Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сследовани€ мимического, пантомимического и речевого выражени€ эмоций




»сследовани€ мимического выражени€ эмоций

Ёксперименты Ћэндиса.

“ак, чтобы выз≠вать сильные отрицательные эмоции, за спиной испыту≠емого неожиданно раздавалс€ выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случа€х испы≠туемый, опуска€ руку в ведро, неожиданно находил там трех живых л€гушек и одновременно подвергалс€ удару электрического тока и т. д.

Ќа прот€жении всего эксперимента испытуемых фото≠графировали. „тобы облегчить объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обво≠дились углем. Ёто позвол€ло впоследствии Ч на фотогра≠фи€х Ч измер€ть смещени€, которые происходили при различных эмоциональных состо€ни€х в результате со≠кращени€ мышц.

ѕопытки установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состо€ний, дали отрицательные результаты. ¬опреки ожидани€м оказа≠лось невозможным найти мимику, типичную дл€ страха, смущени€ или других эмоций (если считать типич≠ной мимику, характерную дл€ большинства людей).

¬месте с тем было установлено, что у каждого испы≠туемого есть некоторый характерный дл€ него репертуар мимических реакций, повтор€ющихс€ в различных си≠туаци€х: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д. Ёти результаты противоречат как данным, получен≠ным в других исследовани€х, так и повседневному опыту. оказалось, что Ћэндис просил их попытатьс€ изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (религиозные чувства, отвращение, страх и т. д.). ќказалось, что мими≠ческа€ имитаци€ эмоций соответствовала общеприн€тым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции. “аким образом, следует различать общеприн€тую мимику как признанный способ выражени€ эмоций и спонтанное про€вление эмоций.

” младенцев мимика €вл€етс€ сравнительно бедной. √удинаф обнаружила у дес€тилетней слепоглухой девоч≠ки хорошо сформированные мимические схемы почти всех видов, описываемых шкалами некоторых психологов. Ёто значит, что мимические схемы €вл€ютс€ врожденны≠ми. —огласно наблюдени€м других авторов, у слепых де≠тей плохо формируютс€ произвольные мимические реакции, но спонтанное выражение чувств не отличаетс€ от зр€чих; с возрастом мимика зр€чих становитс€ все более выразительной и богатой, тогда как мимика сле≠пых детей либо не измен€етс€, либо становитс€ еще более бедной.

Ќа формирование мимического выражени€ эмоции оказывают вли€ние три фактора:

Ј врожденные видотипичные мимические схемы, со≠ответствующие определенным эмоциональным состо€≠ни€м;

Ј приобретенные, заученные, социализированные спосо≠бы про€влени€ чувств, подлежащие произвольному конт≠ролю;

Ј индивидуальные экспрессивные особенности, придаю≠щие видовым и социальным формам мимического выра≠жени€ специфические черты, свойственные только данно≠му индивиду.

ћимика бывает:

1) —понтанна€ мимика. Ќа врожденный характер мимики указывает ее сходство у слепого и зр€чего младенцев. Ќо с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

2) ѕроизвольна€ мимика. ѕроизвольна€ мимика формируетс€ к 4-14 годам.  огда ребенок становитс€ старше, он начинает учитывать указани€ взрослых (например, нельз€ плакать по несущественному поводу, стыдно выражать в такой-то форме страх и т.д.). ќн стараетс€ управл€ть собой Ц по€вл€етс€, например, скрытый страх, виновата€ улыбка, опущенный взгл€д, сдерживаемые слезы и т.д.

ѕантомимическое выражение эмоций.

Ёксперименты, в которых эмоции опреде≠л€лись по засн€тым на кинопленку движени€м рук опытного актера, показали, что уровень точности оценок €вл€етс€ примерно таким же, как при определении эмо≠ций по выражению лица.

”далось вы€вить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Ёто так называ≠ема€ реакци€ вздрагивани€.

–ечевое выражение эмоций.

¬ состо€нии эмоционального возбуждени€ обычно возрастает сила голоса, а также значительно измен€ютс€ его высота и тембр.

¬ыражение эмоций голосом имеет как врожденные видотипичные компо≠ненты, так и приобретенные Ч социально обусловленные и формирующиес€ в процессе индивидуального развити€ компоненты. ¬рожденными механизмами обусловлены та≠кие про€влени€, как изменение силы голоса (при измене≠нии эмоционального возбуждени€) или дрожание голоса (под вли€нием волнени€). ѕри усилении эмоционального возбуждени€ возрастает количество функциональных еди≠ниц, актуализированных к действию, что оказывает вли€ние на усиление активации мышц, участвующих в го≠лосовых реакци€х.

»ногда сильное возбуждение может, напротив, про€в≠л€тьс€ в уменьшении силы голоса (можно говорить шип€щим от €рости голосом). Ёта форма €вл€етс€ след≠ствием сочетани€ врожденной тенденции к усилению го≠лоса под вли€нием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.

ћежкультурные различи€ в выражении эмоций

»сследовани€ поведени€ людей, принадлежащих к раз≠ным культурам, обнаружили, что в сфере выражени€ эмоций встречаютс€ как универсальные типы реакций, так и специфические дл€ отдельных исследовавшихс€ культур.

 л€йнберг провел анализ китайской литера≠туры с точки зрени€ описани€ выражени€ эмоций. ќписание страха: Ђ¬се дрожали, а их лица были цвета глиныї; Ђ¬олосы стали дыбом, и по телу побежали мурашкиї; Ђ’олодный пот покрыл его тело; он беспрерывно дрожалї; Ђ≈е ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немыї. ¬се приведенные здесь описани€ вполне пон€тны евро≠пейцу, что указывает на сходство выражени€ страха в разных культурах.

ќписание гнева: Ђќн заскрежетал зубами, стира€ их в порошокї; Ђ≈го глаза широко раскрылись и стали круглымиї (что у нас означает, скорее, удивление или страх); ЂЅыл так раз≠гневан, что несколько раз лишалс€ чувствї. ” нас, ско≠рее, сказали бы Ђлишилс€ чувств от потр€сени€ї или Ђлишилс€ чувств от страхаї.

”дивление Ц например, Ђвысунул €зыкї, удовлетворение Ц Ђпотирал ухо и щекуї, Ђхлопнул в ладо≠шиї Ч беспокойство или неудовлетворение.  ита€нка постукивает пальцем по затылку своего ребенка, выража€ таким способом неудовлетворение, и потирает пальцем щеку, вместо того чтобы сказать Ђстыдної.

–ассмотрим, что именно в отдельных культурах означают определенные эмоциональные реакции. ѕри этом будем опиратьс€ на обзор  л€йнберга.

—лезы €вл€ютс€ почти универсальным признаком печали. ќднако нормы культуры оказывают вли€ние на эти формы реакций, определ€€, когда, каким образом и как долго следует плакать. “ак, в „ерногории на погре≠бальной церемонии женщины и мужчины должны пла≠кать в разное врем€. ћексиканские индейцы плачут во врем€ некоторых религиозных церемоний, а после их завершени€ возвращаютс€ к типичному дл€ них радост≠ному настроению. јндаманцы, например, плачут при встрече с людьми, которых они давно не видели, а также после установлени€ мира между воюющими сторонами; родственники, не видевшиес€ несколько недель или ме≠с€цев, при встрече обнимаютс€, усаживаютс€ р€дом и обливаютс€ слезами.

—мех €вл€етс€ довольно распространенным признаком радости и удовлетворени€. Ќередко с помощью смеха выражаетс€ также презрение и насмешливое отношение. ¬  итае смех может означать гнев, а в более давние вре≠мена он был также формой поведени€, предписываемой слуге, который, например, сообщал господину о своем несчастье с улыбкой, чтобы уменьшить значение несчасть€ и не беспокоить им почтенное лицо. ¬ японии про€вление печали и боли в присутствии лиц более высокого поло≠жени€ рассматривалось как демонстраци€ неуважени€. ѕоэтому человек, которому делаетс€ выговор, должен улыбатьс€, однако следует помнить, что смех, при ко≠тором обнажаютс€ задние зубы, также €вл€етс€ оскор≠бительным дл€ вышесто€щего лица.

¬ некоторых приведенных примерах смех €вл€етс€ формой, предписываемой нормами культуры, чтобы скрыть отрицательные эмоции. “акую же функцию смех может выполн€ть и в нашей культуре; так, у детей смех довольно часто бывает реакцией на ситуацию, вызыва≠ющую отрицательные эмоции.

Ѕолее значительные различи€ наблюдаютс€ в выра≠жении радости. “ак, например, на “аити дл€ выраже≠ни€ радости люди иногда причин€ют себе боль. ”илсон приводит пример старой женщины, котора€, неожиданно встретив сына, от радости исцарапала себ€ до крови. ѕодобные формы про€влени€ радости наблюдались среди аборигенов јвстралии.» все же самой распространенной формой выражени€ ра≠дости €вл€етс€ смех.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2047 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

518 - | 495 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.