Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“о, что со мной происходит, Ч Ѕожь€ вол€ї. 5 страница




ќчень важно у€снить следующее: пока созависимый че≠ловек не проработает свои глубинные проблемы, пока его раны, так сказать, не будут открыты, промыты и излечены, он обречен на посто€нные неудачи. Ђ—гораниеї продолжит≠с€ и будет происходить на всех следующих работах. ѕоверх≠ностные решени€ типа Ђя сделаю то-то и то-то, чтобы успо≠коить себ€ї принесут только кратковременное облегчение. ѕрежде чем созависимый успеет опомнитьс€, старые схемы поведени€ вернутс€, и цикл закрутитс€ с новой скоростью: спасать, чтобы помочь себе; не помогает; спасать еще ак≠тивнее, больше, дольше. Ќет, единственное насто€щее спа≠сение Ч вскрыть и разрешить базовые проблемы.

Ќеслучайно уровень разводов в помогающих професси€х, таких, как медицина или психологи€, необыкновенно высок. Ѕрак и семь€ так же завис€т от исцелени€, как карьера.

≈сть и еще один аспект этой проблемы. ≈сли созависи≠мый Ђспасательї, как часто бывает, трудоголик, он не обра≠щает внимани€ не только на свое психическое, но и на фи≠зическое здоровье, которое в результате начинает сдавать. ј физически больные люди не могут плодотворно работать ни на одном поприще.

¬ своей клинике мы наблюдаем многих христианских служителей, которые работают в јмерике или зарубежных мисси€х. ƒаже их лица выражают страдани€ и усталость. Ќо стоит нам сказать: Ђѕослушайте, если вы хотите служить другим, то сперва послужите себеї, как у них в голове слов≠но вспыхивает €ркий сигнал опасности. ЂЁгоизм! Ёгоизм! Ёгоизм! ’ороший христианин не занимаетс€ собой. —еб€≠любие Ч это грехї.

ѕрекрасна€ христианска€ этика служени€ другим иска≠жаетс€, поставленна€ на службу созависимости. Ђѕомогай другимї превращаетс€ в ЂЌе помогай себе, помогай только другимї. Ђќтвергни себ€ї превращаетс€ в Ђќтвергни даже свои естественные, необходимые потребностиї. »исус оторвал —еб€ от толпы, чтобы обратитьс€ к ќтцу с молит≠вой.  огда ќн ходил среди людей, ќн знал, что дл€ того, чтобы наполнить Ђсосуды любвиї других, ќн должен сна≠чала наполнить —вой —обственный. Ёто справедливо и дл€ всех нас.

„асто люди, ставшие спасател€ми благодар€ созависи≠мости, фанатично отказываютс€ заботитьс€ о себе. Ђќтверг≠ни себ€ и служи другимї превращаетс€ в нав€зчивое поведе≠ние. ѕотребность приносить себ€ в жертву, поддерживаема€ некоторыми направлени€ми христианства, может стать на≠сто€щей одержимостью.

√эри Ёллис трудоголик другого типа. ≈го график регули≠руетс€ руководством компании, котора€ не позвол€ет ему перерабатывать. ќн работает в течение сорока часов в неде≠лю, остальное врем€ он свободен. Ќо он так погрузилс€ в свою профессию фельдшера как Ђспасател€ї, что она стала дл€ него нав€зчивой потребностью. ќн читает все специа≠лизированные журналы, посто€нно копаетс€ в каталогах, возитс€ со своими инструментами. ” него нет других инте≠ресов, кроме службы Ђ—корой помощиї.

√эри Ёллис стал зависимым от своей работы. ≈сли он сгорит на ней (что, видимо, скоро произойдет), он станет зависимым от чего-то другого. ќднако и оно принесет ему не больше удовлетворени€, чем его теперешн€€ работа. ≈го жизнь будет двигатьс€ по спирали, одна истори€ станет по≠втор€тьс€ в разных обсто€тельствах, и с каждым эпизодом его разочарование и ожесточение будут усиливатьс€, потому что ожесточение Ч скрытый корень сгорани€. ≈сли он хрис≠тианин, ожесточение неизбежно нарушит его отношени€ с Ѕогом и другими христианами. ≈го духовный путь будет так≠же прерван. Ђ—гораниеї охватывает всю жизнь, как пожар.

–ќЋ»,  ќ“ќ–џ≈ ћџ »√–ј≈ћ

“еперь вы знаете о том, какие разнообразные семейные роли играете вы и ваши близкие. ƒавайте определим игро≠ков.  то у вас в семье был Ђгероемї? »грал ли кто-то из де≠тей две роли?  огда именно одна его роль сменилась дру≠гой? ѕроанализируйте отношени€ в своей семье и семь€х своих близких друзей.

≈сли вы непреднамеренно играете преувеличенные, со-зависимые роли в близких отношени€х, вы уродуете эти от≠ношени€, потому что такие роли ненормальны. ќсобенно это относитс€ к отношени€м между вами и Ѕогом, о чем мы сейчас и будем говорить.

Ѕќ√ » “≈ћЌџ≈ ќ„ »

 ак созависимые отношени€ с Ѕогом отличаютс€ от нор≠мальных? ƒавайте разберемс€ с этим, использу€ уже полу≠ченные знани€.

Ўон ћак ерди и супруги ƒжорданы имели дисфункци≠ональные отношени€ со своими отцами. “акие люди риску≠ют перенести свои чувства к отцу на Ѕога, €вл€ющегос€ дл€ них фигурой отца. Ѕог Ч идеальный ќтец, в  отором не может быть дисфункциональноеЩ, поскольку ќн соверше≠нен. Ќо ƒжон ƒжордан, √лэдис ƒжордан и Ўон ћак эрди могут непреднамеренно придавать Ѕогу слишком человече≠ские черты.

¬ы помните, что √лэдис выросла с отцом, который никог≠да ее не слушал. √лэдис бессознательно приписывала эту чер≠ту своего отца ƒжону, хот€ ƒжон был хорошим слушателем. ≈сли она подобным образом припишет этот человеческий недостаток Ѕогу, ее способность молитьс€ серьезно пострада≠ет. ≈й будет трудно оценивать любовь Ѕога и принимать ее. ќна охотно согласитс€ с мнением, что близкие отношени€ с Ѕогом невозможны: ведь в ее случае так все и получитс€. Ѕли≠зость к Ѕогу будет ускользать от нее, и не из-за природы Ѕога, а из-за сковывающих ее пут созависимости.

≈сли ƒжон видит Ѕога в свете авторитарности и законни-чества, он забудет о том, что ни один человек не может зара≠ботать спасение, заслужив Ђодобрениеї Ѕога. ƒжон рискует утратить понимание важного аспекта ѕисани€ Ч спасени€ благодатью. Ђћилосердиеї и Ђблагодатьї станут дл€ него бессмысленными словами. Ѕольше того, он согласитс€ с женой, что близкие отношени€ с Ѕогом невозможны, хот€ поверит в это по другой причине. ≈го и ее представлени€ о Ѕоге станут совершенно различными: √лэдис будет видеть равнодушного, далекого Ѕога, а ƒжон Ч небесного поли≠цейского, регистрирующего каждое нарушение правил.

„то касаетс€ Ўона, тот ищет совершенного отца. ќн найдет его в Ѕоге, но поймет ли это? ≈сли с Ўоном про≠изойдет что-то плохое Ч например, т€жела€ потер€ или от≠сутствие ответа на молитву, Ч он может разочароватьс€ в Ѕоге, как разочаровываетс€ в своих работодател€х.  ороче, Ўон, как и многие из нас, мерит Ѕога на свой аршин и мо≠жет прийти к выводу о ≈го несовершенстве. ¬идите, как нижний слой портит весь наш Ђслоеный пирогї, особенно его второй слой Ч личные взаимоотношени€, куда вход€т и взаимоотношени€ с Ѕогом?

ѕредставьте себе ограненный алмаз, то есть бриллиант (чем крупнее алмаз, тем €снее и очевиднее аналоги€). ¬ы видите, что все его грани расположены под разными углами друг к другу.  ажетс€, что грани вдоль одного кра€ почти противосто€т гран€м другого кра€. Ќаклоните алмаз и уви≠дите, как грани вспыхивают одна за другой. ¬ алмазе как минимум п€тьдес€т восемь граней: при меньшем их числе он кажетс€ тусклым и не сверкает. Ѕлеск бриллианта также зависит от остроты угла огранки в основании камн€.

ћы уподобим бриллианту библейского Ѕога Ч Ѕога с мириадами граней. Ќекоторые из ≈го граней наход€тс€ поч≠ти в одной плоскости; другие, если вз€ть их по отдельности, кажутс€ противосто€щими. Ђћне отмщение, я воздамї на первый взгл€д противоречит тому, что ЂЅог есть любовьї. ќдна грань вдруг засверкала и привлекла наше внимание; потом наше положение изменилось, и дл€ нас заси€ла дру≠га€ грань. Ѕог бесконечно богаче и сложнее, чем величай≠ший из бриллиантов, поэтому ни один человек не может полностью восприн€ть ≈го: никто из нас не способен охва≠тить взгл€дом все грани бриллианта.

„еловек с наполненным Ђсосудом любвиї и низким уровнем созависимости видит, как си€ет и переливаетс€ бриллиант. Ќапротив, от созависимого скрыты многие, если не все, грани. ѕоскольку созависимый видит только не≠сколько граней, великолепное си€ние Ѕога кажетс€ ему туск≠лым и лишенным огн€.

 ак психотерапевты и психологи, мы не собираемс€ за≠ниматьс€ толкованием Ѕиблии. ѕисание Ч это письмо Ѕога о любви, написанное лично дл€ вас.  ак и что Ѕог говорит вам в нем, касаетс€ только вас и ≈го. «десь мы хотим лишь подчеркнуть, что каждый человек имеет возможность €сно и объективно восприн€ть слова Ѕога, не искаженные созависимыми иде€ми и пон€ти€ми.

— психологической точки зрени€, всегда интересно на≠блюдать, как два человека читают один и тот же отрывок из Ѕиблии и интерпретируют его совершенно по-разному в за≠висимости от своих личных эмоциональных особенностей. “ака€ подсознательна€ Ђподгонкаї Ч нормальное €вление: наш мозг фильтрует информацию, приход€щую в него из≠вне. ќднако мозг человека, выросшего в дисфункциональ≠ной семье, Ђсосуд любвиї которого пуст и в котором кипит гнев, искажает и обедн€ет поступающую в него информа≠цию. “олько избавившись от созависимости, человек с не≠удовлетворенными эмоциональными потребност€ми смо≠жет осознать реальность Ѕога и Ѕлагой вести. ѕока глубин≠ные личностные проблемы не разрешены, все, что Ѕог гово≠рит человеку, может быть пон€то совершенно неверно.

 ороче, вам следует старатьс€ избавитьс€ от созависимо≠сти не только дл€ того, чтобы улучшить стиль жизни, стать по-насто€щему счастливым и решить свои проблемы. √лав≠на€ привилеги€ и об€занность христианина Ч слушать Ѕога и повиноватьс€ ≈му, а созависимый не способен €сно слы≠шать ≈го и адекватно реагировать на то, что слышит.

 ак работает Ђфильтрї созависимости? ≈го можно срав≠нить с пол€ризованной линзой. ѕол€ризаци€ света исполь≠зуетс€ во многих отрасл€х промышленности и в быту, самое распространенное ее применение Ч в производстве солнеч≠ных очков. ќбычные темные очки частично задерживают солнечный свет благодар€ окрашенным стеклам, однако весь попадающий на них свет подвергаетс€ одинаковой бло≠кировке и фильтрации независимо от его угла падени€. ¬ отличие от обычных пол€ризованные линзы полностью от≠ражают лучи с определенным углом падени€, пропуска€ ос≠тальные лучи. ƒругими словами, пол€ризованные линзы обладают избирательностью.

“о же можно сказать и о созависимости. —озависимые словно смотр€т на Ѕога сквозь пол€ризованное стекло, ко≠торое задерживает весь исход€щий от Ќего свет, кроме ми≠зерной его части. “акие люди, имеющие неудовлетворенные эмоциональные потребности и глубокий невыраженный гнев против безразличных родителей, смотр€т на солнце (Ѕога) через пол€ризованные очки и вид€т только малую часть его величи€.

¬се проблемы, которые созависимость порождает в от≠ношени€х между людьми, проникают и в отношени€ с Ѕо≠гом. ¬спомним, например, призраков прошлого (то есть на≠в€зчивое повторение прошлого), преследовавших супругов ƒжорданов. √лэдис пыталась воспроизвести ситуацию роди≠тельской семьи отчасти дл€ того, чтобы Ђисправитьї ее, а от≠части дл€ того, чтобы воссоздать знакомую ей боль. Ѕог Ч единственна€ Ћичность во ¬селенной, созависимость  ото≠рой всегда на нуле.

Ќо стремление к повторению прошлого настолько не≠преодолимо, что √лэдис приписывает Ѕогу недостатки свое≠го земного отца.  онечно, вслух она в этом не признаетс€ Ч ведь всем известно, что Ѕог не имеет недостатков. Ќо, если копнуть глубже, √лэдис действительно видит в Ѕоге отцов≠ские пороки.

ѕризраки прошлого шепчут так громко, что заглушают слова ѕисани€. »нтерпретаци€ Ѕога с ограниченной гума≠нистической точки зрени€ означает, что созависимые тен≠денции перешли на отношени€ человека с Ѕогом.

“еперь возьмем глубокий невыраженный гнев, характер≠ный дл€ созависимости.  акие чувства испытывает созависимый по отношению к родител€м, подвергающим его на≠силию? — одной стороны, страх и ненависть к тому (тем), кто должен о нем заботитьс€ и не делает этого. — другой, сильную, естественную, инстинктивную любовь ребенка к родител€м. –ебенок (а позднее взрослый) отча€нно старает≠с€ исправить дисфункциональную ситуацию, изменить ко≠нец истории на счастливый, заработать необходимые ему признание и заботу родителей. ¬озникает драматическое и глубоко скрытое в душе чувство любви/ненависти, которое может впоследствии про€витьс€ в духовном аспекте.

ќдна наша недавн€€ пациентка служит хорошим приме≠ром. –ебекка пришла к нам в полном убеждении, что она одержима бесами. ћы в принципе не исключаем подобной возможности, но в данном случае ничто не указывало на присутствие в ней злого духа. —о временем вы€снилось, что за одержимость она принимала амбивалентное чувство любви/ненависти.

ќтец –ебекки был военным стоматологом, жестким перфекционистом.  аждые два года их семь€ переезжала на другое место жительства; они кочевали с одной военной ба≠зы на другую, из одного штата в другой. –ебекке ни разу не удалось проучитьс€ два года подр€д в одной школе. ≈е роль, как и роли других детей в семье, заключалась в том, что она улыбалась и соглашалась с папой. Ќи ей, ни ее матери не позвол€лось выражать гнев, раздражение или разочарова≠ние, возникающие от бесконечных переездов и отсутстви€ посто€нного дома.

ѕрошли годы. –ебекка стала прекрасной, преданной Ѕо≠гу христианкой, но на самом деле только часть ее личности, котора€ была на виду, любила Ѕога ќтца. ƒруга€, скрыта€ часть была полна невыраженного гнева и обиды. ќна пере≠несла эту ужасную часть отношений с отцом в отношени€ с Ѕогом вместе с заповедью ЂЋюби родителей своихї. ¬оз≠никший в результате гнев на Ѕога был дл€ нее абсолютно неприемлемым, поэтому она приписала его бесовской силе, проникшей в нее извне.

ћы помогли ей справитьс€ с гневом и обидой, провед€ ее через дес€ть шагов, которые описаны в следующей главе. ќна вы€вила свой гнев и освободилась от него. ЂЅесыї утихли.

ќбобща€, мы покажем, каким образом развиваютс€ от≠ношени€ созависимого с Ѕогом. ¬о-первых, из-за своего из≠бирательного воспри€ти€ человек видит только некоторые черты Ѕога и поэтому не может составить представлени€ о ≈го справедливости и милосердии, а также пон€ть смысл безусловной любви (агапэ). ¬о-вторых, созависимый бес≠сознательно стремитс€ построить свои отношени€ с Ѕогом на этой шаткой и неполной основе.

ћы часто наблюдаем случаи, когда христиане пытаютс€ заслужить любовь Ѕога путем жесткого самоконтрол€ пове≠дени€ и мыслей. ѕримерами €вл€ютс€ анорекси€ и ханжес≠кие, жесткие взгл€ды на Ђправильнуюї жизнь.   сожале≠нию, такие люди не могут почувствовать любовь и прин€тие Ќебесного ќтца, потому что не знают, что такое забота и одобрение родителей. ЂЋучшеї дл€ них никогда не превра≠щаетс€ в Ђдостаточної, а разочарование подрывает любовь и мир в душе.

  нам в клинику часто обращаютс€ христиане, отлично знающие ѕисание. “акие клиенты превращают консульта≠цию в богословский диспут с потоком библейских цитат с той и другой стороны. “ак произошло с учительницей вос≠кресной школы Ёдит, котора€ лечилась в нашей клинике. Ёдит воспитывалась склонным к насилию отцом и вышла замуж за человека, который подвергал ее духовному наси≠лию. ѕервые недели, проведенные у нас, стали дл€ нее де≠монстрацией богословской эрудиции. —кажем, мы предла≠гали: Ђ¬ам надо быть ближе к Ѕожьей благодатиї, на что она незамедлительно выстреливала автоматной очередью сти≠хов из Ѕиблии, подтверждающей справедливость √оспода. Ќаш диалог продолжалс€ в том же духе.

ƒл€ сведущих в Ѕиблии христиан, Ђсосуды любвиї кото≠рых пусты, поиски Ѕога зачастую станов€тс€ не духовным путешествием, а безнадежной борьбой. ¬ глубине души, за пределами разума и логики, такие христиане плохо относ€т≠с€ к самим себе. ≈сли вы пр€чете в себе чувства неспособно≠сти и недостойности, а Ѕога считаете холодным, непрощаю≠щим и недостижимым, вы можете читать послани€ надежды в Ќовом «авете, пока не забол€т глаза, но видеть в них буде≠те только осуждение. —нова и снова мы наблюдаем, как эти люди стараютс€ наладить отношени€ с Ѕогом, заслужив ≈го одобрение своим законничеством, перфекционизмом, са≠мопожертвованием и самоуничижением Ч тем, что, по их мнению, лучше доказывает Ѕогу их ценность, когда они подвергают ее сомнению в своих сердцах.

»исус использовал аналогию семьи с сильным люб€≠щим отцом, когда говорил: Ђ≈сть ли между вами такой че≠ловек, который, когда сын его попросит у него хлеба, дал бы ему камень? » когда попросит рыбы, подал бы ему змею? »так, если вы, будучи злы, умеете да€ни€ благие да≠вать дет€м вашим, тем более ќтец ваш Ќебесный даст бла≠га прос€щим у негої.

«емна€ семь€ становитс€ отражением Ќебесной семьи, во главе которой Ч мудрый, люб€щий Ѕог.

ќснова созависимости Ч неудовлетворенный нарцисси-ческий голод Ч возникла не сегодн€. ≈ще четыре тыс€чи лет назад —лово Ѕожье предупреждало родителей об их от≠ветственности перед детьми; это предупреждение проходит через все ѕисание.  репка€, заботлива€ и стабильна€ семь€ Ч данный Ѕогом путь к счастью, долголетию и €сному по≠ниманию любви и Ќебесного ќтца.

¬ этом состоит еще одна причина, по которой необходи≠мо разобратьс€ с созависимостью в своей жизни. ¬ашим де≠т€м и дет€м ваших детей (то есть дет€м в вашей семье, не≠важно, биологический вы их родитель или нет) необходимы наполненные Ђсосуды любвиї, чтобы найти счастье, насто€≠щую любовь и Ѕога. ≈сли ваш Ђсосудї пуст, вы не можете на≠полнить их Ђсосудыї. ѕисание утверждает, что их будущее зависит от вас.

Ќи один человек в мире не может восприн€ть Ѕога цели≠ком. Ќо если прочесть Ѕиблию от корки до корки, перед на≠ми возникнет многомерна€ картина Ѕога как чудесного ѕо≠велител€ и Ћюб€щего ќтца,  оторый превыше человечес≠кого понимани€. ќн требует, но ќн все понимает. ќн любит безраздельно, руководит безошибочно, правит абсолютно. Ќикто из людей Ч даже апостол ѕавел Ч не может узнать о Ќем всей правды. Ќо созависимый трагически обречен ви≠деть ≈го очень смутно, и это видение Ѕога искажено, умень≠шено и ложно.

»исус сказал: Ђя уже не называю вас рабами... но я на≠звал вас друзь€миї (»оанна 15:15). ≈сли Ѕог Ч ваш лучший друг, вы должны узнать ≈го как можно лучше.

 

 

„асть 5

ƒес€ть шагов выздоровлени€

√лава 13

»сследуем свои взаимоотношени€

Ќаша клиника располагаетс€ в трехэтажном кирпичном здании, сто€щем на бетонных опорах. »з подземной авто≠сто€нки вы попадаете пр€мо к лифту и поднимаетесь на нем в шумный вестибюль, обставленный элегантной мебелью и пальмами в горшках. ¬ас встречают приветливыми улыбка≠ми, но вы чувствуете себ€ Ђне в своей тарелкеї.

¬ы в первый раз пришли на консультацию и сделали это с т€желым сердцем. ¬аш разум говорит, что вам необходима помощь, но сердце подсказывает, что надо разбиратьс€ со своими проблемами самосто€тельно, не вывешива€ гр€зное белье на всеобщее обозрение. ¬ы думаете, что, увидев вас в этой клинике, любой сочтет вас слабаком и неудачником.

Ќо вы не уходите. ¬ы перелистываете журнал и притво≠р€етесь, что пришли к стоматологу, а не к психотерапевту.

¬ы остались в клинике, потому что ваша жизнь преврати≠лась в хаос и идет не так, как надо. Ёто вас сильно угнетает, а ваше эмоциональное состо€ние неизбежно сказываетс€ на ваших близких.

≈сли бы вы были созависимым и пришли к нам на лече≠ние, что бы мы вам предложили? ¬ нашей клинике мы ис≠пользуем дес€тишаговую модель излечени€ от созависимос≠ти. ѕримен€€ эту модель, мы разбираем с клиентом его по≠тер€нное детство и возникающие в результате этого пробле≠мы взрослого возраста. Ќаша модель дес€ти шагов ни в коей мере не замещает и не конкурирует со знаменитой програм≠мой Ђƒвенадцать шаговї, которую примен€ют јнонимные јлкоголики, јланон и другие группы поддержки. ќднако наши дес€ть шагов основаны на тех же принципах, хот€ и рассматривают их немного по-другому.

¬ этой последней части книги мы шаг за шагом рассмот≠рим процесс освобождени€ от созависимости и процесс вы≠здоровлени€. ¬ы уже познакомились с некоторыми из этих шагов и много узнали о созависимости и себе. “еперь все ва≠ши знани€ будут обобщены в удобном дл€ использовани€ формате.

’отим снова предупредить вас: созависимость Ч не каче≠ственное, а количественное пон€тие. ћногие люди только слегка затронуты ею; примен€€ знани€, полученные из этой книги, они смогут скорректировать свою жизнь, сделав ее счастливее и плодотворнее. ƒругие люди страдают такой сильной созависимостью, что книга вр€д ли им поможет. ≈сли созависимость управл€ет вашей жизнью, чувствами и эмоци€ми, такой груз слишком т€жел дл€ одного человека. Ќе откладыва€, обратитесь за профессиональной помощью!

 роме того, нам хотелось бы повторить, что созависи≠мость, как и породивща€ ее зависимость, Ч состо€ние хро≠ническое и прогрессирующее. ≈сли созависимость выража≠етс€ в виде насили€, депрессии, расстройств питани€ и тому подобного, она может иметь фатальный исход.

—делав вам как нашему пациенту эти необходимые пре≠дупреждени€, мы начинаем путь.

Ђјћ≈–» јЌ— »≈ √ќ– »ї »—÷≈Ћ≈Ќ»я

Ђјмериканские горкиї Ч классический аттракцион, раз≠влекавший людей с незапам€тных времен. ¬ообразите, что вы пришли на этот аттракцион и садитесь в одну из тележек. “ележка дергаетс€ и начинает медленно ползти в гору; напр€жение растет, вы нервничаете и, судорожно вцепив≠шись в ремень безопасности на колен€х, размышл€ете, по≠может ли он вам в случае необходимости.

¬ы поднимаетесь на вершину. ¬ам кажетс€, что вы на целую вечность зависли над пропастью Ч и вдруг тележка неожиданно срываетс€ с места и стремительно несетс€ вниз. ¬округ крики и визг, у вас захватывает дух, сердце уходит в п€тки Ч но вот вы внизу, и тележка начинает мед≠ленно взбиратьс€ на следующую горку. ¬верх Ч вниз, вверх Ч вниз... √орки постепенно уменьшаютс€, первый головокружительный спуск осталс€ далеко позади, ваша тележка неспешно катитс€ к концу рельсов и, дернувшись, останавливаетс€.

“очно так же будет происходить ваше выздоровление. ћы уже использовали выражение Ђусиление болиї; вернем≠с€ к нему сейчас. ѕредставьте себе процесс выздоровлени€ в виде первого головокружительного спуска с Ђамериканских горокї (вам поможет иллюстраци€ на с. 209). Ќаправление Ђвнизї обозначает усиление эмоциональной боли, направ≠ление Ђвверхї Ч ослабление. Ќижн€€ точка спуска соответ≠ствует точке наибольшей эмоциональной боли.

Ќаши Ђгоркиї отличаютс€ от насто€щих: в наших спуск начинаетс€ не с наивысшей точки, свободной от боли, а с места, где боль уже присутствует. ѕервые п€ть стадий (ша≠гов) выздоровлени€ усиливают боль, то есть как бы ведут вас в противоположном направлении.

¬ классических Ђамериканских горкахї единственна€ си≠ла, действующа€ на тележку, Ч цепной привод в самом на≠чале движени€.  ак только тележка оказалась на вершине первой горки Ч в высшей точке аттракциона, движение на≠чинает осуществл€тьс€ за счет силы т€готени€ и инерции. „ем выше перва€ горка, тем больше кинетической энергии накапливает тележка дл€ дальнейшего пути (именно поэто≠му горки станов€тс€ все меньше и меньше Ч тележка тер€ет энергию в результате трени€ и подъемов).

¬ нашей модели первый крутой спуск придаст тележке ускорение, необходимое дл€ движени€ вверх. Ќа вашем пу≠ти встрет€тс€ и другие холмы, но они будут все ниже, а вы уже наберете разгон достаточный, чтобы их преодолеть.

ѕ≈–¬џ… Ўј√: »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я » ќ“ –џ“»я

јрхеологические раскопки Ч необыкновенно увлека≠тельное зан€тие. ”шли в прошлое времена, когда археологи просто копались в земле, пока не отыскивали что-нибудь ценное, что могло стать экспонатом музе€. ¬ наше врем€ места раскопок раздел€ют в горизонтальном и вертикаль≠ном направлении на сетку из размеченных секторов. јрхео≠логи используют не лопаты, а небольшие совочки, кисточки и палочки. «емл€ тщательно просеиваетс€, чтобы не поте≠р€ть ни одного черепка, ни одного кусочка. ћесто каждой находки независимо от ее ценности документируетс€ в ко≠ординатах секторов и слоев. √оды спуст€ по этим координа≠там ученые смогут узнать, где именно был найден каждый предмет. ћусор тыс€челетней давности Ч разбитые горшки, поношенные сандалии, кусочки металла Ч аккуратно лежит в палатках р€дами на столах.

Ќа первой стадии вам придетс€ зан€тьс€ археологичес≠кими раскопками собственной жизни. ¬ы уже проделали часть этой работы, чита€ книгу. “еперь аккуратно разложим на столе ваши бесценные находки и отправимс€ за новыми.

Ќас интересуют не только знаковые, основополагающие со≠быти€ вашей жизни. ћы также ищем мелочи, которые ка≠жутс€ незначительными, но могут сыграть ключевую роль в понимании прошлого. ћы будем заполн€ть стол за столом детал€ми вашего прошлого и насто€щего, зависимост€ми и нав€зчивыми иде€ми вашего сегодн€шнего дн€.

ѕри консультировании мы в основном занимаемс€ дву≠м€ аспектами жизни пациента: элементами зависимости и нав€зчивости в его насто€щем и проблемами потер€нного детства в прошлом.


Ќикому не нравитс€ находить у себ€ черты зависимости или нав€зчивости. Ђ“акое случаетс€ с другими, но только не со мнойї. Ќе дума€ об этом, просто поищите в своей тепе≠решней жизни виды де€тельности, которые отнимают у вас несообразное количество времени и сил. Ѕез чего вы не мо≠жете жить в буквальном и переносном смысле? Ѕез телевизо≠ра? –аботы? ќпределенного человека? „то значит дл€ вас так много, что вы готовы тратить на это врем€ и деньги, забыва€ обо всем остальном? —амое важное: есть ли у вас тайна€ об≠ласть жизни, которую вы стараетесь скрыть от окружающих? ћожет быть, это сексуальные излишества?  ак следует оце≠нить вашу тайную жизнь в терминах морали и закона?

ƒ≈—я“№ —“јƒ»… ¬џ«ƒќ–ќ¬Ћ≈Ќ»я

 

ѕока ничего не оценивайте как Ђправильноеї или Ђне≠правильноеї. ѕросто Ђпросейтеї свою жизнь и вы€вите такие области.

¬тора€ цель нашего исследовани€ Ч потер€нное детство. ≈сли надо, перечитайте главу 3, чтобы вспомнить, что имен≠но вы ищете: потер€ родител€ из-за смерти или развода, эмоциональна€ недоступность родител€ и так далее.

«десь мы одновременно выполн€ем две функции. ћы анализируем то, что происходит в вашей сегодн€шней жиз≠ни, и то, что происходило в вашем прошлом. ≈сли бы вы действительно у нас консультировались, на третьем или чет≠вертом сеансе мы попросили бы вас описать свое детство.  акие у вас были отношени€ с ровесниками, сосед€ми, ро≠дител€ми, брать€ми и сестрами, домашними животными? „его вы в детстве бо€лись и к чему стремились?  акие нака≠зани€, прив€занности, потери, успехи и событи€ вам запом≠нились? ѕросмотрите еще раз материал главы 3, относ€щий≠с€ к потер€нному детству. –азложите все находки на столе.

¬ заключение первой стадии выздоровлени€ мы попро≠сим вас рассказать свою историю.  ому? Ћюбому близко≠му и надежному другу. (–ассказывать мужу или жене мож≠но, но обычно не рекомендуетс€, так как именно он или она, скорее всего, участвует в ваших созависимых отноше≠ни€х.) «амечательна€ возможность Ч обратитьс€ в группу самопомощи.

Ќезависимо от того, кого вы изберете своим слушателем, лучше всех вас выслушает Ѕог. „ем больше вы вовлечете ≈го в процесс (особенно начина€ с этого момента), тем быстрее и легче пойдет ваше выздоровление. ÷елительна€ сила веры в Ѕога признаетс€ не только верующими, но и светскими специалистами.

ѕрежде всего, просите Ѕога сн€ть с вас шоры созависи≠мости.  аждый из нас способен отрицать или преуменьшать свои непри€тности, но у созависимых они очень сильно вли€ют на жизнь. ќни мешают вам увидеть себ€, и только Ѕог способен открыть вам глаза. ѕосле этого расскажите свою историю другу или консультанту, но расскажите ее и Ѕогу. (≈сли вы считаете, что вам надо прорепетировать свой рассказ, лучшим слушателем будет Ѕог.)  ажущийс€ про≠стым поступок Ч рассказ своей истории Ч может сам по се≠бе оказать глубокое целительное воздействие.

ќбратимс€ снова к нашей модели Ч семье с отцом-алко≠голиком. ќбщее чувство, которое испытывают все члены этой семьи, Ч стыд. ” них есть отвратительна€, постыдна€ тайна. Ќезависимо от того, как эта семь€ выгл€дит дл€ окружающих (а все ее члены изо всех сил стараютс€ выгл€≠деть как можно лучше), на самом деле она ничуть не похожа на семьи соседей или те, которые показывают по телевизо≠ру. ќна выпадает из общего р€да, и каждый ее член оправ≠данно или неоправданно чувствует ответственность за ее не≠благополучие. ќтсюда возникает стыд.

„астично из-за этого стыда ребенок из дисфункциональ≠ной семьи никому не рассказывает о ее неблагополучии. ≈с≠ли он и сообщает что-то о своей семье, когда вырастет, то почти всегда о чем-то умалчивает. ¬ детстве ему не позвол€≠лось открыто говорить о проблемах родителей Ч даже сей≠час родители могут быть шокированы и расстроены, если он начнет о них рассказывать.

 огда такой ребенок соберет все свое мужество, чтобы поведать эту историю дружественному и понимающему слу≠шателю, в нем что-то мен€етс€ к лучшему. —тена отрицани€ пробита, а стыд обнажен. –ебенок хот€ бы на шаг отошел от одиночества и изол€ции, в которых прошло его детство. “ак рассказ о себе становитс€ мощным инструментом исцеле≠ни€, хот€ это еще мала€ часть процесса выздоровлени€.

–ассмотрим встречу »исуса и женщины у колодца, опи≠санную в главе 4 ≈вангели€ от »оанна. ќколо полудн€ к ко≠лодцу за водой пришла самар€нка из «ихара. »исус попросил у нее напитьс€. ќна спросила ≈го о причине этого: ведь евреи не общались с самар€нами. ќн предложил ей Ђводы живойї. ќна снова задала ≈му вопрос, что это значит.  огда »исус по≠просил ее привести мужа, она сказала, что у нее нет мужа. »исус ответил: Ђѕравду ты сказала, что у теб€ нет мужа. »бо у теб€ было п€ть мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебеї. ѕораженна€ женщина стала задавать вопросы на ду≠ховном уровне, чего »исус и добивалс€ с самого начала. ќна уверовала в Ќего как ћессию и свидетельствовала о Ќем в своей деревне, что привело к Ќему многих людей.

ћы спрашиваем своих пациентов: Ђ аким образом »исус изложил историю этой самар€нки?  ак ≈го слова могли бы способствовать исцелению?ї.

ѕациенты дают разные ответы, но, по сути, говор€т, что »исус не сказал: Ђя не придаю значени€ твоему прошлому и тебе советуюї, или Ђ“вое прошлое неважної, или Ђя не знаю о твоем прошломї. ¬место этого он сказал: Ђя знаю о твоем прошлом все. я знаю твою историю, но не отвергаю теб€ї. ƒл€ созависимых в этом заключаетс€ больша€ поддержка.

ћногочисленные книги и консультанты предложат вам молитвы, которые вы можете использовать, чтобы погово≠рить с Ѕогом или выразить ≈му свои чувства. ћы рекомен≠дуем об€зательно делать это на каждом этапе нашего пути. Ќекоторые выздоравливающие пишут Ѕогу письма, что им очень помогает.  онечно, они никуда не отправл€ют эти письма. ќни просто ведут что-то вроде дневника, обращен≠ного к Ѕогу (Ђƒорогой √осподь, сегодн€ € хочу сказать “ебе о том, что...ї). Ёти письма выполн€ют несколько функций. ¬о-первых, записав свои мысли, вы буквально можете их увидеть. ¬о-вторых, письма Ѕогу Ч своеобразна€ форма мо≠литвы. », в-третьих, они приближают вас к Ѕогу, особенно если вы отдалились от Ќего в последнее врем€. Ќаконец, пользу€сь этими письмами, вы можете огл€дыватьс€ назад и оценивать свой прогресс.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2107 - | 1841 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.