой Отечественной войны, о величине которых до сих пор идет спор. Кроме того, после войны демографическую ситуацию ухудшил голод, унесший около миллиона жизней. Очевидно, что данные за этот период не могли быть использованы в пропагандистских целях, поэтому Сталин отверг предложение статистиков о проведении новой переписи в 1949 г.
Программа новой переписи практически не отличалась от предыдущей. Проводились также единовременные обследования и переписи скота, оборудования, жилых строений, садов и кустарников. Большое внимание уделялось проверкам достоверности отчетных данных, вскрывались приписки и искажения. Статистические органы пытались исключать из списков так называемые малые, в частности памирские, народы численность которых была учтена в составе таджиков (при этом мнение ученых полностью игнорировалось).
После переписи 1959 г. власть решила помочь русским и стимулировать деторождение. Ввели пособия на третьего и более ребенка. Но не решились жестко следить — чтоб было именно для русских. И в итоге все деньги «потекли» в сельские районы Средней Азии и Кавказа с мусульманским населением, где и без стимулирования семьи были большие. Ни на рождаемости русских, ни на рождаемости других «малорожающих» народов (тех же эстонцев) меры не сказались.
Следующая перепись состоялась 15 января 1970 г. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 г.), однако данных было получено значительно больше. Впервые ради экономии времени и средств часть сведений была собрана путем опроса не всех, а только 25% жителей. Таким образом, в переписи населения 1970 г. широко использовался выборочный метод получения и контроля данных. Это стало новым явлением в нашей статистике.
Переписной лист состоял из 11 вопросов. Учитывалось передвижение населения от места жительства до места работы, учебы. Был введен специальный бланк учета передвижения населения, который заполнялся рабочими, служащими и учащимися высших и средних специальных учебных заведений. Сбор сведений о миграции населения осуществлялся при помощи следующих вопросов: «Сколько времени непрерывно проживает в данном населенном пункте?»; «Для живущего менее 2 лет указать место предыдущего постоянного жительства»; «Причина перемены места жительства». Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности.
Итог переписи — 262,4 млн человек, причем доля городского населения — 56%. Мужчин было зарегистрировано 59 млн, женщин 71 млн, т.е. в среднем получалось, что на 1000 мужчин приходилось 1196 женщин, а образованных в то время в нашей стане было 95 млн — это на 36 млн больше, чем в 1959 г. Несмотря на увеличение образованного населения, основная часть — 73,3% —занималась преимущественно физическим трудом, а умственным — 26,7%. Самый высокий процент занятых умственным трудом был в Эстонс-
кой республике — 30,5%, далее шли Латвийская — 29,4%, Армянская и Грузинская — 29,2%. Самый низкий уровень по этому показателю был в Молдавии, всего 17,7% населения республики.
Перепись 1979 г. существенно отличалась от предыдущих способами организации и обработки материалов. Использовалась принципиально новая форма переписного листа. Помимо того, впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки других —уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались.
Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 г. По ее данным, численность населения Советского Союза равнялась 286,7 млн человек, в том числе городское население — 188,8 млн человек, или 66%. Численность населения РСФСР составляла 147,4 млн человек. Отличительная особенность — впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. В результате получены сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Разработка национального состава населения осуществлялась при переписи 1959 г. по 126 названиям, 1970 — по 122,1979 — по 123, а в 1989 г.-по 128.
Врезка