Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 29




Тема: Происхождение человека

1. Человек - уникальный вид и специфика его адаптации. Генетическая и социальная наследственность.

2.Эволюция языка и речи и возникновение второй сигнальной системы

 

В 1924 году Р. Дарт и Р.Брум обнаружили в южноафриканских отложениях останки древнейшей предковой формы человека, которой было дано видовое название Австралопитекус африканус. Вскоре была описана сходная с этим видом более поздняя форма – парантроп.

Супруги Луис и Мэри Лики в 1959-1960 гг. нашли в отложениях Олдовайского каньона в Танзании (Восточная Африка) остатки черепа, плечевую и бедренные кости существа по ряду признаков напоминающего и австролопитека Дарта и паранторопа. однако по меньшей мере 20 признаков отличали находку Лики от этих предшественников человека. Представителя нового вида Лики назвал «зинджантроп» в переводе с арабского –«человек Восточной Африки» и предложил объединить всех трех предшественников человека в один род австралопитековых. Некоторые ученые предла­гали рассматривать австралопитеков как подсемейство в пределах семейства понгид, другие — как подсемейство в составе гоминид (эта точка зрения получила наибольшее распространение), тре­тьи — как особое независимое семейство среди антропоморфны приматов.

Дискуссия особенно обострилась после ряда замечательных палеонтологических находок, сделанных начиная с 1959 г. анг­лийским антропологом Луисом Лики, его сыном Ричардом Л и рядом других ученых в Восточной Африке, особенно в ущелье, Олдовай (северная часть Танзании) и на восточном побережье озера Рудольф. Здесь в отложениях с возрастом 1 — 1,8 млн лет о обнаружены ископаемые остатки высокоразвитого австралопитеков — зинджантропа (A. boisei), а также другого антропоморфа примата, которому дали название «человек умелый» (Homo habilis), противопоставляя его австралопитекам как представителя насто­ящих людей (род Homo). Основаниями для этого были некоторые прогрессивные черты в строении скелета конечностей и несколь­ко больший объем мозговой коробки (680—700 см3), чем у типич­ных австралопитеков. Вместе со скелетами зинджантропа и «чело­века умелого» были найдены и примитивные каменные орудия, сделанные из грубо обколотых ударами галек кварца, кварцита, лавы (так называемая «олдовайская галечная культура»), а также кости животных, часть из которых была расколота древними людь­ми, вероятно, для добывания костного мозга. По мнению Лики, эти орудия принадлежали не зинджантропу, а примату, назван­ному им «человек умелый». Лики рассматривал австралопитеков как слепую боковую ветвь эволюции, представители которой со­хранили более примитивное строение, чем современные им древ­нейшие гоминиды Homo habilis.

Однако на восточном берегу озера Рудольф были обнаружены остатки австралопитеков совместно с таковыми еще более высо­коразвитого, чем «человек умелый», примата с емкостью мозго­вой коробки 800—900 см3. В отношении этой находки уже не могло быть сомнений в ее принадлежности к роду Homo.

Судя по этим данным, типичные плейстоценовые австралопи­теки действительно существовали одновременно с более прогрес­сивными гоминидами и поэтому не могут рассматриваться как предки последних. Тем не менее остается вполне вероятным об­щее происхождение всех плейстоценовых гоминид, включая авст­ралопитеков, от каких-то позднеплиоценовых предков, которы­ми вполне могли быть более ранние австралопитековые, пока еще мало известные.

Что же касается вопроса о том, рассматривать ли австралопи­теков как высших человекообразных обезьян или как наиболее примитивных людей, очевидно, решить его удалось бы при нали­чии четких критериев, определяющих принадлежность к людям В качестве таковых указывались: постоянное использование двуногого передвижения, выпрямленное положение тела, увеличе­ние первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышцы, увеличение головного мозга и относительных размеров больших полушарий, некоторые особенности зубной системы. По некото­рым из этих показателей австралопитеки ближе к людям, по дру­гим — к человекообразным обезьянам, занимая в целом проме­жуточное положение между теми и другими. М. И. Урысон отмел отсутствие морфологических критериев, с помощью которых мож­но было бы однозначно определить принадлежность ископаемы скелетных остатков к людям или к высокоразвитым обезьянам, подчеркнул, что важнейшим показателем в этом плане являются -найденные вместе со скелетными остатками орудия труда.

Это были в первую очередь прогрессивные изменения струк­туры и массы головного мозга, а также мускулатуры и скелета передних конечностей, с развитием механизмов тонкой нервной координации движений. Отбор благоприятствовал развитию у людей таких форм поведения, которые облегчали их общение в процессе трудовой деятельности, а также в организации совмест­ных охот или защиты от нападений хищников. В связи с этим со­вершенствовались способы обмена информацией, в частности система звуковой сигнализации, развитие которой привело к фор­мированию членораздельной речи, а на ее основе — второй сиг­нальной системы, сыгравшей столь огромную роль в развитии че­ловеческого интеллекта и культуры.

По мнению Я.Я.Рогинского, сообщества древних людей под­вергались групповому отбору, благоприятствовавшему сохранению тех коллективов, в которых преобладали более развитые в соци­альном отношении индивиды. Это выражалось в совершенствова­нии тормозных механизмов мозга, позволявших снизить взаим­ную агрессивность, а также в развитии свойств, способствовавших обогащению знаний на основе»своего и чужого опыта.

Важнейшей чертой человеческого общества является наличие фонда социальной или культурной информации, биологически не наследуемой и передающейся от поколения к поколению по­средством обучения (а на более поздних этапах развития обще­ства кодируемой письменно) и в форме созданных предыдущи­ми поколениями орудий труда и других материальных и куль­турных ценностей. Рост и развитие этого социального фонда (или фонда материальной культуры) постепенно уменьшает зави­симость человеческого общества от природы. Это не могло не привести к существенным изменениям самого характера эволю­ционных преобразований человекам/Для любой человеческой по­пуляции фонд материальной культуры, накопленный предше­ствовавшими поколениями, является, в сущности, важнейшей частью среды ее обитания. Естественный отбор приспосабливал человеческие коллективы к этой их специфической среде — отбор в пользу индивидов, более способных к обучению и тру­довой деятельности, и групповой отбор в пользу коллективов, в которых преобладали индивиды с более развитым социальным поведением

Литература:

ЯблоковА.Ф., ЮсуфовА.Г. Эволюционное учение. М.,1981 С.276-279





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2162 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.