Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоремы 2 страница




Ѕлагодар€ ассоциации, например, зеленый цвет напоминает о зелени леса и луга, звон колокола или звук органа веет пред≠ставлением о выходе в церковь и о богослужении. Ѕлагодар€ этим ассоциаци€м к чистому ощущению как бы пристает что-то из чувственного тона, сопровождающего соответственные сложные представлени€. (...)

ƒалее, во многих отношени€х важное ассоциативное усиление чувств может возникать и благодар€ непосредственному родству самих чувственных тонов различных ощущений. (...) Ќапример, нам кажетс€, что низкие тона соответствуют темным цветам и черному, высокие тона Ч светлым цветам и белому. –езкий звук, например, звук трубы и цвета из возбуждающего р€да Ч желтый и светло-красный Ч соответствуют друг другу, точно так же, как глухой тембр соответствует спокойному синему цвету. ѕодобные же сравнени€ между низшими и высшими внешними чувствами ƒелаем мы и тогда, когда различаем теплый и холодный цвет, или говорим: Ђ.резкий звукї и Ђнасыщенный цветї и т. д. ¬се

SS


подобные аналоги, веро€тно, основываютс€ исключительно на родстве простых чувств, лежащих в основе их. ≈сли рас≠сматривать низкий тон как чистое ощущение, вр€д ли он имеет какую-нибудь св€зь с темным цветом, но обоим им присущ одинако≠вый серьезный чувственный тон; это сходство мы переносим и на самые ощущени€, которые представл€ютс€ нам тоже родственными друг с другом. (...)

ќбщие свойства св€занных с представлени€ми чувств

ѕодобно тому как ощущени€ никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождени€ разнообразнейших по содер≠жанию представлений, так же точно и св€занный всегда с ощуще≠ни€ми субъективный элемент душевной жизни Ч чувство, свойствен нам, говор€ вообще, исключительно в форме сложных образований более или менее запутанного состава. ѕри этом он про€вл€етс€ или в виде непосредственных соединений между одновременно воз≠никающими простыми чувствами, и тогда мы обозначаем его именем сложных чувств; или же дл€ своего про€влени€ он требует извест≠ного, более или менее длительного промежутка времени, и тогда в зависимости от тех или иных условий его течени€ во времени будет называтьс€ или аффектами, или волевыми актами. (...)

ќщущени€ и простые чувства представл€ют собой объективные и субъективные элементы одного и того же еосто€ни€ сознани€, в действительности оказывающегос€ всюду нераздельно единым;

исход€ из этого мы должны признать взаимную св€зь также и между представлени€ми и относ€щимис€ к ним чувствами, тем более, что последние всегда €вл€ютс€ суммированными чувствами в вышеустановленном нами смысле, аналогично тому, как пред≠ставлени€ оказываютс€ продуктом сли€ни€ ощущений, на которые они и могут быть разложены. (...)

ѕри этом особое значение имеет одна особенность этих сли€ний чувств: веро€тно, под вли€нием принципа единства душевного сос≠то€ни€ варьирующие эмоциональные элементы могут подавл€ть прочие составные части того же суммированного чувства и таким образом оказывать господствующее вли€ние на все состо€ние чувства, если этому благопри€тствуют также еще и услови€, ле≠жащие вне самого представлени€. Ётими соотношени€ми объ€сн€≠етс€ факт, который имеет величайшее значение дл€ всей жизни чувства с ее про€влени€ми в форме аффектов и волевых процессов;

кратко мы можем его обозначить как несоответствие между пред≠ставлением и св€занным с ним чувством. Ёто несовпадение резче всего про€вл€етс€ в том, что при некоторых обсто€тельствах св€≠занное с представлением чувство может достигнуть такой интен≠сивности, котора€ не стоит ни в каком отношении к интенсивности элементов ощущени€ и апперцепции или к €сности представлени€. ќбратную сторону этого несоответстви€ в положительном смысле представл€ют те €влени€, которые соответствуют приближению

чувств к точке безразличи€ посто€нной их величины.... Ёто дво€ка€ форма разлада между представлением и чувством может, кроме того, про€вл€тьс€ еще и таким образом, что они достигают вос≠при€ти€ не одновременно, а во временной последовательности; при этом или чувство предшествует объективному представлению, с которым оно св€зано, или же наоборот. (...) ѕо€вление предшест≠вующего во времени чувственного тона очень часто св€зываетс€ с перевесом эмоциональных элементов в комплексе представлений;

между тем предшествование объективного содержани€ представ≠лени€ во всех случа€х наблюдаетс€ тогда, когда чувственный тон представлени€ оказываетс€ слабым, приближающимс€ к порогу безразличи€. (...)

ѕодтверждение этому находим в том важном различии, которое наблюдаетс€ между чувственными представлени€ми, возникающими под вли€нием внешних раздражении, и между представлени€ми, воспроизведенными пам€тью. (...) ѕри непосредственных чувствен≠ных представлени€х вход€щие в них элементы чувства обыкновенно следуют за объективными впечатлени€ми, между тем как при вос≠произведенных представлени€х наоборот Ч они со столь же пра≠вильной закономерностью идут впереди. » в действительности при вызванных внешними раздражител€ми чувственных воспри€ти€х последовательность Ђпредставление 'ХЧ чувствої оказываетс€ на≠столько посто€нной, что она бесконечное число раз могла быть подтверждена простым самонаблюдением. Ќе менее нагл€дно об≠наруживаетс€ эта последовательность при так называемых Ђопытах с ассоциаци€миї. (...) ѕри этом в огромном большинстве случаев в результате оказываетс€, что сперва воспринимаетс€ представление в смысле его объективного содержани€ и только вслед за ним, нередко по истечении вполне заметного промежутка времени, высту≠пает в сознании чувственный тон его. ќсобенно посто€нно это имеет место тогда, когда чувственный тон представлени€ оказы≠ваетс€ слабым, причем непосредственно граничит с этим тот случай, когда чувственный тон вообще делаетс€ равным нулю. (...) ¬месте с тем и именно при очень слабых чувственных раздражени€х на≠блюдали иногда противоположные факты, которые можно объ€снить исключительно лишь апперцепцией чувственного тона данного пред≠ставлени€, идущей впереди апперцепции самого представлени€. ¬ этом можно убедитьс€ при помощи тех впечатлений, особенно из области чувства ос€зани€, обон€ни€ и вкуса, которые при сильной интенсивности способны вызвать €сное чувство неудовольст≠ви€; если вз€ть их в слабой степени, то в этом случае они воз≠буд€т все же общее непри€тное настроение, несмотр€ на то что объективное содержание их представлений совершенно не достиг≠нет апперцепции вследствие сосредоточени€ внимани€ на других впечатлени€х. (...)

≈сли при впечатлени€х, вызванных внешними раздражени€ми, последовательность Ђпредставление Ч чувствої может, несмотр€ на ”пом€нутые исключени€, быть рассматриваема как норма в том смысле, что при возбуждени€х ощущений и чувств умеренной силы


она наступает с известной регул€рностью, то при воспроизведенных представлени€х, наоборот, противоположный пор€док: Ђчувство Ч представлениеї оказываетс€ преобладающим. “акже и здесь целый р€д неопровержимых доказательств мы можем почерпнуть оп€ть-таки из опытов с ассоциаци€ми. (...) “ак было, например, в том случае, когда у одного из наблюдателей при слове Ђсуждениеї сначала по€вл€лось неопределенное, но живое радостное чувство и лишь затем вслед за ним выступало общее представление извест≠ной логической теории суждени€, одобр€емой наблюдателем, кото≠рое и €вл€лось дл€ этого чувства мотивирующим содержанием представлени€. »ли в другом случае наблюдатель при слове Ђбезднаї €сно замечал у себ€ прежде всего чувство эстетического неудовольстви€, а вслед за этим у него возникло как образ воспо≠минани€ представление недавно виденной неудачной картины, на которой была изображена бездна, и т. д. (...)

¬ыше было показано, что вообще чувство есть реакци€ цент≠ральных функций сознани€, т. е. апперцепции, на отдельные пере≠живани€ в сфере сознани€. (...) ѕри некоторой средней величине возбудимости чувств мы можем в общем допустить, что субъективна€ реакци€ следует за апперцепцией представлени€ настолько близко что оба акта во времени сливаютс€ дл€ нас в один. Ќо известно что, прежде чем получить возможность быть апперцепированным вс€кое объективное содержание представлени€, будет ли последне-зависеть от внешних впечатлений или слагатьс€ главным образом из воспроизведенных элементов, всегда должно быть сперва пер цепировано, т. е. вообще вступить в сознание, вследствие же этого при представлени€х, сравнительно сильно окрашенных, или при необычной возбудимости чувств, легко может случитьс€, что объек≠тивные элементы комплекса еще не успеют апперцепироватьс€, в то врем€ как апперцептивна€ реакци€ на него уже произойдет совер≠шенно €вственно; вслед за этим могут €витьс€ задерживающие моменты, которые мимолетно или длительно помешают апперцепции самого представлени€, и тогда в результате этого возникнут те многоразличные €влени€, которые мы видим при некоторых, по видимому, беспричинных настроени€х, при неопределенных воспо минани€х, при припоминании ускользающего из пам€ти и т. п. (..

јффекты

јффекты занимают среднее место: с одной стороны, они со< тавл€ютс€ из чувств, а с другой, при известных услови€х, nept ход€т в волевые процессы. ќт обыкновенных чувств аффекты о личаютс€, впрочем, не только тем, что соедин€ют смен€ющиеї:

чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувст)  роме того, сильные чувства и аффекты так тесно св€заны межд собой, что каждое значительное усиление чувства ведет к аффект ћожет случитьс€, что аффект, вызванный интенсивным возбужд< нием чувств, переходит в более слабые чувства. ѕодобные аффекп отличающиес€ сравнительно небольшой силой составл€ющих и чувств, обыкновенно называют настроени€ми. (...)

S8

јффектам можно дать следующее определение: это формы тече≠ни€ чувств, которые св€заны с изменени€ми в течении и соединени€х представлений, причем эти изменени€ благодар€ св€занным с ними чувствам, в свою очередь усиливают аффекты.  аждое более сильное чувство ведет к аффекту, причем первоначальное чувство переходит в другое; и течение этих чувств, благодар€ тесной св€зи между субъективным и объективным содержанием нашего сознани€, св€≠зано с соответствующим течением представлений.

Ёти качества аффекта в сущности неизменны, какое бы ни было их содержание. —ледовательно, аффект не имеет собственной качественной окраски, последн€€ всецело принадлежит чувствам, которые составл€ют содержание аффекта. Ётим объ€сн€етс€, что сильные аффекты, в особенности в начальной стадии, субъективно очень похожи между собой. »спуг, удивление, сильна€ радость, гнев сходны в том, что все представлени€ исчезают, кроме того одного, которое €вл€етс€ носителем чувства и совершенно заполн€ет всю душу. “олько при дальнейшем развитии отдельные составные части выступают €снее. » тогда, после первой задержки, происходит наплыв множества представлений, которые наход€тс€ в св€зи с впечатлением, вызывавшим аффект, или же в сознании могут утвер≠дитьс€ те представлени€, которые с самого начала вызвали аффект. јффекты, сопровождающиес€ наплывом представлений, обыкно≠венно встречаютс€ при радостном возбуждении сознани€. (...)

¬ нашей речи имеютс€ различные словесные обозначени€ аффек≠тов. ќднако эти наименовани€, подобно названи€м чувств, обозна≠чают не какие-либо индивидуальные процессы, а имеют смысл родовых пон€тий, каждое из которых обнимает значительное число отдельных душевных волнений, отмеченных известными общими признаками. “акие аффекты, как радость, надежда, печаль, гнев и т. д., не только сопровождаютс€ в каждом отдельном случае своеобразными представлени€ми, но и состав чувств, и даже ха≠рактер течени€ чувств могут в каждом отдельном случае принимать самые различные формы. (...) —ледовательно, общие словесные наименовани€ аффектов могут иметь в лучшем случае то значение, что они обнимают известные типичные формы течени€ чувств родст≠венного содержани€. (...)

≈сли... за основание дл€ различени€ форм течени€ аффектов прин€ть прилив и отлив чувств, то получаютс€ две противоположные основные формы аффектов, аффекты Ђвозбуждающиеї и Ђугнетаю≠щиеї. (...) ≈сли на оси абсцисс откладывать врем€, а на оси орди≠нат Ч интенсивность чувств, то одна из основных форм, а именно возбуждающа€ или стеническа€, могла бы быть изображена поло≠жительной кривой, т. е. кривой, проход€щей над абсциссой, а друга€, угнетающа€ или астеническа€ форма Ч отрицательной кри≠вой, т. е. кривой, проход€щей под абсциссой.

ѕри таком предположении кажда€ из двух противоположных основных форм будет иметь два существенно различных типа форм течени€: тип быстро возрастающего и медленно спадающего и тип медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающего аф-


фекта. –ис. 4, Ћ и и изображают два типа стенической формы:

типы астенической формы были бы совершенно подобны, с той только разницей, что крива€ на≠ходилась бы ниже абсциссы. “ип ј, а также и подобный ему отри≠цательный тип соответствует всем аффектам, которые происход€т от внезапного воспри€ти€ извне: это, следовательно, сама€ обыкновен≠на€ форма аффекта, особенно аф≠фектов воспри€ти€, которые воз≠никают, например, при виде ка≠кого-нибудь предмета или при по≠лучении извести€. —юда же сле≠дует отнести и гнев и испуг, причем

первый возбуждающего, а второй угнетающего характера. “ип ¬ соответствует аффектам, похожим на настроени€, которые выраста≠ют понемногу из внутренних мотивов, особенно из размышлений с сопровождающими их чувствами. Ёти аффекты Ч удовольствие, надежда или при отрицательной кривой Ч забота, горе, печаль. ≈сли аффект длитс€ более продолжительное врем€, то эти простые формы течени€ осложн€ютс€, так что получаетс€ не одно св€зное движение вверх и вниз, а возобновл€ющеес€ несколько раз или даже перемещающеес€ движение аффекта, а в некоторых случа€х даже движение, колеблющеес€ между двум€ противоположными настроени€ми. ¬озобновл€ющийс€ тип изображен при помощи кривой —. (...)  олеблющиес€ аффекты, переход€щие от возбуж≠дени€ к угнетению и обратно, принадлежащие к типу D, бывают основаны или на причинах, специально вызывающих аффекты, или

–ис. 4

–ис. 5. —хематическое тече ние аффекта удовольстви€:

Ђрадостьї

–ис. 6. —хематическое тече≠ние аффекта неудовольстви€:

Ђгневї

же на особенном расположении души. ≈сли аффект вызываетс€ воспри€тием извне, то колеблюща€с€ форма может быть вызвана впечатлени€ми, которые сначала производ€т сравнительно безраз≠личные аффекты, которые, однако, легко могут развитьс€ и в одну и в другую сторону. Ёто наблюдаетс€, например, при переходе ожидани€ в надежду, страх или заботу. (...)

«адача точного психологического анализа аффектов состо€ла бы в том, чтобы в смысле схемы, изображенной на рис. 2, разо≠брать типическое течение определенной формы аффекта, разложив его по трем главным факторам чувства. (...) ѕон€тно, что в насто€≠щее врем€, когда только лишь приступили к анализу чувств, не только о полном, но даже и о приблизительном исполнении этой задачи не может быть и речи. ¬ виде схематических примеров добытого самонаблюдением анализа аффекта приводим чертежи, изображающие течение двух аффектов: одного Ч удовольстви€, а другого Ч неудовольстви€. ¬ыбираем особенно типический случай аффекта Ђрадостиї, вызванного внезапными, но не длительными впечатлени€ми, и параллельно течение аффекта Ђгневаї, вызван≠ного также внезапным впечатлением (рис. 5 и 6). «начение кривых, после того что сказано раньше (см. рис. 2), не требует дальнейшего разъ€снени€. (...)

¬олевые процессы

 аждый аффект представл€ет собой св€зное преемство чувств, отмеченное характером цельности. “акой процесс может иметь дво€кий исход. »ли аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски гечению чувств Ч такие душевные волнени€, замирающие без какого-нибудь окончательного результата, образуют класс подлин≠ных аффектов... »ли же аффект завершаетс€ тем, что состав пред≠ставлени€ и чувства внезапно измен€етс€, и это ведет к непосредст≠венному прекращению аффекта. “акие изменени€ общего состо€ни€ представлений и чувств, подготовл€емые каким-нибудь аффектом и мгновенно прекращающие его, мы называем волевыми действи€ми. јффект сам по себе вместе с этим проистекающим из него конеч≠ным действием есть волевой процесс.

¬олевой процесс примыкает, следовательно, к аффекту, подобно тому как аффект к чувству: как процесс, сто€щий на более высокой ступени. ¬олевое действие представл€ет собой лишь одну опре≠деленную часть этого процесса, именно ту стадию, котора€ сос≠тавл€ет характерное отличие его от аффекта. (...)

ѕримитивные волевые процессы возникают, по всем веро€ти€м, всегда под вли€нием чувств неудовольстви€, вызывающих различ≠ные внешние двигательные реакции, в результате которых по€вл€≠ютс€ контрастирующие чувства удовольстви€, как их следствие. —хватывание пищи дл€ утолени€ голода, борьба с врагом дл€ ”довлетворени€ чувства мести Ч таковы первичные волевые про-„ессы подобного рода. јффекты, возникающие из физических ^вств, а также и более распространенные социальные аффекты, ^пример любовь, ненависть, гнев, месть, €вл€ютс€ таким образом


первичными источниками воли, общими человеку с животными. ¬олевой процесс отличаетс€ здесь от аффекта тем, что к аффекту непосредственно примыкает известное внешнее действие, вызываю≠щее своими результатами чувства, которые благодар€ контрасту по отношению к чувствам, вход€щим в состав аффекта, приоста≠навливают самый аффект. (...)

Ќет такого чувства и такого аффекта, которые не подготов≠л€ли бы так или иначе какое-нибудь волевое действие или по крайней мере не могли бы принимать участи€ в таком подготов-лении их. ¬с€кие, даже сравнительно безразличные, чувства содер≠жат в себе в некоторой степени стремление или противодействие, направленное иногда лишь на поддержание или устранение душев≠ного состо€ни€ данного момента. ≈сли поэтому волевой процесс представл€ет собой наиболее слбжную форму душевных волнений, котора€ предполагает в качестве своих элементов наличность чувств и аффектов, то, с другой стороны, не следует также упускать из вида, что, хот€ в отдельных случа€х и встречаютс€ чувства, которые не объедин€ютс€ в какие-либо аффекты, и аффекты, которые не заканчиваютс€ какими-нибудь волевыми действи€ми, однако в общей св€зи психических процессов эти три ступени взаимно обу≠словливают друг друга, образу€ взаимно св€занные члены одного и того же процесса, который достигает высшей ступени своего развити€ в форме волевого процесса. ¬ этом смысле чувство может быть рассматриваемо как начало волевого действи€ с тем же правом, как и, наоборот, вол€ может рассматриватьс€ как сложный процесс чувства, а аффект Ч как переходна€ ступень между тем и другим.

¬ аффекте, завершающемс€ каким-нибудь волевым действием, отдельные чувства, вход€щие в состав его, имеют обыкновенно различное значение и смысл; некоторые из этих чувств вмесю со св€занными с ними представлени€ми выдел€ютс€ из числа прочих как те, которые предпочтительно подготовл€ют волевой акт. Ёти св€зи представлени€ и чувства, непосредственно подготовл€ющие по нашему субъективному воспри€тию какое-нибудь действие, назы ваютс€ обыкновенно волевыми мотивами. Ќо вс€кий мотив расчле≠н€етс€, в свою очередь, на элемент представлени€ и элемент чувств,!, из которых первый можно назвать основанием, а второй Ч побу≠дительной причиной воли.  огда хищное животное схватывает свою добычу, то основанием служит вид добычи, а побудительной причиной может быть непри€тное чувство голода или родова€ ненависть, вызываема€ видом добычи. ќснованием преступною убийства могут быть присвоение чужих денег, устранение врат и т. п., а побудительными причинами Ч чувство недостатка, нен;г висть, месть, зависть и т. п. (...)

ѕростейший случай волевого процесса мы имеем тогда, копу в каком-нибудь аффекте подход€щего строени€ отдельное чув ство с сопровождающим его представлением получает значение мотива и завершает процесс соответствующим ему внешним двн жением. “акие волевые процессы, определ€емые одним мотивом

можно назвать простыми волевыми процессами. ƒвижени€, кото≠рыми они заканчиваютс€, называютс€ также импульсивными дейст≠ви€ми. (...)

≈сли в каком-нибудь аффекте несколько чувств и представ≠лений стрем€тс€ вызвать внешнее действие и если эти элементы аффекта, получившие значение мотивов, влекут одновременно к различным внешним окончательным действи€м, отчасти родствен≠ным друг другу, отчасти противоположным, из простого волевого действи€ получаетс€ сложное. ¬ отличие от простых волевых дейст≠вий или импульсивных мы будем называть этот сложный волевой акт произвольным действием. (...)

ѕроизвольные действи€ отличаютс€ тем, что здесь... решающий мотив постепенно выдел€етс€ из нескольких мотивов, различных и противодействующих друг другу, существующих нар€ду друг с другом.  огда борьба таких противодействующих мотивов пред≠шествует действию и отчетливо воспринимаетс€ нами, мы назы≠ваем произвольное действие специально актом выбора, а пред≠вар€ющий его процессЧ процессом выбора. (...)

≈сли начальна€ стади€ волевого процесса не отличаетс€ опре≠деленным образом от обычного течени€ аффекта, то эти конечные стадии отличаютс€ от аффекта вполне характерными свойствами. Ёти стадии отмечены сопутствующими чувствами, встречающимис€ только в волевых процессах и поэтому справедливо причисл€е≠мыми к специфически своеобразным элементам воли.   таким чувст≠вам относ€тс€ прежде всего чувства простого и обдуманного реше≠ни€, причем последнее отличаетс€ от первого лишь своей большей интенсивностью. ќни относ€тс€ к разр€ду чувств возбуждени€ и разрешени€ и сочетаютс€ в зависимости от тех или иных обсто€≠тельств с удовольствием или неудовольствием. —равнительно боль≠ша€ сила чувства обдуманного решени€ объ€сн€етс€, веро€тно, его контрастом по отношению к предшествующему чувству сомнени€, сопровождающему колебание между различными мотивами. (...)

ѕереход простых волевых действий в сложные сопровождаетс€ целым р€дом дальнейших изменений, имеющих большое значение дл€ развити€ воли. ѕервое из этих изменений состоит в том, что аффекты, которыми ввод€тс€ волевые процессы, все более и более слабеют в своей интенсивности вследствие противодействи€ различных чувств, взаимно задерживающих друг друга; в конце концов волевые действи€ проистекают как будто из такого чувства, которое, по-видимому, совершенно лишено каких-либо элементов аффекта.  онечно, при этом никогда не может быть речи о безу≠словном отсутствии аффекта. ƒл€ того чтобы тот или иной мотив, выступающий в процессе обычного течени€ чувства, мог вызвать простое или обдуманное решение, он должен быть всегда св€зан до известной степени с каким-нибудь аффективным возбуж≠дением. Ќо это возбуждение может быть фактически настолько слабо и преход€ще, что оно ускользает от нашего внимани€... Ёто ослабление аффектов вызываетс€ главным образом теми св€≠з€ми психических процессов, которые мы относим к области интел≠лектуального развити€.


√рот Ќиколай яковлевич (30 апрел€ 1852Ч4 июн€ 1899) Ч русский фило≠соф-идеалист и психолог. ѕрофессор ћосковского университета (с 1886) председатель основанного ћ. ћ. “роиц≠ким в 1885 г. ћосковского психологи ческого общества, первый редактор журнала Ђ¬опросы философии и психо≠логииї (с 1889).

». я. √рот прошел сложный путь эволю≠ции от позитивистского отрицани€ фи≠лософии через зан€ти€ психологией и этикой к попытке построени€ собствен≠ной спиритуалистической метафизики, в основе которой лежала особа€ форма дуализма. ¬ рамках этой философии Ќ. я. √рот пыталс€ в противовес гос≠подствовавшей в его врем€ в –оссии метафизической психологии обосновать возможность новой, опытной психоло≠гии (см.: ∆изненные задачи психоло≠гии. Ч ¬опросы философии и психоло≠гии, 1890, кн. 4; ќсновани€ экспери≠ментальной психологии. ћ., 1896).

¬ качестве основной единицы анали душевной жизни Ќ. я. √рот рассм;;

ривал так называемый Ђпсихическ оборотї, который слагаетс€ из четыр основных моментов: ощущени€, чув1 вовани€, умственной переработки и i левого решени€, переход€щего в дей| вие. „увствовани€, по Ќ. я. √роту, пр(ставл€ют собой результат субъективн оценки ощущений и соответствуют в-i рому моменту Ђоборотаї. —очинени€: —новидени€ как прс;

мет научного анализа.  иев, 1878; ќтн,' шение философии к науке и искусств.  иев, 1883;   вопросу о реформе логики Ћейпциг, 1882; ќсновные моменты :, развитии новой философии. ћ., \&';11. ƒжордано Ѕруно и пантеизм. Ч ќде.. са, 1895; ќчерк философии ѕлато.;,;

ћ., 1896; ‘илософи€- и ее общие Х'Д. дачи. —пб., 1904.

Ћитература: Ќиколай яковлева ч √рот... —пб., 1911.

Ќ. √рот

ѕ—»’ќЋќ√»я „”¬—“¬ќ¬јЌ»…'

«начение чувствований в р€ду психических €влений

“ермин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, но зато и всю совокупность €влений удовольстви€ и стра≠дани€, т. е. все те пассивные психические состо€ни€, которьг. можно рассматривать как продукт субъективной оценки действуй' щих на нервную систему раздражении, какой бы источник они ни имели Ч внешний или внутренний.

√рот Ќ. ѕсихологи€ чувствований в ее истории и главных основах. —п" 1879Ч1880, с. 418Ч464, 481Ч497. ¬оспроизводимый здесь текст знакомит, причс со значительными сокращени€ми, лишь с программной частью фундаментально;

исследовани€ Ќ. √рота и не охватывает разделов, в которых сформулировалиь в ней общие принципы и законы Ђосложнени€ї чувствований используютс€ д.''" объ€снени€ конкретных эмоциональных €влений.

’от€ многие из современных психологов, как мы видели, дают именно такой объем разбираемому термину, но мотивировать свое определение одними обыча€ми предшественников мы конечно не вправе, ибо мы могли также убедитьс€, что некоторые другие психологи и в насто€щее врем€ дают тому же термину иное значе≠ние, Ч то более широкое, то более узкое. —тало быть, мы об€за≠ны сами доказать, что данное нами определение наиболее пра≠вильно. (...)

√лавна€ особенность психологической терминологии сравнитель≠но с терминологи€ми других наук заключаетс€ в том, что она должна предшествовать вс€кому описанию и анализу частных €влений. (...) «десь нет средств применить нагл€дный или демон≠стративный метод, ибо никакой фигурой нельз€ изобразить тех процессов, которые совершаютс€ в сознании, а тем менее возможно непосредственно демонстрировать эти последние. (...)

Ќо в таком случае неизбежно также признание, что единст≠венным пр€мым источником дл€ установлени€ этой терминологии может быть только внутренний опыт, представл€ющий, однако, слишком шаткие основани€ дл€ научного решени€ задачи. ¬ этих двух положени€х, очевидно, заключаетс€ противоречие, которое не представл€ет, по-видимому, никаких выходов дл€ психолога:

Ђдл€ научного описани€ и анализа психических €влений нужна прочно установленна€ психологическа€ терминологи€, но така€ прочна€ терминологи€ не может быть заимствована из единственно остающегос€ (сверх описани€ и анализа) пр€мого источника разли≠чени€ психических €влений, т. е. из внутреннего наблюдени€, само≠сознани€ї.- ќстаетс€, по-видимому, сложить оружие и признать себ€ побежденным. Ќо такой исход был бы слишком печален, да и неверо€тен Ч пришлось бы предположить, что область психи≠ческих €влений должна быть навсегда исключена из сферы научного исследовани€, а с этим выводом ум человеческий едва ли может смиритьс€. ѕоэтому постараемс€ найти какой-нибудь новый выход из указанного нами противоречи€.

Ќаука учит нас, что если нельз€ пр€мым путем решить какую-нибудь задачу, то надо употребл€ть пути косвенные.  роме того, она же научает нас, что выводы одной науки часто добываютс€ при содействии другой. (...) ¬ общих различени€х своих психологи€ ƒолжна опиратьс€ не на физиологию, а на биологию, т. е. на общую науку о жизни и ее развита, так как психическа€ жизнь несомненно составл€ет только частную область целой жизни орга≠низма. (...) ƒл€ нас, впрочем, помощь биологии необходима лишь в весьма скромных размерах. ƒостаточно будет заимствовать из нее общее определение жизни, чтобы затем из этого определени€ вывести определение психической жизни и ее элементов. (...)

ќднако, приступа€ к выполнению подобной задачи, мы прежде всего должны изменить постановку вопроса. ѕервоначальной целью Ќашей было определить, какое значение всего правильнее давать ^рмину Ђчувствованийї. ѕр€мо ответить на этот вопрос биологи€, Хконечно, не в состо€нии, ибо своим общим учением о жизни она

^«ак. 1355 65


может вы€снить характер составных элементов психической жизни только в отношении их к целому и в св€зи друг с другом, а цр порознь. ¬следствие этого терминологи€ вообще отступает на вто≠рой план и на первый план выступает классификаци€ Ч наимено вание должно подчинитьс€ распределению. (...) —ледовательно если мы, пользу^ь обобщени€ми биологии, сделаем естественное распределение элементов психической де€тельности и основани€ дл€ установлени€ смысла важнейших терминов заимствуем из этсщ, естественного распределени€, то мы выполним по отношению ^ психологии таку10 задачу, решение которой составл€ет главнпн залог успешного развити€ каждой науки. (...)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

2037 - | 1850 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.045 с.