Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»нструментальна€ музыка




Ќа столь же широкой интернациональной основе, как и оперна€ реформа √люка, в XVIII веке происходило интенсивное развитие инструментальной музыки. ≈го осуществл€ли дружны≠ми усили€ми композиторы многих европейских стран. ќпира€сь на песенность и танцевальность, вырабатыва€ классическую €с≠ность и динамичность музыкального €зыка, они постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений Ч такие, как классическа€ симфони€, классиче≠ска€ соната, классический струнный квартет. ¬ них большое значение приобрела сонатна€ форма. ѕоэтому инструменталь≠ные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

—онатна€ форма. ¬ы уже знаете, что высша€ форма поли≠фонической музыки Ч фуга. ј сонатна€ форма Ч высша€ форма гомофонно-гармонической музыки, где лишь иногда могут ис≠пользоватьс€ полифонические приемы. ѕо своему построению эти две формы имеют сходство друг с другом.  ак и в фуге, в сонатной форме различаютс€ три основных раздела: это экспо≠зици€, разработка и реприза. Ќо между ними имеютс€ и сущест≠венные различи€.

ќсновное отличие сонатной формы от фуги сразу выступает в экспозиции [18]. ѕодавл€ющее большинство фуг целиком построено на одной теме, котора€ в экспозиции проводитс€ по≠очередно в каждом голосе. ј в экспозиции сонатной формы предстают, как правило, две основные темы, более или менее различные по характеру. —начала звучит тема главной партии, позднее по€вл€етс€ тема побочной партии. “олько ни в коем случае не надо понимать определение Ђпобочна€ї как Ђвторостепенна€ї. »бо на самом деле теме побочной партии принадлежит в сонатной форме не менее важна€ роль, чем теме главной партии. —лово Ђпобочна€ї употреблено здесь потому, что она, в отличие от первой, в экспозиции об€зательно звучит не в главной тональности, а в другой, то есть как бы в побочной. ¬ музыке классического стил€ если главна€ парти€ в экспозиции мажорна€, то побочна€ парти€ изложена в тональности доми≠нанты (например, если тональность главной партии до мажор, то тональность побочной партии Ч соль мажор). ≈сли же главна€ парти€ в экспозиции минорна€, то побочна€ парти€ излагаетс€ в параллельном мажоре (например, если тональность главной пар≠тии до минор, то тональность побочной партии Ч ми-бемоль мажор).

ћежду главной и побочной парти€ми помещаетс€ либо не≠больша€ св€зка, либо св€зующа€ парти€. «десь может по€витьс€ и самосто€тельна€, мелодически рельефна€ тема, но чаще ис≠пользуютс€ интонации темы главной партии. —в€зующа€ парти€ выполн€ет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модул€ци€ в тональность побочной партии. “ем самым тональ≠на€ устойчивость нарушаетс€. —лух начинает ожидать наступле≠ни€ какого-то нового Ђмузыкального событи€ї. »м и оказывает≠с€ по€вление темы побочной партии. »ногда экспозиции может предшествовать вступление. ј после побочной партии звучит либо небольшое заключение, либо цела€ заключительна€ парти€ нередко с самосто€тельной темой. “ак завершаетс€ экспозици€, закрепл€€ тональность побочной партии. ѕо указанию компози≠тора вс€ экспозици€ может быть повторена.

–азработка Ч второй раздел сонатной формы. ¬ нем те≠мы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах, по-разному чередуютс€, сопоставл€ютс€. ¬ таком взаимодействии участвуют чаще не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. “о есть темы в разработке как бы дроб€тс€ на отдельные элементы, обнаружива€ заключенную в них энергию. ѕри этом происходит часта€ смена тональностей (главна€ тональность здесь затрагиваетс€ редко и ненадолго). ѕо€вл€€сь в различных тональност€х, темы и их элементы как бы по-новому освещают≠с€, показываютс€ с новых точек зрени€. ѕосле того как развитие в разработке достигает значительной напр€женности в кульми≠нации, его ход мен€ет направление. ¬ конце этого раздела под≠готавливаетс€ возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.

–еприза Ч третий раздел сонатной формы. ќна начина≠етс€ с возвращени€ главной партии в основной тональности. —в€зующа€ парти€ не уводит в новую тональность. ќна, напро≠тив, закрепл€ет главную тональность, в которой теперь повтор€≠ютс€ и побочна€, и заключительна€ партии. “ак реприза своей тональной устойчивостью уравновешивает неустойчивый харак≠тер разработки и придает целому классическую стройность. –е≠призу иногда может дополн€ть заключительное построение Ч кода (происходит от латинского слова, означающего Ђхвостї).

»так, когда звучит фуга, наше внимание сосредоточиваетс€ на том, чтобы вслушатьс€, вдуматьс€ и вчувствоватьс€ в одну музыкальную мысль, воплощенную одной темой.  огда же зву≠чит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопо≠ставлением и взаимодействием двух основных (и дополн€ющих их) тем Ч словно за развитием различных музыкальных событий, музыкального действи€. “аково главное различие между художе≠ственными возможност€ми этих двух музыкальных форм.

 лассический сонатный (сонатно-симфонический) цикл. ѕримерно в последней трети XVIII века в музыке окончательно сложилс€ классический сонатный цикл. ѕрежде в инструмен≠тальных произведени€х господствовали форма сюиты, где чере≠довались медленные и быстрые части, и близка€ ей форма ста≠ринной сонаты. “еперь же, в классическом сонатном цикле, точно определилось количество частей (обычно три или четыре), но сложнее стало их содержание.

ѕерва€ часть, как правило, написана в сонатной форме, о которой речь шла в предыдущем параграфе. ќна идет в быст≠ром или умеренно быстром темпе. „аще всего это ј11еІго. ѕо≠этому такую часть прин€то называть сонатным allegro. ћузыка в нем зачастую имеет энергичный, действенный харак≠тер, нередко напр€женный, драматический.

¬тора€ часть всегда контрастирует первой по темпу и общему характеру. „асто она Ч медленна€, сама€ лирическа€ и певуча€. Ќо она может быть и другой, например похожей на неспешное повествование или танцевально-грациозной

¬ трехчастном цикле последн€€, треть€ часть, финал Ч вновь быстра€, обычно более стремительна€, но менее внутренне напр€женна€ по развитию в сравнении с первой. ‘иналы клас≠сических сонатных циклов (особенно симфоний) нередко рису≠ют картины многолюдного праздничного весель€, а их темы близки народным песн€м и танцам. ѕри этом часто использует≠с€ форма рондо (от французского Ђrondeї Ч Ђкругї).  ак извест≠но, первый раздел здесь (рефрен) несколько раз повтор€етс€, череду€сь с новыми разделами (эпизодами).

¬сЄ это отличает и многие финалы четырехчастных циклов. Ќо в них между крайними част€ми (первой и четвертой) поме≠щены две средние части. ќдна Ч медленна€ Ч в симфонии обычно бывает второй, а в квартете Ч третьей. “ретьей частью классических симфоний XVIII века €вл€етс€ ћенуэт, который в квартете занимает второе место.

»так, мы упом€нули слова Ђсонатаї, Ђквартетї, Ђсимфони€ї. –азличие этих циклов зависит от состава исполнителей. ќсобое место принадлежит симфонии Ч произведению дл€ оркест≠ра, предназначенному дл€ звучани€ в большом помещении перед многочисленными слушател€ми. ¬ этом смысле симфонии близок концерт Ч трехчастное сочинение дл€ солирующего ин≠струмента с сопровождением оркестра. Ќаиболее же распростра≠ненные камерные инструментальные циклы Ч соната (дл€ одного или двух инструментов), трио (дл€ трех инструментов), квартет (дл€ четырех инструментов), квинтет (дл€ п€ти инструментов)[19].

—онатна€ форма и сонатно-симфонический цикл, как и весь классический стиль в музыке, сформировались в XVIII веке, который называют Ђвеком ѕросвещени€ї (или Ђэпохой ѕросве≠щени€ї), а также Ђвеком –азумаї. ¬ этом столетии, особенно во второй его половине, во многих европейских странах выдвига≠лись представители так называемого Ђтретьего сослови€ї. “о были люди, которые не имели ни двор€нских титулов, ни духов≠ных званий. —воими успехами они были об€заны собственному труду, инициативной де€тельности. ќни провозгласили идеал Ђестественного человекаї, которого созидательной энергией, светлым разумом и глубокими чувствами наделила сама природа. Ётот оптимистический демократический идеал по-своему отра≠зили и музыка, и другие, виды искусства, и литература. “ак, на≠пример, победу человеческого разума и неутомимых рук в начале эпохи ѕросвещени€ прославил опубликованный в 1719 году знаменитый роман английского писател€ ƒаниэл€ ƒефо Ђ∆изнь и удивительные приключени€ –обинзона  рузої.

¬опросы и задани€

1.Ќазовите национальные разновидности комических опер XVIII века.
„ем отличаетс€ построение италь€нской оперы-буффа от построени€ француз≠ской комической оперы?

2. — какими странами и городами была св€зана де€тельность великого
оперного реформатора  ристофа ¬иллибальда √люка? Ќа какой сюжет он напи≠сал свою первую оперу?

3.   какому времени созрел и до какого времени господствовал в музыке
классический стиль? ќбъ€сните разницу между двум€ значени€ми определени€
Ђклассическийї.

4. ¬ чем заключаетс€ сходство в общем построении между фугой и сонат≠ной формой? ј в чем состоит главное различие между ними?

5. Ќазовите основные и дополнительные разделы сонатной формы. Ќари≠суйте ее схему.

6.  ак соотнос€тс€ между собой главна€ и побочна€ партии сонатной
формы в ее экспозиции и в ее репризе?

7. „то характерно дл€ разработки в сонатной форме?

8. ќхарактеризуйте части классического сонатного цикла.

9. Ќазовите основные виды классических сонатных циклов в зависимости от состава исполнителей.

…озеф √айдн

1732-1809

 

 лассический стиль в музыке достиг своей зрелости и высо≠кого расцвета в творчестве …озефа √айдна, ¬ольфганга јмаде€ ћоцарта и Ћюдвига ван Ѕетховена. ∆изнь и де€тельность каж≠дого из них подолгу протекала в столице јвстрии ¬ене. ѕоэтому √айдна, ћоцарта и Ѕетховена называют венскими классиками.

јвстри€ была многонациональной империей. ¬ ней нар€ду с австрийцами, у которых родной €зык Ч немецкий, жили венгры и различные слав€нские народы, в том числе чехи, сербы, хорва≠ты. »х песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревн€х, и в городах. ¬ ¬ене народно-бытова€ музыка зву≠чала повсюду Ч в центре и на окраинах, на перекрестках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

¬ена €вл€лась и крупным центром профессиональной музы≠кальной культуры, сосредоточенной вокруг императорского дво≠ра, капелл знати1 и аристократических салонов, соборов и церк≠вей. ¬ австрийской столице издавна культивировалась италь€н≠ска€ опера-сериа, здесь, как уже говорилось, начал свою опер≠ную реформу √люк. ћузыка обильно сопровождала придворные празднества. Ќо венцы охотно посещали и веселые балаганные представлени€ с музыкой, из которых родились зингшпили, и очень любили танцевать.

»з трех великих венских музыкальных классиков √айдн Ч самый старший. ≈му было 24 года, когда родилс€ ћоцарт, и 38 лет, когда родилс€ Ѕетховен. √айдн прожил долгую жизнь. ќн почти на два дес€тилети€ пережил рано скончавшегос€ ћоцарта и был еще жив, когда Ѕетховен уже создал большую часть своих зрелых произведений.

 

 

√айдн был искренне верующим человеком. ќн автор р€да месс и других вокально-инструментальных произведений на ду≠ховные тексты. ƒл€ частного кн€жеского театра он написал бо≠лее двух дес€тков опер в жанрах сериа, буффа, а также несколь≠ко Ђкукольныхї опер дл€ спектаклей, разыгрывавшихс€ марио≠нетками. Ќо область его главных творческих интересов и дости≠жений Ч симфоническа€ и камерна€2 инструментальна€ музыка. ¬сего это Ч более 800 сочинений3.

—реди них особенно значительны более 100 симфоний, бо≠лее 80 струнных квартетов и более 60 клавирных сонат. ¬ их зрелых образцах с наибольшей полнотой, €ркостью и самобытностью раскрылось оптимистическое мироощущение великого австрийского композитора. Ћишь иногда это светлое мироощу≠щение оттен€ют сумрачнее настроени€. »х всегда преодолевают неисс€каемое гайдновское жизнелюбие, остра€ наблюдатель≠ность, веселый юмор, простое, здоровое и вместе с тем поэтиче≠ское воспри€тие окружающей действительности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1757 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

2076 - | 1885 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.