Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности ориентации




ƒиалог сциентизма и гуманизма, характерный дл€ современ≠ной социальной психологии, четко может быть прослежен, когда мы приступаем к характеристике психоаналитической ориентации. ѕозитивистской, натуралистической тенденции построени€ пси≠хологии, Ђадекватной наукеї, пытающейс€ проникнуть в мир лич≠ности и межличностных отношений с помощью методов, анало≠гичных методам естествознани€, противостоит направление, ра≠тующее за психологию, Ђадекватную человекуї, подчеркивающее уникальность духовного мира личности и потому невозможность его постижени€ с позиций естественнонаучной методологии. » ес≠ли перва€ тенденци€ наиболее рельефно представлена необихе≠виористской ориентации, то теоретическим выражением второй €вл€ютс€ психоаналитический, интеракцирнистский, гуманисти≠ческий подходы. »менно в юсрамках авторы пытаютс€ концепту≠ализировать творческую сущность личности, разрушают Ђсверхрационализированнуюї модель межличностного взаимодействи€, со≠зданную сторонниками бихевиоризма.

–аскрыва€ основные особенности психоаналитической ориен≠тации, необходимо иметь в виду следующие предварительные со≠ображени€. ¬ насто€щее врем€ прежде всего речь может идти о фе≠номене так называемого рассе€нного психоанализа. ѕод этим мы подразумеваем, во-первых, тот факт, что без учета вли€ни€ пси≠хоанализа невозможно пон€ть весь облик зарубежной социальной психологии, некоторые ее принципиальные характеристики и ус≠тановки. Ќапример, столь характерна€ тенденци€ рассматривать групповые взаимоотношени€ как сугубо эмоциональные, непос≠редственные сложилась, веро€тно, не без вли€ни€ фрейдизма. ѕоказательно, что практически все социальные психологи на «а≠паде называют учение ‘рейда теоретическим источником своих взгл€дов. ¬о-вторых, мы имеем в виду весьма активный процесс включени€, интеграции отдельных психоаналитических принци≠пов в самые различные системы взгл€дов. ¬ этой форме психоана≠лиз оказывает большое вли€ние на всю теорию и практику иссле≠дований за рубежом. ¬ качестве примера можно сослатьс€ на слу≠чаи ассимил€ции психоаналитических пон€тий и представлений в необихевиористской традиции (в частности, иде€ фрустрацииЧаг≠рессии), в интеракционистском подходе (например, учение о за≠щитных механизмах личности), в теории  . Ћевина.  артрайт и «андер отмечают в этой св€зи: Ђ’от€ в рамках этой ориентации (психоанализа) проведено сравнительно мало экспериментальных или качественных исследований групп, пон€ти€ и гипотезы пси≠хоаналитической теории проникли в большую часть работы по груп≠повой динамикеї [Cartwright, Zander, 1968, p. 41]. Ќаконец, тре≠тьей формой усвоени€ социальной психологией традиций психо≠анализа €вл€етс€ практика заимствовани€ его отдельных положений применительно к интерпретации различных социально-психоло≠гических проблем.

—реди отдельных социально-психологических проблем, теоре≠тически осмысливаемых с позиций психоанализа, можно выде≠лить две группы: собственно социально-психологические пробле≠мы и соответственно социально-психологические теории и про≠блемы, теории пограничные, наход€щиес€ на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами.   числу первых прежде всего относ€тс€ проблемы и теории, св€занные с исследованием групповых процессов. ¬торые представлены широ≠ким блоком традиционных психоаналитических исследований, сложившихс€ на границе между социальной и общей психологи≠ей, между социальной психологией и социальной философией, между социальной психологией и социальной антропологией.

¬ насто€щей работе мы остановимс€ в основном на анализе теорий, внедр€ющих психоаналитические тенденции в разработку отдельных социально-психологических проблем. Ќаиболее рельефно данные тенденции реализуютс€ в следующих концептуальных схе≠мах: динамической теории группового функционировани€ ¬. Ѕай≠она [Bion, 1961], теории группового развити€ ¬. Ѕенниса и √. Ўепарда [Ѕеннис, Ўепард, 1984], трехмерной теории интерперсо≠нального поведени€ ¬. Ўутца [Schutz, 1958, 1984].

—овременные психоаналитические представлени€ о групповых процессах своими корн€ми восход€т к социально-психологичес≠ким взгл€дам 3. ‘рейда, наиболее концентрированно выражен≠ным в его работе 1921 г. Ђћассова€ психологи€ и анализ человечес≠кого яї (в английском варианте ее название выгл€дит несколько по-иному и буквально переводитс€ как Ђ√руппова€ психологи€ и анализ Ёгої). ƒанна€ книга ‘рейда принадлежит к группе работ, написанных в 20-е годы, в которых он предпринимает усили€ по завершению построени€ своей системы взгл€дов. Ёто книги Ђѕо ту сторону принципа удовольстви€ї (1920), названна€ выше Ђ√руп≠пова€ психологи€ и анализ Ёгої (1921), и Ђя и ќної (1922). ’а≠рактерно, что в названных работах ‘рейд больше не занимаетс€ психопатологией, его интерес сосредоточиваетс€ на нормальной личности, ее структуре. ќсобенно важно отметить также представ≠ленную в данных работах ‘рейда тенденцию выхода за границы собственно психологии личности и обращени€ к вопросам соци≠альной психологии, социологии, философии, истории, наметив≠шуюс€ в очерках Ђ“отем и табуї (1912Ч1913) ¬ажнейшими мето≠дологическими приемами, используемыми в подобных случа€х, оказываютс€ аналоги€ и экстрапол€ци€, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые обла≠сти социального знани€. ¬ частности, этот прием оказываетс€ ос≠новным при раскрытии ‘рейдом в работе Ђ√руппова€ психологи€ и анализ Ёгої существа групповых св€зей, природы групповой динамики.

»звестно, что важнейшим путем к объ€снению личности не≠вротика дл€ ‘рейда было обнаружение психологических механиз≠мов функционировани€ такой первичной группы, как семь€. ¬ даль≠нейшем эти механизмы положены в основу интерпретации меж≠личностных отношений, по существу, во вс€кой человеческой группе. ¬ этом смысле ‘рейд не проводит различи€, в частности, между малой и большой группами. —пецифически пон€тые семей≠ные св€зи оказываютс€ в равной мере прототипом групповых от≠ношений в том и другом случае.  лючевыми пон€ти€ми фрейдов≠ской теории групповой динамики €вл€ютс€ пон€ти€ десексуализированного либидо (сублимированной любви), идентификации. »менно к ним апеллирует ‘рейд, отвеча€ на вопрос о природе сил, св€зывающих людей в группе.

—ущество группы составл€ет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру св€зей. ѕервична€ группа, по ‘рейду, представл€ет собой совокупность индивидов, которые прини≠мают одну и ту же личность Ч лидера Ч за свой идеал, идентифи≠цируют себ€ с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себ€ друг с другом. “аким образом, устанавлива≠етс€ два р€да эмоциональных св€зей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. ¬ групповой психологии ‘рейда ключевой фигурой оказываетс€ лидер. »менно отношение членов группы к лидеру €вл€етс€ св€зью первого пор€дка Ч оно в определенном смысле детерминирует отношени€ членов группы друг к другу. ¬ случае нарушени€ св€зей с лидером группа распада≠етс€. — точки зрени€ ‘рейда, психологи€ лидера резко отличаетс€ от психологии других членов группы. ќн не имеет эмоциональных прив€занностей к кому-либо, кроме себ€. ќн никого не любит, кроме себ€, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способност€ми, которых члены группы не могут достичь, по≠этому он становитс€ их идеалом Ч я. »менно это качество нар≠циссизма делает его лидером.

»дентификаци€ с лидером отнюдь не предполагает однознач≠но позитивных чувств по отношению к нему. Ќапротив, ‘рейд рассматривает идентификацию с лидером как, в частности, меха≠низм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ Ђстатьї лидером. ѕодобна€ логика рассуждений становитс€ пон€тной, если иметь в виду, что в схеме ‘рейда лидер в группе €вл€етс€ своего рода изображением отца и отношение с ним стро≠итс€ по модели отношени€ с отцом. “акие черты регрессивного группового поведени€, как повышенную внушаемость, потерю критичности, ‘рейд объ€сн€ет вли€нием сильного лидера, зави≠симостью членов группы от него. ѕод действием оба€ни€ сильного лидера член группы уподобл€етс€ загипнотизированному индиви≠ду: подобно тому как последний отказываетс€ от своей самосто€≠тельности в пользу гипнотизера, он, по сути, отказываетс€ от интернализованного родительского образа и передает его роль ли≠деру. “аковы вкратце основные моменты групповой психологии ‘рейда. ћы обратили внимание в первую очередь на те из них, которые так или иначе, в том или ином виде воспроизвод€тс€ современными последовател€ми психоанализа в зарубежной со≠циальной психологии.

√. ќллпорт, отмеча€ характер воздействи€ идей ‘рейда на со≠циальную психологию, писал в 50-е годы следующее: Ђ»менно гигантское вли€ние ƒарвина, Ќицше, ћак-ƒаугалла и ‘рейда с их варьирующими концепци€ми инстинкта гарантировало главен≠ство иррационализма в социальной психологии сегодн€шнего дн€. ƒалее умалению интеллекта содействовал подъем бихевиоризма и союз социальной психологии с патопсихологией в конце XIX в. Ћишь последние годы отмечены знаком реакции против иррацио≠нализмаї [Allport, 1968]. ƒанна€ оценка, несомненно, справедлива. ‘рейд немало способствовал утверждению инстинктивистской, иррационалистической тенденций в этой области психологии, как и в обществознании в целом. »нстинктивизм как социально-пси≠хологическа€ платформа представлен в социальной психологии как раз теори€ми, ориентированными на психоаналитические прин≠ципы. ќбратимс€ к анализу концепций групповых процессов со≠временных последователей ‘рейда.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2197 - | 2057 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.