Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


P. ”. Ћипер




ћќ“»¬ј÷»ќЌЌјя “≈ќ–»я Ёћќ÷»…1

ѕри развитии представлений в любой области первые пон€ти€ обычно св€заны с относительно очевидными факторами и отношени€ми. (...) Ёто обусловлено, по-видимому, тем, что в начальный период развити€ любой науки трудно сформулировать €сные пон€ти€ или направить эмпирическое исследование на что-либо иное, кроме подобных отно≠сительно очевидных факторов и отношений. (...)

ќчевидные €влени€ в донаучной мысли об эмоци€х. ≈сли перво≠начальные представлени€ об эмоци€х действительно зависели от от≠меченных выше факторов, можно ожидать следующих последствий.

ѕрежде всего, хот€ эмоциональные процессы могут протекать как осознанно, так и неосознанно, следует ожидать, что первоначаль≠ные представлени€ об эмоци€х формулировались только в отношении эмоций, отчетливо осознаваемых. (...)

¬о-вторых, можно ожидать, что естественным будет сосредоточе≠ние внимани€ на наиболее сильных эмоци€х, а не на их умеренных вариантах. (...)

¬-третьих, учитыва€ обостренное внимание к сильным эмоцио≠нальным процессам, нетрудно предугадать, что основными эмоци€ми, выступающими в качестве образца в повседневном мышлении, будут страх, гнев и горе, которым, особенно свойственно про€вл€тьс€ в на≠гл€дных и сильных формах. Ёто означает, что представление об эмо-

' ¬ данном тексте воспроизвод€тс€ фрагменты двух работ: Leeper R. W. The motivational theory of emotion. Ч In: Stacey C. LД DeMartino M. F. (eds.) Understanding human motivation, Cleveland, 1963, pp. 657Ч665; Leeper R^W Some needed developments in the motivational theory of emotions. Ч In: Neb≠raska symposium on motivation, vol. 13. Lincoln, 1965, pp. 26, 34Ч40, 44Ч46, 51Ч57. 65Ч66.

ци€х изначально формировалось на материале отрицательных и св€≠занных с избеганием эмоций. ћогли привлечь внимание и некоторые положительные эмоциональные процессы, такие, как радость при большой и неожиданной удаче или как Ђвлюбленностьї. Ќо положи≠тельные эмоции меньше св€заны с кризисными ситуаци€ми, и внима≠ние к интенсивным эмоциональным реакци€м естественным образом привлекалось к отрицательным эмоци€м.

¬-четвертых, к наиболее очевидным последстви€м эмоций отно≠ситс€ рефлекторный эффект, обычный при эмоциональных процессах большой силы. “акие €влени€, как дрожь, расширение зрачков и по-бледнение лица, легче всего поддаютс€ наблюдению. (...)

¬-п€тых, в поведении индивида, на которое, как считалось, эмоции оказывают вли€ние, наиболее заметный эффект заключалс€ в по€вле≠нии сравнительно примитивных реакций значительной интенсивности и длительности. Ћюди более склонны вв€затьс€ в потасовку, когда они разгневаны, причем в этом состо€нии они способны дратьс€ от≠ча€нно, напр€га€ все силы. ѕодобные вещи заметить нетрудно. ѕо≠этому эмоции стали рассматривать как процессы, заставл€ющие лю≠дей реагировать относительно примитивно, в противоположность более сложному и культурно обусловленному поведению.

¬-шестых, еще один достаточно очевидный эффект сильных эмо≠ций заключаетс€ в том, что они часто вызывают установки или по≠ведение, противоречащие социальным об€занност€м людей. —трах не≠сомненно может помешать солдатам сделать то, Ђчто от них ожида≠етс€ї. –азвитие многих других эмоций может способствовать линче≠ванию, погромам, ожесточенным религиозным преследовани€м, та≠ким видам социального движени€, как нацизм и фашизм, Ђанти-ин-теллектуализмї и т. п. ѕо мере того как западный мир все более пре≠вращалс€ в сложную культуру, ориентированную на науку и технику, противопоставление эмоций, с одной стороны, и рассудочного, хоро≠шо адаптированного, опирающегос€ на интеллект поведени€Чс дру≠гой, проводилось все более отчетливо. —овременный мир требовал людей, на которых можно положитьс€, что они будут действовать <как часыї. (...) Ёмоциональные процессы представл€ютс€ чужды≠ми такому поведению, что и привело к противопоставлению эмоций и »нтеллектуальных процессов в качестве антиподов. (...)

√овор€ более обобщенно, сложилась рационалистическа€ концеп≠ци€ эмоций. ¬ сущности это была концепци€, согласно которой чело≠век Ч это именно homo sapiens, существо разумное; его природа наи≠более адекватно выражаетс€ в рациональных, интеллектуальных процессах, вроде тех, которые наблюдаютс€ в случае строгого раз≠мышлени€, (...)

–евность ќтелло, эмоциональные терзани€ √амлета, ужасающее честолюбие и чувство вины леди ћакбет могут быть интересными дл€ Ўекспира, ƒостоевского или ¬ерди, но такой драматический мате≠риал рассматривалс€ скорее как изображение сил, гроз€щих не≠счастьем отдельным лицам и обществу, чем как иллюстраци€ некото≠рой конструктивной основы, необходимой дл€ цивилизованной жизни.


ќчевидные моменты в научном мышлении об эмоци€х. ѕсихологи склонны подчеркивать Ђвеличайший контрастї между повседневным мышлением, с одной стороны, и Ђнаучно обоснованными представле≠ни€миї об изучаемых ими €влени€х Ч с другой. ќднако можно толь≠ко удивл€тьс€, сколько параллелей отыскиваетс€ между картиной эмоций, как она рисуетс€ в психологии, и описанным выше повседнев≠ным пониманием эмоций.

“ак, во-первых,... академическа€ психологи€ лишь очень медлен≠но и постепенно продвигаетс€ к пониманию того, что эмоциональные процессы могут быть как осознанными, так и неосознанными. ћногие психологи до сих пор считают само собой разумеющимс€, что эмоции €вл€ютс€ непременно осознаваемыми переживани€ми.

¬о-вторых, все еще широко распространена тенденци€ считать эмоци€ми только исключительно сильные переживани€ (Young,1961;

Murray, 1964). (...)

¬-третьих, психологи до сих пор придают наибольшее значение отрицательным, св€занным с избеганием, эмоци€м, которые в первую очередь назовет и представитель донаучного мышлени€. “ак, напри≠мер, хот€ последователи ’алла и внесли некоторые важные измене≠ни€ в более старые представлени€ об эмоци€х Ч благодар€ понима≠нию эмоции как Ђприобретенного побуждени€ї, Ч единственные Ђпо≠буждени€ї, которые ими обсуждаютс€, Ч это страх, или тревога, и иногда враждебность. (...)

¬-четвертых, многие психологи считали эмоции прежде всего осознанием вегетативных изменений, либо даже самими вегетатив≠ными реакци€ми. —тара€ теори€ ƒжемсаЧЋанге в большой степени отвечала этой традиции. ќна все еще жива. (...)

¬-п€тых, все еще часто встречаетс€ представление о том, что эмо≠ции в своей основе противоположны адекватному приспособитель-ному поведению. ѕ. “. янг, который долгое врем€ €вл€лс€ классиче≠ским представителем данной точки зрени€, так изложил этот пункт в недавнем переиздании своей книги: Ђ≈сли индивид настолько аффек≠тивно поражен окружающей ситуацией, что контроль со стороны го≠ловного мозга у него ослаблен или полностью потер€н и по€вились подкорковые формы поведени€ и вегетативные изменени€, то этот ин≠дивид охвачен эмоциейї (1961, с. 358). (...)

“аким образом, концепции профессиональных психологов, опи≠ра€сь в описании эмоций на те факторы и отношени€, которые наибо≠лее заметны и привлекают внимание, наиболее тесно св€заны во вре≠мени и, по-видимому, наименее изменчивы, во многих отношени€х на≠поминают донаучные представлени€. (...)

–азвитие в рамках научной психологии представлений о неочевид- Х ных особенност€х эмоций.  ак мы видели, в клинической и экспери≠ментальной психологии наблюдаетс€ €вна€ склонность к сохранению прежней попул€рной традиции считать эмоции прежде всего силь≠ными разрушительными процессами, преимущественно или исключи≠тельно вегетативными и так далее. Ќо это не исчерпывает вопроса. Ќапротив, дл€ того чтобы составить более адекватное представление о том историческом фоне, на котором развертываетс€ современное

(обсуждение пробле'мы эмоций, необходимо признать, что как в до-научном мышлении, так и в работах профессиональных психологов иногда можно наблюдать развитие весьма тонких представлений и акцентов. Ќам необходимо отметить по крайней мере следующие достижени€.

¬о-первых, ортодоксальные фрейдисты внесли весьма значитель≠ный вклад в разработку вопроса, показав, что эмоциональные про≠цессы могут функционировать бессознательно даже в тех случа€х, когда они оказывают мощное мотивирующее вли€ние.

¬о-вторых, многие авторы, особенно психотерапевты нефрейдист≠ской и неофрейдистской ориентации, подчеркивают как наличие, так и вли€ние.конструктивных эмоциональных факторов. ¬ качестве при≠мера можно привести представление ёнга о том, что Ђбессознатель≠ноеї €вл€етс€ в основном конструктивным, а не патогенным. —юда ^же следует отнести и изменени€ взгл€дов јдлера, который после пер≠вой мировой войны стал подчеркивать, что социальные интересы важ≠нее чувства неполноценности. ƒругие примеры признани€ конструк≠тивных эмоциональных факторов можно найти в работах √. —. —алли-вана, Ё. ‘ромма,  . –оджерса, ј. X. ћаслоу и ¬. Ѕонайма. ƒаже среди ортодоксальных фрейдистов все больше укрепл€етс€ представ≠ление, что в дополнение к силам Ђидї действуют и другие конструк≠тивные силы, внутренне присущие Ђэгої.

¬-третьих, начина€ с 1920 г.,  . Ћевин разрабатывал теоретиче≠ские и экспериментальные проблемы мотивации, выход€щие за рамки традиционного подхода к ней как к системе телесных побуждений, господствовавшего среди психологов, изучающих поведение живот≠ных (Cartwright, 1959).

¬-четвертых, после опытов Ќ. ћиллера (1959), показавших, что страх может действовать как Ђприобретенное побуждениеї, способ≠ствующее выработке эффективных инструментальных навыков, существенно изменилось представление об эмоци€х среди последо≠вателей ’алла.

¬-п€тых, многочисленные работы, выполненные, в частности, это-логами, показывают, что эмоциональные мотивы, способные действо≠вать в качестве побуждений, не всегда €вл€ютс€ Ђприобретенными побуждени€миї, а иногда имеют врожденный характер или обуслов≠лены генетически. ¬ случае импринтинга, например, происходит на≠учение, редуцирующее не какое-то Ђприобретенное побуждение страхаї, а врожденное побуждение, актуализируемое отсутствием в окружающей среде определенных стимулов. (...)

¬-шестых, распространению представлений о конструктивном значении эмоций в жизни человека во многом способствовали иссле≠довани€ потребности достижений, в социальном контакте' и др., проведенные группой √. ј. ћерре€ (Atkinson, 1964).

¬-седьмых, многие специалисты по сравнительной психологии привод€т убедительные свидетельства в пользу существовани€ и вли€ни€ на поведение животных Ђвнутренней мотивацииї или иссле≠довательских побуждений. (...)


¬-восьмых, к развитию аналогичных представлений привели различные направлени€ исследований, проведенных на люд€х; они показали, что человек нуждаетс€ в определенном разнообразии сти≠мул€ции (Fiske, Maddi, 1961), что материал, включающий некоторую неопределенность и разнообразие, мотивирует человека в большей степени, чем повтор€юща€с€ стимул€ци€ (¬аггоп, 1963; Berlyne, 1960; Munsinger, Kessen, 1964), что его мотивирует когнитивный дис≠сонанс или нарушение когнитивного баланса,(Testinger, 1961) и что стремление к компетентности или Ђэффективностиї мотивирует его особенно сильно (White, 1959).

¬-дев€тых, работа ’арлоу, посв€щенна€ эмоциональным реак≠ци€м и эмоциональному развитию детенышей обезь€н (Harlow, 1962), позволила по-новому взгл€нуть на старую гипотезу, котора€ утверждала, что прив€занность к родител€м проистекает прежде всего из роли матери в удовлетворении голода младенца.

ƒес€тым моментом, общим по отношению ко всем остальным, €вл€етс€ значительное развитие представлений о саморегулирую≠щихс€ кибернетических системах в физиологии, промышленности, в области военной техники, а также в различных област€х психологии, не св€занных с мотивацией. (...)

“еперь нам необходимо упор€дочить все то, с чем мы познакоми≠лись, подвергнуть этот материал критическому разбору и посмотреть, можем ли мы внести в проблему некоторый конструктивный вклад. (...)

Ћюбой психолог, присутствующий, например, при проведении начальных проб в эксперименте —оломона,  еймина и ”инна (1953), согласилс€ бы, что исследуемые собаки обнаруживают признаки сильного страха. (...)

Ќо что представл€ет собой Ђэмоци€ страхаї, о которой говор€т в такого рода случа€х? »наче говор€, какие критерии используют пси≠хологи, дела€ два заключени€: во-первых, о том, что организм вовле≠чен в эмоциональный процесс, и, во-вторых, что этим эмоциональным процессом €вл€етс€' страх, а не гнев, радость или печаль?

ѕя“№ ќ—Ќќ¬Ќџ’ ћќƒ≈Ћ≈… Ёћќ÷»…, –ј«–јЅќ“јЌЌџ’   Ќј—“ќяў≈ћ” ¬–≈ћ≈Ќ»

ќтвеча€ на этот вопрос/психологи разработали п€ть основных от≠личных друг от друга концепций. (1) Ёмоции €вл€ютс€ сознаваемыми переживани€ми, отличающимис€ друг от друга и от неэмоциональных переживаний некоторыми субъективными свойствами. ¬ыводы об эмоци€х, переживаемых другими организмами, мы можем делать на основе стимульной ситуации, поведени€ и т. д. Ќо эти критерии Ч кос≠венные, и каждый из нас знает, как их интерпретировать, только опи≠ра€сь на собственные субъективные переживани€ в аналогичных ситуаци€х. (2) Ёмоции Ч это некоторые специфические физиологиче≠ские состо€ни€ или процессы, завис€щие от вегетативной нервной системы, а также,.возможно, от некоторых особых центров или под-

Ii систем гипоталамуса или лимбической системы. ќпредел€ющими ка≠чествами любой эмоции €вл€ютс€ либо сами эти нервные процессы, когда существует возможность непосредственно их зарегистрировать, либо, разумеетс€, периферические вегетативные и подобные им эф≠фекты, которые в большинстве случаев легко поддаютс€ наблюдению. (3) Ёмоции отличаютс€ от других психологических процессов своей дезорганизующей ролью. (4) —пецифика эмоций состоит не столько в том, что они вмешиваютс€ в процессы адаптации, сколько в том, что они €вл€ютс€ результатом недостатка средств дл€ адекватной адаптации к ситуации. (5) Ёмоции отличаютс€ друг от друга и от дру≠гих процессов производимыми ими мотивационными эффекта≠ми, аналогичными тем, которые производ€тс€ традиционно при≠знаваемыми мотивами или побуждени€ми.

ѕредставление об эмоци€х как о субъективно различаемых осо≠знаваемых переживани€х. ѕоскольку эта модель представл€етс€ мне весьма несовершенной, следует, по-видимому, сразу подчеркнуть, что € глубоко убежден в осознанности значительной (хот€, возможно, и не подавл€ющей) части эмоциональных процессов. Ѕолее того, € твердо верю, что по субъективному критерию люди способны доста≠точно тонко различать протекающие у них эмоциональные процессы. ƒалее, € раздел€ю мнение многих психологов, согласно которому сознательные переживани€ могут подвергатьс€ изучению, служить источником гипотез и т. п.

Ќо тем не менее € считаю, что существуют причины, вследствие которых эта перва€ модель не может быть прин€та в качестве фунда≠ментальной. ѕрежде всего, очень важно, чтобы исследование эмо≠циональных процессов производилось не только на взрослых испытуе≠мых, но и на младенцах и маленьких дет€х. ¬ажно также, чтобы оно охватывало и животных. ”же одни эти причины требуют, чтобы фун≠даментальный признак эмоциональных процессов был объектив≠ным. (..)

Ќо основна€ трудность состоит в том, что даже когда имеютс€ субъективно различаемые признаки, с помощью которых каждый из нас способен до известной степени определ€ть, испуган он, сердит, страдает от одиночества или переживает что-то еще, никто не распо≠лагает средствами дл€ описани€ подобных субъективных состо€ний, чтобы сообщить с их помощью свое знание другим. ¬место этого чело≠веку приходитс€ описывать ситуацию, котора€ вызвала его эмоцио≠нальную реакцию, содержание мыслей, возникших в этой ситуации, либо обусловленное ею поведение. (...)

Ёмоции как особые вегетативные состо€ни€ или особые подкорко≠вые процессы. ћногие авторы присоединились бы к критическим замечани€м, высказанным нами по поводу первой модели, отдав пол≠ное предпочтение второй модели. ƒл€ идентификации эмоции, гово≠р€т они, нужно определить специфические физиологические послед≠стви€, вроде тех, которые вызываютс€ вегетативной нервной систе≠мой. Ќо так ли это?

ѕрежде всего, каковы те критерии, с помощью которых в исследо≠вани€х мотивационных центров и подсистем гипоталамуса или лим-


бической системы определ€етс€, 'что одна подкоркова€ система св€≠зана с гневом, друга€ Ч с сексуальным возбуждением и так далее^ ћожно с уверенностью сказать, что нет никаких нейрофизиологи-ческих критериев, чтобы осуществить подобное различение. ¬ такого рода исследовани€х мы должны использовать в качестве критериев вызываемые электростимул€цией мозговых центров поведенческие реакции или субъективные отчеты. (...)

“о же самое относитс€ и к утверждению, что в качестве критериев эмоций можно использовать вегетативные реакции. ¬ расширенных зрачках или внезапной испарине нет ничего, что само по себе свиде≠тельствовало бы в некоторой мере о состо€нии страха. ѕодобные веге≠тативные реакции стали известны в качестве индикаторов лишь по≠тому, что они коррелируют с более основательными критери€ми эмо≠циональных реакций. (...)

Ёмоции как разрушительные или дезорганизующие процессы.  ак мы уже отмечали, в психологии существует тенденци€ резко противо≠поставл€ть эмоции и то, что традиционно понимаетс€ под мотивами. ћотивы обычно рассматриваютс€ как процессы, которые не только возбуждают и поддерживают активность, но также ее организуют или направл€ют. (...) Ёмоции же, напротив, часто изображаютс€ в качестве процессов, лишь разрушающих или дезорганизующих при-способительные действи€ организма.

ќднако эта треть€ модель сталкиваетс€ со значительными затруд≠нени€ми. ѕрежде всего, она не предоставл€ет нам средств дл€ разли≠чени€ очень сильных Ђмотивовї и очень сильных Ђэмоцийї, ибо про≠цессы обоих типов оказывают сильное дезорганизующее вли€ние на те интересы или виды де€тельности субъекта, которые им не соответ≠ствуют. (...)

≈ще одна трудность состоит в том, что треть€ модель не предостав≠л€ет нам эффективных средств дл€ различени€ отдельных эмоцио≠нальных процессов. Ќикто из защитников этой модели не пыталс€ показать, что разрушительное действие сильного страха отличаетс€ от действи€ €рости или других сильных эмоций, и все же они продол≠жают говорить об эмоци€х различного качества. —ледовательно, они так же, как и сторонники двух первых концепций, имплицитно пред≠полагают существование некоторой более фундаментальной модели.

Ёмоци€ как результат недостатка адекватных средств дл€ приспо≠соблени€,. Ёту модель предпочитают ѕ. “. янг (1961), —. X. Ѕартли (1958) и ∆ан-ѕоль —артр (1962). ќна, конечно, содержит некоторую долю истины. —уществуют эмоциогенные ситуации, в которых орга≠низм, научившийс€ с ними справл€тьс€, действует должным образом и тем самым не позвол€ет им развитьс€ в новые ситуации, которые вызывали бы те же эмоции в гораздо более сильной форме. Ќо это же будет справедливо и по отношению к традиционно понимаемым моти≠вам. ¬ нормальных услови€х человек или животное никогда не до≠стигает состо€ни€ чрезмерного голода или жажды. ќни предпринима≠ют шаги, чтобы удовлетворить эти мотивы еще до того, как степень их обострени€ достигнет среднего уровн€. (...) “аким образом, четвер≠та€ модель Ч это, по-видимому, просто конкретизаци€ одного из

условий, в которых эмоциональный процесс обычно начинает усили≠ватьс€. ќна поэтому не может служить общей концепцией эмо≠циональных процессов.

» эта модель сталкиваетс€ с трудностью, рассмотренной в св€зи с предыдущими концепци€ми: она не дает средств дл€ различе≠ни€ одного эмоционального процесса от другого; ее сторонники же продолжают говорить о разных эмоци€х так, как если бы они были различны. “аким образом, кажда€ из четырех рассмотренных моде≠лей эмоций вызывает особые возражени€. Ќо мы видели также, что цм можно предъ€вить одно общее обвинение: все они предполагают существование каких-то других, более основательных средств дл€ определени€ того, имеет ли место эмоциональный процесс, и дл€ его идентификации в каждом случае среди всех возможных эмоциональ≠ных процессов. ѕоэтому нам теперь нужно поставить вопрос, что может собой представл€ть така€ более основательна€ модель.)...)

ѕ–»–ќƒј » ќ—Ќќ¬џ ћќ“»¬ј÷»ќЌ-Ќќ… “≈ќ–»» Ёћќ÷»…

' я собираюсь рассмотреть здесь семь основных положений, кото≠рые представл€ютс€ важными дл€ мотивационной теории эмоций.

¬о-первых, рассматрива€ эмоции, мы не должны относитьс€ к ним с позиций старой интроспективной традиции, а должны видеть в них целостный психологический процесс. (...) Ќо € не утверждаю также, что мы должны рассматривать эмоции только с точки зрени€ поведени€. »ногда эмоциональные процессы протекают как осознан≠ные, и мы можем использовать этот удобный случай дл€ субъек≠тивного наблюдени€ вс€кий раз, когда оно €вл€етс€ полезным. “аким образом, в этом первом положении € предлагаю рассматри≠вать эмоциональные процессы так же, как большинство психологов рассматривают образование пон€тий, то есть как процессы, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными, но большинство свойств которых в обоих случа€х остаетс€ одинаковым. (...)

¬торое, и несомненно центральное, среди моих положений предлагает рассматривать эмоциональные процессы как мотивы. ¬ самом деле, € хочу вынести на обсуждение тот факт, что, не прибега€ к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоци€ми, и р€д других процессов, которые мы к эмоци€м не относим.

Ќо приемлема ли эта точка зрени€? ƒействительно ли эмоции про€вл€ютс€ как мотивы?

ƒл€ того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратитьс€ сначала к процессам, которые психологами всегда рассматриваютс€ как мотивы, и спросить, какими критери€ми мы пользуемс€ дл€ идентификации таких мотивов у человека и животных. –ассмотрим, например, голод. (...) ћы заключаем о наличии голода в основном по тому вли€нию, которое он оказывает на остальную жизнь инди≠вида. ќдно из наиболее €рких описаний такого вли€ни€ было дано


сэром Ёрнестом Ўаклетоном, который вместе с трем€ друзь€ми пыталс€ достичь ёжного полюса в 1909 г. Ёти люди переносили очень т€желую физическую нагрузку, жили в услови€х сильного холода и в то же врем€ имели ничтожный суточный рацион.

 ак сообщает Ўаклетон, буквально все врем€ они думали и разговаривали о еде. Ќочью они видели ее во сне. ќгромное количество времени уходило у них на составление и обсуждение новых рецептов, которые они намеревались испробовать, вернувшись в цивилизованный мир. ќни изобрели особые ритуалы раздела еды во врем€ каждого приема пищи дл€ исключени€ того, чтобы кто-то из них не получил бы ее меньше, чем другой. ќни с радостью т€нули сани с запасами еды, несмотр€ на то, что были очень уставшими и могли бы желать более легкого груза. ƒаже если не брать во внимание осознаваемое переживание ими чувства голода, на основе таких отдельных его про€влений мы можем заключить, что они были исключительно сильно мотивированы голодом, (...)

ѕоскольку вли€ние на другие виды активности €вл€етс€ основа≠нием дл€ вывода о действии физиологического мотива, нам следует вы€снить, не оказывают ли подобного вли€ни€ и эмоциональные процессы. “о есть, обладают ли эмоциональные процессы способ≠ностью господствовать над мысл€ми и определ€ть избиратель≠ность воспри€ти€, заставл€ют ли они людей выдерживать наказани€ или подвергатьс€ иным лишени€м ради достижени€ эмоционально обусловленных целей? ћогут ли эмоциональные мотивы приводить к освоению новых действий, способствующих достижению этих целей?

–ассмотрим какой-нибудь пример эмоциональной реакции. ѕредставьте, что вы едете в машине с другим человеком и скоро обнаруживаете, что он €вл€етс€ довольно безрассудным и неловким водителем. ¬ы замечаете, например, что он часто ошибаетс€ в том, когда можно безопасно обогнать другие машины, и пересекает среднюю линию дороги, даже когда навстречу едут другие машины.  аковы будут последстви€ возникшего у вас страха? Ќе приведет ли он к определенной направленности процессов воспри€ти€, затрудн€€ наблюдение окружающих пейзажей, подобно тому как величествен≠ный пейзаж јнтарктики не замечалс€ людьми Ўаклетона? Ќе будете ли вы обдумывать, или пробами и ошибками искать способ, который мог бы изменить поведение водител€ или помочь вам выйти из ситуации? ѕредставл€етс€, что во всех такого рода по≠следстви€х страх, возникающий у вас, по своему главному про€вле≠нию будет функционально эквивалентным сильному голоду. “о же будет справедливо и дл€ других эмоций. ѕредставьте, например, какие жертвы способна понести и какие усили€ обнаружить наци€ в случае страха, что ей угрожает друга€ наци€.

“аким образом, поскольку эмоци€ оказывают то же фундамен≠тальное вли€ние, что и мотивы физиологического происхождени€, мы можем их назвать мотивами. Ёто наиболее фундаменталь≠ный из характеризующих эмоции фактов. ќн служит нам как основное средство различени€ эмоций и немотивационных психи≠ческих процессов. (...)

^. ѕерейдем к третьему положению. ƒл€ того чтобы составить более четкое представление об эмоциональных мотивах, необходимо рассмотреть отношение эмоциональных мотивов к мотивам вообще. а полагаю, что среди мотивов могут быть выделены два типа, представл€ющие собой два полюса некоторого континуума, который охватывает, все мотивы. Ќа одном его конце наход€тс€ такие сугубо физиологические мотивы, как голод или жажда. Ќекоторые из них завис€т от гомеостатического состо€ни€ организма. ƒругие, подобно зубной боли, либо боли от механического удара или электрошока, завис€т от внешней стимул€ции. Ќо в этих случа€х внешн€€ стимул€ци€ должна быть относительно сильной, а прекращение афферентных импульсов, идущих от точки стимул€≠ции, например от зуба, прекращает и действие физиологического мотива. Ёмоциональные же мотивы завис€т от более сложных психологических процессов. –ассмотрим, например, гус€т, изучав≠шихс€ “инбергеном.  огда над гус€тами перемещали силуэт €стре≠ба, они обнаруживали реакцию страха и делали попытки спр€≠татьс€; когда эта же картонна€ модель перемещалась над ними другим концом вперед, станов€сь похожей на силуэт гус€ с выт€ну≠той шеей,Чони оставались спокойными. ¬ этом-случае реакци€ на зрительный стимул безусловно €вл€етс€ врожденной, или инстинктивной, и тем не менее мы могли бы назвать этот процесс эмоциональным.

ќднако в большинстве случаев такого рода процессы пред≠полагают вовлечение приобретенного опыта. ѕредставим, напри≠мер, что человек консультируетс€ у врача по поводу некоторого симптома. ≈му говор€т, что существует некотора€ веро€тность заболевани€ раком, и предлагают на следующей неделе провести диагностическую операцию. ¬рач может посоветовать человеку пока не беспокоитьс€ и жить привычной жизнью. ќднако воз≠действи€ всех обычных стимулов теперь будут изменены благо≠дар€ сложным процессам осмыслени€ человеком своей ситуации. (...)

ƒва типа мотивов различаютс€ следующим образом. Ёмо≠циональные мотивы Ч это процессы, которые завис€т от сигналов, во многих отношени€х напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждатьс€ даже очень легкими и слабыми внешними раздражител€ми или которые вызываютс€ даже отсутствием какой-либо необходимой стимул€ции. — другой стороны, физиологи≠ческие мотивы в основном завис€т или от специфических хими≠ческих условий в организме, или от особенно сильного перифери≠ческого раздражени€. (...)

¬-четвертых, мне бы хотелось выдвинуть положение о том,. что у высших животных, в том числе и у человека, наиболее важны≠ми мотивами €вл€ютс€ мотивы эмоциональные. ¬о вс€ком случае именно эти мотивы у высших животных наиболее развиты. ¬ случае эмоциональных мотивов используютс€ специфические преимущества высших животных Ч как их превосходные дистантные рецепторы, так и возросшие возможности научени€ и воспри€ти€. ¬озьмем,


например, олен€. ќн может обнаруживать очень слабый запах иди звук, указывающий на врага. Ќо, что биологически особенно важно оленю недостаточно просто чувствовать присутствие пумы. ќчень важно также, чтобы он был этим сильно мотивирован, несмотр€, на то, что пока еще нет тех реальных повреждений, которые могут быть нанесены позже, если враг будет игнорироватьс€.

я не хочу сказать, что физиологические мотивы не €вл€ютс€ важными в нашей жизни. Ќо основными нашими мотивами €вл€ют≠с€ эмоциональные мотивы, особенно в насто€щее врем€, когда как говорит ћаслоу, достигнут достаточный уровень удовлетворе^ ни€ потребностей в пище, воде и физическом комфорте. ¬ услови€х современного общества человек €вл€етс€ сильно мотивированным существом, причем этот факт обусловлен именно эмоциональными процессами. »менно эмоциональные мотивы способны в значи≠тельной степени измен€тьс€ в результате научени€. ќни действуют с учетом как отдаленных, так и ближайших целей и тончайших условий складывающихс€ ситуаций. “аким образом, именно они наиболее соответствуют требовани€м человеческого существовани€.

¬ качестве п€того положени€ мы должны дать более подроб≠ную характеристику природе эмоциональных процессов. ƒо сих пор мы говорили о том, что эмоциональные процессы €вл€ютс€ мотивами. Ќо что им свойственно еще? „то представл€ют собой процессы, €вл€ющиес€ эмоциональными мотивами? (...)

Ќовое положение, которое € хочу выдвинуть..., состоит в том, что эмоциональные процессы могут рассматриватьс€ как один из видов перцептивных процессов. ѕричем € хочу сказать не то, что эмоциональные процессы завис€т от перцептивных процессов или ими порождаютс€, хот€ это верно тоже. я имею в виду более сильное утверждение Ч а именно, что эмоциональные процессы в своей основе и существенных чертах €вл€ютс€ перцептивными процессами, подобно тому как перцептивным процессом €вл€етс€ кажущеес€ движение.

 онечно, не все перцептивные процессы суть процессы эмо≠циональные. Ѕольшинство процессов, изучаемых в рамках проблемы воспри€ти€ (например, при исследовании феномена обратимых фигур, вли€ни€ зрительного контура или психофизических зависи≠мостей), полностью лишены какого бы то ни было эмоционального или мотивационного содержани€. —осредоточение исследований на процессах беспристрастного воспри€ти€ возникло по соображени€м удобства. ¬едь гораздо легче найти испытуемых дл€ экспери≠ментов по сравнению длины линий, чем найти (и потом удержать) их дл€ исследований по различению силы электрораздражений. (...)

Ќо принцип удобства, вли€вший на ранние исследовани€, не должен определ€ть наше представление о воспри€тии. ¬едь из≠вестно множество примеров, когда перцептивные процессы постепен≠но приобретают все более и более отчетливое мотивационное значение как эмоционального, так и более простого физиологи≠ческого характера. ѕредположим, например, что ребенок, которого купают, откусывает кусок мыла. –азве тер€етс€ перцептивный

характер процесса из-за того, что он не €вл€етс€ нейтральным а мотивационном отношении? »ли предположим, что человек по≠лучает удар электротоком. –азве болезненность этого процесса и сильное побуждение перейти от воспри€ти€ к активному действию лишают этот процесс перцептивного характера? ¬спомните о гус€тах “инбергена, видевших силуэт €стреба. –азве переставал этот процесс быть перцептивным вследствие того, что он определ€л их поведение типичным дл€ мотивационного процесса образом? (...)

ƒл€ по€снени€ этого положени€ перцептивные процессы можно сравнить с черно-белыми и цветными кинофильмами. ¬оспри€тие, которое обычно изучаетс€ в экспериментах, подобно черно-белым кинофильмам. ѕредставим, что некоторые из этих фильмов все больше и больше насыщаютс€ цветом. ‘акт добавлени€ цвета вовсе не означает, что в этих фильмах уменьшаетс€ точность дета≠лей, что они в каком-то смысле станов€тс€ в меньшей степени Ђфильмамиї. “очно так же воспри€тие, приобрета€ мотивацион-ный или, конкретнее, эмоциональный характер, не перестает быть динамически организованным нервным процессом, св€занным со сложной корковой активностью.  ороче говор€, оно не пере≠стает быть перцептивным процессом.

  каким выводам нас может привести прин€тие подобной моти-вационной, Ч по-видимому, мне следует сказать перцептивно-мотивационной Ч теории эмоций? ƒва таких вывода здесь будут рассмотрены в качестве шестого и седьмого положений.

ѕрежде всего, если эмоциональные процессы суть процессы перцептивные, то уже в сравнительно ранние периоды жизни они должны становитьс€ все более разнообразными и индивидуализи≠рованными. Ёто вытекает из того, что второй (после динамиче≠ской организации) отличительной чертой перцептивных процессов €вл€етс€ их чрезвычайна€ подверженность модификаци€м под вли€нием опыта и научени€. я думаю, мы можем с уверенностью утверждать, как это делал  оффка и особенно подчеркивал ’ебб, что младенец способен воспринимать лишь самые простые формы перцептивной организации. Ћицо матери дл€ него, по-видимому, неотличимо от лиц других людей. Ќо по мере развити€ ребенка его перцептивные механизмы, столь неопределенные вначале, стано≠в€тс€ все более точными и тонкими. (...)

Ќаконец, еще одно следствие перцептивно-мотивационной теории эмоций касаетс€ вопроса об изменении эмоциональных процессов и эмоциональных привычек. (...)

ƒл€ объ€снени€ этого € воспользуюсь небольшим примером из непсихологической работы Ч из маленькой книжки  . ‘орбс ЂMa≠ma's Bank Accountї. ƒевочка, от лица которой ведетс€ повество≠вание, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относитс€ к одному из своих д€дюшек. »м кажет≠с€, что он зан€т исключительно собой. Ќесмотр€ на то, что его работа, состо€ща€ в покупке захудалых ферм, их отстройке и пере≠продаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Ќепри€знь он вызвал, продав какие-то фамиль-


ные ценности, вывезенные из Ќорвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. –одственники понимают, что у него есть свои трудности. »м известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хро≠мает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.

 огда он умер, семь€ собралась на похороны, не без интереса относ€сь к вопросу об оставленном им состо€нии. ќднако оказа≠лось, что никаких денег он не оставил, Ч нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа:

ƒжозеф —пенелли, четыре года. “уберкулез левой ноги. 237 долл. ’одит.'

ƒжеми  елли. 9 лет. 435 долл. ’одит.

Ёста ƒженсен. 11 лет. –аст€жка, 121 долл.

—эм Ѕернштейн. ѕ€ть лет.  осолапость. 452,16 долл. ’одит.

¬ результате этой дополнительной информации происходит рез≠кий и стойкий сдвиг эмоционального отношени€. ѕочему? ¬овсе не потому, что прежнему эмоциональному отношению к этому чело≠веку не доставало силы или устойчивости, но потому, что возникла нова€, более сильна€ перцептивна€ структура, не отрицающа€, а включающа€ в себ€ предшествующие фактические знани€. (...)

ћне представл€етс€, что развитию предложенного здесь понима≠ни€ эмоций сильно мешала наша приверженность к определен≠ным привычкам мышлени€, сформировавшимс€ еще на заре психо≠логии. –ечь идет о традиции мыслить психологические процессы лишь в контексте проблемы сознани€, а также о неспособности видеть сходные свойства там, где бросаютс€ в глаза существующие одновременно с ними различи€. я мог бы даже сказать, что иногда мы напоминаем ребенка, который на вепрос о том, похожи ли м€ч и апельсин, утверждает, и даже не без оснований: ЂЌепохожи. јпель≠син можно есть, а с м€чом можно игратьї. я согласен, что существуют различи€ между эмоци€ми и остальными перцептивными процессами. Ќо € смею утверждать, что, усматрива€ между ними также и существенное сходство, можно прийти к некоторым весьма полезным представлени€м.

Ћ»“≈–ј“”–ј

At kin son J. W, An introduction to motivation. Princeton, 1964. ¬ а г г о n F. Creativity and Psychological health. Princeton, 1963. Hartley S. H, Emotion and the evaluative feature of all behavior.ЧPsychol.

Rec., 1958, v. 8.

Berlyne D. E. Conflict, arousal and curiosity. N. Y., I960. Cartwright D. Lewinian theory as a contemporary systematic framework.ЧIn:

Koch S. (ed.). Psychology: a study of a science, v. 2. N. Y., 1959. Festinger L. The psychological effects of insufficient rewards.ЧAmer. Psycho≠logist, 1961, v. 16.

Fiske P. W., Maddi S. (eds.). Functions of varied experience. Homewood, 1961. Harlow H. F. The heterosexual affectional system in monkeys.ЧAmer. Psycholo≠gist, 1962, v. 17.

ХMiller N. E. Liberalization of basic SЧR concepts; extensions to conflict behavior, motivation and social learning.ЧIn: Koch S. (ed.). Psychology: a study of a science, v. 2. N. Y., 1959.

Munsinger H., Kessen W. Uncertainty, structure and preference.ЧPsychol. Monogr., 1964, v. 78.

ISO

ч ц r ray E. J. Motivation and emotion. N. Y., 1964.

cart re J P. Sketch for a theory of the emotions. London, 1962.

i,o I о m о n R. a. o. Traumatic avoidance learning: the outcomes of several extmction

procedures with dogs, Ч J abnorm soc. Psychol., 1953, v. 48. ivhite R. W. Motivation reconcidered: the concept of competence. Ч Psychol. Rew.,

1959, v. 66. young P. T. Motivation and emotion. N. Y, 1961.


–убинштейн —ергей Ћеонидович (6 (18) июн€ 1889 Ч 11 €нвар€ 1960) Ч совет≠ский психолог и философ, профессор, член-корреспондент јЌ ———– (с 1943), действительный член јѕ  ———–. ќкон≠чил ќдесский (Ќовороссийский) уни≠верситет (1913'). — 1919 г. Ч доцент ка≠федры философии и психологии ќдес≠ского университета. ¬ 1932Ч1942 гг. Ч зав. кафедрой психологии Ћенинград≠ского государственного педагогического ин-та им. ј. ». √ерцена, в 1942Ч 1950 гг. Ч зав. кафедрой психологии ћосковского университета, в 1942Ч 1945 гг.Чдиректор »нститута психо≠логии јѕЌ –—‘—–. — 1945 г. Ч зав. сектором психологии »нститута психо≠логии јѕЌ –—‘—–. — 1945 г. Ч зав. сектором психологии »нститута фило≠софии јЌ ———–.

ќсновные работы —. Ћ. –убинштейна посв€щены философским и методологи≠ческим проблемам психологии, и прежде всего проблемам сознани€, де€тель≠ности и личности. —. Ћ. –убинштейном "выполнен р€д экспериментальных ис≠следований в области психологии вос≠при€ти€, мышлени€ и др. —. Ћ. –убин≠штейн был непревзойденным системати≠затором. ≈го фундаментальные Ђќсно≠вы общей психологииї, удостоенные √о≠сударственной премии, до сих пор оста≠ютс€ одним из лучших отечественных руководств по-психологии с глубоким марксистским анализом основных ее - проблем.

—очинени€: ќсновы психологии. ћ., 1935; ќсновы общей психологии. ћ., 1946; Ѕытие и сознание. ћ., 1957; ќ мышлении и пут€х его исследовани€. ћ., 1958; ѕринципы и пути развити€ психо≠логии. ћ., 1959; ѕроблемы общей психологии. ћ., 1973.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

719 - | 582 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.066 с.