Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€зь спектрального состава акустического сигнала и амплитудно-частотной характеристики (ј„’) электроакустического преобразовани€ микрофона




јмплитудно-частотный спектр звуковых волн, излучае≠мых одиночным источником, как правило, начинаетс€ с ком≠поненты, соответствующей основному тону самой низкой интонации, если речь идЄт о звуковысотном музыкальном инструменте. —казанное особенно справедливо дл€ одного≠лосных инструментов Ч медных или дерев€нных духовых.


 




„то касаетс€ музыкальных инструментов, на которых воз≠можны исполнени€ аккордами, и инструментов, где звукооб≠разование происходит посредством так называемого Ђхораї, то есть двух-трЄх струн (у ро€лей, пианино, мандолин, т. п.) или нескольких €зычков (органы, ба€ны, аккордеоны, гар≠мони), то энергетический спектр их излучени€ простираетс€ гораздо ниже, вплоть до инфразвуковой области. Ёто объ€с≠н€етс€ биени€ми при относительной расстройке колеблю≠щихс€ элементов. —пектр собственных частот дек, в особен≠ности больших, также существенно обогащает звучание в низкочастотной зоне.

«начительное расширение спектрального состава на низ≠ких частотах наблюдаетс€ при унисонном исполнении му≠зыкального материала группой однородных инструментов. ¬ оркестровой ткани это типично дл€ играющих унисон смычковых струнных, тромбонов, валторн. ≈щЄ больший эффект дают хоровые унисоны; им особенно свойственно наличие инфранизкочастотных излучений.

—пектры ударных и ударно-шумовых инструментов, бла≠годар€ импульсному характеру атак при звукоизвлечении, имеют достаточно заполненную низкочастотную область, независимо от того, €вл€ютс€ ли эти инструменты интони≠рующими (настраиваемыми), или нет.

Ќадо учесть, что некоторые ударные инструменты, напри≠мер, литавры и большие барабаны, обнаруживают, пожалуй, самый ощутимый подъЄм спектральной плотности на низ≠ких частотах; излуча€ акустическую волну, близкую к шаро≠вой, они создают поле, характеризующеес€ непосредственно у звучащих мембран высокой величиной градиента давле≠ни€. —ледовательно, любой направленный микрофон (в той или иной степени реагирующий на градиент звукового дав≠лени€), устанавливаемый вблизи от них, должен обладать собственным низкочастотным компенсатором, либо допол≠н€тьс€ внешним фильтром верхних частот.

Ecли кому-то кажетс€, что приведенное замечание носит гипотетический характер, можно предложить поочерЄдное прослушивание сигналов двух микрофонов, расположенных р€дом друг с другом в непосредственной близости от источни≠ка указанного вида. ќдин из микрофонов должен быть ненап≠равленным, то есть приЄмником звукового давлени€, а дру≠гой Ч приЄмником градиента звукового давлени€. ѕри этом необходимо обратить внимание на естественность звучани€.


¬с€кий услышит, что ненаправленный микрофон даЄт го≠раздо более натуральную звукопередачу. » дело здесь далеко не только в том, что этот микрофон обеспечивает больший пространственный охват объекта; в конце концов, экспери≠мент можно провести при таком рассто€нии до источника, когда последний полностью попадЄт в зону эффективного приЄма направленного микрофона. ѕричина неестественно≠сти в этом случае объ€сн€етс€ гиперболическим подъЄмом частотной характеристики в нижней части спектра, назван≠ном в электроакустике Ђэффектом, ближней зоныї.

  сказанному, впрочем, не следует относитьс€, как к вето. Ёффект сверхкрупного плана (см. главу Ђ‘ќЌќ√–ј‘»„≈—≠ јя  ќћѕќ«»÷»яї) вполне может оправдать применение микрофона Ч приЄмника градиента звукового давлени€ с ги≠пертрофированной передачей низких частот.

„то касаетс€ высокочастотной части спектра акустичес≠кого источника, то она определ€етс€ отнюдь не частотой ос≠новного тона самого верхнего звука интонирующего музы≠кального инструмента, а частотами обертонов, практический учЄт которых может потребовать их передачи во всЄм диапа≠зоне, доступном тому или иному электроакустическому трак≠ту. Ёто в максимальной степени относитс€ к источникам с им≠пульсным характером атак, например, фортепиано, ударным и ударно-шумовым инструментам, человеческим голосам.

«аметное обогащение спектра на высоких частотах так≠же происходит при инструментальных или хоровых унисо-нах. »зобилуют высокочастотными составл€ющими и спек≠тры шумовых призвуков, сопутствующих звукоизв лечению.

Ќо поскольку в естественных акустических пол€х высоко≠частотные компоненты в полной мере прослушиваютс€ лишь вблизи источника, а при удалении Ч постепенно затухают, то требовани€ к амплитудно-частотной характеристике мик≠рофона на верхних частотах тем строже, чем ближе к нему находитс€ акустический объект, соответственно, чем крупнее план фонографического изложени€.

¬ этом случае оказываетс€, что дл€ большинства источ≠ников высокочастотна€ характеристика микрофона должна простиратьс€ до предела человеческой слышимости, несмот≠р€ на то, что полный тракт звукопередачи, включа€ устрой≠ства записи-воспроизведени€ и системы мониторинга, может вносить собственные ограничени€. ¬ справедливости сказан≠ного точно так же убеждают сравнительные эксперименты


 



t j\1> S20



с парой микрофонов, обладающих при прочих равных усло≠ви€х неодинаковыми частотными диапазонами электроаку≠стического преобразовани€.

Ќо гораздо серьЄзнее требовани€, предъ€вл€емые не к про≠т€жЄнности частотной характеристики микрофона, а к еЄ рав≠номерности в высокочастотной области. –ечь идЄт об экст≠ремумах (резонансах) ј„’, обусловливающих жЄсткую, металлическую окраску, часто нежелательную. Ѕлагодар€ этим неравномерност€м спектральной передачи в обертоновом р€ду источника нарушаютс€ пропорции между отдельными высо≠кочастотными составл€ющими, причЄм компенсировать этот дефект удаЄтс€ далеко не всегда из-за неполной адекватности характеристик корректирующих фильтров и форм локальных подъЄмов частотной характеристики микрофона.

Ќекоторые фирмы-изготовители микрофонов, рассчиты≠ва€ на положительные субъективные оценки потребителей, добиваютс€ намеренных высокочастотных резонансов в сво≠их конструкци€х. ѕримен€ть эти микрофоны следует с изве≠стной осторожностью. ¬печатлени€ действительно хороши, если такие приЄмники устанавливаютс€ на большом рассто≠€нии от акустического объекта, и указанные подъЄмы ј„’ возмещают дистанционные потери на высоких частотах, пусть даже с некоторой окраской. ¬ ближней же зоне избира≠тельное, резонансное подчЄркивание высокочастотных со≠ставл€ющих почти всегда оставл€ет в звуке некий Ђэлектро≠акустический налЄтї.

«аметим попутно, что в этом кроетс€ одна из причин ги≠пертрофированной передачи звонких и шип€щих согласных человеческой речи.

«вукопередача музыкальных инструментов нижних реги≠стров, в особенности при их изложении в дальнем плане, зна≠чительно снижает требовани€ к высокочастотной области ј„’ примен€емых микрофонов. ∆елательно только, чтобы частотна€ характеристика имела в верхней области спад мо≠нотонного характера.

—реднечастотный диапазон спектров звуковых источни≠ков, как правило, проблем в микрофонной передаче не вызы≠вает. »сключени€ составл€ют случаи специфической окрас≠ки, вносимой микрофонами оп€ть-таки в тех случа€х, когда их ј„’ имеет локальные экстремумы в средней части; это, в основном, характерно дл€ конструкций с большими габа≠ритами, сложными геометри€ми форм и т. п.


Ќо необходимо помнить, что причиной заметной акустичес≠кой окраски звука могут быть некоторые дефекты тонателье, особенно, когда его размеры невелики, имеютс€ архитектурные ниши, полости или образуютс€ сто€чие волны. »ногда окраска объ€сн€етс€ местом установки микрофона вблизи прот€жен≠ного источника, в формировании звука которого большую роль играют дека или мензура, излучени€ разных участков которых могут интерферировать в области нахождени€ микрофона. ѕри этом спектр обретает ненатуральные экстремумы.

Ќиже будет сказано также о колористическом вли€нии ха≠рактеристик направленности источников и микрофонов в их взаимоотношени€х.

”бедитс€ на практике в том, что вина в окраске звука ле≠жит именно на микрофоне, сравнительно несложно: его нуж≠но поочерЄдно располагать в разных точках тонателье, же≠лательно ближе к источнику, чтобы исключить вли€ние архитектурной акустики. ≈сли Ђкраситї действительно мик≠рофон, то перемещени€ мало что измен€т. ƒл€ точности оце≠нок такой эксперимент звукорежиссЄру лучше всего прово≠дить с ассистентом, и, по возможности, быстро, дабы не сработал эффект привыкани€, когда окраска звука переста≠Єт обращать на себ€ внимание.

»нженерные службы звукозаписывающих студий предо≠ставл€ют звукорежиссЄрам техническую документацию, где с тем или иным приближением отражены амплитудно-час≠тотные характеристики имеющихс€ микрофонов. Ѕлагодар€ этому, во врем€ предварительного анализа записываемого материала возможен отбор, в какой-то степени априорный, необходимых электро-акустических приЄмников.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 582 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

829 - | 613 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.