Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция27




Тема: Прохождение человека /антропогенез/.

1.Развитие представления о происхождении человека. Место человека в зоологической системе.

2.Антропоморфные обезьяны – ранние предшественники человека./древопитеки, рамопитеки – ранние предшественники человека/. Находки Л.Лики и его продолжателей в Африке.

Удивительно, но история взглядов на антропогенез гораздо древ­нее самой антропологии, ибо еще ученые античного мира обсуждали вопросы о месте человека в природе и о появлении человека. Напри­мер, Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), определяя место человека в природе, признавали его пред­ками животных. Разделяя животных на «кровяных» и бескровных, Аристотель отнес человека к группе «кровяных» животных, а меж­ду человеком и животными в «кровяной» группе поместил обезьян. То, что человек близок к животным, признавал К. Гален (около 130-200), который формулировал заключения об анатомия человека на основе результатов вскрытия низших обезьян.

К. Линней (1707-1778) по сравнению со своими предшествен­никами пошел намного дальше, выделив отряд приматов, отнеся к нему полуобезьян, обезьян и род людей с одним видом — Человек разумный (Homo sapiens) и подчеркивая сходство человека и обезь­ян. Однако К. Линнею не удалось правильно очертить границы этого отряда, ибо он относил к нему одновременно то ленивца, то лету­чих мышей. Не все современники К. Линнея признавали его систе­му, в частности принадлежность человека к отряду приматов. Были предложены также другие варианты системы, в которых ранг че­ловека был значительно завышен, поскольку за человеком призна­валось отдельное царство природы. Этим, по существу, отрывали человека от животных.

б) теплокровность и обилие потовых желез для обеспечения
терморегуляции,

в) разделение полости тела диафрагмой на брюшной и груд-
ной отделы,

г) наличие 4-камерного сердца, левой дуги аорты, отсутствие
в зрелых эритроцитах ядер,

д) дыхательная система представлена легкими, трахеей, брон-
хами, альвеолами,

е) наличие всех костей, характерных для млекопитающих.
У человека нет ни одной лишней кости, которая бы отсут-
ствовала у млекопитающих. В скелете имеется 7 шейных
позвонков, 2 мыщелка затылочной кости и 3 слуховых
косточки, характерные для млекопитающих,

ж)наличие молочных и постоянных зубов трех групп,

з) проявление атавистических признаков, наличие рудиментар-
ных органов (мышцы, приводящие в движение ушную рако-
вину, отросток слепой кишки, третье веко глаза и другие).

Для человека характерны все черты подкласса Плацентар­ные, а именно:

а) наличие плаценты,

б) вынашивание плода внутри тела матери и питание его че-
рез плаценту.

Для человека характерны все черты отряда Приматы, а именно:

а) наличие одной пары грудных молочных желез,

б) концы пальцев (концевые фаланги) имеют ногти, а ладо-
ни покрыты узорами,

в) противопоставление большого пальца передней конечнос-
ти остальным, что обеспечивает брахиацию (использова-
ние конечностей для хватательных движений),

г) наличие менструального периода и беременности длитель-
ностью в 9 месяцев,

д) антигены системы АВО человека и человекообразных обе-
зьян сходны. Группы крови А (II) и В (III) обнаружены у
всех человекообразных обезьян, группа О (I) лишь у шим-
панзе. По существу, кровь шимпанзе и гориллы можно
переливать человеку,

е) наличие сходства в количестве и строении хромосом. Для
человека характерны 23 пары хромосом, для человекооб-
разных обезьян — 24 пары, из которых 13 пар по своему
строению одинаковы в обоих случаях,

ж)наличие значительной гомологии ДНК человека с ДНК
обезьян. Например, гомология ДНК человека и шимпанзе
составляет 91-92%, человека и гиббона — 76%, а челове-
ка и макаки-резус — всего лишь 66%,

В противоположность значительному распространению «науч­ного» креационизма в последней четверти XX в. под давлением научных фактов Папа Римский Иоанн Павел II в 1986 г. вынуж­ден был признать происхождение тела человека в рамках теорий" эволюции, но не души человека. В октябре 1996 г. он повторил свои высказывания об эволюции человека. Учитывая авторитет главы римско-католической церкви, можно заключить, что его высказывания означают конец антиэволюционным взглядам на природу человека.

В основе современных представлений о происхождении челове­ка лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Про­исхождение человека и половой отбор» (1871). В последующем по мере развития анатомии и эмбриологии эти доказательства попол­нялись новыми данными, которые указывали на анатомическое сходство и сходство эмбрионального развития человека и живот­ных. В настоящее время в пользу концепции животного происхож­дения человека служит ряд доводов, наиболее важными из кото­рых являются следующие:

1. Для человека характерны все черты, присущие типу Хордо-
вые, в частности:

а) билатеральная (двусторонняя) симметрия в строении тела,

б) наличие в зародышевом развитии хорды и жаберных ще-
лей в полости глотки,

в) расположение нервной системы в форме дорсальной трубки.

2. Для человека характерны все черты подтипа Позвоночные
(Черепные), а именно:

а) наличие внутреннего осевого скелета, основой которого яв-
ляется развитый позвоночный столб, с передним концом
которого сочленена черепная коробка, а также наличие
двух пар конечностей,

б) центральная нервная система имеет вид трубки, перехо-
дящей в головной мозг, который состоит из 5 отделов,

в) сердце развивается на брюшной стороне тела.

3. Для человека характерны все черты класса Млекопитающие,
а именно:

а) живорождение и вскармливание молоком, наличие молоч­ных желез, волосяного покрова,

б) теплокровность,обилие потовых желез для обеспечения
терморегуляции,

в) разделение полости тела диафрагмой на брюшной и груд-
ной отделы,

г) наличие 4-камерного сердца, левой дуги аорты, отсутствие
в зрелых эритроцитах ядер,

д) дыхательная система представлена легкими, трахеей, брон-
хами, альвеолами,

е) наличие всех костей, характерных для млекопитающих.
У человека нет ни одной лишней кости, которая бы отсут-
ствовала у млекопитающих. В скелете имеется 7 шейных
позвонков, 2 мыщелка затылочной кости и 3 слуховых
косточки, характерные для млекопитающих,

ж) наличие молочных и постоянных зубов трех групп,

з) проявление атавистических признаков, наличие рудиментар-
ных органов (мышцы, приводящие в движение ушную рако-
вину, отросток слепой кишки, третье веко глаза и другие).

4. Для человека характерны все черты подкласса Плацентар-
ные, а именно:

а) наличие плаценты,

б) вынашивание плода внутри тела матери и питание его че-
рез плаценту.

5. Для человека характерны все черты отряда Приматы, а
именно:

а) наличие одной пары грудных молочных желез,

б) концы пальцев (концевые фаланги) имеют ногти, а ладо-
ни покрыты узорами,

в) противопоставление большого пальца передней конечнос-
ти остальным, что обеспечивает брахиацию (использова-
ние конечностей для хватательных движений),

г) наличие менструального периода и беременности длитель-
ностью в 9 месяцев,

д) антигены системы АВО человека и человекообразных обе-
зьян сходны. Группы крови А (II) и В (III) обнаружены у
всех человекообразных обезьян, группа О (I) лишь у шим-
панзе. По существу, кровь шимпанзе и гориллы можно
переливать человеку,

е) наличие сходства в количестве и строении хромосом. Для
человека характерны 23 пары хромосом, для человекооб-
разных обезьян — 24 пары, из которых 13 пар по своему
строению одинаковы в обоих случаях,

ж) наличие значительной гомологии ДНК человека с ДНК
обезьян. Например, гомология ДНК человека и шимпанзе
составляет 91-92%, человека и гиббона — 76%, а челове-
ка и макаки-резус — всего лишь 66%,

специфическим признаком человека является наличие руки, кото­рая выделила человека из всего мира. Называя человека «живот­ным общественным», Аристотель ссылался на такие отличия, как двуногое хождение, больший по величине мозг, способность к речи и мышлению. Позднее К. Линней в качестве специфических отли­чий человека от обезьян называл речевую способность, а также способность накапливать и передавать в поколениях опыт, пись­менность, печать. По этой причине он и называл человека разум­ным. А. Н. Радищев обращал внимание на такие отличительные свойства человека, как способность к прямохождению, наличие рук, речи, разума.

Современные представления относительно отличий человека от животных основываются, прежде всего, на данных о различиях в развитии мозга и на способности человека к абстрактному мышле­нию. Средняя масса мозга человека составляет 1350-1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе — всего лишь 460 г. Масса мозга челове­ка составляет в средним около 1/40 общей массы тела, тогда как у обезьян — Veo — 'Лоо- Поверхность мозга человека составляет око­ло 1200 см2, шимпанзе — 400 см2.

Среди других отличительных признаков человека следует на­звать особенности челюстей, а также строение и расположение зу­бов, которые являются иными по сравнению с зубами животных. Важнейшим отличием является дифференцировка верхних и ниж­них конечностей, характерные изгибы позвоночника, широкий таз. Только человек способен к балансированию на двух конечностях (к двуногой локомоции). У человека довольно мощными являются кости, причем самой мощной является бедренная кость, выдержи­вающая нагрузку до 1650 кг. Исключительное развитие получила дифференциация кисти, обеспечивающая хватательные движения, значительные размеры приобрел первый палец. Из-за расположе­ния глаз в передней части головы человек обладает бинокулярным зрением, которое позволяет ему различать (видеть) предметы в трех измерениях.

Однако важнейшей отличительной особенностью человека яв­ляется то, что рассудочная деятельность, имеющаяся у многих видов животных, у человека достигает наивысшего развития, ибо он об­ладает сознанием, способностью к абстрактному мышлению, обще­нию с помощью речи (2-й сигнальной системы) и абстрактных сим­волов (письма), а также к передаче и восприятию информации.

Благодаря высокому уровню интеллектуального развития чело­век создал культуру, стал производить орудия труда для воздей­ствия на природу, развил технологию, создал города, литературу, музыку и т. д. Являясь социальным существом, человек способен думать о прошлом, анализировать прошлое и планировать буду-щее. Этими свойствами животные не обладают.

з) одинаковая чувствительность человека и человекообразных обезьян к возбудителям одних и тех же болезней и сходство клинического проявления последних,

и) сходство между генами, контролирующими синтез бел-ков у приматов. Это сходство устанавливают на основеструктуры белков, контролируемых этими генами. На-пример, в клетках всех организмов, дыхание которыхсвязано с использованием кислорода, синтезируется ци-тохром С (белок-переносчик электронов в митохондри-ях). Этот белок представляет собой сложную молекулу,
состоящую примерно из 100 аминокислот. Как показы-вает табл. 38, степень сходства структуры цитохрома Скоррелирует с анатомическим, физиологическим и фило-генетическим сходством приматов. Человек отличаетсяот других приматов всего лишь одной аминокислотнойзаменой.

В случае а-гемоглобина человека и гориллы имеется лишь одно различие в последовательности аминокислот, тогда как человека и лошади — 18 различий, человека и карпа — 71 различие. Между человеком и шимпанзе имеется исключительное сходство по стро­ению белков (различие по 44 функциональным белкам не превы­шает 1%).

Место человека в системе животного мира определяется тем, что он относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Мле­копитающие, подклассу Плацентарные, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Homo. Как считал Ч. Дарвин «...Животные — наши братья по боли, болезням, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях — все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка — нас всех можно было бы слить вместе».

Однако человек имеет существенные отличия от животных, на что также обращали внимание еще древние, например Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) и Сократ (469-399 гг. до н. э.) считали, что

Ранние этапы эволюции приматов

Приматы возникли от примитивных насекомоядных млекопи­тающих (Insectivora), отдельные группы которых перешли к лаза­ющей древесной жизни. К основанию эволюционного ствола при­матов, возможно, близки древесные землеройки — тупайи (Tupaiidae), обитающие ныне в тропических лесах Малайского полуострова и Филиппинских островов.

Эволюционная ветвь насекомоядных, ведущая к приматам, обособилась, вероятно, еще до конца мезозоя. Из позднемело-вых отложений известны ископаемые остатки животных, кото­рых ряд палеонтологов рассматривает уже в качестве примитив­ных приматов. Это были пургатории (Purgatorius) — мелкие зверьки с признаками приспособлений к лазающей древесной жизни. Вероятно, они имели ночную активность, как и другие мезозойские млекопитающие, и питались насекомыми и плода­ми деревьев.

Из самых нижних горизонтов палеоцена известны остатки ле­муров (Lemuroidea) — наиболее примитивной группы среди со­временных приматов. Лемуры ныне обитают в тропических лесах Мадагаскара, Африки и Южной Азии. Они ведут сумеречный и ночной древесный образ жизни. Это небольшие животные, в сред­нем достигающие размеров кошки, с длинным хвостом, пушис­тым мехом и удлиненной мордочкой. Глаза у лемуров обращень: еще не прямо вперед, как у более высокоразвитых приматов, а несколько косо — вперед и вбок. У лемуров сохраняется довольно хорошо развитое обоняние. Этих симпатичных зверьков иногда называют «полуобезьянами», подчеркивая, что они еще не при­обрели всего комплекса признаков, характерного для высших при­матов, и занимают по уровню организации промежуточное поло­жение между последними и древесными землеройками.

От каких-то примитивных лемуров в первой половине палео­гена возникли настоящие обезьяны — антропоиды (Anthropoidea I Вероятно, их обособление от лемуров было связано с переходоу к дневной активности, сопровождавшимся усилением роли зре­ния, увеличением размеров и совершенствованием строения го­ловного мозга, развитием стайного образа жизни и связанных с ним социальных форм поведения.

По мнению ряда антропологов, от общего корня с антропои­дами произошли тарзиевые, или долгопяты (Tarsioidea), — свое­образная обособленная группа ночных насекомоядных приматоЕ в организации которых причудливо сочетаются примитивные:■■ специализированные черты.

Древнейшие (фрагментарные) остатки антропоидов извест ны из среднеэоценовых отложений Алжира (Algeripithecus) верхнеэоценовых слоев Бирмы и Египта. В раннем олигоцене существовали уже достаточно разнообразные их представители. Наиболее известен из них парапитек (Parapithecus), близкий по уровню организации к низшим мартышкообразным обезья­нам (Cercopithecidae) и, возможно, принадлежавший к груп­пе, которая была предковой для более высокоразвитых антро­поидов.

До сих пор остается нерешенной проблема происхождения широконосых обезьян (Platyrrhini) Нового Света, сохранивших в целом более примитивное строение, чем современные обезья­ны Старого Света, объединяемые в группу узконосых (Catarrhini). Названия «широконосые» и «узконосые» связаны с характерны­ми различиями этих групп по ширине перегородки между на­ружными отверстиями ноздрей. Возможно, широконосые обезь­яны возникли от раннеолигоценовых парапитековых в Африке и проникли в Южную Америку уже после ее обособления от Северной. Древнейшие ископаемые остатки обезьян в Южной Америке (Branicella) известны из олигоценовых отложений, об­разовавшихся на несколько миллионов лет позднее, чем нижне-олигоценовые отложения Египта с остатками парапитека. Одна­ко согласно другой гипотезе, предковый ствол широконосых обезьян мог обособиться от основного ствола антропоидов еще в эоцене вместе с изоляцией Южной Америки, и дальнейшая эво­люция широконосых и узконосых обезьян шла независимо и па­раллельно.

Из нижнеолигоценовых отложений Египта известны кроме парапитеков ископаемые остатки более высокоразвитых обезь­ян, названных проплиопитеками (Propliopithecus). Проплиопи-тек, судя по особенностям строения его нижней челюсти и зу­бов, мог быть предком гиббонов (Hylobatidae), которых многие ученые рассматривают уже как низших представителей челове­кообразных, или антропоморфных приматов (Hominoidea, или Anthropomorpha). Помимо гиббонов к антропоморфным прима­там относят семейства высших человекообразных обезьян (Pongidae, или Simiidae), к которым принадлежат современные шимпанзе (Pan), гориллы (Gorilla) и орангутаны (Pongo), и се­мейство людей (Hominidae).

Антропоморфным приматам присущи наиболее крупные в пре­делах отряда размеры тела (самцы гориллы при росте около 180 см достигают веса 200 кг) и характерные пропорции: относительно короткое туловище и длинные конечности. У человекообразных обезьян передние конечности заметно длиннее задних. Вероятно, пропорции тела и полувыпрямленная осанка антропоморфов сло­жились в связи с особыми формами передвижения этих крупных обезьян по деревьям, которые получили названия «круриация» и «брахиация». При круриации обезьяна идет на задних конечно­стях по нижним толстым ветвям деревьев в вертикальном или близком к нему положении, охватывая стопами опорную ветвь и придерживаясь передними конечностями за верхние ветви. Бра­хиация представляет собой более специализированную форму передвижения: это своего рода быстрый «полет» под кронами деревьев с перехватыванием руками за ветви и свисающие лиа­ны, подобно прыжкам гимнастов на трапеции. Брахиация осо­бенно характерна для гиббонов, но в какой-то мере как вспомо­гательный способ передвижения могла использоваться и общими предками всех антропоморфов. Во всяком случае, использование круриации и в некоторой степени брахиации древнейшими ант-ропоморфами позволяет объяснить некоторые особенности их строения[31].

Антропоморфы обладают наиболее сложными формами пове­дения, в том числе и социального, среди всех приматов, чрезвы­чайно высокой способностью к разнообразным манипуляциям с предметами, вплоть до изготовления примитивных орудий, т. е предварительной обработки какого-либо объекта, которая делает его пригодным для осуществления заранее задуманного действ и (например, обработка ветви руками и зубами для последующе г; добывания с ее помощью плода). Однако человекообразные обе­зьяны не обнаруживают способности к настоящей трудовой дея­тельности, принципиальной особенностью которой являете-изготовление орудий не с помощью естественных органов, а по­средством других предметов, которые используются как искус с т венные средства обработки. С другой стороны, человекообразны. обезьяны весьма способны к научению: наблюдения ряда этоло­гов в природных условиях показали, что в стаях шимпанзе npoju -ходит своего рода обмен опытом между разными обезьянами пу­тем наблюдения и перенимания операций, «изобретенных» более старыми и опытными животными. Однако даже у высших обезья t в отличие от человека не обнаружено способности к продол л тельной концентрации внимания, требующей подавления пос ронних отвлекающих впечатлений и необходимой для перехода настоящей трудовой деятельности.

Предпосылками для развития сложных форм поведения у ан­тропоморфов было увеличение размеров головного мозга, дс -стигающего у шимпанзе среднего объема 405 см3, а у горилл -498 см3, и совершенствования его структуры. Соответственно моз­говая коробка получила в их черепе еще большее относител ь преобладание

 

Литература:

Георгиевский А.Б. Дарвинизм.М., 1985.С.240-255

ЯблоковА.Ф., ЮсуфовА.Г. Эволюционное учение. М.,1981 С.259-272

Правдин Ф.Н. Дарвинизм. М., 1973.С.307-321

Нестурх М.Ф. Происхождение человека.М.1970. 436 С.

Вишневский Б. Происхождение человека. М.1935. 158 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1225 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.