Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальна€ драматурги€ї ». Ўффмана




ќсобое место среди представителей ролевых теорий занимает ». √оффман. ќн €вл€етс€ весьма оригинальным и многосторонним ученым. ≈го работам присущ характер эссеистики, €рко выражен≠на€ творческа€ индивидуальность, его труды отмечены литератур≠ным талантом [»онин, 1994]. Ѕудучи антропологом по образова≠нию и человеком энциклопедических знаний, √оффман занимал≠с€ самыми разнообразными науками, в том числе социальной психологией, социологией, психологией, психиатрией и др. ƒл€ многих ученых он оставалс€ оригиналом.  ак справедливо отмеча≠ет ». √. »онин, его подходу не удалось органически влитьс€ в со≠циологическую традицию, хот€ он и избиралс€ президентом јме≠риканской социологической ассоциации. ќн €вл€етс€ весьма по≠пул€рным автором, выдвинувшим особую концепцию Ђсоциальной драматургииї. —уть ее заключаетс€ в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуаци€ми и театральным представлением. √оффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользу€сь театральной термино≠логией, очень подробно исследует Ђтехнологиюї повседневного ролевого поведени€, обраща€ особенно большое внимание на сим≠волические формы ролевого поведени€ [см.: √оффман, 1984]. ѕо≠добно √. Ѕлумеру и другим представител€м „икагской школы, √оффман совершенно не обеспокоен проблемой выбора адекват≠ных методов исследовани€ и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употребл€емых пон€≠тий. ƒл€ подтверждени€ своих положений он в основном исполь≠зует метод наблюдени€.  роме того, он широко пользуетс€ приме≠рами, вз€тыми из художественной литературы, мемуаров, автоби≠ографий, газет и журналов и даже из личных бесед.Ќаиболее полно идеи ». √оффмана изложены в его моногра≠фии Ђѕредставление себ€ другим в повседневной жизниї [Goffman, 1959]. јбстрагиру€сь от целостных личностных характеристик ин≠дивида, √оффман рассматривает его лишь как носител€ самых раз≠личных ролей, заданных извне, не св€занных ни между собой, ни с особенност€ми личности, ни с содержанием осуществл€емой им де€тельности, ни с объективными социально-историческими услови€ми. ѕри этом √оффман исходит из того, что человек в про≠цессе социального взаимодействи€ способен не только смотреть на себ€ глазами партнера, но и корректировать собственное пове≠дение в соответствии с ожидани€ми другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благопри€тное впечатление и добитьс€ наиболь≠шей выгоды от этого взаимодействи€.

—вод€ весь смысл ролевого поведени€, по существу, лишь к созданию определенного впечатлени€ о себе у партнера по взаи≠модействию или у Ђаудиторииї, √оффман самым тщательным об≠разом анализирует те факторы ролевого поведени€, которые слу≠жат этим цел€м [см.: √оффман, 1984]. ќн исходит из того, что дл€ эффективного взаимодействи€ партнеры должны иметь информа≠цию друг о друге. —редствами такой информации служит их вне≠шность, предыдущий опыт взаимодействи€ с подобными индиви≠дами и то окружение, в котором находитс€ индивид. ќднако наи≠более значима€ информаци€ содержитс€ в словах и делах партнеров по взаимодействию. √оффман считает их наиболее важными не только из-за их значимости, но и потому, что индивид в значи≠тельной степени способен держать эту информацию под своим контролем. ”правл€€ своими словами и поступками, он может в определенных рамках создавать нужный Ђимиджї в глазах партне≠ров по взаимодействию.

ѕри описании ролевого поведени€ √оффман пользуетс€ в ос≠новном пон€ти€ми, вз€тыми из театрального обихода. ¬ отличие от других представителей ролевых теорий ». √оффман предпочитает говорить не о ролевых ожидани€х и требовани€х, а о ролевой Ђпартииї. ќн вводит пон€тие Ђфасадї (Ђfrontї) исполнени€ роли, под кото≠рым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во врем€ исполнени€ роли [Goffman, 1959]. Ёлементами фасада €вл€ютс€ окружение, внешность индивида и манера поведени€. Ќа многочисленных примерах ». √офф≠ман пытаетс€ доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованности между окружением, внешностью и манерой поведени€. ¬есьма существенным √оффман считает место ролевого взаимодействи€ индивидов, выдел€€ Ђавансценуї, где не≠посредственно осуществл€етс€ это взаимодействие, и Ђкулисыї, где происходит де€тельность, имеюща€ отношение к исполнителю роли, но недоступна€ дл€ глаз аудитории. “ака€ характеристика места ро≠левого поведени€ необходима √оффману дл€ того, чтобы подчерк≠нуть более строгое следование требовани€м роли на авансцене (на≠пример, в поведении врача, когда он общаетс€ со своим пациен≠том) и необ€зательное их соблюдение Ђза кулисамиї (например, поведение врача вне пол€ зрени€ пациента).

¬есь этот пон€тийный аппарат используетс€ √оффманом дл€ описани€ различных тонкостей Ђтехнологииї ролевого поведени€ индивида при исполнении им самых различных ролей Ч от соци≠альных до межличностных Ч в его повседневной жизни. ѕри этом весь процесс социального взаимодействи€ трактуетс€ им как про≠цесс приспособлени€ личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика. √оффман считает, что исследователь не должен довер€ть внешним формам ролевого поведени€. Ђѕеред исследователем человеческого театра, Ч пишет он, Ч встают сле≠дующие вопросы: если мотиваци€ действи€ внешне социально приемлема, следует ли искать другой, более глубоко лежащий мотив? ≈сли индивид подтверждает свой мотив соответствующи≠ми эмоциональными про€влени€ми, должны ли мы ему верить? ≈сли индивид кажетс€ действующим под вли€нием аффекта, не скрывает_ли он таким образом свои истинные намерени€?ї [Goffman, 1959, с. 85]. —тав€ эти вопросы, √оффман не пытаетс€ дать ответ, каким образом исследователь должен их решать. ¬се его внимание обращено на описание определенных приемов и усло≠вий успешного выполнени€ роли [√оффман, 1984]. ѕричем под успешным выполнением роли понимаетс€ получение личной вы≠годы дл€ ее исполнител€ независимо от объективных результатов его де€тельности дл€ данного общества или дл€ данной группы. ѕоэтому оценка Ђправильностиї ролевого поведени€, по мнению √оффмана, базируетс€ не на выполнении функциональных требова≠ний роли и даже не на сознательности ее исполнени€; главное дл€ исполнител€ роли заключаетс€ в том, чтобы создать у других, у Ђауди≠торииї, впечатление, что он правильно выполн€ет данную роль.

ќднако абсолютизаци€ этих моментов и превращение их в универсальный принцип человеческого поведени€ настолько не≠правомерны, что за это √оффман подвергаетс€ критике даже состороны своих коллег [Argyle, 1969; Deutch, Krauss, 1965]. ≈го также справедливо критикуют за слишком пр€молинейную аналогию между социальной действительностью и театральным действием, за нестро≠гость примен€емых методов исследовани€. ќпределенный интерес в концепци€х √оффмана представл€ют его попытки как бы раскрыть механизм ролевого поведени€, вы€вить и проанализировать р€д фак≠торов и условий, которые характеризуют ролевое поведение в по≠вседневной жизни, а также процесс воспри€ти€ роли другого и уп≠равлени€ собственным поведением. ќднако эти моменты никак не могут компенсировать недостатки общеметодологического плана.

¬месте с тем √оффман €вл€етс€ очень глубоким автором. “руд≠но не согласитьс€ с мнением р€да современных исследователей [јбельс, 1999], которые отмечают, что важной проблемой пре≠зентации дл€ √оффмана €вл€ютс€ опасности, которые подстере≠гают человека в повседневном межличностным взаимодействии с другими людьми. ќн как бы предостерегает об этих опасност€х своим скрупулезным, тонким анализом технологии межличностного вза≠имодействи€ в повседневной жизни.

ќсновные идеи √оффмана выражены в его первой книге Ђѕред≠ставление себ€ другим в повседневной жизниї, получившей все≠мирную известность. ƒругие его работы не так широко известны. ¬ них он отошел от слишком €вной аналогии с театром как в пер≠вой книге. Ќапример, в своей работе Ђ–итуал взаимодействи€ї [Goffman, 1982], где большое внимание удел€етс€ особенност€м межличностного взаимодействи€ в услови€х крайнего риска, √офф≠ман глубоко анализирует другие ситуации межличностного взаи≠модействи€.

ѕодвод€ итог анализу ролевых теорий в рамках интеракционистской ориентации, необходимо подчеркнуть, что эти теории зас≠луживают внимани€, во-первых, потому, что в них предпринима≠етс€ попытка дать социально-психологический анализ такого важ≠ного дл€ понимани€ социального поведени€ людей феномена, как социальна€ роль. »нтересен большой эмпирический материал, со≠бранный на основе лабораторных и полевых исследований ролевого поведени€, а также попытки классификации ролей и ролевых конф≠ликтов, вы€влени€ социально-психологических факторов и меха≠низмов ролевого поведени€. ќднако значимость данных моментов в ролевых теори€х значительно снижаетс€ из-за их методологических недостатков, характерных дл€ всей интеракционистской ориента≠ции, прежде всего из-за сведени€ всех социальных €влений к соци≠ально-психологическим и игнорировани€ содержательной де€тельности личности в ролевом поведении и объективных социально-ис≠торических условий, детерминирующих в конечном итоге те требо≠вани€, которые предъ€вл€ютс€ к ролевому поведению людей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

631 - | 565 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.