Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„увства и эмоции




ѕсихологи€ аффективных процессов Ч наиболее запутанна€ часть психологии. »менно здесь между отдельными психологами сущест≠вуют наибольшие расхождени€. ќни не наход€т согласи€ ни в фактах, ни в словах. Ќекоторые называют чувствами то, что другие называют эмоци€ми. Ќекоторые считают чувства простыми-конечными, неразложимыми €влени€ми, всегда подобными самим себе и измен€ющимис€ только количественно. ƒругие же в проти≠воположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представл€ет собой часть более сложной целостности. (...) ѕростым перечис≠лением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы. (...)

' Claparede. E. Feeling aiid emotions. Ч In: Reymert M. L. (ed). Feelings and emotions. Worcester, 1928, pp. 124Ч138.


‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќјя “ќ„ ј «–≈Ќ»я

 огда возникает желание изучить какое-то психологическое €вле≠ние, полезнее всего, по моему мнению, начать с рассмотрени€ его в функциональном аспекте, другими словами, перед анализом деталей этого €влени€ при помощи, так сказать, сильно увели≠чивающей лупы лучше рассмотреть его менее увеличенным дл€ того, чтобы прин€ть во внимание его функциональное значение, его общее место в поведении.

ѕримен€€ этот методологический принцип к изучению аффектив≠ных €влений, мы прежде всего должны задатьс€ вопросом: дл€ чего служат чувства и дл€ чего служат эмоции? ј если этот вопрос покажетс€ чрезмерно категоричным, можно спросить: что представл€ет собой ситуации, в которых возникают чувства и эмоции, какую роль эти €влени€ играют в поведении индивида?

Ќельз€ отрицать того, что функциональна€ точка зрени€ уже обнаружила свою плодотворность в психологии. ¬спомним теорию игры √росса, показавшую важность игры дл€ развити€ ребенка, идеи ‘рейда, рассмотревшего психические расстройства с точки зрени€ их функционального значени€. я сам рассмотрел этим спо≠собом сон, истерию, также интеллект и волю. Ќесомненно, функцио≠нальный подход представл€ет собой только введение в более пол≠ное исследование. ќднако он важен дл€ вы€снени€ путей, по которым могут вестись дальнейшие поиски.

¬ыдвига€ вопросы не столько о том, каковы €влени€ есть, сколько о том, что они делают, функциональна€ психологи€ акцен≠тирует внимание на поведении. ќна, таким образом, тесно св€зана с бихевиоризмом. ќднако она также и €вно отличаетс€ от него, так как интересуетс€ поведением, его закономерност€ми, детерми-' нацией, а не методом, которым эти закономерности изучаютс€. ƒл€ нее не имеет большого значени€, €вл€ютс€ ли эти методы объективными или интроспективными. (...)

–ј«Ћ»„»≈ ћ≈∆ƒ” „”¬—“¬јћ» » Ёћќ÷»яћ»

(...) ћы задались вопросом: дл€ чего в повседневной жизни служат чувства и дл€ чего Ч эмоции? Ќа эти два вопроса у нас сразу же напрашиваютс€ весьма различные ответы: чувства в на≠шем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не €вл€ютс€.

¬ самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы сотр€≠сений страха или гнева, но который тем не менее был бы жизне≠способным. ќднако мы не можем представить себе человека, лишенного чувств Ч диапазона аффективных нюансов, позвол€ю≠щих ему определить ценность вещей, к которым он должен приспо≠собитьс€, человека, который не различал бы, что дл€ него хоро-що, а-что вредно.

— другой стороны, наблюдени€ показывают, насколько эмоцио≠нальные €влени€ бывают неадаптивными. Ёмоции возникают именно тогда, когда кака€-то причина преп€тствует приспособлению. „е≠ловек, имеющий возможность убежать, не испытывает эмоции страха. —трах обнаруживаетс€ только тогда, когда спастись бегством невоз≠можно. √нев возникает только тогда, когда противника нельз€ ударить. јнализ телесных реакций при эмоци€х представл€ет дока≠зательства тому, что субъект здесь совершает не адаптивные дейст≠ви€, а наоборот Ч реакции, которые напоминают примитивные инстинкты (это показал еще ƒарвин). (...)

Ѕесполезность или даже вредность эмоции известна каждому. ѕредставим, например, человека, который должен пересечь улицу, если он боитс€ автомобилей, он потер€ет хладнокровие и побежит. ѕечаль, радость, гнев, ослабл€€ внимание и здравый смысл, часто вынуждают нас совершать нежелательные действи€.  ороче говор€, индивид, оказавшись во власти эмоции, Ђтер€ет головуї.

— функциональной точки зрени€ эмоци€ представл€етс€ рег≠рессией поведени€.  огда по той или иной причине естественна€, правильна€ реакци€ не может быть совершена, противоположные тенденции вовлекают примитивные способы реагировани€. ј этими примитивными реакци€ми, рудиментами реакций когда-то полезных, могут быть как сокращени€ периферических мышц, так и €влени€ васкул€рные, тормозные, секреторные, висцеральные и т. д. Ќе≠которые из них, возможно, не имеют биологического значени€ (например, слезы) и возникают исключительно в результате рас≠пространени€ нервного импульса, не нашедшего себе естественного выхода. (...)

ѕ≈–»‘≈–»„≈— јя “≈ќ–»я Ёћќ÷»…

ѕо моему мнению, теори€ ƒжемсаЧЋанге €вл€етс€ единствен≠ной, объ€сн€ющей существование в эмоциональном состо€нии спе≠цифических телесных €влений. –ассматрива€ телесные €влени€ как результат (а не как причину) эмоции, старые теории сделали эмоцию совершенно загадочным процессом.  роме того, в пользу теории ƒжемса Ч Ћанге говор€т важные факты: подавление эмоции при подавлении периферических €влений, как это утверждал ƒжеме, а также возникновение или усиление определенных эмоциональных состо€ний при потреблении €дов, алкогол€, кофе, гашиша и т. п.

ѕериферическа€ теори€ ƒжемса и Ћанге сталкиваетс€, однако, с весьма большими затруднени€ми. ≈сли эмоци€ Ч это только созна≠ние периферических изменений организма, то почему она воспри≠нимаетс€ как Ђэмоци€ї, а не как Ђорганические ощущени€ї? ѕоче≠му, испугавшись, € сознаю в себе Ђприсутствие страхаї, а не просто некоторые органические впечатлени€, дрожание, биение сердца и т. д.?


ћне неизвестно, чтобы до сих пор кем-то была предприн€та попытка ответить на данное возражение. Ќе кажетс€, однако, что сделать это было бы очень трудно. Ёмоци€ есть не что иное, как сознание формы, или Ђгештальтаї, многочисленных органических впечатлений. ƒругими словами, эмоци€ Ч это сознание глобальной установки организма.

“акое нерасчлененное и общее воспри€тие целого, в прошлом мною названное Ђсинкретическим воспри€тиемї2, €вл€етс€ прими≠тивной формой воспри€ти€. »звестно, что в случае эмоционально≠го воспри€ти€ более полезно знать общую установку тела, чем отдельные, объедин€ющиес€ в целое элементарные ощущени€. ¬ос≠при€тие деталей внутренних ощущений не должно представл€ть дл€ индивида большого интереса. ќрганизму важнее всего действие. Ќо отдает ли он себе отчет о той общей установке, котора€ им про€вл€етс€ по отношению к окружающему? (...)

ћногие из получаемых впечатлений интерпретируютс€ нами по-разному, в зависимости от направлени€ наших интересов. ќсо≠бенно это верно дл€ тактильных впечатлений, которые иногда вос≠принимаютс€ как объективные, а иногда Ч как субъективные. ѕро≠верить это в эксперименте совсем нетрудно. ѕоложите руку на стол. ќдно и то же тактильное впечатление будет восприниматьс€, в зависимости от направлени€ вашего внимани€, то как Ђтактиль≠ное ощущениеї, то как Ђтвердый предметї, стол. ¬ тот момент, когда ваш интерес направлен на себ€ (например, во врем€ соот≠ветствующего ѕсихологического эксперимента), вы будете чувство≠вать свою руку, а вовсе не стол.

“о же самое происходит в случае эмоции. ≈сли в состо€нии гнева вы обратите внимание на кинестетические ощущени€ в стис≠нутых кулаках, на дрожание своих губ и т. д. Ч гнева больше сознавать не будете. »ли же позвольте гневу охватить вас; в таком случае вы перестанете раздельно воспринимать дрожание губ, свое побледнение или другие изолированные ощущени€, воз≠никающие в различных част€х напр€женной мышечной системы.

“о, что сознание схватывает в эмоции, есть, так сказать, форма самого организма, или его установка.

ƒанна€ периферическа€ концепци€, трактующа€ эмоцию как сознание установки организма, €вл€етс€, кроме того, единственной, способной рассматривать тот факт, что эмоци€ непосредственно, безусловно Ђпонимаетс€ї тем, кто ее испытывает. Ёмоци€ содержит свою значимость в себе. –ебенок, впервые испытывающий большой страх, большую радость или охваченный вспышкой гнева, насколько мы можем судить об этом на основании наблюдени€ или по собст≠венной пам€ти, непосредственно понимает, что с ним случилось. ƒл€ успешного понимани€ значени€ такого взрыва своего организма он не нуждаетс€ в прошлом опыте, который ему необходим дл€ понимани€ впечатлений, доставл€емых зрением или слухом, впе≠чатлений, не обладающих никакой непосредственной или безус -

2 ClaparedeE. Archives de Psychologie, vol. 7, 1908, p. 195.

довной значимостью. Ќо что значит Ђпониматьї? Ќе состоит ли Ђпониманиеї по существу в прин€тии установки по отношению к объекту? ≈сли это так, причем если само такое прин€тие установки обусловлено причинами врожденного и инстинктивного характера, тогда вовсе не удивительно, что эмоции понимаютс€ безусловно.

ѕоследние замечани€ позвол€ют нам пон€ть, насколько... ан≠типсихологическим €вл€етс€ классическое Ђцентральноеї понимание эмоций: Ђћы дрожим, потому что боимс€, мы плачем, потому что огорчены, мы сжимаем зубы, потому что сердимс€ї. (...)

‘актически оно предполагает, что мы при помощи простого интел≠лектуального воспри€ти€ можем установить, что ситуаци€, в которой мы находимс€, Ђопасна€ї, Ђугрожающа€ї, Ђогорчающа€ї и т. д. Ќо Ђопасностьї, Ђогорчениеї и т. д. не €вл€ютс€ фактами сознани€, вызываемыми внешними воздействи€ми, какими €вл€ютс€, напри≠мер, ощущени€ цвета или температуры. Ёто мы сами окрашиваем вещи или внешние ситуации, проециру€ на них те чувства, которые они у нас порождают и которые они возбуждают, вызыва€ реакцию нашего организма. –ебенок считает большую собаку или темноту внушающими ужас потому, что они вызывают в нем реакции, сознание которых мы называем Ђстрахомї.

”тверждать, как это делает классическа€ теори€, что ситуаци€ вызывает страх потому, что мы считаем ее ужасающей Ч значит, либо вовсе не объ€снить, почему мы находим эту ситуацию страш≠ной, либо вращатьс€ в порочном кругу. (...)

‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќќ≈ ѕќЌ»ћјЌ»≈ ј‘‘≈ “»¬Ќџ’ я¬Ћ≈Ќ»…

ћы утверждаем, что эмоци€ способна придать значимость породившей ее ситуации. Ёто положение нуждаетс€ в уточнении. ¬ самом деле, если эмоци€ €вл€етс€ расстройством поведени€, плохо адаптированным актом, каким же образом она может при≠давать вещам верное значение?

Ќельз€ забывать, однако, что эмоци€, будучи объективно плохо адаптированным актом, репрезентирует тем не менее целостную реакцию, имеющую биологическое значение. ќбъективной неадап≠тивности может соответствовать субъективна€ полезность. ѕрин€≠та€ организмом установка не приводит к эффективному разрешению ситуации. ќна тем не менее Ђпонимаетї сама себ€, так сказать ориентирует себ€ в определенном направлении.

я полагаю, что дл€ объ€снени€ парадокса неадаптивных реак≠ций, играющих вместе с тем полезную роль Ч поскольку нельз€ отрицать, что страх, пыд, печаль, радость имеют большое зна≠чение в жизни человека, Ч проще всего выдвинуть следующую гипотезу. Ёмоци€ €вл€етс€ смесью с измен€ющейс€ пропорцией адаптивных и неадаптивных реакций. „ем ближе эмоци€ к форме шока, взрыва, тем значительнее в ней дол€ неадаптивности по срав≠нению с адаптивностью.


рассматриваемые во времени, обе части эмоционального €вле≠ни€ обычно следуют друг за другом. »ногда эмоци€ начинаетс€ с шока, с неадаптивных реакций, постепенно перестраивающихс€ в полезное поведение. »ногда наоборот, сначала про€вл€ет себ€ полезна€ адаптаци€, а, когда она сталкиваетс€ с преп€тствием за ней следует эмоциональный взрыв. –азве не демонстрируют нам существование таких форм аффективных процессов наблюдени€ за эмоциональными €влени€ми в повседневной жизни?

Ќеспособность эмоции, имеющей характер взрыва, полезно вли€ть на поведение, можно показать на следующем примере, вз€том из множества других.

ƒва человека, скажем, проход€т ночью через лес. ќдин из них, более эмоциональный, испытывает сильный страх. ƒругой сохран€ет спокойствие. «атем они должны возвратитьс€, тоже ночью, через тот же самый лес. »спытавший страх человек примет меры предосторожности. ќн захватит оружие, возьмет с собой собаку. ¬торой человек своего поведени€ не изменит. јффективные переживани€ во врем€ первого прохождени€ леса, несомненно, и €вл€ютс€ тем, что позднее изменило поведение первого путешест≠венника. Ќесмотр€ на это, мы вправе спросить: эмоцией ли как таковой (рассматриваемой в качестве расстроив ва реакций) обус≠ловлено изменение в последующем поведении? ¬ самом деле, нам совсем нетрудно представить смелого человека, который, проход€ через лес, отмечает, что такое путешествие небезопасно, и делает этот вывод, не пережива€ ни малейшей эмоции страха. ќднако его дальнейшее поведение изменитс€ таким же образом, как по≠ведение человека, который испугалс€: он захватит с собой оружие, собаку. —равнение этих двух случаев показывает, что страх вовсе не играет той роли, которую мы обычно склонны усматривать.

„то произошло со смелым человеком? ѕрохождение темного леса обострило его внимание, вызвало мысли о возможной защите, короче, обусловило установку Ђбыть насторожеї. Ќе €вл€етс€ ли воспри€тие этой установки тем, что составл€ет Ђсознание опас≠ностиї? » нельз€ ли сказать, что и у человека, испытавшего страх, последующее поведение в полезную сторону было изменено именно этой установкой предосторожности? Ёта установка была смешана с эмоцией или чередовалась с ней, и можно сказать, что поведе≠ние было изменено в полезную сторону не вследствие эмоции, а независимо от нее.

Ќе привод€т ли нас эти размышлени€ к предположению о том, что нар€ду с эмоци€ми существуют реакции, отличающиес€ от них своей адаптированностью, и, следовательно, способностью полезно ориентировать поведение? Ёти реакции, эти установки, а также сознание субъектом их наличи€ мы объедин€ем вместе под общим названием чувств. '

ѕомимо эмоции страха мы должны обладать в таком случае Ђчувством страхаї, которое лучше было бы назвать Ђчувством опасностиї и которое должно состо€ть в сознании установки к защите. ѕомимо эмоции гнева должно существовать Ђчув-

ство гневаї, которое лучше было ќы назвать Ђвоинственным чувствомї и которое состоит в сознании установки к нападению и борьбе. (...)

ƒл€ эмоций радости и печали соответствующими чувствами будут чувства при€тного и непри€тного, удовольстви€ и страдани€, как они изображены в современной психологии, и они тоже будут только сознанием положительной или отрицательной установки ор≠ганизма по отношению к наличной ситуации. (...)

ћне кажетс€, что представленна€ здесь точка зрени€ объеди≠н€ет разнообразные факты и создает некоторые преимущества, рассматриваемые мной ниже.

ѕ–»ћ»–≈Ќ»≈ — ќЅў≈ѕ–»Ќя“џћ ѕќЌ»ћјЌ»≈ћ Ёћќ÷»…

Ќаши представлени€ позвол€ют в некоторой степени примирить периферическую теорию с общеприн€тым пониманием эмоций.

ќбщеприн€тое мнение о том, что страх часто возникает уже после осознани€ опасности той ситуации, в которой мы находимс€, €вл€етс€ верным. “олько это осознание не сводитс€, как предпо≠лагает классическа€ теори€, к чисто интеллектуальному суждению. —огласно нашей теории, оно состоит в Ђчувстве опасностиї. ѕоэтому будем говорить, что эмоци€ страха следует за чувством опасности;

это случаетс€ тогда, когда мы оказываемс€ не в состо€нии убе≠жать или защитить себ€ естественным путем; на смену нормально развивающемус€ поведению приходит тогда поведение расстроен≠ное. ѕо своему принципу этот подход глубоко отличаетс€, однако, от классической теории, так как он полагает, что ни эмоци€, ни чувство опасности не вызываютс€ воспри€тием непосредственно. –азвитию аффективного €влени€ всегда необходимо предшествуют реактивные процессы. »менно по€вление этого процесса предо≠стерегает нас от опасности. Ёмоци€, таким образом, про€вл€етс€ только как особа€ фаза реактивного процесса.  огда завершение адаптивных реакций сталкиваетс€ в де€тельности с преп€тствием, они замещаютс€ примитивными реакци€ми, ¬ случа€х, когда эмоци€ возникает внезапно, например, когда мы вздрагиваем от неожидан≠ного звука, теори€ ƒжемса Ч Ћанге сохран€ет полное значение в своей обычной форме.

—ледующа€ схема, изображающа€ теории эмоций, про€снит,

как мы их понимаем:

 лассическа€ теори€ ¬оспри€тие Ч эмоци€ Ч органические реак≠ции
“еори€ ƒжемса Ч Ћанге ¬оспри€тие Ч органические реакции Ч эмо≠ци€
ћодифицированна€ периферическа€ теори€ ¬оспри€тие Ч установка (на бегство),чувство (опасности) Ч органические реакции - змо ци€ (страх)
Ѕегство без эмоции ¬оспри€тие Ч установка (на бегсгво),чувство (опасности) Ч бегство ()

 


»Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ≈ „”¬—“¬ј

Ќаша теори€ чувств имеет и то преимущество, что она отводит место интеллектуальным чувствам. “ермин Ђинтеллектуальное чув≠ствої не имеет строго определенного значени€. ¬ работе Ђѕсихоло≠ги€ чувствї –ибо объедин€ет под этим названием только удивление, изумление, любопытство, сомнение. ƒругие авторы добавл€ют к этому списку общее чувство, возникающее от движени€ нашей мысли, от ее успешности или бесплодности. ѕо моему мнению, следует идти значительно дальше и включить в интеллектуальные чувства все те элементы мышлени€, которые ƒжеме называет переходными и которые не репрезентируют предметное содержание: сходство, импликацию, совпадение, уверенность, возможность, те тыс€чи отношений, которые мы выражаем словами: но, если, и, почему, после, до, а также мысли, выражаемые словами: будущее, прошлое, условный, отрицание, утверждение и т. п.

¬иль€м ƒжеме очень хорошо все это видел: Ђ≈сли только такие €влени€, как чувства, существуют вообще, то насколько несомненно, что in rerum natura3 существуют отношени€ между объектами, настолько же и даже более несомненно, что существуют чувства, которыми эти отношени€ познаютс€. Ќет союза или пред≠лога и даже наречи€, приставочной формы или перемены, инто нации в человеческой речи, не выражающих того или другого оттенка тех отношений, которые мы в данный момент действительно чувствуем существующими между более крупными элементами на шего мышлени€... Ќам следовало бы говорить о чувстве и, чувстве если, чувстве но и чувстве через...ї

¬есьма курьезно, что эти столь проницательные замечани€ ƒжемса, заключающие в своей сущности плодотворную идею дл€ психологии мышлени€, разделили судьбу затер€вшегос€ письма. (...)

¬ работе ЂAssociation of ideasї (1903), остро полемизирующей с ассоцианизмом, € возродил идею ƒжемса и попыталс€ развить ее в биологическом аспекте. ¬с€кое интеллектуальное чувство рас≠сматриваетс€ там как соответствующее адаптивным реакци€м или установкам организма. ЂЌе может ли тело, Ч писал €, Ч служить источником тех многочисленных идей, которым, это бесспорно, во внешнем мире, действующем на органы чувств, ничто не соответ≠ствует, но которые вполне могут быть осознанием реакций тела на окружающую обстановку?ї (стр. 317). я применил эту точку зрени€ в отношении Ђпонимани€ї, вновь сделав его адаптивным, и определил чувство понимани€ как Ђосознание совершившейс€ адаптации, более или менее полнойї. (...)

Ќам остаетс€, однако, один трудный вопрос: почему интел≠лектуальные чувства кажутс€ нам объективными, тогда как прочие чувства и эмоции Ч Ђнашими собственными состо€ни€миї?

Ќо так ли это? ¬едь многие интеллектуальные чувства, такие как уверенность, сомнение, утверждение и отрицание, логическое

3 ¬ природе вещей (лат.). Ч ѕрим. перед. 100

заключение и т. п., в зависимости от обсто€тельств, от направлени€ наших интересов в данный момент, могут казатьс€ нам как объек≠тивными, так и субъективными. — другой стороны, действительно ли прочие чувства всегда субъективны? ћы знаем, как легко они объективируютс€. Ёстетические переживани€ объективируютс€ в прекрасном, отвращениеЧв отталкивающем и т. д. ћы говорим, что событие (объективное) €вл€етс€ печальным, радостным, позор≠ным, комическим или непри€тным.  огда мы утверждаем, что рабо≠та непри€тна, мы помещаем это Ђнепри€тної то в работе, то в себе, в зависимости от контекста наших мыслей.

ѕо моему мнению, субъективность или объективность познава≠емого содержани€ всегда €вл€етс€ результатом вторичного процес≠са, завис€щего от приобретенного опыта. »значально состо€ни€ нашего сознани€ не бывают ни объективными, ни субъективными. “еми или другими они станов€тс€ постепенно, по мере необходи≠мости приспособлени€ к физическому или социальному окружению.

„”¬—“¬ј » ¬Ќ”“–≈ЌЌ»≈ ќў”ў≈Ќ»я

–ассмотренна€ выше функциональна€ концепци€ позвол€ет нам вы€снить отличие чувств от внутренних, или органических, ощуще≠ний, в частности ощущений голода, жажды, усталости, а также синестезии. „асто такое различение не проводитс€, и люди гово≠р€т о Ђчувствеї усталости или голода.

ѕо моему мнению, ощущени€ голода, жажды, усталости (к ним можно добавить, пожалуй, ощущение боли) сами по себе значимост и не имеют; они суть €влени€, получающие значимость только от тех установок, тенденций и движений, которые они инстинктивно вызывают, и именно такие инстинктивные реакции делают их зна≠чимыми дл€ поведени€ индивида. Ќо эти инстинктивные реакции €вл€ютс€ ничем иным, как основанием чувств: чувств при€тного или непри€тного, желани€, нужды.

“аким образом, внутренние ощущени€ €вл€ютс€ состо€ни€ми, €вно отличающимис€ от чувств, которые суть установки. ¬нутренние ощущени€ информируют нас об определенных состо€ни€х нашего организма так же, как внешние ощущени€ информируют нас о сос≠то€нии окружающей среды. Ќо жизненное значение органических ощущений мы можем определ€ть только благодар€ существованию чувств. (...)

„увства выражают некоторым образом отношение межд\ опре≠деленным объектом или ситуацией и нашим благососто€нием (мож≠но сказать также, что они выражают нашу установку к ситуации или объекту). ‘изиологической основой такого отношени€ €вл€етс€ сама установка. „увство Ч это осознание такой установки. ¬ про≠тивоположность этому ощущени€ презентируют только объекты, по отношению к которым мы принимаем установку ќбъект, презен-тируемый внутренними ощущени€ми, такими как ощущени€ голода,


жажды, усталости Ч это наше собственное т^ло. Ќо именно чер^ отношение к своему собственному состо€нию наше тело способно прин€ть определенную установку. ѕон€тно, что между внутренними ощущени€ми и чувствами существует весьма интимна€ св€зь, по. скольку как те, так и другие имеют свой источник в теле. Ёто не мешает нам, однако, отчетливо различать их с функциональной точки зрени€. ќни противосто€т друг другу так, как реакци€ про. тивостоит вызвавшему ее объекту.

ћакдауголл (Me Dougall) ”иль€м (22 июн€ 1871Ч28 но€бр€ 1938), англо≠американский психолог. ѕервоначально занималс€ биологией и медициной, под вли€нием Ђѕринципов психологииї ”. ƒжемса обратилс€ к изучению психо≠логии сначала в  ембридже, затем в √еттингене у √. ћюллера. Ћектор в университетском колледже в Ћондоне и в ќксфорде. ѕрофессор в √арварде (1920Ч1927) и в университете ƒьюка (1927Ч1938) в —Ўј. ќсновой психи≠ческой жизни считал устремление Ч Ђгормеї (греч. Ч стремление, порыв), отчего психологи€ ”. ћакдауголла ча≠сто называетс€ сгормическойї. Ђ√ормеї трактуетс€ как устремление к биоло≠гически значимой цели, обусловленное, по ”. ћакдауголлу, особого рода пред≠расположени€ми Ч врожденными ин≠стинктами либо приобретенными склон≠ност€ми. Ёмоциональные переживани€ рассматриваютс€ как субъективные коррел€ты этих предрасположений. Ёмоциональна€ сфера в процессе своего развити€ у человека получает иерар≠хическое строение. ¬едущими стано≠в€тс€ сначала несколько основных эмо≠циональных образований (sentiments),

а затем, при сложившемс€ уже харак≠тере Ч одно центральное, называемое ћакдауголлом эготическим (от Ђэгої, греч. Ч Ђ€ї). –азмышлени€ над клини≠ческим феноменом Ђмножественнойї личности натолкнули ”. ћакдауголла на разработку метапснхологической концепции личности, исход€щей из идей монадологии √. Ћейбница. —огласно этому, кажда€ личность представл€ет систему Ђпотенциально мысл€щих и стрем€щихс€ монадї (Ђяї), сход€щих≠с€ на некоторой Ђвысшейї монаде Чї> а мостиї, котора€ через иерархию мо≠над управл€ет всей психофизической жизнью человека.

—очинени€: ќсновные проблемы социальной психологии. ћ., 1916; Physi≠ological Psychology. L., 1905; Psycho≠logy. L, 1912; Body and Mind'. L., 1912; Group Mind. L., 1920; Outline ot Psychology. N. Y., L., 1923; James. N. Y., 1927; Character and the Con≠duct of Life. N. Y., L., 1927; Energies of Men. "L., 1933; The Riddle of Life. L., 1938.

Ћитература: FlugelJ. William Me Dougall. ХЧ Brit. J. Psycho]. 1939, v. 29.

”. ћакдауголл

–ј«Ћ»„≈Ќ»≈ Ёћќ÷»» » „”¬—“¬ј '

“ермины Ђэмоци€ї и Ђчувствої до сих пор употребл€ютс€ с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределен≠ности и разнообразию мнений об основах, услови€х возникнове≠ни€ и функци€х тех процессов, к которым эти термины относ€тс€. ѕосле многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать свои представлени€ по этим вопросам более €сными, € почув≠ствовал, что имею возможность предложить схему, котора€ мне кажетс€ исчерпывающей, последовательной и в принципе верной, хот€ еще сильно нуждающейс€ в поправке и в доработке деталей.

' Me Dougall W. Emotion and feeling distinguished. Ч In Revmcil M L (ed.). Feelings and emotions. Worcester. 1928, pp. 200Ч204,

t03


ѕредлагаема€ мной схема основана на эволюционных и срав нительных данных и находитс€ в согласии с фактами, кото≠рые обнаруживаютс€ в переживани€х и поведении человека. ќна исходит из принципов волюнтаристической, или гормическои, психологии, т. е. психологии, котора€ в качестве основной особен≠ности всей жизни животного считает его способность к активно≠му достижению целей средствами пластичного поведени€ Ч на основе устремлений (striving), выражающихс€ в таких движени€х тела, которые приспосабливаютс€ к детал€м складывающихс€ ситуаций способом, называемым по общему согласию интеллек≠туальным.

—пособность стремитьс€ к определенным результатам, способ≠ность преследовать цели, возобновл€ть и поддерживать действи€, обеспечивающие полезные дл€ организма или вида эффекты, должна быть признана Ч как € всегда это утверждал Ч фундаментальной категорией психологии (1). Ђ–азвиласьї ли така€ способность к процессе эволюции из форм, лишенных вс€ких ее зачатков, може1 ли быть она объ€снена в пон€ти€х физики и химии, как это пытаютс€ показать представители гештальтпсихологии, Ч вопросы будущего. ѕсихологи€ не должна ждать утвердительных ответов на эти вопросы дл€ того, чтобы признать устремлени€ такой формой активности, котора€ пронизывает и характеризует всю жизнь жи≠вотного. (...)

–азумно предположить, что первичными формами устремлений животного были поиск пищи и избегание вредного и что из этих двух примитивных форм устремлений дифференцировались и разви≠лись все другие их разновидности.

»сход€ из этих предположений, € утверждаю, во-первых, что все те переживани€, которые мы называем чувствами и эмоци€ми, св€заны с про€влени€ми устремлений организма, вызываемыми либо воздействи€ми извне, либо метаболическими процессами внутри организма, либо, чаще всего, обоими пут€ми; во-вторых, что в общих чертах мы можем надежно разграничить чувства, с одной стороны, и эмоции Ч с другой, на основе их функционального отношени€ к целенаправленной активности, которую они сопро≠вождают и определ€ют, поскольку эти отношени€ в обоих случа€х существенно различаютс€.

—уществуют две первичные и фундаментальные формы чувства Ч удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определ€ют в некоторой, хот€ бы незна≠чительной, степени все устремлени€ организма. ”довольствие €вл€≠етс€ следствием и знаком успеха как полного, так и частичного, страдание Ч следствием и знаком неуспеха и фрустрации. ¬озмож≠но, что примитивные удовольствие и страдание были альтернати≠вами, практически (хот€, пожалуй, и не абсолютно) друг друга взаимоисключающими. Ќо с развитием познавательных функций организм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций, во-вторых, испытывать удовольстви€ и страдани€, вызываемые предвосхищением или воспоминанием

ѕервое делает возможной одновременную актуализацию различных побуждений (impulses), видоизмен€ющих друг друга вследствие соперничества или содействи€. ¬торое создает возможность соеди≠нени€ фактического успеха с предвосхищением неуспеха, фактичес≠кой фрустрации с предвосхищением успеха. —оответственно этому усложн€ютс€ и виды чувств.

ќрганизму, достигшему этого уровн€ развити€ познавательных функций, не приходитс€ уже больше колебатьс€ между простым \,ювольс1вием и простым страданием. ѕомимо этих простых и примитивных крайностей он способен испытывать целый р€д чувств, €вл€ющихс€ в некотором смысле сочетанием или смесью удоволь≠стви€ и страдани€; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отча€ние, чувство безысходности, раска€ние, печаль. ѕо мере усложнени€ душевных структур взрослый человек познает Ђсладкую печальї, радости, отмеченные страданием,... Ђнеобычное сплетение грусти и весель€ї,... мрачные минуты его неудач освет≠л€ютс€ лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омра≠чаютс€ сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговеч≠ности и зыбкости всех достижений. —ловом, взрослый человек, наученный Ђсмотреть вперед и назад и тосковать по отсутствую≠щем)ї, больше не способен на простые чувства ребенка. — развитием сил познани€ его желани€ станов€тс€ сложными и разнообразными, а простое чередование удовольстви€ и страдани€ уступает место нескончаемому передвижению по диапазону сложных чувств. “акие сложные чувства в обыденной речи называютс€ эмоци€ми. ѕри≠держива€сь предложенной Ўандом терминологии, € везде называл их Ђэмоци€ми, производными из желани€...ї (2; 3).

Ќаучные исследовани€ станут значительно более €сными и точными, если мы перестанем называть такие сложные чувства общим термином Ђэмоци€ї. “рудность разграничени€ сложных чувств и собственно эмоций, как и существующа€ тенденци€ смеши≠вать их, обусловлены тем, что почти все устремлени€ в развитой психике окрашены как собственно эмоци€ми, так и сложными чувст≠вами, или Ђпроизводными эмоци€миї, смешанными в одну сложную целостность.

–ассмотрим теперь собственно эмоции....  ак только первичные устремлени€ дифференцируютс€ на побуждени€, направленные на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами или ситуаци€ми, Ч каждое такое специализированное побуждение получает свое выражение... в виде комплекса телесных приспособлений, которые облегчают и поддерживают соответствую≠щую телесную активность. Ќе принима€ полностью теории ƒжемса Ч Ћанге, мы, однако, должны предположить, что кажда€ така€ система телесных приспособлений отражаетс€ в переживани€х организма, придава€ тем самым каждому специализированному устремлению своеобразное отличительное качество Ч качество одной из первич≠ных эмоций.  огда же психическое развитие достигает уровн€, на котором в игру одновременно вступают, противодейству€ или сотруднича€, два или более специализированных побуждени€, эти


первичные качества сливаютс€ в сложные образовани€, называемые нами вторичными или смешанными эмоци€ми; такими сложными качествами €вл€ютс€ смущение, стыд, благоговение, почтение, позор.

ѕопытаемс€ сопоставить сложные чувства, или Ђпроизводные эмоцииї, и собственно эмоции, первичные и смешанные, учитыва€ что все конкретные эмоциональные переживани€ в развитой психи^ ке €вл€ютс€ образовани€ми, в которых подлинные и производные эмоции, абстрактно нами разделенные, смешаны.

1. —ложные чувства, так же как и простые, возникают в зави≠симости от успешности или неуспешности осуществлени€ наших устремлений. ќни вли€ют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли, усилива€ их и поддержива€, когда баланс чувственного тона находитс€ на стороне удовольстви€, или задержива€ их и отклон€€, когда баланс чувств на стороне стра≠дани€.

— другой стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не завис€т; они возникают вместе с актуали≠зацией соответствующих побуждений и продолжают окрашивать в особый тон переживани€ каждого из устремлений, придава€ свое специфическое качество всему образованию, независимо от величины успеха или неуспеха, как действительного, так и пред≠восхищаемого. ќни не оказывают пр€мого вли€ни€ на изменение силы устремлений. явл€€сь качеством субъективного переживани€, они лишь свидетельствуют о природе телесных приспособлений, органически св€занных с каждым фундаментальным видом устрем≠лений. ¬ развитой психике, однако, они косвенным путем вли€ют на протекание произвольных действий: открыва€ самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают некото≠рую возможность контрол€ и управлени€ ими.

2. —ложные чувства, кроме того, завис€т от развити€ позна≠вательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. ћожно, пожалуй, утверждать, что они присущи только человеку, хот€ простейшие их формы доступны, веро€тно, и высшим животным. — другой стороны, следует думать, что подлинные эмоции по€вл€≠ютс€ на значительно более ранних этапах эволюционного развити€. Ќа прот€жении большей части процесса эволюции они выступают просто как побочный продукт импульсивных устремлений живот≠ного, и только у человека они станов€тс€ важным источником самопознани€ и, следовательно, самоуправлени€. (..)

3 ”казанные сложные чувства (такие как надежда, тревога, раска€ние) не представл€ют собой отдельно существующих €влений и не происходит из каких-либо особых установок организма.  аж≠дое из названий, употребл€емое нами дл€ описани€ такого рода чувств, обозначает, пожалуй, просто плохо очерченную часть ши≠рокого диапазона, который в целом может обнаружитьс€ в процес≠се удовлетворени€ любого сильного желани€, независимо от его природы и происхождени€. ѕо мере того как субъект, движимый желанием, перемещаетс€ по этому диапазону сложных чувств,

джда€ из частей, обозначаемых тем или иным названием, пере≠живаетс€ отдельно и постепенно переходит в соседнее качество;

чедовательно, здесь нет смешени€ этих качеств.

— ƒругой стороны, вс€кое подлинное первичное эмоциональ≠ное качество возникает при актуализации соответствующей целе≠направленной установки, €вл€ющейс€ неотъемлемым свойством психической структуры организма; следовательно, каждое из этих цдчрств переживаетс€ только в св€зи со специфическим побужде≠нием или желанием. ƒалее, поскольку в игру одновременно могут вступит"11 we или более таких установок, порожда€ содействующие друг ƒругу или же противоречащие желани€, то точно так же могут одновременно по€витьс€ и смешатьс€ или слитьс€ друг с другом в различных пропорци€х соответствующие первичные эмо≠циональные качества. я проиллюстрирую эти противоположные осо≠бенности примерами. Ќадеждой мы называем сложное чувство, возникающее у нас при действии любого сильного желани€ и при предвосхищении успеха; в случае по€влени€ новых затруднений надежда уступает место тревоге или отча€нию, но ни в коем случае нельз€ сказать, что она смешиваетс€ с отча€нием, порожда€ тревогу;

скорее всего, по мере уменьшени€ благопри€тности обсто€тельств, чувство, корен€щеес€ в нашем желании, измен€етс€ незаметными градаци€ми от надежды к тревоге и далее Ч к отча€нию. ѕроти≠воположный случай можно проиллюстрировать эмоцией, которую мы называем любопытством или интересом, и ее отношением к эмоции, которую мы называем страхом. Ќекотора€ степень эмоцио≠нального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не св€занный с таким побуждением, просто не≠возможен ѕроцесс исследовани€ ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх Ч качество, всегда сопровождающее побуждение избежать объект, или желание от него удалитьс€. Ќо с по€влением этого нового побуждени€ и характерного дл€ него эмоционального качества интерес вовсе не об€зательно вытесн€етс€ или задерживаетс€; побуждение к иссле≠дованию может сохранитьс€ нар€ду с побуждением удалитьс€, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживаетс€ сходство как с интересом, так и со страхом, и которое нам кажетс€ возможным изображать как своего рода смс<'ь эгих fTyx лерг.€ччпх г^чсств.

Ћ»“≈–ј“”–ј

1 ћ с D о u g а 1 1 W. Purposive striving as a fundamental category of psychology.

Presidential address to the Psychological Section on the British Association, 1924

Reprinted in Science, November, 1924. 2. ћ с D о u g a I I W. Outline of psychology. N. Y., 1923 ”. ћакдауг^' ”. основь-.-р проблемы социальной психологии. ћ, 1916.


 рюгер ^Krueger) ‘еликг (19 августа 1874Ч-25 феврал€ 194ї) - немецкий психолог и философ ”чилс€ в ћюн≠хенском университете. — 1906 г.-- про≠фессор психологии, с 1917 i. -дирек≠тор »нститута экспериментальной пси≠хологии в Ћейпциге. ќснователь так называемой Ђлейпцигской школыї пси≠хологии, отстаивавшей принцип перво≠начальной целостности любого психи≠ческого переживани€, из которой лишь вторично могут быть вычленены отдель≠ные его моменты. —реди целостных пе≠реживаний (Ђцелостных качествї) ‘.  рюгер выдел€л кроме гоштальт-качеств особые Ђкомплекс качестваї, которые диффузны, нерасчленены, аф≠фективно окрашены. ѕсихическое раз-вигие (в онто-, фило, антропо- и акту-алгенезах) идет от комплекс-качеств к более расчлененным, Ђпрегнантнымї гештальт-качествам. «а переживани€≠ми лежат особые целостные, длительно существующие образовани€, называе≠мые ‘.  рюгером Ђструктурамиї. ¬ы≠дел€ютс€ индивидуальные и надинди-видуальные структуры души и объек≠тивно-духовные структуры. ÷ентраль≠ное место в душевной структуре инди≠вида занимает структура его ценност≠ных направленностей, котора€ опреде≠л€ет особенности человеческого харак≠тера. —труктуры про€вл€ютс€ в психи≠ческих переживани€х и, прежде всего, в чувствах. ‘.  рюгер вводит новое Ђизмерениеї чувства Ч его глубину „увство тем глубже, чем более оно расчленено и чем больше в нем выра≠жаютс€ Ђ€дерныеї слои душевной структуры. „увства, согласно ‘.  рю-геру, определ€ют закономерности всех остальных психических процессов. —очинени€: Der Structurbegriff in der Psychologie. Jena, 1924; Uber psy-chische Ganzheit. Ч Neue psychologi-sche Studien, Bd. 1, Miinchen, 1926;

Lehre von dem Ganzen. Bern, 1948;

Zur Philosophie und Phychologie der Ganzheit. ¬. 1953.

‘.  рюгер





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1906 - | 1801 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.065 с.