Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОПТИКО-АКУСТИЧЕСКИЕ И ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВЫЕ АНАЛОГИИ




На страницах этой книги регулярно встречаются рассуж­дения о звуковом изображении. Принципы, лежащие в осно­ве построения звуковых картин, звуковая перспектива, микрофонное видение звуковых объектов и т. п. образовали методологическую систему, которую автор исповедует в сво­ём творчестве. Неспроста так близки выражения «фоногра­фия» и «фотография».

Слепые видят ушами. Видят настолько, что воспринима­емое их обострённым слухом — не просто квазизрительная информация, а тонкое специфическое достояние, которое зрячим бывает дано лишь как художественное видение.

Опыт звукорежиссуры второй половины XX века, анализ фонографии крупных звуковых форм убеждает в том, что электроакустические средства могут использоваться для со­здания зрелищ, способных восприниматься «без глаз». Ибо наша биологическая и психофизическая природа при малей­шей необходимости обращает слух в зрение: в жизни даже зрячего человека любая невозможность видеть моментально активизирует слух, преодолевающий многие препятствия, и с лихвой (какие при этом рождаются фантазии!) восполняю­щий незримое.

А ведь звучащее из громкоговорителей как раз постоянно провоцирует эту слухозрительную активность, и, по мнению автора, возможность пробудить у слушателя желание видеть напрашивается сама собой. Важно только научиться управ­лять этим «акустическим зрением», переключать внимание, расставлять акценты, одним словом, делать не фонограмму, а фонографию.

И даже обыкновенная трансляция из филармонического зала даст слушателю гораздо больше ощущений сиюминут-


ности, эффекта присутствия, если «нарисованное» звукоре­жиссёром будет на равных с необходимой передачей всех зву­чащих голосов.

Конечно, создание звукозрелищ— далеко не единствен­ный путь, тем более не самоцель. Но это один из эффектив­ных методов звукорежиссуры, и как подтверждает практи­ка, фонографические картины вовсе не мешают восприятию чисто звукового материала, поэтому их существование не вызывает возражений ни у создателей музыкальных или дра­матургических произведений, ни у слушателей. Особенно, если изобразительная концепция органично вплетена в ткань звуковых мыслей, то подтверждая их, то сочетаясь с ними контрапунктным образом.

В главе «ФОНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ» говорится о том, что любая запись звука, даже с непродуманными мик­рофонными позициями, даёт спонтанное звуковое изображе­ние. Так не лучше ли организовывать его в строгом соответ­ствии с авторской идеей?

Звукоизобразительная методология в моей практике фор­мировалась на трёх составляющих — изучении физических аналогий между оптическими и акустическими явлениями, сравнительном анализе психофизиологического восприятия звука и изображения, и на художественном исследовании аналогий картин, созданных кистью (фотографическим объективом) и стереофонической электроакустикой. Внима­нию читателя предлагается рассмотрение оптико-акустичес­ких и звуко-зрительных аналогий в границах их практичес­кого смысла.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 755 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.