В нашу эпоху и в наше время большинство мужчин и женщин ежедневно занимаются разнообразной профессиональной деятельностью вне дома. Семейным парам становится всё труднее жить в достатке и содержать семью, когда работает только один из супругов, так что семейства, в которых работают оба супруга, быстро становятся нормальным явлением. Такая ситуация часто создаёт большое напряжение во всех членах семьи, и она особенно влияет на работающую мать. Как правило, в дополнение к её профессиональной деятельности она также несёт ответственность за всю обычную работу, связанную с содержанием дома и ведением домашнего хозяйства, а также исполняет двойственную роль жены и матери. Постепенно работающие родители выравнивают между собой эту нагрузку, потому что всё большее количество отцов соглашаются принимать на себя часть той работы, которая связана с домом и детьми. Когда разделение рабочей нагрузки станет более общепринятым, то часть бремени будет устранена с плеч работающих матерей.
Когда оба родителя испытывают ненормальное напряжение, то все члены семьи вынуждены ощущать это. Неизбежный результат этой широко распространённой проблемы препятствует открытию их сердец, и поэтому любовь, которая могла бы ослабить напряжённость, редко выражается в полной и достаточной мере.
Однако у каждого человека имеется возможность, которую необходимо использовать на рабочем месте и дома, чтобы формировать то ядро, которое сможет затем распространяться на тех, кто разделяет с нами одно пространство, в конечном счёте охватывая всё то сообщество, в котором мы живём и работаем.
Понятие "стресс" стало модным словом, которое используется для описания широкого диапазона неблагоприятных реакций на многочисленные и разнообразные ощущения. Оно может упоминаться в качестве оправдания за уход от чего-нибудь, что не нравится этому человеку. Если мы не хотим что-то делать, то удобно отказаться, сказав, что мы находимся в условиях слишком сильного стресса, или напряжения, чтобы мы могли сделать это. В более крайних случаях уклонения ссылка на стресс служит оправданием для нашей лени.
Но чем же именно является стресс? В работе с тонкими планами сознания мне преподали, что главная причина стресса - сопротивление чему-то или кому-то и нервозность, которая сопровождает такую реакцию.
Я вспоминаю одного мудрого доктора, который помог мне родить мою младшую дочь одним из способов естественного метода рождения детей, впервые предложенным английским доктором по имени Грантли Дик Рид. Когда мы беседовали с ним во время моей беременности, он объяснил, что боль во время родов обычно вызвана напряжением и сопротивлением родовым схваткам. Если мать сможет расслабиться и использовать своё дыхание, чтобы помочь процессу, она будет испытывать гораздо меньшую боль во время родов. В таком случае и мать, и младенец смогут выиграть от гораздо более лёгких и менее болезненных родов.
Также многие спортсмены обнаружили, что когда они расслабляются во время соревнований, они оказываются менее напряжёнными и утомлёнными после такого физического напряжения сил. Некоторые из них описывали, как они применяли на практике внутреннее высвобождение и переходили на другой уровень, на котором они испытывали воодушевление, наполнявшее их изнутри. Когда эта идея получила популярность среди спортивных энтузиастов, то появилось несколько книг, в которых излагалась эта теория, например, "Внутренняя игра в теннис" (W. Timothy Gallwey, "Inner Game of Tennis"; New York: Bantam Books, 1984) и другие, подобные ей.
Одна из моих издавна любимых книг – "Дзэн в искусстве стрельбы из лука", написанная Хэрригелем (Eugene Herrigel, "Zen in the Art of Archery"; New York: Random, 1971), в которой автор излагает теорию, что если стрелок ждёт в положении для стрельбы, пока стрела его тугого лука не будет выпущена через него, вместо того, чтобы быть выпущенной им, то она попадёт в яблочко помимо его собственной воли, и это произойдёт без напряжения или затрачивания усилий с его стороны.
Во время моей собственной работы я встречалась с большим количеством профессиональных психотерапевтов, многие из которых говорили мне, что они приходят домой после проведённого дня консультаций полностью истощёнными, принося с собой проблемы различных клиентов, с которыми они виделись в тот день. Некоторые из них даже сообщали мне, что они чувствуют, что эта работа вконец изводит их, и они задумываются над тем, чтобы сменить свою профессию на менее изматывающую и требовательную.
Используя данный мне метод, я узнала, что нет необходимости чувствовать себя истощённым в конце дня, в течение которого проводились консультации, или же брать проблемы клиентов домой, что не приносит помощи ни им, ни психотерапевту. Когда психотерапевт или ассистент предаются ВС, доверяют Ему в оказании необходимой помощи и принимают всё то, что Оно предоставляет, то весь опыт будет заключаться в расслабленном внутреннем слушании, посредством чего и психотерапевт, и пациент узнают у ВС то, что доступно каждому из них. Такой метод доказал свою истинность не только для меня, но и для многих других, принявших его. Ко мне приходило много сообщений о том, что не только сами сеансы проходят в более гладкой манере, но и сами психотерапевты в конце такого рабочего дня чувствуют себя наполненными энергией, а не истощёнными и раздавленными.
Область психотерапии – это только одно из тех многих занятий, где жалобы о стрессовом характере этой работы являются столь обычным делом.
Вполне возможно избавляться от стресса и во всех остальных занятиях, если мы можем позволять ВС работать через нас, а не напрягаться для выполнения работы под воздействием нашей собственной силы воли. Тогда исчезнут жалобы об истощённости в конце каждого дня или страх измотанности. Я всегда говорю тем, кто работает в психотерапии, что если они чувствуют себя истощёнными и раздавленными, то они совершают ошибку, работая неправильным способом. Они могли бы позволить ВС исполнять работу через них, действуя как Его инструмент.
Даже если всего лишь один человек демонстрирует на рабочем месте способность быть инструментом всеобщего ВС, а также желает направлять любовь из этого внутреннего источника ко всем тем, с кем он или она ежедневно вступает в контакт, то изменения должны происходить, и они будут распространяться по всему миру, помогая изменить глобальную деятельность в обход сердца на такую, которой будет свойственна большая любовь и забота.
Мы не обязаны любить всех наших сотрудников. Мы можем даже не испытывать симпатии к ним, но мы всегда можем направлять любовь от ВС к ним, которая может открыть их сердца, равно как и наше собственное. Многие люди рассказывали мне, что когда они соглашались ежедневно практиковать это простое и короткое упражнение, то бывшие трудные отношения неизмеримо улучшались, и им было трудно поверить в это после перенесения столь долгих страданий из-за их ежедневного ухудшения. Каждый из нас должен решить это для себя сам. Желаем ли мы внести наш скромный вклад в воссоединение с сердцем, или же мы ждём, что другие люди сделают это за нас?