Если нищета наших бедняков проистекает не от естественных законов, а от нашего законодательства, то великий грех лежит и на нас.
Чарльз Дарвин1
Является ли Принцип 80/20 всего лишь полезным знанием, недорогим прибором для диагностики, который нелишне иметь под рукой в доме, офисе или гараже? Можно ли сравнить его с компьютерной программой — полезной, но лишенной этического содержания? Или он все же представляет нечто большее? Можно ли облечь Принцип 80/20 моральной силой и целью, которая выходит за рамки его технократической ценности, и поставить его на службу добру?
То, что Принцип 80/20 может помочь компании стать более прибыльной, не вызывает никаких сомнений. В этой книге доказывается (и я надеюсь, что убедительно), что, применяя Принцип 80/20, люди могут больше получить от жизни, повысить свою производительность и стать более счастливыми. Если нечто приносит нам счастье, то логично признать, что оно обладает моральной силой, поскольку вполне разумно считать, что нечто приносящее счастье является доброй силой. Иногда, правда, чье-то собственное счастье строится на несчастье другого человека или людей. Так что доказать этическую ценность Принципа 80/20 можно, только показав, что его можно использовать, чтобы приносить добро людям. Итак, может ли Принцип 80/20 помочь нам построить лучшее общество?
Я считаю, что может — при условии, что мы будем понимать Принцип 80/20 не просто как некое описание, а расширим его, чтобы включить действия, предпринимаемые в соответствии с ним. Моя уверенность, что это можно сделать, в значительной степени основывается на успешном и эффективном применении Принципа 80/20 в бизнесе, а также убежденности, что такое применение может и должно быть распространено для решения более важных для общества проблем, нежели успех отдельно взятого коммерческого предприятия.
Зачем обществу нужен Принцип 80/20
Принцип 80/20 используется в бизнесе для того, чтобы самыми разными способами повысить эффективность, увеличить доходы и усовершенствовать то, что приносит доходы. Но сейчас я хочу обратить ваше внимание не на сам факт улучшения, а на то, как оно было получено. Эффективность многократно возросла после придания дополнительной силы и ресурсов благоприятствующим факторам (20%, приносящие 80% прибыли), обнаружения и устранения негативных факторов (20% ухудшающих качество факторов, которые вызывают 80% дефектов) и повышения эффективности и изменения роли множества несущественных факторов (80%, приносящие положительный эффект, но дающие всего 20%). Все эти способы привели к умножению богатств корпораций. Как я уже говорил, отдельный человек может использовать Принцип 80/20, чтобы повысить свою производительность или стать счастливее.
Обладая опытом и воображением, можно заключить, что не существует какой-либо причины, по которой нельзя было бы использовать те же методы на благо всего общества. Вскоре мы исследуем, как сделать это, но нам необходимо проявить осторожность и сначала убрать идеологический мусор. Наш спор об общественной пользе не продвинется ни на йоту, если Принцип 80/20 будет использоваться для подкрепления существующих идеологий.
Подтверждает ли Принцип 80/20 идеологию правых?
Может показаться, что Принцип 80/20 подкрепляет аргументы крайне правых. Если Вселенная естественным образом разделена на находящиеся в меньшинстве могущественные силы и находящиеся в большинстве слабые силы и если, как я утверждаю, человеческая жизнь, общество, коммерческая деятельность и природа демонстрируют этот факт, то достаточно сделать маленький шаг, чтобы оказаться в ненормальном мире крайне правых, которые утверждают, что неравенство является природным и двигает прогресс; что рыночная экономика является аналогом эволюционного развития в природе и не должна регулироваться; что власть элиты неизбежна и заложена самой природой; что сильный всегда прав; что любые эксперименты по социальному строительству всегда заканчиваются неудачей, поскольку пытаются разрушить естественное устройство мира. Но надо совершенно не понимать Принцип 80/20, чтобы сделать этот действительно маленький шаг. Давайте разберемся, почему правые неправы. Несомненно, полезно понаблюдать за тем, что обладает способностью эффективно функционировать в природе, обществе, бизнесе, нашей личной жизни. Мы увидим влиятельные силы, которые производят огромную отдачу, используя небольшое количество энергии. Мы сможем затем умножить, воспроизвести и копировать те 20%, которые дают 80%, при условии, что эти 20% — добрые силы. Но 20% в равной степени могут оказаться злыми силами, и то, что они результативные силы, ни в коей мере не оправдывает их.
Принцип 80/20 утверждает лишь то, что дисбаланс заложен в природе. Он не утверждает, что заложенное в природе является справедливым, этот вопрос он оставляет для отдельного рассмотрения. Принцип 80/20 обращает внимание на дисбаланс, но не утверждает, что Вселенная, или природа, или бизнес, или общество, или то, как вы живете, не сбалансированы с какой-то рациональной или функциональной целью. Также из него не следует, что дисбаланс соответствует каким-либо этическим или правовым нормам. В Принципе 80/20 отражено наблюдение, что эти силы работают и производят значительные результаты и, следовательно, с ними стоит считаться, как с любой влиятельной силой, благоприятствующей или недоброжелательной. Вся ценность и сила Принципа 80/20, благодаря которым он находит практическое применение в течение последних 50 лет, заключаются в его способности диагностировать ситуацию, когда дела не соответствуют нашим ожиданиям и ведутся неоптимальным образом. Когда мы начинаем видеть такую ситуацию, Принцип 80/20 может указать на то, какие наиболее важные изменения необходимо осуществить для улучшения сложившегося положения дел.
В Принципе 80/20 заложено стремление исправить положение дел
Итак, глубокая сущность Принципа 80/20 заключается не только лишь в описании существующей закономерности; в нем также нет какой-либо оценки описываемой им закономерности. Этот Принцип говорит, что нужно делать. Он диагностирует далекое от совершенства положение дел и указывает, как его можно улучшить. Поразительно, что могущественные производительные силы, находящиеся в меньшинстве, способны работать эффективно, но почему же слабые силы, составляющие большую часть, не могут этого делать? И умна ли на самом деле природа, если большинство природных сил так неэффективны, и всё большая часть Вселенной переходит под контроль человека? Неужели бизнес можно считать продуктивной деятельностью, если 80% деловой активности (измеряемой вырученными деньгами и активами) приносят 20% прибыли и наличности? Разве мы эффективно расходуем время, если 80% его используется для достижения 20% результатов и счастья? И разве в нашем обществе таланты используются наилучшим способом, если 80% людей производят всего 20% полезной продукции (измеренных по денежной стоимости или валовому доходу)?
Конечно же нет! И это не просто моя интерпретация Принципа 80/20, а именно то, как его используют практичные деловые люди, специалисты по контролю качества, консультанты по стратегическому планированию и все остальные. Сущность Принципа 80/20 состоит в стремлении улучшить описываемое им положение дел, и он — мощный инструмент для этого.
Дисбаланс не является чем-то полезным. Несмотря на его распространенность, он не является ни неизбежным, ни желанным. Принцип 80/20 имеет мало сходства с консервативными и абстрактными воззрениями Гегеля; это практический инструмент, с помощью которого можно построить более разумный мир. Если вы в этом сомневаетесь, то посмотрите на примеры практического использования Принципа 80/20 в бизнесе. Руководители предприятий, видевшие на деле, как работает Принцип 80/20, — когда 20% продукции или выручки дают 80%-й вклад в прибыль и когда 80% обеспечивают всего 20% дохода, — не будут пожимать в неуверенности плечами и не станут бранить Парето, Ф. А. Хайека, Милтона Фридмэна и совершенствование капитализма, а быстро перейдут к следующему пункту в повестке дня. Нет, рассудительные бизнесмены, стремящиеся получить максимальную прибыль, предпринимают действия, чтобы исправить данный дисбаланс. Они увеличивают долю продуктивных 20% в своей деятельности. Они либо повышают эффективность непродуктивной деятельности, либо сокращают создаваемую ею нагрузку на производственные мощности. Они используют Принцип 80/20 для достижения прогресса и улучшения действительности.
Преодоление общественного пессимизма, вызванного Принципом 80/20
Необходимо подчеркнуть позитивную и жизнеутверждающую роль, которую играет Принцип 80/20 при его практическом применении, поскольку тема социального неравенства, а также связанные с ней другие темы вызвали в обществе неожиданный интерес. В связи с этим возникла «апокалиптическая» школа, которая в некоторой степени признает правоту Принципа 80/20, но считает, что преодолеть социальное неравенство практически невозможно. Считаю, что стоит дать оценку этим пессимистическим, часто фаталистическим аргументам, якобы основанным на Принципе 80/20.
В части первой (на страницах 18—19) и в главе 13 (на страницах 246—249) мы говорили о феномене «победитель получает все»: заработки людей, находящихся на вершине успеха в спорте, индустрии развлечений и различных профессиях все растут и растут, поэтому разрыв между наиболее высокооплачиваемыми работниками и всеми остальными все более увеличивается. Наиболее полные и достоверные документы, отражающие такую ситуацию, имеются в отношении США, однако скорее всего это происходит повсеместно.
Становится все более очевидным, что доходы наиболее высокооплачиваемых 10% работающего населения быстро растут, в то время как доходы наименее обеспеченных 10% растут намного медленнее или остаются на прежнем уровне. Обсуждению последствий такой тенденции было отведено немало времени на Всемирном экономическом форуме, проходившем в Давосе в 1997 году. В одном из его отчетов говорится:
Некоторые экономисты из США считают, что в будущей Америке 20% высокообразованных профессионалов, зарабатывающих от 75 до 500 тысяч долларов в год, будут выполнять заказы сверхбогатых, в то время как остальные 80%, имеющие сейчас доход порядка 30 тысяч долларов в год, будут выполнять всю грязную работу и наблюдать, как год за годом снижается их жизненный уровень2.
В новом немецком бестселлере «The Global Trap» («Глобальная ловушка»)3 также обыгрывается идея о том, что безудержное усугубление неравенства приведет к возникновению «общества 20:80», в котором только 20% счастливчиков будут иметь работу. В нем приведены мнения, которые прозвучали на проходившей в Сан-Франциско в 1995 году конференции с участием 500 ведущих политиков, генеральных директоров и научных сотрудников, и сделано заключение, что глобальная рыночная экономика будет страдать от массовой безработицы:
В следующем веке для обеспечения функционирования мировой экономики будет достаточно всего 20% населения в трудоспособном возрасте. «Больше людских ресурсов просто не понадобится», — утверждает промышленный магнат Вашингтон СайСип. Одной пятой части всех тех, кто желает получить работу, хватит для того, чтобы произвести все товары и высококачественные услуги, необходимые мировому рынку. Эти 20% смогут активно участвовать в жизни, работать и отдыхать... А остальные? Те 80% людей, которые хотят трудиться, но не могут найти работу? Возникнет новый общественный строй, при котором, по словам экспертов, в богатых странах не будет среднего класса. И вряд ли можно не согласиться с этим.
Я с пониманием отношусь к такому прогнозу, который может показаться слишком уж нереальным. В недавно вышедшей нашей совместной с Яном Годденом книге «Управление без управления»4 мы посвятили целую главу проблеме безработицы среди административных служащих, где сделали следующее замечание:
Корпорация эпохи постменеджмента будет нуждаться в намного меньшем количестве сотрудников из-за 50% сокращения в течение 10 лет количества административной, канцелярской и другой работы, связанной с управлением и обслуживанием. Если бы все фирмы частного сектора в стране стали такими корпорациями, то это привело бы, при отсутствии каких-либо компенсирующих факторов, к сокращению общей занятости на 15—20%. В США безработица увеличилась бы с ее настоящего уровня в 6% до 25%, причем большее число безработных составили бы управленцы.
Давайте резюмируем доводы стороны, пророчащей ужасное будущее в связи с Принципом 80/20 и обществом 20:80. Как обнаружил Вильфредо Парето, социальное неравенство всегда и везде было ярко выраженной чертой общества. В XX веке были предприняты попытки его преодоления путем постепенного перераспределения доходов с помощью налогов и системы социального обеспечения. Однако по мере того как глобальные рынки восстанавливали мощь, которую они имели в XIX веке, преобладающие схемы неравенства в обществе возвращались. Чем сильнее становятся глобальные рынки, тем большим становится неравенство. Чем большей становится производительность бизнеса, тем меньшее количество работающих ему требуется. Поэтому свободные глобальные рынки несут нам две крупных и взаимосвязанных проблемы: массовую безработицу, в том числе среднего класса, который исторически имел определенную защищенность, и социальное неравенство, которое разделяет 20% самых обеспеченных и 80% наименее обеспеченных людей.
Те, кто пророчат бедствия, разделились на два лагеря: на пессимистов и революционеров. Пессимисты, или фаталисты, доказывают, что тенденция неизбежна и остановить ее практически невозможно. Однако большинство тех, кто поднимает проблему растущего социального неравенства — революционеры. Для того чтобы нарушить схему 80/20, должно быть что-то сделано, утверждают они. Наиболее последовательно эта точка зрения изложена немецкими авторами «The Global Trap». Они считают, что глобализация приносит больше вреда, чем пользы, поэтому ее необходимо остановить: «Глобализация не является законом природы. Пришло время положить конец вселенской бесцельности».