Если рассматривать эмоции как изолированные реакции на определенные воздействия, возникает вопрос о том, имеют ли эти реакции лишь некоторое временное развитие, или же остаются без изменения. Этот вопрос рассматривался В. Вундтом, однако только в отношении специфического класса эмоций, получивших в его концепции название аффектов (так как только они являются реакциями, имеющими независимое, самостоятельное развитие). Вундт считает, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания. Специфический характер, «форма» изменения позволяет отличить один аффект от другого. Достигнув стадии аффекта, эмоциональный процесс подчиняется уже не внешним воздействиям, а именно «форме» этого аффекта, которую он должен пройти, постепенно угасая или приводя к формированию волевого побуждения.
Подавляющее большинство обычных, «умеренных» эмоциональных переживаний не являются, согласно Вундту, автономными, так как с момента своего возникновения они вливаются в общий поток других переживаний, вступая с ними во взаимодействие и видоизменяясь.
Вундт также говорил о соединении, слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования.
Благодаря трехмерной модели пространства эмоций, было показано:
1) существование пространственного взаимодействия и суммации эмоциональных впечатлений, переживаемых одновременно (например, при восприятии пейзажа, архитектурного ансамбля);
2) существование временной суммации переживаний, следующих друг за другом (например, при восприятии музыкального произведения).
Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Сострадание Р. Декарт объясняет соединением печали и любви, ревность, согласно Б. Спинозе, — сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит.
Способность эмоций порождать и обусловливать друг друг а является самым интересным моментом, характеризующим их динамику. В выявлении и описании конкретных закономерностей порождения одних эмоций другими больше всего было сделано Б. Спинозой. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает аффекты того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмету нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть. Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят по его же вине, он будет охвачен аффектом приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия. Такой причиной может быть сам предмет любви или, например, тот, кого он любит; к тому и другому возникнет ненависть.
В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждая из таких ветвей означает потенциальную возможность ее дальнейшего развития, отвечающего тому или иному варианту изменения ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим вариативность и гибкую адаптацию поведения.
Н.Х. Фрейда предложил называть совокупность взаимодействующих и следующих друг за другом эмоций по поводу некоторого события «эмоциональным эпизодом».
В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оценивающих (удовольствие – неудовольствие и их производные) и побуждающих (желания, влечения) переживаний. Значение этих простейших положений (неприятное порождает желание от него избавиться, неудовлетворенное желание вызывает неудовольствие и т.д.) заключается в том, что их принятием или отвержением решается, как уже говорилось, вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счете — о «выходе» эмоций в действие.