Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность. ≈ще с древних времен известно Ч то, что радует человека, что его Ђинтересуетї, повергает в уныние, волнует




Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ѕ≈–≈∆»¬јЌ»я'

≈ще с древних времен известно Ч то, что радует человека, что его Ђинтересуетї, повергает в уныние, волнует, что представл€етс€ ему смешным, более всего характеризует его Ђсущностьї, его характер и индивидуальность. Ёмоциональные переживани€ каким-то образом охватывают или пронизывают все прочие психичес≠кие €влени€. ¬ определенной мере Ђэмоциональноеї дает нам знание о строении душевного, Ђвнутреннегої мира в целом. (...)

 ак только наука с ее анализом и схематическими абстракци≠€ми, с ее разрушающим действительность разделением труда поко≠лебала простодушное серьезное отношение к Ђделам сердцаї, так наиболее глубокие и внутренние переживани€ человека перестали

Krueger F. Das Wesen der Gefdhle. Entrourf eines systematischen Theo-ne. 3-e & 4-e unveranderte aufl. Leipzig, 1930, pp 2Ч37.

поддаватьс€ пониманию. (...) Ќачина€ с древнегреческого периода, психологическа€ мысль всегда была склонна описывать психическую реальность, исход€ из рационалистической модели, смешива€, таким образом, эмпирические закономерности с логическим идеалом.

ѕоучительно, что мыслители, €вл€вшиес€, подобно французским метафизикам XVII столети€, наиболее решительными привержен≠цами интеллектуализма в психологии, больше всего сил затратили ца включение в свои системы Ђаффектаї. ѕри этом аффект весьма противоречиво сводилс€ к неуместному действию тела или же просто истолковывалс€ как патологическое нарушение

(...) Ќесмотр€ на то что в общих геори€х психического стало общеприн€тым рассматривать эмоциональные €влени€ как нечто качественно особое, проницательные специалисты все снова пыта≠ютс€ от этого отделатьс€. »х Ђсвод€тї к Ђотношени€м представле≠нийї (гербартианцы), к свойственному элементарным ощущени€м посто€нному Ђтонуї (¬. ¬ундт в своих ЂЌачалахї), или к орга≠ническим ощущени€м (”. ƒжеме); другие же, а именно немецкие теоретики, вновь рассматривают эти важные €влени€ в качестве эпифеноменов, не имеющих значени€. (...)

≈стественно было бы ожидать, что €сность господствует по крайней мере в вопросе о том, какие хорошо описанные феномены. подлежат истолкованию в теории эмоциональных €влений. ћежду тем едва ли найдутс€ два учебника, единогласные в том, где в нашем опыте проходит хот€ бы приблизительна€ граница между эмоциональным и неэмоциональным. „то общего между собой имеют €влени€, называемые Ђэмоциональнымиї, при их непосредственном сопоставлении? ѕротивоположные ответы посто€нно получает и св€занный с предыдущим вопрос о видах эмоциональных пережи≠ваний.

(...) »з всех форм и оттенков нашего опыта эмоциональ≠ные €влени€ наиболее Ђлетучиї и лабильны... ƒл€ многих из них характерна хрупкость, пр€мо-таки не вынос€ща€ прикосновени€. ѕри этом все непосредственно испытываемые порывы чувства обла≠дают одной общей и изначальной особенностью, состо€щей в том, что переживающий субъект не может не обратить на них определен≠ного внимани€. Ќо если он измен€ет направление или интенсивность этого внимани€, или, особенно, если думает о нем, сами чувства также неминуемо измен€ютс€. Ёто положение следует выразить в более определенной и общей форме: в той мере, в какой целостное эмоциональное €вление расчлен€етс€, так что его части или отдель≠ные моменты начинают выступать относительно обособленно и от≠четливо, оно (при прочих равных услови€х) тер€ет свою интен≠сивность и выраженность своего эмоционального характера. (...)

ƒва тактильных или €ркостных впечатлени€, две геометриче≠ские формы или два словесных значени€ вполне могут наблю≠датьс€ одновременно и сравниватьс€ непосредственно. „то же ка≠саетс€ эмоциональной жизни, у нас есть все основани€ утверждать, ^о даже теоретически два переживани€ никогда не могут испыты-^тьс€ строго в одно и то же врем€. Ёкспериментальный принцип


повторени€ сталкиваетс€ в этой области с той трудностью, что на переживани€ оказывает вли€ние любое изменение одновременных с ним содержаний сознани€, с чем св€зана их особа€ способ≠ность к Ђрасплываниюї. (...)

ѕозитивизм, как известно, противопоставил всей психологии возражение, что процесс наблюдени€, будучи направлен на содер≠жание психической жизни самого наблюдател€, всегда измен€ет свой объект. ƒл€ психологии эмоциональных €влений, как мы уже видели, это справедливо в наибольшей степени. (...) Ќо задача науки и состоит в том, чтобы сначала познать существо подобных затруднений, а затем, примен€€ адекватные методы, шаг за шагом их преодолевать.

Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќќ≈ ѕ≈–≈∆»¬јЌ»≈ » ѕ—»’»„≈— јя ÷≈Ћќ—“Ќќ—“№

ѕсихологи€ впервые встала на путь строгой научности под вли€нием своих ранее сформировавшихс€ сестер Ч естественных наук. Ќо поскольку в середине XIX в. она прин€ла за образец не биологию, а физику и химию, то на событи€ психической жизни она перенесла не только методы эксперимента и измерени€, но одновременно и постановку проблем, основные пон€ти€ и механи≠стический идеал познани€ точных наук, изучающих безжизненную и чуждую развитию реальность.

ƒ. ÷елостность психической жизни

(...) јвстрийска€ школа психологии показала, что, например, любой аккорд, мелоди€, ритмический р€д, в той мере, в какой они непосредственно переживаютс€, обладают в качестве целого особыми свойствами, независимыми от любого актуального анализа, и что эти Ђгештальт-качестваї (Gestaltqualitaten) не могут быть сведены к качествам отдельно существующих частей этого целого. ќтсюда следуег еще одно положение, тыс€чу раз подтверждавшеес€ опытом, Ч подобие переживаемых комплексов основываетс€ не толь≠ко на существовании у них подобных или Ђравныхї частей, а во многих случа€х вообще с ним не св€зано. ќднако в области эмоцио≠нальных €влений эта Ђцелостна€ї точка зрени€ до насто€щего вре≠мени проводилась недостаточно. — тех пор как X.  орнелиус (1897) вполне однозначно перенес в область эмоций пон€тие Ђгештальт-качестваї, на эту далеко идущую гипотезу почти никто не обратил внимани€. (..)

¬ течение более 30 лет € непрерывно занимаюсь развитием этой новой теории о сущности эмоциональных €влений и психи≠ческой целостности вообще. я применил ее к переживанию ценности и нашел ей подгверждение в обширных экспериментальных иссле-

Довани€х аккордов, созвучий, диссонансов и интонационной мелодии речи (1898, 1900, 1903, 1904, 1918).

ѕри этом, основыва€сь как на теоретических, так и на экспе≠риментальных соображени€х, € соотнес исходное пон€тие Ђгештальт-Ђачестваї с более широким пон€тием Ђкомплекс-качестваї (Komplex-qualitat). ќба эти пон€ти€... € св€зал с еще более общим пон€≠тием психической целостности (см. 1926), прежде всего целост≠ности внутреннего опыта fErlebens), Ёто расширение и дифферен≠циаци€ оказались необходимыми главным образом по двум основани€м.

1. ѕрежде всего, в св€зи с тем фактом, что нерезко очерченные, диффузные, гетерогенные и даже совершенно неструктурированные данности опыта (св€занные, например, с низшими органами чувств, ощущени€ми времени и своего положени€, первобытным мышле≠нием) также обладают непосредственно данными и сравнимыми качествами целого, которые €вл€ютс€ Ђэмоциоподобнымиї. ѕричем диффузные целостности характеризуютс€ такими качествами на≠много чаще и генетически раньше, чем Ђгештальтыї в узком смысле слова, то есть актуальные единства отдельных взаимосв€занных частей (1924, 1926).

2. ƒл€ обозначени€ и понимани€ некоторых специфических структур, например, геометрических, музыкальных, логических и т д., требуетс€ особое пон€тие. »менно к этим структурам и относ€тс€ пон€тие Ђгештальтаї (см. 1926). (...)

ѕроблема Ђгештальтаї в последние годы приковала к себе всеобщее внимание. (...) ¬ св€зи с этим по€вилась опасность, что термин Ђгештальтї будет использоватьс€ в качестве волшебной лампы дл€ обозначени€ всех темных мест в психологии и что злоупотребление этим важным пон€тием воспреп€тствует точности анализа как самих €влений, так и их условий. (...)

“о, что мы хотим объ€снить научно, необходимо, в первую очередь, хорошо и точно знать.   задаче аккуратного и возможно более полного описани€ €влений мы должны относитьс€ серьезно. “огда, нар€ду со многим другим, мы увидим, что гомогенные, четко очерченные и внутренне расчлененные (в соответствии со структу≠рой объекта) Ђвоспри€ти€ї, которые вследствие методической тра≠диции все еще €вл€ютс€ преимущественным объектом эксперимен≠тальных исследований, представл€ют собой в лучшем случае весьма специальный, к тому же генетически поздний продукт абстраги≠рующего внимани€, а нередко и вовсе €вл€ютс€ чуждым жизни порождением лабораторного исследовани€. (...) ¬ действительности,.опыт любого нормального индивида... в своей основной массе состоит из диффузных, нечетко очерченных, расчлененных слабо или нерас≠члененных вовсе комплексов, в образовании которых принимают ”частие все функциональные системы и органы. (...) ƒаже на высших стади€х развити€, у взрослых людей и высших животных, чегкого расчленени€ не бывает, например, в состо€ни€х высшего и ƒлительного возбуждени€, сильной усталости, полной захваченности „ем-либо.  о-^" же р^с1'.".'-'носгь (-ХiLi'r.'i сущестс'..' то его


различимые Ђчастиї или стороны никогда не €вл€ютс€ столь изолированными друг от друга, как Ђкускиї физической материи ее атомы и молекулы. ¬се, что мы можем различить в опыте' всегда многообразно вплетено друг в друга и переплетено друг с другом. » всегда, без исключений, Ђчастиї включены в общег целое, пронизаны им и более или менее единообразно им охваты≠ваютс€ (см. 1926).

Ёмоциональные €влени€ представл€ют собой переживаемые ка≠чества (Eriebensqualitaten) этого общего целого. ¬ той мере, в какой из целого выдел€ютс€, более или менее резко, частичные комплексы, они также обладают в качестве (частичных) целост-ностей своими специфическими качествами, а именно различного рода Ђкомплекс-качествамиї. (...) „ем в большей спепени частич≠ный комплекс совпадает с общим целым, чем менее он отдел€етс€ от Ђфонаї одновременных с ним остальных составл€ющих опыта и, при прочих равных услови€х, чем менее расчленен он внутри себ€, тем в большей степени его Ђкомплекс-качестваї по своей природе подобны эмоциональным переживани€м f.gefuhlsartiger). Ќаш наиболее естественный, обычный и генетически ранний опыт, такой как воспри€тие оптико-моторной ситуации, серии звучащих тонов или шумов, осознание изменени€ в нашем физическом состо≠€нии, наши поиски, нахождени€ и желани€, наша расположенность к чему-либо или направленность на что-либо, короче говор€, все наши психические реакции определ€ютс€ комплекс-качествами, а значит эмоционально. Ћюба€ Ђумственна€ де€тельностьї Ч узна≠вание, припоминание, знание, умозаключениеЧтакже с самого начала протекает в аналогичных формах целостных комплексов. (...)

ќбщее целое опыта обладает специфическим качеством, соответ≠ствующим обсто€тельствам и непосредственно обнаруживаемым, которое непрерывно измен€етс€ особым образом, выдел€€сь на фоне прочих наличных содержаний опыта в определенные сукцессивные целостности, такие как аффекты и другие эмоциональные процессы. “акими качествами общего целого €вл€ютс€ различные виды удо≠вольстви€-неудовольстви€, возбуждени€, напр€жени€, расслабле≠ни€, а нар€ду с ними и множество иных разнообразных окрасок и форм протекани€ целостности опыта. „исло их не поддаетс€ исчис≠лению, и мы пока не имеем возможности полностью их расклас≠сифицировать.

¬ феноменальном плане все эти Ђкачества целогої (Gesamt-qualitaten) обладают общей чертойЧтем, что € называл Ђпрот€≠женностью, заполн€ющей все сознаниеї (1918). — другой стороны, им присуще, как отметил еще Ћотце, Ђнеравнодушиеї, или, в позитивной форме, Ђтеплотаї или Ђвесомостьї. ¬се из того, что принадлежит нашему опыту или различимо в нем, в той мере подобно рассмотренным качествам (т. е. €вл€етс€ эмоциогао(5о(5ныл<), в какой оно полностью заполн€ет весь объем опыта и, с другой стороны, не оставл€ет переживающего субъекта равнодушным. ¬ наибольшей степени это справедливо дл€ тех качеств, которые св€заны с самыми обширными частичными комплексами....

, Ќо не страдает ли при такой трактовке определенность основ цого пон€ти€? Ќе размоетс€ ли теперь оп€ть противоположность эмоционального и неэмоционального? (...) “о, что эмоциональные €влени€ (например, беспредметное волнение подобное опь€нению или просто возбужденное настроение) посто€нно переход€т в ка- чества более ограниченных, и прежде всего, мало расчлененных частичных комплексов (например, в сознание того, что мен€ волнует на что € надеюсь, к чему стремлюсь или чего боюсь) и наоборот' €вл€етс€ установленным фактом. ‘актом €вл€етс€ и качественное родство этих двух р€дов €влений между собой. ƒл€ обозначени€ феноменального сходства и способности этих €влений к взаимо≠переходам и необходимо пон€тие эмоциопо<5обного. ћне кажетс€, что наша теори€ однозначнее (насколько это возможно без насили€ над фактами), чем предложенные до сих пор другие теории, -опреде≠л€ет, прежде всего описательно, что такое эмоциональное €вление в собственном смысле слова. ћы рассматриваем их как отличные от всех прочих видов переживаний, но в св€зи с ними: эмоциональ≠ные €влени€ суть комплекс-качества переживаемого общего целого, глобальной целостности опыта.

¬. ‘ункциональные взаимосв€зи

(...) ќбщее представление о сущности эмоциональных €влений должно теперь доказать свою плодотворность путем последователь≠ного теоретического объ€снени€ известных фактов. ”же из пред≠шествующего изложени€ вытекают в качестве необходимых три момента, полностью подтверждаемые тщательным и непредвз€тым наблюдением: 1) универсальность, 2) качественное богатство и 3) изменчивость и лабильность эмоциональных €влений. –ассмот≠рим их подробнее.

1. ”ниверсальность эмоциональных €влений.  акие бы свойства ни были присущи событию психической жизни субъекта,... рассмат≠риваемое как целостность опыта, оно всегда обладает своим особым качеством. –азумеетс€, эта обща€ окраска может быть более или (в случае приближени€ к безразличию) менее выраженной и доми≠нирующей.

(...) ћногие из таких качеств €вл€ютс€, при рассмотрении с генетической точки зрени€, примитивными. —оответствующее им поведение гораздо чаще наблюдаетс€ у примитивных народов, де≠тей, животных, необразованных или умственно отсталых взрослых, чем у образованных людей. Ќо, с другой стороны, формы органи≠зации опыта, вытекающие из истинной культуры,... вполне сов≠местимы с одновременными им эмоциональными €влени€ми и, более того, закономерно сопровождаютс€ и пронизываютс€ ими. ѕоду≠майте о самоотверженности облагороженного религией сердца или о том, как образ искусства... полностью захватывает человека и может приводить к напр€жению всех его душевных сил. –азу≠меетс€, речь идет при этом об эмоциональных €влени€х особого


рода, обладающих многочисленными дополнительными свойствами.  онечно, наблюдать насто€щие, сильные эмоциональные пережива≠ни€ в лабораторных услови€х очень трудно. ќднако с помощью адекватных методов мы можем воссоздавать некоторые генетические взаимосв€зи в сокращенном виде и исследовать их закономерности. “акой, как выражаемс€ мы в Ћейпциге, Ђактуалгенезї всегда по≠казывает, что отдельные ощущени€, воспри€ти€, отношени€, а также воспоминани€, отчетливые мысли, определенные волевые акты, ко≠роче говор€, весь организованный опыт отщепл€етс€ вначале от диффузных эмоциональных состо€ний и всегда остаетс€ под их господством в функциональном отношении. ¬о вс€ком случае, эти событи€ психической жизни об€зательно остаютс€ более или менее глубоко Ђвстроеннымиї в эмоциональное, которое как бы запол≠н€ет Ђпустотыї в наличной целостности опыта и составл€ет общий Ђфонї дл€ всего, что сколько-нибудь выдел€етс€. Ёмоци€ пред≠ставл€ет собой материнскую первооснову прочих видов психических €влений и наиболее благопри€тную почву дл€ них. ¬с€кий раз, когда у живого существа имеет место какое-либо психическое €вле≠ние, мы всегда наблюдаем или с полным основанием можем заклю≠чить о существовании эмоциопоцобного состо€ни€. Ћюбое изменение в опыте есть изменение эмоционального €влени€, вз€того отдельно либо вместе с определ€емыми им другими изменени€ми. (.,..) Ёто и есть, в общих чертах, то, что должно называтьс€ Ђуниверсаль≠ностьюї эмоциональных €влений. (...)

— другой стороны, из принципа универсальности эмоций необ≠ходимо следует, что любое действительно существующее эмоцио≠нальное €вление должно окрашивать все одновременные с ним со≠держани€ опыта. «абвение этого приводит любое, даже самое тщательное, психологическое исследование к заблуждени€м. (...)

2.  ачественное богатство эмоциональных €влений. ”же из правил комбинаторики следует ожидать, что комплекс-качеств существует гораздо больше, чем качеств, которыми обладают прос≠тые, далее неразложимые составл€ющие опыта. (...) ћногообразие качественных Ђокрасокї опыта €вл€етс€ максимальным в случае общего целого. (...) ≈сли воспри€тие звука или геометрической формы, ощущение боли, определенна€ мысль или ход рассуждени€ могут оставатьс€ в сущности Ђтеми же самымиї, независимо от того, присутствуют ли Ђр€дом с нимиї те или иные ощущени€ или воспоминани€ другого рода, то, в противоположность этому, эмо≠циональное переживание никогда не существует Ђр€домї с другим содержанием опыта... ќни весьма значимо измен€ютс€ при любой перемене как какого-нибудь из содержаний опыта, так и их взаим≠ного расположени€ (качественного, интенсивностного, временного и т. д.). Ђћалейшиеї причины привод€т здесь к многообразным и Ђмаксимальнымї в психологическом отношении следстви€м. “еперь нетрудно пон€ть третий момент.

3. »зменчивость и лабильность эмоциональных €влений. јк≠корд из двух звуков может превратитьс€ в нечто существенно иное при условии, что одновременно с ним звучит третий тон. ≈сли

последний находитс€ в диссонирующем, Ђнеподход€щемї сношении Ђодному или к обоим исходным тонам, то соответствующее пере≠живание измен€етс€ коренным образом, может даже перейти в свою противоположность. ≈ще более глубоко измен€етс€ обычно некоторое воспри€тие, в случае когда одновременно с ним всплы≠вают определенные ощущени€, образы и воспоминани€. ≈ще в большей степени измен€ютс€ структуры развитого интеллекта или произвольного поведени€ с их многочисленными подоби€ми, сос-то€ни€ми направленности и переживаемыми отношени€ми вообще. » в каждом случае эмоциональное переживание непосредственно прилаживаетс€ к тому, что находитс€ в сознании одновременно с ним или же соседствует с ним во времени. ¬спомним о сине≠стези€х, о внезапных иде€х и поразительных всплесках мысли, об игре фантазии Ч все это без исключени€ опосредуетс€ эмоцио≠нальными св€з€ми.

ћетоды измерени€ порогов начали примен€тьс€ по отношению к комплексам переживаний лишь несколько лет назад. ќдин из наиболее бесспорных результатов состоит в том, что мы встреча≠емс€ здесь с исключительно тонкой чувствительностью к различи€м....≈сли сравнить... средние пороги дл€ Ђпростейшихї, т. е. макси≠мально изолированных, ощущений с соответствующими значени€ми дл€ законченных фигур, содержащих нар€ду с прочими элемен≠тами те же простые ощущени€, то пороги дл€ отдельных ощущений окажутс€ в несколько раз более высокими. (...) Ёто можно сформу≠лировать в качестве общего закона: изменени€ всего комплекса в целом воспринимаютс€ с большей точностью и надежностью, чем изменени€ его частей. ѕричем это положение справедливо тем в большей степени, чем более обширным, структурированным и в то же врем€ замкнутым €вл€етс€ комплекс. (...) ¬ лаборатори€х тыс€чекратно наблюдалс€, хот€ в большинстве случаев и в ка≠честве побочного эффекта, тот факт, что малейшие изменени€ в какой-то части пол€ сознани€ осознавались Ђэмоциоподобнымї образом задолго до того, как человек мог указать Ђгдеї нечто изме≠нилось и что именно....

Ёти три фундаментальные характеристики,... позвол€ющие пон€ть поток эмоциональной жизни в его необходимости, тесно и многообразно взаимосв€заны. »зменчивость эмоциональных €влений,... их лабильность, способность к мгновенному притуп≠лению Ч все это может рассматриватьс€ в качестве динамического коррел€та качественного богатства, €вл€ющегос€ их статической характеристикой. — другой стороны, оба эти свойства неизбежно св€заны с универсальностью эмоциональных €влений, а именно с тем фактом, что только эти €влени€ всегда наличествуют в сознании, что любое значимое изменение воспринимаетс€ прежде всего Ђэмоциоподобнымї образом, что, наконец, эти эмоциональные колебани€ вызываютс€ самыми разнообразными услови€ми...

јнализ и целостность опыта как противоположности. “еперь нам.будет легче пон€ть одну закономерность, о методологическом значении которой мы уже упоминали. я имею в виду тот антагонизм


психических функций, выражаемый в попул€рной форме противо≠поставлением Ђголовыї и Ђсердцаї, который на прот€жении многих веков занимал психологическую мысль. ƒействительно, рассудочное отношение в определенной мере нарушает... эмоциональное пережи≠вание, делает его менее выраженным и интенсивным, и наоборот. (...) ћы можем сформулировать это в виде общего закона: любое расчленение, любой анализ целостности опыта €вл€етс€ вредным дл€ этой целостности как таковой,., и находитс€ по отношению к ней в состо€нии функционального противоречи€. (...)

ƒоминирование целого.  ак неоднократно указывалось выше,... изменени€ в какой-либо части переживаемого целого ранее и чаще всего про€вл€ютс€ в модификации переживаемого качества общего целого, прежде всего эмоции. “аким образом, благодар€ комплекс-качествам, станов€тс€ психологически действенными даже малей≠шие сдвиги в происход€щем,... в том числе и такие, Ђкоординатыї, особенности и взаимосв€зи которых иначе не осознаютс€ вовсе. Ќаиболее очевидные и многообразные примеры этого поставл€ет нам, как и следовало ожидать, эмоциональна€ жизнь.  ому из нас не доводилось испытывать, как, например, какое-нибудь Ђнастро≠ениеї, целиком завладевшее нами, мгновенно возникает или видо≠измен€етс€ вплоть до своей противоположности, когда происходит или измен€етс€ нечто второстепенное, такое, что, рассматриваемое само по себе, представл€етс€ совершенно незначительным и даже не св€занным с остальными содержани€ми сознани€? ќчень часто человек узнает о том, что собственно вызвало или Ђиспортилої его настроение, лишь впоследствии, после долгих поисков и без большой уверенности, или же так и не узнает этого никогда.

ѕодобные €влени€ относ€тс€ к области реципрокного взаимо≠действи€ между целостностью опыта и ее част€ми. (...) Ќовейшие экспериментальные исследовани€ предоставл€ют нам разнообраз≠ную, в частности количественную, информацию об этом взаимо≠действии. ¬ р€де случаев мы знаем уже достаточно точно, какие именно частные характеристики целого замечаютс€ раньше всего, какие вообще замечаютс€, какие лучше всего запоминаютс€, и т. д. ќбобща€ эти результаты, следует сказать, что функциональное превосходство закономерно получают те частные характеристики, которые внос€т максимальный вклад в качество и композицию целого, короче Ч которые в наибольшей степени св€заны с целым.   таким характеристикам относитс€ контур, как в пр€мом, так и в переносном смысле, Ч то, что замыкает и ограничивает некоторое целое, Ч ритм, в наиболее широком смысле этого слова, форма и вообщеЧ способ организации целого. (...)

“еперь нам становитс€ пон€тнее, что эмоциональные €влени€ по природе своей всегда обращают на себ€ внимание. ќни €вл€ютс€ доминирующими изначально. ƒаже наиболее периферические, наи≠более обособленные части переживаемого комплекса всегда вплете≠ны, Ђвплавленыї в одновременное с ними переживание и охватыва≠ютс€ им со всех сторон. (...) Ёмоциональное переживание всегда настойчиво стремитс€ к тому, чтобы окрасить все €влени€ нашей

»б

внутренней жизни в свой цвет, заглушить или Ђпереплавитьї все, что ему сопротивл€етс€, повсеместно нав€зать свой собственный общий Ђритмї. ‘актически оно всегда целиком заполн€ет все соз≠нание, но при этом быстро и неминуемо переходит в другие пере≠живани€. ¬сей нашей психической жизни Ђэмоциональноеї задает ведущее направление.

¬се остальные факторы, признаваемые в качестве привлекаю≠щих внимание, или доминирующих, такие как интенсивность ощу≠щени€,... нагл€дность, прот€женность в пространстве или во вре≠мени, богатое внутреннее содержание, внезапность и сенсационность, такие как сила привычки, упражнени€, такие, наконец, как нав€з≠чивость замкнутой формы и организации любого вида, Ч все они вытекают в качестве конкретных следствий из нашего принципа Ђдоминировани€ целого-ї и единообразно объ€сн€ютс€ с его по≠мощью.

—. ”стойчивые формы. ѕсихофизическа€ структура

(...)  ак хорошо известно из опыта повседневной жизни (к сожалению, этот факт не получил пока должного эксперименталь≠ного и теоретического освещени€), эмоциональные переживани€ разных видов подвержены притуплению в весьма различной мере. —опоставьте воздействие забавл€ющего нас поверхностного остро≠уми€ или грубо-комичной ситуации с воздействием высказывани€, исполненного подлинного юмора. ѕоследнее предполагает духовное богатство и, прежде всего, Ђобразованное сердцеї.... “очно так же все Ђголые ощущени€ї, в том числе наиболее Ђкричащиеї, отлича≠ютс€, будучи прив€заны к текущему мгновению, от более здоровых духовных эмоций, таких как сильные и устойчивые переживани€, создаваемые дружбой, искусством или творческой работой. Ќо су≠щественные различи€ имеютс€ и внутри самой области переживаний, обусловленных культурой. ћаскарадный костюм или праздничные декорации могут быть вполне удачными, однако воспользоватьс€ ими второй раз человеку уже не хочетс€. ”лична€ песенка или опереточный шл€гер, когда их слышишь первый раз, могут пока≠затьс€ прелестными, но уже через несколько повторений они будут оставл€ть музыкального человека равнодушным или даже превра≠т€тс€ дл€ него в пытку. ‘уги Ѕаха в противоположность этому плен€ют нас все снова, так же как и полотна –ембрандта,... ибо каждый раз мы открываем в них все новую красоту. (...)

ƒл€ того чтобы пон€ть эти факты психологически,... необходимо прин€ть во внимание существование устойчивых долговременных форм (Danerformen) психического и обратитьс€ к рассмотрению, в частности, диспозиционных образований опыта.... ѕри этом анализ должен опиратьс€ на генетические, а также культурно-генетические сопоставлени€ (см. 1926). Ќапример, упом€нута€ выше способность чувств к Ђрасплываниюї на разных стади€х развити€ неодинакова. ƒети до восьми лет и представители прими-


тивных народов могут бесчисленное количество раз с самозабвением повтор€ть простодушную шутку, котора€ на нас наводит скуку. (...)

— самого начала своего существовани€ все живые существа наделены множеством наследственных механизмов, приспосабли≠вающих их поведение к услови€м окружающего мира. Ёти врожден≠ные константы психофизического процесса рано переплетаютс€ с нарастающим многообразием приобретенных более или менее дли тельных Ђустановокї, как индивидуальных, так и Ч в случае чело≠века Ч возникших исторически (обр€ды, обычаи, социальные инсти≠туты и т. п.). ¬се диспозиции этого рода € называю (частными) структурами: именно их организованна€ совокупность, или обща€ структура переживающего субъекта и имеетс€ в виду, когда... говор€т о конституции, характере или личности. Ќи одна из этих структур, определ€ющих направление жизненных событий, не €вл€≠етс€ абсолютно неизменной или жесткой... ¬се они без исклю≠чени€ пластичны и оказывают посто€нное вли€ние как друг на друга, так и на общую структуру. (...) ¬ случае болезней, телесных или душевных кризисов, в ходе революций они могут частично, или даже полностью, разрушатьс€.

Ќо в наибольшей степени существованию длительных форм жизни угрожают непримиримые противоречи€ самих структурных диспозиций. ƒо сознани€ они доход€т, как и все структурно обуслов≠ленные психические событи€, воплощенными в переживани€ Ђглу≠биныї (1898, 1918, 1924, 1926). —юда относ€тс€ в противополож≠ность быстропреход€щим волнени€м все Ђценныеї и вообще Ђзначи≠мыеї переживани€. —юда относ€тс€ также Ђглубоко укоренив≠шиес€ї... мысли, в отличие от мимолетных идей или повтор€емых за другими... суждений, а также волевые решени€, основанные на сознании долга и... ответственности. (...) √лубина эмоционального переживани€... существенно отличаетс€ от простой интенсивности и ситуативной силы душевного движени€, ¬ той мере, в какой пере≠живание не определ€етс€ системой ценностей, не укоренено в струк≠туре личности, в какой оно не находитс€ в устойчивой св€зи с центральными тенденци€ми и длительными формами, оно находитс€ на поверхности нашего опыта, причем мы ощущаем это непосред≠ственно. (...)

Ќаука обладает лишь одним входом в мир этих душевных €влений и их длительных форм, а именно психологическим. » здесь мы можем (поскольку сами обладаем переживани€ми) взгл€нуть на этот мир изнутри, можем наблюдать и описывать переживаемое, осторожно расчлен€ть его, сравнивать и св€зывать по-новому.

Ћ»“≈–ј“”–ј

Cornelius H. Psychologie als Erfahrungswissenschaft. Leipzig, 1897. Krueger F. Der BegriTf des absolut Wertvollen als Grundbegriff der Moral-philosophic. Leipzig, 1898, Krueger F. Beobachtuno-en ai. Zwe'kld.wn Ч Philos. Stud. XVI (1900), S.

307Ч379, 568Ч6G3.

Krueger F. Differenztone und Konsonanz.ЧArch. f. d. ges. Psychol., I (1903)

S. 205Ч275; II (1904), S. 1Ч80. Xrueger F. Die Tiefendimensionen und die Gegensattlichkeit des Gefuhlslebens.

. Festschrift zu Jon. Volkelts 70, Geburtstag. Miinchen. 1918, S. 265Ч286. Krueger F. Der Strukturbegriff in der Psychologie. Jena. 1924. Ђrueger F. Ober psychische Ganzheit. Munchen, 1926.


—артр (Sartre) ∆ан-ѕоль (21 июн€

1905- 15 апрел€ 1980) Ч французский философ писатель, драматург и эс≠сеист, один из главных представите≠лей экзистенциализма ќбщественный де€тель, участник движени€ —опротив≠лени€ ѕреподавал философию в раз≠личных лице€х ‘ранции (1929Ч1939, 1941Ч1944) — 1944 г. целиком посв€≠тил себ€ литературной работе Ћауреат Ќобелевской премии по литературе 1964 г, от которой отказалс€ ¬сем своим философским и литератур≠ным творчеством —артр пыталс€ при≠вести человека к осознанию своей пол≠ной ответственности за самого себ€ ¬ человеке нет ничего, что предшество≠вало бы его истории он есть только то, чем сам себ€ делает  аждый акт человеческого поведени€, будучи фор≠мой осуществлени€ и выражени€ некое≠го изначального, целиком свободно го выбора, есть вместе с тем уси лие человека раскрыть свое бытие, есть способ понимани€ им своего быти€ в-мире ѕо отношению к отдельным вы≠ражающим его актам поведени€ изна чальный выбор, или фундаментальный проект быти€-в-мире, не есть ни обоб щение, ни абстракци€ он так же кон≠кретен и уникален, как и они ¬ыбор строитс€ на Ђбрешахї в бытии ќн дово≠дит до целого, собирает в некоем до≠логическом синтезе всю единичность человеческого существовани€  ак та ковой выбор не может быть объективи рован Ч непосредственно он дан чело≠веку как Ђживое обладаниеї, рефлек си€ же схватывает только косвенные

формы выражени€ его в актах пове гени€ ¬ св€зи с этим возникает необ ходимость в разработке особого метода анализа человеческого поведени€, ко торый —артр, в противовес психоанали зу ‘рейда, называет экзистенциальным Ёкзистенциальный психоанализ, приз≠ванный вскрыть и зафиксировать в по н€ти€х выборы, сто€щие за отдельными актами поведени€, оказываегс€ своеоб≠разной герменевтикой человеческого существовани€, экспликацией некоего a priori, или трансцендентальных уело вий возможности Ђвстроенногої в акты человеческого поведени€ понимани€ “ермин Ђповедениеї при этом употреб л€етс€ —артром в предельно широком смысле, включа€, в частности, и такие феномены психической жизни человека, как эмоции

ƒл€ сартровской философии, как и дл€ экзистенциализма в целом, характерны антинатуралистические и антинаучные установки, недоверие к разуму, истории и сознанию

—очинени€- L'lmaginaire P, 1940 L'etre et le neant P, 1943, Les chemms de la Iiberte, 1ЧIV P, 1945Ч1950. Le sursis P, 1945, Descartes P, 1946. Baudelaire P, 1947, Situations, IЧVI P. 1947Ч1964, Visages P, 1950 Cn tique de la raison dialectique P, I960 Ёкзистенциализм Ч это гуманизм ћ 1953, —лова ћ, 1966, ѕьесы ћ, 1969 Ћитература —овременный экзис тенциализм ћ, 1966,  узне ц о в ¬ Ќ ∆ан-ѕоль —артр и экзистен циализм ћ, 1969





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2288 - | 2030 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.