Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—имволическа€ коммуникаци€




–азрабатыва€ весь комплекс идей, выдвинутых ƒж. ћидом, пред≠ставители символического интеракционизма удел€ют особенно боль≠шое внимание проблемам Ђсимволической коммуникацииї, т.е. об≠щению, взаимодействию, осуществл€емому при помощи символов.

ѕо мнению Ѕлумера, символический интеракционизм в ко≠нечном итоге базируетс€ на трех основных предпосылках: ѕерва€ предпосылка указывает, что люди действуют в отношении Ђве≠щейї на основе значений, которыми дл€ них обладают вещи. ѕод Ђвещамиї здесь понимаетс€ все, что человек воспринимает в ок≠ружающем мире: физические предметы; других людей; социальные категории, например друзей и врагов; социальные институты Ч школу, правительство; идеалы Ч личную свободу и честность; поступки других людей Ч их приказы и пожелани€; и ситуации, с которыми человек сталкиваетс€ в своей повседневной жизни.

¬о второй предпосылке утверждаетс€, что значени€ вещей со≠здаютс€ или возникают во взаимодействии с социальным окру≠жением. “реть€ теоретическа€ предпосылка указывает, что эти зна≠чени€ используютс€ и измен€ютс€ в процессе интерпретации че≠ловеком окружающих вещейї [Blumer, 1937, р. 81; цит. по: јбельс, 1999, с. 50-51].

ƒж. ћид и его последователи исход€т из того, что способность человека общатьс€ развиваетс€ на основе того, что выражение лица, отдельные движени€ и другие действи€ человека могут выражать его состо€ние. Ёти действи€, способные передать определенные значени€, ћид называет Ђзначимыми жестамиї или Ђсимволамиї. Ђ∆есты станов€тс€ значимыми символами, Ч писал он, Ч когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других инди≠видовї [Mead, 1934, р. 47]. —ледовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. “олько человек способен создавать симво≠лы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. ¬ св€зи с этим символическа€ коммуникаци€ объ€вл€етс€, как отмечает ћ. √. ярошевский, конституирующим началом человеческой пси≠хики [ярошевский, 1974, с. 296]. ќна трактуетс€ как главный при≠знак, выдел€ющий человека из животного мира.

ѕредставители символического интеракционизма вс€чески подчеркивают существование человека не только в природном,физическом, но и в Ђсимволическом окруженииї, а также опос≠редствующую функцию символов в процессе социального взаи≠модействи€. ѕо их мнению, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга, ситуацию общени€ и дей≠ствуют на основе значений, полученных в процессе интеракции [Ѕлумер, 1984].

ѕроцессы формировани€ значений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символической коммуникации за≠нимают большое место в трудах современных символических интеракционистов. ќни развивают также положение ƒж. ћида о том, что дл€ успешного осуществлени€ коммуникации человек должен обладать способностью Ђприн€ть роль другогої, т.е. войти в поло≠жение того человека, которому адресована коммуникаци€, и по≠смотреть на себ€ его глазами. “олько при этом условии, по мне≠нию ћида, индивид превращаетс€ в личность, в социальное су≠щество, которое способно отнестись к себе как к объекту, т.е. сознавать смысл собственных слов, поступков и представл€ть, как эти слова и поступки воспринимаютс€ другим человеком.

¬ случае более сложного взаимодействи€, в котором участвует группа людей, дл€ его успешного осуществлени€ индивиду, вхо≠д€щему в группу, приходитс€ как бы обобщить позицию боль≠шинства ее членов. ѕоведение индивида в группе, отмечает ƒж. ћид, Ђ...€вл€етс€ результатом прин€ти€ данным индивидом уста≠новок других по отношению к самому себе с последующей крис≠таллизацией всех этих частных установок в единую установку, или точку зрени€, котора€ может быть названа установкой "обобщен≠ного другого"ї [Mead, 1934, р. 90]. Ќетрудно заметить, что иде€ ћида об Ђобобщенном другомї имеет пр€мое отношение к про≠блеме референтной группы.

ќдин из основных тезисов символического интеракционизма заключаетс€ в утверждении, что индивид, личность всегда соци≠альны, т.е. личность не может формироватьс€ вне общества. Ётот тезис, однако, выводитс€ не из анализа воздействи€ системы объек≠тивных общественных отношений на формирование личности, а из анализа процесса межличностной коммуникации, в частности роли символов и формировани€ значений, поскольку общество мыслитс€ ими лишь как коммуникаци€ [Ѕлумер, 1984].

јкцентирование ƒж. ћидом и его последовател€ми в рамках символического интеракционизма социального характера челове≠ческой личности, безусловно, €вл€етс€ прогрессивным моментом.

ќднако при этом надо иметь в виду, что пон€ти€ Ђсоциальное взаимодействиеї и Ђсоциальный процессї толкуютс€ ими весьма ограниченно: все социальные отношени€, по сути дела, свод€тс€ лишь к социально-психологическим, межличностным отношени≠€м. —оциальное взаимодействие, любые социальные отношени€ рассматриваютс€ только с точки зрени€ коммуникации, вне их исторической, социально-экономической обусловленности, вне предметной де€тельности. ¬ результате у ћида, по справедливому замечанию ћ. √. ярошевского, Ђ...историческа€ реальность испа≠рилась, а ее место зан€ла фикци€ Ђчистогої внутригруппового вза≠имодействи€ї [ярошевский, 1974, с. 300].

ѕоведение индивида определ€етс€, согласно концепци€м интеракционистов, в основном трем€ переменными: структурой лич≠ности, ролью и референтной группой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

427 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.