Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пектральные характеристики натуральных источников звука





 


–ис. 3-3

ѕодобные обсто€тельства наблюдаютс€ при работе с лю≠быми звуковыми объектами больших размеров Ч инстру≠ментальной группой, хором, органом, расчленЄнные направ≠ленные свойства которых ощутимо про€вл€ютс€ лишь вблизи от них. — увеличением рассто€ни€, помимо сказан≠ного, деформируетс€ плоский фронт акустических волн, зна≠чительно уменьшаетс€ энерги€ высокочастотных спект≠ральных компонент, и можно рассуждать о прослушивании или микрофонном приЄме суммарного звука, включающего также сигналы общей диффузной акустики (реверберации). “акие источники следует рассматривать как единое звуча≠щее тело. » пусть направленность его излучени€ складыва≠етс€ из преимущественных направленностей отдельных представителей группы, разграничение волновых азимутов на Ђполезныеї и Ђвредныеї с рассто€нием тер€ет свою акту≠альность.


ѕолный частотный диапазон излучени€ у музыкальных инструментов св€зан с основными тонами рабочих регист≠ров и высшими гармониками (обертонами), область которых теоретически простираетс€ бесконечно; лишь небеспредель≠ные слуховые возможности ограничивают их актуальность. —казанное можно прин€ть за аксиому, пожалуй, только в строго научном смысле. Ёстетика звукопередачи допускает сужение акустических спектров в высокочастотной области, особенно когда тот или иной голос (в том числе и инструмен≠тальный) звучит не solo, а в сложном партитурном окруже≠нии. ≈стественные психоакустические свойства, в частности, такие, как маскировка слабых высокочастотных сигналов мощными низкочастотными, вполне оправдывают подобные ограничени€. Ѕолее того, как будет показано в главе Ђ‘ќЌќ≠√–ј‘»„≈— јя  ќћѕќ«»÷»яї, изображение виртуально≠го звукового объекта не в крупном плане св€зано со сниже≠нием уровн€ передачи высокочастотных спектральных компонент.

¬р€д ли целесообразно определ€ть количественную сто≠рону этих ограничений Ч вопрос слишком индивидуальный. 3-4 обертона дл€ самого верхнего рабочего звука в некото≠рых случа€х достаточны дл€ сохранени€ натуральности, а иной раз может потребоватьс€ более широкополосна€ пе≠редача. ’удожественные задачи и слухова€ оценка Ч вот кри≠терии, которыми следует руководствоватьс€. ”бедительна€ м€гкость звучани€, объективный частотный спектр которо≠го сужен чуть ли не до области основных тонов, разве не мо≠жет она противосто€ть каким-то формальным претензи€м?

“ем не менее, при подборе микрофонов или других прибо≠ров возникает вопрос о соответствии их частотных характе≠ристик спектральным свойствам акустических объектов.

”читыва€, что прот€жЄнность актуального обертонового р€да, практически, у всех музыкальных источников падает с повышением регистра, а реальный частотный диапазон электроакустического преобразовани€ даже у профессио≠нальных высококачественных микрофонов редко превыша≠ет 16-18 к√ц, число передаваемых обертонов звуков верхних


 



7 „аказ ’∞ 820



регистров (п€та€ октава фортепианной шкалы) уже ограни≠чиваетс€ приблизительно до 5.

Ќижн€€ часть спектрального диапазона дл€ музыкально≠го инструмента, как правило, определ€етс€ частотой основ≠ного тона самого низкого из его рабочих звуков. Ќо три об≠сто€тельства внос€т коррективу в это утверждение.

1. Ќа стадии звуковой атаки многие натуральные акусти≠
ческие сигналы асимметричны, то есть содержат посто€нную
составл€ющую. ƒл€ еЄ полноценной передачи частотный
диапазон электроакустического канала должен начинатьс€
с ќ √÷. ќднако практика показывает, что даже дл€ музыкаль≠
ного объекта, излагаемого в сверхкрупном плане, достаточ≠
но дл€ убедительности передать всего 1-2 унтертона от са≠
мого низкого звука. ¬прочем, и такой фоноколористический
приЄм достаточно уникален (вспомним басовые solo одного
из вокалистов ансамбл€ ЂTake sixї).

2. ƒва или несколько однородных музыкальных инстру≠
ментов, играющих унисон, за счЄт конечной высотной рас≠
стройки создают биени€, расшир€ющие спектр группового
сигнала в низкочастотную сторону, иногда до инфразвуковой
области. ќправданное художественное использование этого
эффекта вполне допустимо и лишь опасность получени€ элек≠
троакустической перегрузки или колористического дисбалан≠
са заставл€ет про€вл€ть к таким сигналам особое внимание.

3. —ущественное обогащение низкочастотного спектра
происходит и за счЄт различных флуктуации в процессе за≠
тухани€ басовых струн у арф, фортепиано, гитар, а также
в длительно затухающем звуке колоколов.

ћногие детали сложной фонографической композиции имеют ограниченный спектральный диапазон. Ёто продик≠товано законами фоноколористики. Ќо в запис€х solo худо≠жественные обосновани€ дл€ таких ограничений встречают≠с€ редко. √ораздо чаще возникает необходимость сужени€ частотного диапазона микрофонного канала с его усилитель≠ными звень€ми во им€ уменьшени€ суммарных помех. ќпыт≠ные звукорежиссЄры, работа€ с ограничительными фильт≠рами, способны на слух определить границы спектральной передачи, в пределах которых ещЄ сохран€етс€ тембральна€ полнота акустического источника.

ѕринципиальные ориентиры даЄт литература по инстру≠ментовке, где есть сведени€ о полных рабочих диапазонах


музыкальных инструментов или певческих голосов. Ќо на практике эти диапазоны часто ограничены конкретным нот≠ным материалом, предварительное знакомство с которым помогает оптимизировать соответствующую часть электро≠акустического тракта: к примеру, не стремитьс€ использовать дорогосто€щие конденсаторные микрофоны дл€ записи груп≠пы тромбонов, играющей во всЄм произведении лишь аккор≠довые педали тf в пределах малой октавы.

„астотный диапазон музыкальных звуков €вл€етс€ дале≠ко не единственным фактором, определ€ющим их тембр. Ќе≠зависимо от распределени€ обертонов, в спектральном соста≠ве многих источников существуют так называемые форманты, или формантные области. Ќа спектрограм≠мах эти области характеризуютс€ резкой множественной изломанностью. „астоты формант могут находитьс€ как внутри регистрового диапазона, так и за его пределами, по≠скольку их наличие св€зано с резонансными свойствами от≠дельных элементов конструкции музыкального инструмен≠та, а не с высотой исполн€емых звуков.


–ис. 3-4

Ќа рисунке 3-4 изображЄн фрагмент спектрограммы те≠норового саксофона, играющего в первой октаве. Ёкстрему≠мы в диапазоне выше 1 кѕд свидетельствуют о формантных образовани€х.



Ѕолее подробные сведени€ о формантах содержатс€ в гла≠ве Ђ‘ќЌќ ќЋќ–»—“» јї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 848 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2135 - | 1883 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.