Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научна ли такая позиция?




 

Справедливы ли приведенные мною эмпирические доводы относитель­но эволюции морального чувства? Согласуются ли они с современными представлениями об эволюции? Являются ли они всего лишь совместимыми с этими представлениями, или же в каком-то смысле естественным образом из них вытекают? Как вы понимаете, я не в состоянии исчерпывающе ответить на эти вопросы. Тем не менее, я все-таки убеж­ден, что существует подтверждение тон концепции, которую я защищаю. Я думаю, далее, что такое подтверждение включает как прямые, так и косвенные свидетельства.

Например, если говорить о прямых свидетельствах, сейчас все более подтверждается тот факт, что человеческий разум не является чистым листом бумаги, но что в действительности он структурирован в соответ­ствии с нашими биологическими интересами. Предполагаемая природа этих структур является предметом дискуссий. Что касается Уилсона, то им в соавторстве с молодым физиком Чарлзом Ламсденом выдвинуто по­нятие «эпигенетическое правило». Предполагается, что это некий род предрасположенности, обусловленной генами и направляющей растущий организм, проявляющейся в зрелом существе в виде способностей и склонностей мыслить и действовать тем или иным образом. Сам я нахо­жу, что это привлекательная гипотеза, хотя и не уверен, что следовало бы целиком согласиться со всем, что Уилсон извлек из этой концепции. В частности, у меня есть сомнения относительно очень тесных связей, существующих, по мнению Уилсона, между эпигенетическими правилами и воздействием отбора. Однако эти расхождения опираются на одну и ту же эмпирическую базу.

Говоря о косвенных свидетельствах, я бы сослался на растущую сум­му аргументов, поставляемых изучением социального поведения живот­ных, в особенности таких высших приматов, как шимпанзе и гориллы9. Сейчас нам известно, что мы, люди, очень близки (в биологическом смыс­ле) к шимпанзе и отделились от их линии развития всего лишь шесть миллионов лет назад. Таким образом, следует ожидать, что поведение шимпанзе является по крайней мере квази- или протоморальным. И уг­лубленные исследования приматологов доставляют все более и более на­дежные свидетельства, что это и на самом деле так. Никто не говорит, что среди шимпанзе существует еще одна мать Тереза (или же, в той же связи, Адольф Гитлер). Никто не отрицает, что люди обладают го­раздо более изощренным мышлением, чем бессловесные животные, даже если они и состоят с нами в близком эволюционном родстве. Тем не менее все же обнаруживается, что у животных старейшие особи (в особенности) выполняют миротворческую и регулирующую роль, что, несомненно, представляет собой нечто большее, чем простая совмести­мость с той картиной, которую я очертил, если последняя соответствует действительности.

В добавление к имеющимся подтверждениям, как прямым, так и кос­венным, я апеллирую также к тому факту, что очерченная мною карти­на эволюции человеческой моральности свободна от довольно-таки натя­нутых рассуждений, которые иногда встречаются в социобиологической литературе. Эти последние могут подорвать наше общее доверие к нео-дарвинистской теории эволюции per se. В самом деле, Стефен Гулд об­винил социобиологов в вечном сочинительстве историй «вот как» («Just so»), где любой признак выдается за биологическую функцию и где зачастую изобретаются сложнейшие адаптационные сюжеты. Единст­венным сдерживающим фактором там служит только сила воображения биологов. Но очерченная мною картина и выдвинутые в ней предположе­ния никак не подпадают под эту категорию. Мы хорошо знаем, что чело­веческие существа моральны. Мы хорошо знаем, что человеческие суще­ства социальны. Мы хорошо знаем, что быть социальным — благоприят­ная черта с биологической точки зрения. Вопрос только в том, как сле­дует понимать появление этой социальности. Мы знаем также, что чело­век - часть естественного мира, что он - эволюционно возникшее существо. Мы знаем также, что сформулирован и не может игнорироваться вызывающий трудности вопрос о соотношении культуры и детерминиз­ма. Принимая во внимание всю эту разнообразную подоплеку, я думаю, что подобный мне сторонник эволюционной этики вполне вправе считать, что критика ее несет на себе обязательство показать, почему очерченная позиция является неадекватной.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2420 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.