Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 огнитивистска€ ориентаци€ и современна€ психологи€ социального познани€




Ќесмотр€ на наличие серьезных возражений, когнитивистска€ ориентаци€ оказалась достаточно попул€рной в социальной пси≠хологии и на прот€жении последней четверти XX столети€. ”беди≠тельным доказательством этого может служить тот факт, что именно на ее основе начина€ с 70-х годов возникла в качестве самосто€≠тельной научной дисциплины така€ отрасль психологии, как пси≠хологи€ социального познани€ {Social Cognition). ≈е возникновение стало своеобразным итогом развити€ двух названных сторон когнитивистской ориентации Ч ее несомненной привлекательности и вместе с тем нерешенности ею многих принципиальных вопро≠сов. ’арактеристика этой дисциплины в полном объеме не входит в задачу насто€щей работы, поскольку требует подробного и при≠стального анализа, который к тому же уже выполнен в р€де спе≠циальных исследований[12]. ƒл€ нас важно лишь показать, в каких основных направлени€х нова€ дисциплина Ђусвоилаї уроки когнитивистской ориентации и в каких продвинулась дальше. “от факт, что психологи€ социального познани€ использует эти уроки, при≠знают и сами создатели новой дисциплины.  огда рассматривают≠с€ источники психологии социального познани€, обычно, кроме внепсихологических источников (в философии и социологии), называют нар€ду с изучением познавательных процессов в общей психологии три раздела социальной психологии: межличностное воспри€тие, теории когнитивного соответстви€ и атрибутивные процессы.  аждый из этих разделов получил свое развитие, и можно смело сказать, что принципиальные, концептуальные соображе≠ни€ в большей степени почерпнуты именно в теори€х соответ≠стви€.

ќдно из первых определений психологии социального позна≠ни€ делало акцент на исследование того, каким образом люди ос≠мысливают свое положение в реальном мире и свои отношени€ с другими людьми. “аким образом, в качестве важнейшей черты со≠циально-познавательного процесса рассматривалось соотношение знани€ о мире и его осмыслени€. ¬спомним, что иде€ поиска смысла на основе знани€ €вл€лась одной из основных идей теорий ког≠нитивного соответстви€. ќднако в психологии социального позна≠ни€ в проблему осмыслени€ человеком окружающего мира вноси≠лось много нового [Fiske, Taylor, 1994].

¬ значительной степени потребность в акценте на роль знани€ о социальной реальности была обусловлена объективными изме≠нени€ми, происход€щими в самой этой социальной реальности к концу столети€. ’от€ ориентаци€ в окружающем мире всегда была необходима человеку, поскольку при ее отсутствии легко утер€ть смысл происход€щего вокруг, в современных услови€х значение адекватной интерпретации социального окружени€ резко возрас≠тает. Ѕурный темп социальных изменений, развитие средств мас≠совой информации требуют от человека не только большей адап≠тации к социуму, но и умени€ Ђсовладатьї с новой ситуацией, оптимизировать де€тельность в ней, следовательно, лучше пон€ть окружающий мир. ѕознание и понимание социального мира обы≠денным человеком становитс€ специальным предметом иссле≠довани€.

ѕо сравнению с иде€ми традиционной когнитивистской ори≠ентации в психологии социального познани€ были сделаны весь≠ма существенные добавлени€.

ѕрежде всего гораздо более определенно было за€влено, что речь идет о познании и осмыслении социального мира. ≈сли в тео≠ри€х когнитивного соответстви€ практически единственным со≠циальным объектом выступал другой человек, то в психологии социального познани€ был расширен спектр рассматриваемых со≠циальных объектов: это и другие люди, и социальные группы, и различные социальные €влени€, и социальный мир в целом. ѕо≠н€тно, что процесс познани€ сложных социальных объектов сам по себе становитс€ значительно более трудным, поэтому особое внимание удел€етс€ теперь характеристике этого процесса, его элементам, детерминантам, возможным ошибкам и сложност€м, возникающим на этом пути.

¬ частности, была сделана серьезна€ попытка преодолеть та≠кую ограниченность когнитивистских теорий, как рассмотрение в качестве субъекта познани€ только и исключительно индивида. ¬спомним, что в теори€х и ‘. ’айдера, и “. Ќьюкома, и Ћ. ‘естингера, и „. ќсгудаЧѕ. “анненбаума вс€ проблема соответстви€ рассматривалась как возникновение (или разрушение) соответстви€ в когнитивной структуре именно одного человека Ч субъекта воспри€ти€. ¬ психологии социального познани€ была поставлена со всей остротой проблема невозможности познани€ социального мира одним человеком. ќдна из центральных идей в новой дисциплине Ч иде€ коммуникации, как об€зательной составл€ющей процесса со≠циального познани€.

» наконец, Ђусилениеї социального содержани€ познани€ про≠€вилось в том, что был поставлен вопрос, который вообще не возникал в теори€х когнитивного соответстви€, а именно вопрос о разделенности социального познани€. »ными словами, это воп≠рос о том, что Ђпродуктыї познани€, Ђрезультатыї его должны быть раздел€емы определенной группой людей: построенные ими образы социальных €влений по крайней мере должны быть пон€т≠ны участникам коммуникативного процесса. Ѕез этого услови€ сама социальна€ жизнь становитс€ невозможной [см. подробно: јндре≠ева, 2000, с. 51Ч54]. ¬ этой св€зи подробно исследуетс€ роль €зыка в познавательном процессе. ¬ известной степени сбылось предска≠занное в свое врем€ в социальной психологии перемещение фоку≠са исследований на анализ €зыка как в коммуникации, так и во≠обще в построении картины мира.

¬ведением этих новых идей психологи€ социального позна≠ни€ отвечала на многочисленные критические замечани€, сде≠ланные в свое врем€ в адрес теорий когнитивного соответстви€ за то, что в них недостаточно подчеркнут аспект специфики именно социального познани€ и, напротив, гипертрофирован когнитив≠ный аспект. ¬прочем, критические замечани€ подобного рода не исчерпаны и до сих пор, и современным исследовател€м пси≠хологии социального познани€ проиходитс€ вновь и вновь дока≠зывать Ђпреодоленностьї ошибок традиционных когнитивистов [Augoustinos, Walker, 1996].

ћежду тем важным дополнением к их иде€м относительно субъективных способов поисков смысла в окружающем мире €в≠л€ютс€ два положени€: гипотеза селективной представленности информации ƒ. ‘ре€ и дальнейша€ разработка положений психо≠логики. —уть гипотезы заключаетс€ в том, что специфика работы человека с социальной информацией с самого начала демонстри≠рует включенность субъективных компонентов: познающий субъект отбирает только ту информацию, котора€ представл€етс€ ему зна≠чимой. Ёта иде€ €вл€етс€ пр€мым продолжением рассуждений ‘естингера о способах выхода из диссонанса: один из этих спо≠собов и состоит, по его мнению, в том, что индивид допускаетили отвергает информацию лишь определенного рода. ‘рей при≠дает этой идее более общий характер и апеллирует к социальным факторам, от которых зависит отбор той или иной информации субъектом.

„то касаетс€ психологики, разработанной –. јбельсоном и ћ. –озенбергом, то, как было показано, вопрос о природе смыс≠ла там был истолкован как вопрос о Ђсубъективной рационально≠стиї. “еперь предложена расшифровка этого положени€, а именно скрупулезный анализ того, как эта Ђсубъективна€ рациональностьї про€вл€етс€ в Ђработеї человека с социальной информацией. ѕри этом вы€влены все особенности процесса категоризации, как они протекают при познании социальных объектов обыденным челове≠ком, все те Ђподводные камниї, которые возникают на каждом из этапов его когнитивной работы и обусловлены включением субъек≠тивных компонентов познани€.

“ак, идеи психологики дополнены анализом эвристик, ис≠пользуемых в процессе категоризации, т.е. таких сокращенных Ђпра≠вил произволаї, на основании которых люди высказывают сужде≠ние, несмотр€ на недостаточность и неопределенность имеющей≠с€ в их распор€жении информации [Tversky, Kahneman, 1974]. ќписаны, в частности, такие виды эвристик, как эвристика представленности (тенденци€ рассматривать факты как более широко представленные, чем они есть на самом деле) и эвристика налич≠ности (тенденци€ оценивать €влени€ на основе готовых суждений, которые более Ђдоступныї, поскольку ранее всего приход€т на ум).

√ораздо более подробно дл€ этой же цели описана роль эмоций в познавательном процессе [Fiske (ed.), 1982], также один из Ђсла≠быхї пунктов теорий соответстви€. Ёти теории критиковались не только за игнорирование социального контекста, но и за то, что акцент на рациональность в познавательном процессе приводит к весьма слабому обозначению роли эмоций и мотивов познающего субъекта. ¬ психологии социального познани€ эти проблемы полу≠чают глубокое развитие, в частности, вы€вл€етс€ роль настрое≠ни€, более подробно исследуетс€ вли€ние аттитюдов, специфи≠ческие формы перцептивной защиты и многие другие компоненты процесса социального познани€.

„то же касаетс€ усилени€ социальной направленности при анализе когнитивных процессов, то сделан акцент на таких детер≠минантах этого процесса, как роль социального консенсуса и вли€≠ние ценностей. »де€ социального консенсуса, разработанна€ ј. “эшфелом [Tajfel, Fraser, 1978], означает признание того, что наце≠ленность на определенную информацию зависит не только от ин≠дивидуального опыта, способностей, когнитивного стил€ воспри≠нимающего, но и от прин€тых образцов толковани€ социальных €влений в той или иной культуре, в том или ином типе общества или какой-либо его части. Ёти общеприн€тые образцы есть, ины≠ми словами, конвенциональные значени€, своего рода договоренно≠сти, сложившиес€ исторически, о том, как толковать, интерпре≠тировать данные, получаемые в процессе социального познани€.

¬ том же направлении разрабатываетс€ и вопрос о роли ценно≠стей в социальном познании. „ерез призму определенных ценнос≠тей человек Ђсмотритї на окружающий мир, а это значит, что и через этот канал неизбежно воздействие культуры и социума. ќри≠ентаци€ на те или иные ценности общества порождает специфи≠ческие ошибки в процессе категоризации, главными из которых €вл€ютс€ сверхисключение и сверхвключение. ¬ первом случае име≠етс€ в виду тенденци€ отнести к позитивно-нагруженной катего≠рии (т.е. к классу €влений, одобр€емых обществом, например, Ђпор€дочностьї) как можно меньше объектов, с тем чтобы не Ђобесценитьї ее. ¬о втором случае при наличии негативно-нагру≠женной категории (например, Ђжуликиї) про€вл€етс€ тенденци€ отнести к ней максимум вызывающих Ђподозрениеї объектов (как бы не Ђпропуститьї что-то Ђотрицательноеї). Ћегко видеть, что рей≠тинг ценностей задаетс€ обществом или определенной социаль≠ной группой, к которой принадлежит познающий субъект. “аким образом преодолеваетс€ отстраненность классического когнитивизма от внешнего мира, что неоднократно ставилось в вину теорети≠кам когнитивного соответстви€.

¬ажной составной частью психологии социального познани€ €вл€етс€ характеристика Ђпродуктовї познани€ социального мира Ч проблема, вообще не исследованна€ в рамках традиционной когнитивистской ориентации. “ам, как помним, в основном изучалс€ процесс возникновени€ соответстви€ в когнитивной структуре индивида, но оставалс€ открытым вопрос о том, во им€ чего скла≠дываетс€ такое соответствие, во им€ построени€ образа каких со≠циальных объектов. “еперь в новых концепци€х скрупулезно изу≠чаетс€ весь набор социальных реалий, как они предстают в соци≠ально-познавательном процессе: как формируетс€ образ самого себ€ в социальном мире (социальна€ идентичность), образ ¬ремени, в котором живет человек (временна€ идентичность), образ социальной —реды обитани€ (средова€ идентичность), образы любых дру≠гих социальных €влений, наконец, целостный образ ќбщества.

ќсобое внимание удел€етс€ в психологии социального позна≠ни€ анализу действи€ социальных институтов, оказывающих вли≠€ние на процесс социального познани€: семьи, школы, групп свер≠стников, организаций, средств массовой информации, церкви и др. ¬се они интерпретированы как агенты социума, через которые и осуществл€етс€ непосредственна€ социальна€ детерминаци€ по≠знавательного процесса.

ѕо каждой из названных здесь проблем существует обширна€ литература и большое количество экспериментальных исследова≠ний, что позвол€ет заключить, что психологи€ социального по≠знани€ сегодн€ Ч одно из ведущих направлений социальной пси≠хологии. Ќаследование ею идей, разработанных в когнитивистской ориентации, несомненно, так же как несомненны попытки выйти из тупиков ее Ђиндивидуалистическойї направленности. Ќекото≠рые из конкретных теорий, разработанных в новом направлении, будут рассмотрены ниже.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 576 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1946 - | 1731 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.