Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоремы 1 страница




1. “елесные состо€ни€ или образы вещей располагаютс€ в теле точно в таком же пор€дке и св€зи, в каком в душе располагаютс€ представлени€ и идеи вещей.

2. ≈сли мы отделим душевное движение, т. е. аффект, от пред≠ставлени€ внешней причины и соединим его с другими представле≠ни€ми, то любовь или ненависть к этой внешней причине, равно как и душевные волнени€, возникающие из этих аффектов, уничто≠жатс€.

3. јффект, составл€ющий пассивное состо€ние, перестает быть им, как скоро мы образуем €сную и отчетливую идею его.

4. Ќет ни одного телесного состо€ни€, о котором мы не мог≠ли бы составить €сного и отчетливого представлени€.

5. јффект к вещи, которую мы воображаем просто и не как необходимую, возможную или случайную, при прочих услови€х равных, бывает самым сильным из всех аффектов.

6. ѕоскольку душа познает вещи как необходимые, она имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них.

7. јффекты, возникающие или возбуждающиес€ из разума, если обращать внимание на врем€, сильнее, чем те, которые относ€тс€ к единичным вещам, по нашему воображению не существующим в наличности.

8. „ем большим стечением причин возбуждаетс€ какой-либо аффект, тем он сильнее.

9. јффект, относ€щийс€ ко многим различным причинам, созер≠цаемым душой вместе с этим аффектом, менее вреден, и мы менее страдаем от него и питаем меньший аффект к каждой отдельной

его причин, чем в случае какого-либо другого аффекта, оди≠накового с ним по величине, но относ€щегос€ только к одной причине или меньшему числу их.

^0. ѕока мы не волнуемс€ аффектами, противными нашей при-родеД до тех пор мы сохран€ем способность приводить состо€ни€ тела ¬ пор€док и св€зь сообразно с пор€дком разума.

—холи€. Ѕлагодар€ этой способности приводить состо€ни€ тела в правильный пор€док и св€зь мы можем достигнуть того, что нелегко будем поддаватьс€ дурным аффектам. »бо (по т. 7) дл€ того, чтобы воспреп€тствовать аффекгам, приведенным в пор€док и св€зь сообразно с пор€дком разума, требуетс€ больша€ сила, чем дл€ аффектов неопределенных и беспор€дочных. “аким обра≠зом, самое лучшее, что мы можем сделать, пока еще не имеем совершенного познани€ наших аффектов, это прин€ть правильный 'образ жизни или твердые начала дл€ нее, всегда помнить о них и посто€нно примен€ть их в единичных случа€х, часто встречаю≠щихс€ в жизни, дабы таким образом они широко действовали на наше воображение и всегда были у нас наготове. “ак, например, в числе правил жизни мы поставили... побеждать ненависть лю≠бовью и великодушием, а не отплачивать за нее взаимной нена≠вистью. ќднако дл€ того, чтобы это предписание разума всегда иметь перед собой, где только оно потребуетс€, должно часто думать и размышл€ть об обыкновенных обидах людей и о том, каким образом и каким путем всего лучше можно отвратить их от себ€ посредством великодуши€. “аким путем образ обиды мы соединим с воображением такого правила, и... оно будет восставать перед нами всегда, как только нам будет нанесена обида. (...)

11. „ем большему числу вещей относитс€ какой-либо образ, тем он посто€ннее, иными словами Чтем чаще он возникает и тем более владеет душой.

12. ќбразы вещей легче соедин€ютс€ с образами, относ€щимис€ к таким вещам, которые мы познаем €сно и отчетливо, чем с какими-либо другими.

13. „ем с большим числом других образов соединен какой-либо образ, тем чаще он возникает.

14. ƒуша может достигнуть того, что все состо€ни€ тела или образы вещей будут относитьс€ к идее бога.

15. ѕознающий себ€ самого и свои аффекты €сно и отчетливо любит бога, и тем больше, чем больше он познает себ€ и свои аффекты.

20. Ёта любовь к богу не может быть осквернена ни аффектом зависти, ни аффектом ревности, наоборот, она становитс€ тем гор€чее, чем больше других людей, по нашему воображению сое≠динено с богом тем же союзом любви.

—холи€. (...) ¬ сказанном мною € изложил все средства против аффектов, иными словами Ч все, к чему душа €вл€етс€ способной против аффектов, будучи рассматриваема сама по себе. ќтсюда €сно, что способность души к укрощению аффектов состоит:


1) в самом познании аффектов...; 2) в отделении аффекта от пред≠ставлени€ внешней причины, смутно воображаемой нами (см. т. 2 и т. 4); 3) в том, что аффекты, относ€щиес€ к вещам, которые мы познаем, превосход€т по времени те аффекты, которые относ€тс€ к вещам, воспринимаемым нами смутно или искаженно (см. т. 7);

4) в количестве причин, благопри€тствующих аффектам, относ€≠щимс€ к общим свойствам вещей или к богу (см. т. 9 и 11);

5) наконец, в пор€дке и св€зи, в которые душа может привести свои аффекты (см. сх. т. 10 и т. 12, 13 и 14). (...)

“аким образом, из сказанного мы легко можем себе представить, какую силу имеет над аффектом €сное и отчетливое познание. (...)

42. Ѕлаженство не есть награда за добродетель, но сама доб≠родетель; и мы наслаждаемс€ им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемс€ им, мы в состо€нии обуздывать свои страсти.

—холи€. “аким образом, € изложил все, что предполагал сказать относительно способности души к укрощению аффектов и о ее свободе. »з сказанного становитс€ €сно, насколько мудрый сильнее и могущественнее невежды, действующего единственно под вли€нием страсти. »бо невежда, не говор€ уже о том, что находитс€ под самым разнообразным действием внешних причин и никогда не обладает истинным душевным удовлетворением, живет, кроме того, как бы не зна€ себ€ самого, бога и вещей, и, как только перестает страдать, перестает и существовать. Ќаоборот, мудрый как таковой едва ли подвергаетс€ какому-либо душевному волнению; познава€ с некоторой вечной необходимостью себ€ самого, бога и вещи, он никогда не прекращает своего существовани€, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением. ≈сли же путь, который, как € показал, ведет к этому, и кажетс€ весьма трудным, однако все же его можно найти. ƒа он и должен быть трудным, ибо его так редко наход€т. ¬ самом деле, если бы спасение было у всех под руками и могло бы быть найдено без особенного труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Ќо все прекрасное так же трудно, как и редко.

¬ундт (Wundt) ¬ильгельм (16 августа 1832 Ч 31 августа 1920) Ч немецкий философ и психолог, один из основа≠телей экспериментальной психологии. — 1875 г. Ч профессор философии в Ћейпциге, где в 1879 г. организовал первую в мире лабораторию экспери≠ментальной психологии.  ак считал ¬ундт, реализаци€ основных требова≠ний ко вс€кому научному исследованию в психологии предполагает прежде все≠го смену самого объекта изучени€. ≈сли со времен ƒ. Ћокка в качестве такого объекта признавалс€ исключительно мир Ђвнутреннего опытаї человека (так называемой рефлексии), то ¬ундт пред≠ложил обратитьс€ к анализу всей сферы переживаний, всего Ђнепосредственно≠гої опыта, безразлично внутреннего или ХЌешнего, противопоставл€€ его опыту Ђопосредствованномуї Ч миру предме-гов и идеальных значений, который хот€ 1 открываетс€ человеку Ђпосредствомї;го переживаний, но сам уже €вл€етс€ объектом изучени€ не психологии, а других наук (физики, химии, биологии I т. д.). ƒоступ к сфере непосредствен-юго опыта должно давать, по ¬ундту, Ђправильно поставленноеї самонаблю≠дение, которое становитс€ научным,

“олько будучи включено в эксперимент. ѕоскольку интроспективный экспери≠мент осуществим лишь в отношении Ђнизшихї психологических процессов, ¬ундт вынужден был признать нар€ду с экспериментальной (и физиологичес≠кой) психологией низших психических процессов необходимость существова≠ни€ и совсем иной, описательной и ис≠торической, психологии высших психи≠ческих процессов и образований (так называемой Ђпсихологии народовї), ме≠тодом которой €вл€етс€ анализ про€в≠лений человеческого духа в формах культуры (в €зыке, обыча€х, мифах и т, д.).

—очинени€: Ћекции о душе челове≠ка и животных, 1865Ч1866, 1894; Ётика тт. 1Ч2, 1887--1888; —истема филосо≠фии, 1902; ¬ведение в философию. ћ., 1902; ¬ведение в психологию. ћ., 1912;

≈стествознание и психологи€. —пб., 19!4; ћирова€ катастрофа и немецка€ философи€. —пб., 1922; Logik. ¬., 1880Ч 1883; Volkerpsychologie, Bd. 1Ч10. L., 1900Ч1920.

Ћитература: ∆дан ј. Ќ. ¬иль≠гельм ¬ундт. Ч ¬естн. ћоск. ун-та. —ер. ѕсихологи€, 1979, є 3.

[ѕ—»’ќЋќ√»я ¬ќЋЌ≈Ќ»…']

ƒ”Ў≈¬Ќџ’

√лавные формы и общие свойства психических элементов

√ак как вс€кое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле безуслов-

' “екст составлен из фрагментов двух работ ¬. ¬ундта:

€сихологии, т. 2, гл. XI. с. 351Ч358, 376Ч401, 409Ч413, с. 125Ч144, 246Ч260. —пб., б. г.; ќчерки психологии. ћ., 145Ч146, 155Ч162.

ќсновы физиологической 419Ч431; т. 3, гл. XVI, 1912, с. 25Ч31, 69Ч70,


но простых и шеразложимых составных частей психического р€да/ €влений представл€ют собой порождение анализа и отвлечени€^. ѕодобное отвлечение возможно только благодар€ тому, что эле≠менты св€зываютс€ друг с другом в действительности различным образом. ≈сли элемент а св€зываетс€ в первом случае с №, с, d..., во втором с ft", с1, d1... и т. д., то именно потому, что ни один из элементов №>, &', с, с'... не св€зан посто€нно с а, мы можем отвлекатьс€ от всех них. (...)

Ќепосредственный опыт состоит из двух факторов, объективного содержани€ опыта и испытующего субъекта, и в соответствии с этим мы имеем два рода психических элементов, получаемых в результате психологического анализа. Ёлементы объективного со≠держани€ опыта мы называем элементами ощущени€, или просто ощущени€ми, например, тон, известное ощущение тепла, холода, света и т. д.... —убъективные элементы мы называем элементами чувства, или простыми чувствами. ѕримером таковых могут слу≠жить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обон€ни€, тепла, холода, боли, или чувства, испы≠тываемые нами: при виде предметов, которые нам нрав€тс€ или не нрав€тс€, чувютва при внимании, в момент волевого акта и т. д. (...)

¬ ощущени€х и простых чувствах мы находим и некоторые общие свойства, и некоторые характерные различи€.   общим свойствам относитс€, например, то, что каждому элементу присущи два определени€: качество и интенсивность. ¬с€кое простое ощуще≠ние, вс€кое простое чувство имеют определенное качество, но оно всегда дано бывает в различной силе (интенсивности). ¬ наз≠вани€х психических элементов мы руководствуемс€ исключительно их качествами; так, среди ощущений мы различаем голубой, желтый цвет, тепло, холод и т. п., среди чувств Ч серьезные, веселые, пе≠чальные, мрачные чувства и т. д. Ќапротив, различи€ интенсив≠ности элементов обозначаютс€ нами во всех случа€х одинаковыми обозначени€ми величины, как-то: слабый, сильный, средней силы, очень сильный. (...)

ќщущени€ и чувства... отличаютс€ друг от друга в некоторых существенных свойствах, которые св€заны с тем, что наши (...) чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущени€ Ч к многообразным объектам. (...)

¬се многообразие чистых ощущений распадаетс€ на несколько отделенных друг от друга систем, между элементами которых нет никаких отношений по качеству. ѕоэтому ощущени€, принадле≠жащие к различным системам, называютс€ диспаратными. ¬ этом смысле диспаратны тон и цвет, но также и ощущени€ тепла и давлени€. (...) Ќапротив, все простые чувства образуют одно целое св€зное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправл€€сь от которого нельз€ было бы через р€д промежуточных ступеней и полосу безразличи€ дойти до вс€кого другого чувства. (...)

 ачественное многообразие простых чувств необозримо велико, по-видимому; во вс€ком случае оно более значительно, чем много≠образие ощущений. (...)

\ “ем не менее в пределах этого многообрази€ можно различать несколько главных направлений, простирающихс€ между контра≠стами чувства доминирующего характера. “акие главные направ≠лени€ могут быть поэтому передаваемы каждое с помощью двух обозначений, отмечающих эти контрасты. Ќо при этом каждое такое обозначение следует рассматривать лишь как собирательное выражение, обнимающее множество индивидуально изменчивых чувств.

ќсновные формы чувств

(...) Ќе может быть и сомнени€, что если мы обратимс€ за данными к непосредственному опыту, то перед нами выдел€тс€ в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольстви€ и неудовольстви€. (...) Ќо пусть наблюдатель... попытаетс€ рас≠пространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдени€...; тогда неминуемо выделитс€ перед ним множество душевных состо€ний, которым необходимо приписать характер чувства, но в то же врем€ подогнать под шаблонную схему удо≠вольстви€-неудовольстви€ невозможно. (...)

≈сли € буду смотреть в темном пространстве сперва на бли≠стающий спектрально-чистый красный цвет, а потом на такой же самый голубой цвет, то и тот, и другой охарактеризую, конечно, как в высшей степени радостные впечатлени€, т. е. возбуждающие удовольстви€. » несмотр€ на это, чувства, пробуждаемые во мне ими обоими, будут совершенно различны. (...) Ќаиболее подхо≠д€щими названи€ми дл€ них могут служить выражени€: возбуж≠дение и успокоение; дл€ высших же степеней последнего можно выбрать название подавленность (депресси€). Ёти же чувства, очевидно, обусловливают отчасти и противоположный эмоциональ≠ный характер, свойственный высоким и низким тонам, резким и м€гким тембрам. (...)

Ѕудем, например, умеренно напр€га€ внимание, прислушиватьс€ к ударам медленно отбивающего такт метронома. “огда в проме≠жутке от одного удара до другого по€витс€ и будет становитьс€ все сильнее и сильнее особое состо€ние, которое мы можем назвать чувством напр€жени€ (соответственно причине, чаще всего вызы≠вающей это чувство).  ак только ожидаемый удар ма€тника проз≠вучал, чувство это разрешаетс€ в некоторое противоположное эмоциональное состо€ние. Ѕудем называть последнее чувством разрешени€.  онечно, и то, и другое может соедин€тьс€ с чувст≠вами удовольстви€-неудовольстви€, равно как и с чувствами воз≠буждени€ и успокоени€; но могут они про€вл€тьс€ и без вс€кой субъективно заметной примеси. (...)

ќднако найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элемен≠ты, специфически отличающиес€ от трех выше различенных пар противоположностей, по-видимому, уже нельз€. (...) “аким образом, всю систему чувств можно определить как многообразие трех из≠мерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных


направлени€, исключающих друг друга. Ќаоборот, каждое из шести основных направлений, получающихс€ таким образом, может сосу≠ществовать с чувствами тех двух измерений, к которым само оно не принадлежит. Ќаправлени€ же одного и того же измерени€, разумеетс€, в каждом данном мгновенном эмоциональном состо€нии исключают друг друга. “аким образом, многообразие чувств можно символически изобразить посредством геометрического построени€, данного на рис. 1. (...) ¬ промежутке апс размещены по пор€дку чувства, разложимые на удовольстви€ и возбуждени€, в and чувства, разложимые на удовольствие и успокоение и т. д. ¬ про≠странстве, ограниченном лини€ми па, пс и пе, будут распределены те чувства, которые содержат одновременно удовольствие, воз≠буждение и напр€жение и т. д. (...)

 аждое единичное чувство в непрерывности, изображенной на рис. 1, представлено отдельной точкой. ѕойдем теперь дальше. ќбратим внимание на то обсто€тельство, что кажда€ така€ точка изображает лишь одно мгновенное состо€ние чувства и что это состо€ние никогда или почти никогда не держитс€ долее. Ќапротив того, каждое реальное чувство всегда входит в состав какого-нибудь течени€ чувства, в продолжение которого отдельные компо≠ненты могут претерпевать частью непрерывные, частью внезапные изменени€. »зобразим нагл€дно ход изменени€ чувства в таком течении. ƒл€ этого можно представить каждое отдельное измерение эмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изо≠бражающие их линии. »зменени€м в области каждого отдельного измерени€ будет тогда соответствовать сво€ особа€ крива€. Ћини€ абсцисс при ней будет выражать временные величины, а восхожде≠ние кривой над линией абсцисс и падение ниже ее будет соответ≠ствовать противоположным фазам чувства в пределах одного и того же данного измерени€ (рис. 2). (...)

—войстве простых чувств

ѕростыми чувствами следует называть такие самосто€тельные существующие чувства, которые хот€ и могут вступать в соедине≠ ние с другими элементами сознани€, но сами уже на самосто€≠тельные более простые чувства неразложимы. (...)

≈сли при анализе чувств мы найдем такую составную часть, котора€ возможна только как отдельное определение, как один из признаков чувства, а в качестве реального существующего чувства встретитьс€ не может, то значит здесь дело идет уже не о чувстве, а о свойстве чувств, вроде того как бывает в области ощущений:

интенсивность и качество ощущени€ не есть ощущение, а только его свойство. ќба эти свойства Ч интенсивность и качество Ч суть не≠раздельно друг с другом св€занные определени€ всех простых психических содержаний. ѕрисущи они в действительности и чувству. (...)

 ачественна€ особенность, свойственна€ вс€кому чувству н отличающа€ его от всех прочих чувств, характеризуетс€ тем, что всегда принадлежит к основным эмоциональным формам Ч к удовольствию или неудовольствию, возбуждению или угнетению, напр€жению или разрешению (рис. 1). ќна может входить или в одно их этих измерений, или в два, или во все три. “аким образом, если мы назовем качество и интенсивность основными свойствами чувства, то первое из этих основных свойств, качество, может быть определено более подробно, потому что всегда занимает известный пункт в каком-нибудь месте эмоциональной непрерыв≠ности, построенной по трем измерени€м общих основных эмоцио≠нальных форм.

Ѕудем, в отличие от основных свойств, называть такие опре≠делени€ чувства (по главным его направлени€м) компонентами эмоционального качества. (...)

ѕон€тие Ђчувственный тонї представл€ет в общем краткое обоз≠начение тех простых чувств, которые мы более или менее регул€рно встречаем в св€зи с определенными простыми ощущени€ми. ≈сли мы придадим слову Ђчувственный тонї такой суженный н потому €сный и однозначный смысл, то получим возможность представить проблему изменений интенсивности простых чувств в виде вопроса:

как измен€етс€ чувственный тон ощущени€ при переменах в ин≠тенсивности последнего?

ќб общем ответе даже на этот простой вопрос нечего и думать Ч так неверо€тно сложны и запутаны услови€ эмоциональной жизни. Ќо при одном из вышеразличенных измерений чувства все-таки наблюдателю бросаетс€ в глаза сильна€ св€зь между интенсив≠ностью ощущений и чувственным тоном, хот€ в отдельных случа€х эта св€зь и подвержена значительным колебани€м. я имею здесь в виду чувства удовольстви€ и неудовольстви€. (...)

ћожно нагл€дно изобразить общую зависимость чувственного тона от интенсивности ощущени€ следующим образом (рис. 3). (Х-.) јбсциссы... будут обозначать величины раздражени€ или соот≠ветствующие им абсолютные величины ощущени€. (...)

so

я


–ис. 3

”словимс€, что положительные ординаты над линией абсцисс оз≠начают величины удовольстви€. идущие же вниз, отрицательные выражают величины неудовольст≠ви€. “огда крива€ удовольстви€ начнетс€ у порога ощущени€ а бесконечно малыми величинами удовольстви€ и подыметс€ затем до максимума, достигаемого при определенной средней силе ощу≠щени€. ќт максимума она оп€ть

постепенно понижаетс€ и в пункте е достигает нулевой точки. ѕри дальнейшем же усилении ощущений эта крива€ переходит на отрицательную сторону, что указывает на постепенное возраста≠ние величины неудовольстви€. (...)

ќт качества ощущений всегда зависит и особое специфическое дл€ каждого ощущени€ качество сопровождающего чувственного тона. (...) ќсобенно, по-видимому, это надо иметь в виду по отно≠шению к чувствам возбуждени€ и успокоени€. (...) “ак, красный цвет Ч цвет энергической силы. ѕри значительной силе света ему свойственно возбуждающее чувство больше, чем вс€кому другому цвету.  ак известно, кроваво-красный цвет приводит в раздражение животных и дикарей. ѕри слабой силе света чувственный тон красного ослабл€етс€ до степени серьезного настроени€ и чувства достоинства; еще совершеннее и полнее обнаруживаетс€ этот от≠тенок чувства в пурпурном цвете, где красный переходит в цвета, сопровождающиес€ спокойным настроением, в фиолетовый или голубой. Ќаконец, фиолетовый цвет принимает характер мрачной серьезности и беспокойного страстно-жаждущего настроени€, соот≠ветственно своему родству одновременно с голубым и с красным. Ёти же черты отчасти свойственны уже индиго-синему цвету. (...)

Ќепосредственна€ зависимость между качеством ощущени€ и... компонентами возбуждени€ и успокоени€ выст""ает особенно €рко и отчегливо при звуковых и световых впечатлени€х. Ёто и пон€тно. —войства чувств выражены в этом случае резко и вместе с тем оттенки их разнообразны. Ќо исход€ из этого наблюдени€ нельз€ не заметить, что зависимость эта существует и в остальных об≠ласт€х ощущений. (...) Ќапример, довольно отчетливо выдел€етс€ возбуждающее настроение при впечатлении теплоты и угнетаю≠щее Ч при чувстве холода. Ќа это указывают и метафорические определени€ цветов Ч Ђтеплыйї цвет, Ђхолодныйї цвет, Ч о которых мы говорили раньше. (...) ћожно высказать такой эмпирический закон: если дана кака€-нибудь система ощущений и в ней, как и в системе тонов и цветов, наибольшие качественные различи€ €вл€ютс€ крайними членами постепенного р€да чистых качеств ощущений, то различи€ эти обыкновенно соедин€ютс€ с противо≠положностью чувственных тонов, последние же представл€ют собой какие-нибудь модификации основных форм возбуждени€ и успо≠коени€. ¬еро€тно даже, что самый характер противоположносчи, приобретаемый в таких случа€х различающимис€ ощущени€ми, обусловлен исключительно противоположностью сопровождающих их чувств. ≈сли бы холодное и теплое, высокое и глубокое, белое и черное или даже голубое и желтое даны были нам лишь как чистые ощущени€ и совершенно лишены эмоциональных элементов, то нельз€ было бы, собственно говор€, пон€ть, почему именно должны мы их воспринимать как противоположности.  онечно, они и тогда означали бы различи€, иногда даже и наибольшие. Ќо противоположност€ми их делают только сильные св€занные с ними эмоциональные противоположности, противоположность чувств. (...)

—овершенно иное положение занимает третье измерение чувств Ч напр€жени€ и разрешени€.  онечно, качества ощущений имеют существенное значение и дл€ их возникновени€ Ч точно так же, как дл€ возникновени€ удовольстви€ и неудовольстви€. (...) Ќо при этих компонентах чувства определ€ющую роль играет... их временное течение. (...)

Ёто стоит, очевидно, в св€зи со специфической природой чувства напр€жени€ и разрешени€. (...) „увства напр€жени€ €вл€ютс€ дл€ нас первичными субъективными симптомами гех состо€ний сознани€, которые мы (име€ в виду именно эту их субъективную сторону) называем Ђсосто€ни€ми внимани€ї; психическим же следствием их €вл€етс€ апперцепци€, т. е....Ђвы€снениеї какого-нибудь одного содержани€ сознани€ при одновременном подавле≠нии прочих. (...)

„увства напр€жени€ и разрешени€ занимают постольку отличное от прочих компонентов место, поскольку св€заны с более цент≠ральной частью тех простых процессов сознани€, субъективными дополнени€ми которых €вл€ютс€ простые чувства. ѕрочие компо≠ненты св€заны с интенсивностью и качеством содержаний сознани€, поэтому и измен€ютс€ преимущественно и прежде всего вместе с этими признаками содержаний сознани€. „увства же напр€жени€ и разрешени€ Ч составные 'части апперцепции этих содержаний, они Ч части того фактора внимани€, который необходимо должен привходить в содержание сознани€, чтобы оно было замечено. (...) Ќо апперцепци€ и внимание суть процессы, развивающиес€ во времени, они вместе с тем и измен€ютс€ в определенной времен≠ной последовательности, так как каждое чувство разрешени€ необхо≠димо предполагает предшествовавшее напр€жение, а новое напр€≠жение возникает только на основе предшествовавших разрешений. ѕоэтому данные компоненты чувства тесней св€заны с временным течением процессов сознани€, чем прочие. (...)

—оединение простых чувств

(...) ¬се имеющиес€ в любой данный момент в сознании эле≠менты чувств объедин€ютс€ в одну единую равнодействующую чувства. ѕравда, и одновременные ощущени€ в пределах известной


области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объеди≠н€ютс€ в одно целое. “ак, одновременные звуки объедин€ютс€ в созвучие, одновременные световые впечатлени€ Ч или в одно пред≠метное представление, или же по крайней мере в известное число пространственно св€занных друг с другом представлений объектов. Ќо ос€зательное и зрительное впечатление, видимый предмет и услышанный звук все-таки могут существовать в нашем сознании сравнительно самосто€тельно друг от друга. (...) ќни св€зываютс€ в конце концов друг с другом в единое целое только потому, что каждое из них обыкновенно сопровождаетс€ чувственным тоном известной степени: это подчин€ет их вышеуказанному принципу соединени€ эмоциональных элементов.

ћы будем называть этот принцип принципом единства эмо≠ционального состо€ни€. —огласно с ним нет в сознании двух одно≠временных представлений, хот€ самых диспаратных и независи≠мых друг от друга, эмоциональные элементы которых не объеди≠н€лись бы в одно равнодействующее чувство. Ќетрудно видеть, что этот принцип единства эмоционального состо€ни€ непосред≠ственным образом св€зан с одним основным свойством чувств, Ч с тем именно, что все чувства, каково бы ни было их происхожде≠ние, в каком бы отношении ни сто€ли св€занные с ними пред≠ставлени€, всегда принадлежат к одной и той же эмоциональной непрерывности (...)

ƒалее, психологическое наблюдение показывает нам, что все простые чувства, объедин€ющиес€ согласно принципу единства, взаимно модифицируют друг друга и что все они модифицируютс€ общей равнодействующей: при этом самым характерным €вл€етс€ то обсто€тельство, что отдельные простые чувства в общем или совсем перестают различатьс€ как отдельные составные части со≠знани€ и только внос€т свою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или по крайней мере отступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением. (...)

Ќазовем единую равнодействующую всех имеющихс€ в данный момент эмоциональных действий цельным чувством, а отдельные чувства, вход€щие в состав его как части, Ч частичными чувствами. ѕользу€сь этими терминами, можно определить особенности струк≠туры чувства так: простые чувства, €вл€ющиес€ всегда конечными элементами подобных соединений, не объедин€ютс€ в последние не≠посредственно; некоторое число простых чувств соедин€етс€ прежде всего в ближайшее частичное чувство, на которое по отношению к составл€ющим его чувствам можно смотреть как на относительно цельное чувство; только это последнее уже €вл€етс€ в свою очередь одним из компонентов окончательного, насто€щего цельного чувства. ќбщее пон€тие сли€ни€ чувств основано, следовательно, на том факте, что простые чувства образуют известную упор€доченную градацию соединений: сначала они соедин€ютс€ в частичные чувства первого пор€дка, эти, в свою очередь, в чувства второго пор€дка и в случае очень развитой сложности состава чувства, например, при высших эстетических чувствах, сюда может примыкать еще

S4

неопределенный р€д дальнейших пор€дков. (...) Ѕлижайшими час≠тичными чувствами при аккорде ceg €вл€ютс€ чувства, сопровож≠дающие созвучи€ се, eg и cg, а в эти последние вход€т в свою очередь три чувства, сопровождающие звуки с, е и g Ч уже чувства простые. (...)

≈сли мы будем наблюдать эти изменени€ цельных чувств при помощи вариации вход€щих в них частичных чувств различного пор€дка, то обнаружатс€ прежде всего два принципа эмоциональных сли€ний. (...) ѕринцип градации элементов состоит в том, что каждое сложное цельное чувство содержит в себе одно какое-нибудь господствующее частичное чувство, придающее ему основной его характер; остальные частичные чувства только более или менее видоизмен€ют последний. ѕринцип ценности целого заключаетс€ в том, что цельное никогда не €вл€етс€ только суммой частичных чувств, на которые его можно разложить. ¬ нем всегда прибавл€етс€ еще особа€, специфическа€, хот€ по своим качествам и сообуслов-ленна€ в существенном частичными чувствами, эмоциональна€ цен≠ность. ѕоследн€€ и €вл€етс€ собственно тем, что придает самому цельному чувству его своеобразность. ¬месте с тем только из этого принципа эмоциональных равнодействующих и объ€сн€етс€ то мощное повышение чувств, которое может про€витьс€ при их сложении. ѕоэтому его можно назвать также и принципом усилени€ ценности чувств при их сложении. (...)

 аждое отдельное простое чувство обладает еще ассоциатив≠ными св€з€ми, и последние во многих отношени€х определ€ют общую св€зь эмоциональной жизни. ¬ общей совокупности душевной жизни играют значительную роль главным образом два вида таких эмоциональных ассоциаций. јссоциации одного вида свод€тс€ к соединению единичного чувства с репродуктивными элементами, св€занными с какими-нибудь сложными представлени€ми, в ассоциа≠ци€х второго вида соедин€ютс€ сами по себе диспаратные ощу≠щени€ благодар€ родственности их чувственных тонов. (...)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 517 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.