Почти каждая перепись населения оставляет о себе память. Иногда это легенды, а чаще, особенно в новое время, зафиксированные на бумаге итоги подсчетов. Результаты их с большей или меньшей полнотой описывают жизнь общества в период, когда проводился учет.
На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: для обложения данью подсчитывались дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами, относится к 1245 г. Вслед за ней было произведено еще три переписи (в 1257,1259и 1273 гг.). Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых
i Информация с веб-сайта: http://mosperepis.ru/analit_facts_03.html При подготовке данного материала использовалась информация с веб-сайта Госкомстата Республики Башкортостан: http://www.bashstat.ru/Docs/Perepis/new_l.htm
сведений. Переписи не были всеобщими, так как они не включали часть населения, освобожденную от обложения.
Результаты проходивших в XIV—XVI вв. земельно-хозяйственных описаний фиксировались в так называемых писцовых книгах, охватывавших широкий круг явлений — от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее писцовые описания не были еще учетами населения — в их ходе выявлялись только владельцы дворов. Писцовые книги занимают почетное место в ряду предшественников современной статистики.
В XVII в. единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения начинают именоваться подворными переписями. Хотя такие описания проводились часто, но охватывали небольшую территорию и определялись задачами локального порядка. Они учитывали главным образом тягловое (платившее налоги) население. Общегосударственные «подворные переписи» были проведены в 1646,1678—1679,1710и 1715—1716гг. Все они имели тот недостаток, что учитывали только тягловые дворы и только мужское население.
В начале XVIII в. налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения — так называемые ревизии («подушные переписи»). Всего в России было проведено 10 ревизий. Указ о проведении Первой ревизии издал Петр 126 ноября 1718 г. Сама же «перепись» началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 г. и продолжалась до 1727 г.
В 1760—1970-е гг. произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762— 1796) наступило время «просвещенного абсолютизма». Екатерина II провела ряд реформ, упразднений и преобразований, в том числе это коснулось и статистики, — в ней стали проявляться черты орудия социального познания. Появился новый тип статистических работ, направленных на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, — возникла так называемая познавательная статистика.
Когда Екатерина подняла вопрос о численности населении России, члены Сената вразумительного ответа так и не дали. Царица воскликнула: «Великое государство не может без учета населения жить... Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Какже мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных?»
Екатерина решила провести ревизию населения. Но оказалось, что народ их не любит, бежит с оседлых мест с детьми, скотиной и пожитками потому, что для проведения ревизии сначала в провинции засылают воинские команды, которые силой удерживают людей на местах, а потом наезжают чиновники, которые поборами и побоями переписывают людей. Когда Екатерина узнала о причинах, то в сердцах заметила: «Я бы на их месте тоже бежала!»
Понапрасну волновать народ ревизией она не захотела. Решила, что лучше через публикации оповестить власть в губерниях и провинциях, чтобы, не привлекая военных и не пугая народ, с каждой деревни собрать в письменном виде данные о наличном числе жителей. Полученные реестры послать в канцелярии воевод, оттуда — в губернские канцелярии, а от губернаторов — в Сенат, где будет произведена общая калькуляция. Однако, несмот-
ря на благородные намерения Екатерины, народ еще долго боялся переписи и не доверял ей.
Ревизии проводились в течение почти полутора столетий, вплоть до отмены крепостного права. Хотя с 1718 г. в стране было проведено десять ревизий, или ревизских сказок (1718, 1742,1761,1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850,1856), к подлинным переписям населения их не относят. Хотя оба мероприятия — переписи населения и ревизии — относятся к методу статистического наблюдения, между ними существует принципиальная разница в целях и содержании: ревизские сказки составлялись исключительно с фискальными целями, включая весьма специфический перечень вопросов и охватывая далеко не все население.
После отмены в 1861 г. крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской империи начали проводиться учеты населения. Они имели целью подготовку к Всеобщей переписи населения, которую планировалось провести на научной основе. Дело в том, что практиковавшиеся с петровских времен ревизии давали очень неточные сведения о населении и учитывали только «приписных» из податных сословий. Несовершенство ревизских сказок было «притчей во языцех» и послужило основой для сюжета гоголевских «Мертвых душ». Таким образом, вопрос о смене переписных методов стоял тогда очень остро.
Между тем большая часть проводившихся тогда переписей населения в отдельных городах и даже целых губерниях представляла собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Полицейский учет населения был достаточно точен и полон. При всех дефектах регистрации и общей тенденции к завышению численности населения (повторная регистрация отходников в городах и переселенцев на окраины, недоучет смертей) несовпадение, например, учтенной МВД численности населения Империи на 1 января 1897 г. и данных переписи того же года составило, по оценке В.М. Кабузана, 1,74%; близкая цифра была получена им же за 1917 г.10
Развитие новой системы шло медленно, к началу XX в. она охватывала лишь около 10 губерний и крупнейшие города России. С начала 1860-х гг. широкое распространение получили так называемые местные переписи населения, охватывавшие жителей отдельных городов, реже — сельских поселений, еще реже — целых губерний. Более или менее регулярно переписывалось население Москвы-4 раза (1871,1882, 1902,1912г.)иС.-Петербурга-9раз(1862,1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 г.), а также наиболее крупных городов Империи (Киева, Одессы, Баку, Иркутска, Харькова). Основная масса губернских и уездных центров переписывалась лишь эпизодически. Всего с 1862 по 1917 г. было проведено не менее 200 местных переписей, в том числе с 1862 по 1897 г. — 98. Материалы многих из них не были опубликованы, о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. В результате относительно достоверные сведения сохранились только о 121 переписи в городах и о 16 — в губерниях1'. Можно добавить, что лишь некоторые из них проводились с соблюдением соответствующих методических процедур, тогда как многие из этих «уездных» пе-
Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д.И. Валентен. М.: Сов. энциклопедия, 1985. С. 164.
" Там же. С. 322-323; 557.
реписей, по сути, представляли собой «административно-полицейские народосчисления» — простой подсчет жителей по сведениям, предоставленным домовладельцами (без распределения хотя бы по полу и возрасту)12.
Несмотря на указанные недостатки, в стране постепенно начинает формироваться организованная практика переписи населения с участием ведущих статистиков и экономистов. Так, переписи 1869 г. проводились под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского, 1881 и 1890 г. — Ю.Э. Янсона, 1882 г. — А.И.Чупро-ва, И.И. Янжула, А.С. Посникова.
Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 г. Инициатором ее стал крупнейший русский географ, геолог и статистик П.П. Семенов-Тян-Шанский, хлопотавший о необходимости проведения переписи около 30 лет.
Семенов-Тян-Шанский (до 1906 — Семенов) Петр Петрович (1827—
1914) — выдающийся русский географ, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1873). Член Международного Статистического института и вице-президент Русского географического общества (1873—1914). Член Государственного совета (1897). Родом из дворян. В 1848 г. окончил естественное отделение Петербургского университета, с 1849 г. вел экспедиционные работы на Восточно-Европейской (Русской) равнине и начал деятельность в Географическом обществе. Стажировался в Германии, Швейцарии, Италии и Франции. В 1856—1857 гг. изучал Тянь-Шань, где сделал ряд фундаментальных географических открытий. В 1859—1860 гг. участвовал в качестве члена-эксперта в работе Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861, затем возглавлял Центральный статистический комитет и Статистический совет. Организатор 1-го съезда статистиков России, ряда крупных статистических исследований, первой в стране всеобщей переписи населения (1897), создатель схемы экономических районов Европейской России. В его честь назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных13.
Сначала Петр Петрович провел пробную перепись в Гремячке — своем имении. На основании этих пробных листов были составлены особые формуляры, которые легли в основу проведения всероссийской переписи.
Для общего руководства переписью была организована Главная переписная комиссия, возглавляемая министром внутренних дел. На комиссии лежал чрезвычайно ответственный и сложный труд: выработка общей программы перепи-
12 Захарова О. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Инс-та социологии РАН,1998. С. 395.
13 См.: Памяти П.П. Семенова-Тян-Шанского. Сб. Пг., 1914; Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Его жизнь и деятельность. Сб. Л., 1928; Саушкин Ю.Г., П.П. Семенов-Тян-Шанский как эко-номико-географ // Отечественные экономико-географы. М., 1957.
си, всевозможных инструкций, наставлений, бланков, отступлений от правил, т.е. решение целого рада вопросов, предполагающих знание методологических основ статистики, теории и техники переписи и специфики нашей страны.
Единицей наблюдения переписи 1897 г. служило хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержавший 14 пунктов. Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. До сих пор она представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX в.
Население было разделено натри группы: наличное, постоянное и зарегистрированное. Форма сбора данных подразделялась на четыре категории: «А» для деревенских хозяйств в сельской общине, «В» для поземельной собственности, частного владения в деревнях, «С» для городского населения и «D» для лиц без постоянного места жительства с сокращенной анкетой. Обработка заполненных анкет производилась исключительно статистическим комитетом путем ручного подсчета. Подсчетом руководило 100—150 ответственных редакторов14. Поэтому обработка данных переписи населения была завершена только в 1905 г. Материалы этой переписи, изложенные в 89 томах, до сего дня полностью не обработаны.
В августе 1895 г. директор Центрального статистического комитета тайный советник Н.А. Тройницкий отправился в Берн на сессию Международного Статистического института. Иностранным коллегам было предложено переведенное на французский язык «Положение о всеобщей переписи в России», причем за образец предлагалось взять перепись Австрии 1890 г. Единственным участником сессии от США был Г. Холлерит, его представили как «статистического инженера». Выступление американца посвящалось очень актуальной проблеме: использованию его счетных машин в Европе. Холлерит не скрывал интереса к России. В свою очередь, Тройницкий прекрасно понимал, что без помощи Холлерита и его статистических машин, хорошо зарекомендовавших себя во многих странах, перепись 1897 г. может не состояться.
Согласно контракту, фирма Холлерита предоставила России в аренду 35 старых машин, которые уже использовались в других переписях. В связи с высокой стоимостью статистического оборудования аренда практиковалась во многих странах, отчего финансовое положение Г. Холлерита весьма осложнялось. Эти машины необходимо было вернуть до 3 апреля 1900 г., к началу очередной переписи США. Кроме того, 70 табуляторов с сортировальными машинами и 500 перфораторов было продано России за очень небольшие деньги. Сборка техники производилась в Петербурге под руководством Холлерита, а чтобы сэкономить на транспортных расходах, отдельные детали и элементы изготавливали на месте за счет ЦСК по чертежам самого изобретателя. Г. Холлерит должен был заработать на этом деле 67 571 долл., из них за новые машины он получил 59 500 долл. Это была достойная оплата за колоссальную работу.
К сожалению, от использования супермашин пришлось отказаться. Уже при обработке первых партий переписных документов стало ясно, что из-за отсутствия словаря профессий приходилось ежедневно вносить коррективы: карандашные разметки стирали, заменяли другими и опять исправляли. В разметоч-
Хельшер Б., Диттрих Р. Россия идет на Запад? Анализ российской социальной структуры: взгляд из Германии // http://www.tuad.nsk.rU/~history/Author/Engl/H/Hulscher/9holsh.html
73Б
ных отделениях работали в основном малообразованные барышни, что тоже затрудняло обработку материала. Им в общих чертах старались объяснить суть задачи, т.е. какими знаками (шифрами) должны быть заменены обывательские термины в переписных листах, но это не спасло положение, и обработку материалов первой всероссийской переписи провели вручную.
Многие результаты переписи остались вне систематического анализа, хотя по некоторым вопросам есть аналитические данные. Результаты переписи были проштудированы к середине 1905 г. и опубликованы в двух томах. Содержание было отражено 25 сводными таблицами. Первая таблица о численности сразу выявляла ряд ошибок производства и разработки переписи: расхождение между постоянным и наличным населением достигало 946 504 человека обоего пола (численность постоянного и наличного населения должна быть тождественна или расходиться на ничтожную величину).
Среди многих недостатков организации переписи 1897 г. историки отмечают следующие:
♦ Среди населения не было проведено почти никакой разъяснительной работы о значении, задачах и цели переписи. Поэтому неудивительно, что срединарода возникло множество всевозможных слухов, связанных с переписью: овведении новых податей, о принудительном переселении в Сибирь, о переделеземли, о поголовной рекрутчине и т.п.
♦ Негативную роль сыграл религиозный фанатизм, особенно среди сектантов и старообрядцев. В некоторых местах пошли толки о пришествии антихриста и кончине мира, предвещаемыепереписью. Счетчики — слуги антихриста, прикладывающие его печать, а поэтому следует всячески от нее уклоняться. Первая русская всеобщая переписьзнает случаи коллективного самосожжения, закапывание целыми семьямиживьем.
♦ Главная переписная комиссия не смогла обеспечить разъяснение всех недоразумений, которые возникали на местах. Предоставленные сами себе местные переписные организации каждая по-своему разрешала возникавшие вопросы, чем нарушалось единообразие переписного материала. Плюс к этому, руководящая работа являлась дополнительной, неоплачиваемой работой чиновников, занятых в то же время своей непосредственной текущей работой.
♦ Немалую путаницу по распределениям национальностей в Туркестане внесли сокращения. В целых уездах язык местных тюркских племен, вследствие малограмотности и необразованности местных счетчиков, был заменен либо более общим, но мало определенным выражением «тюркский», л ибо просто знаками «тур, тюр, тат, та» или буквами «т», «с».
Перепись 1897 г. дала информацию о размерах и структуре семей в России, о числе детей, а также позволила определить масштабы и характер дифференциации этих признаков у населения различных конфессий; впервые были получены сведения о пространственной мобильности населения, о процессе формирования населения различных регионов страны и т.д. На
основании данных переписи впервые были построены таблицы дожития населения России и рассчитаны показатели продолжительности жизни.
Перепись 1897 г. официально считается первой всероссийской переписью населения, соответствующей всем научным требованиям, предъявляемым к подобного рода мероприятиям. Она не имеет ничего общего с прежней системой ревизских сказок, преследовавших, прежде всего, фискальные цели. Качественное различие заключается в том, что в переписных анкетах не было вопроса о размере дохода, а личные данные о гражданах не сообщались полиции. С тех пор этот принцип стал ведущим в переписях населения не только в нашей стране, но и за рубежом.
Большинство отечественных специалистов высоко оценивают первую всероссийскую перепись населения, хотя общее положение отечественной статистики в конце XIX в. рассматривают в не столь оптимистическом свете: «Принято считать, что в постановке статистического учета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства европейских стран и США примерно на 100 лет. При этом обычно ссылаются на то, что первая в современном смысле этого слова всеобщая перепись населения была проведена в России лишь в 1897 г., тогда как в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и ряде других стран такие события произошли еще в 1800—1801 гг., а в США — в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, так как перепись 1897 г. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов значительно превзошла опыты подобного рода конца XVIII — начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись населения Бельгии 1846 г., проведенная под руководством выдающегося математика Л. Кетле. Именно он ввел в практику переписные бланки, а также современные категории учета — постоянное и наличное население. Эти же методические приемы широко практиковались и в России при проведении городских переписей»15, — пишет О. Захарова.
В 1912—1913 гг. журналисты сетовали на то, что в цивилизованных странах переписи обязательно проводятся раз в десять лет, а в России всеобщее
демографическое обследование населения запаздывает уже почти на пять лет. Очередная после 1897 г. перепись населения намечалась на 1915 г., но она не состоялась из-за начавшейся войны. Послевоенная сельскохозяйственная перепись 1916 г. оказалась неудачной. В августе-сентябре 1917 г. были проведены сельскохозяйственные и городские переписи, которые также не позволили получить сколько-нибудь достоверных и полных сведений о населении. Вторая всеобщая перепись в России состоялась уже в 1920 г., совсем в другом государстве. Последняя перепись в СССР проводилась в 1989 г. Новая перепись прошла в 2002, и опять впервые в обновленной стране.
Захарова О. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 395.