Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√л а в а 7 4 страница




7.5.6

 омпенсирующие стратегии журналистской идентичности

¬ ходе исследований отечественных журналистов вы€влено п€ть ти≠пов таких стратегий. ¬о-первых, это нештатна€ работа или околожур≠налистский труд, который практикуют, как правило, люди, не нахо≠д€щиес€ на штатных журналистских должност€х. Ќабор возможнос≠тей здесь довольно широк: от Ђсвободного журналистаї (фриланссра) до преподавани€ журналистики на курсах или в вузе. ƒл€ многих мо-

' —основска€ A.M. ѕрофессиональна€ идентичность журналиста (анализ случаев) //∆урнал социологии и социальной антропологии, 2004. “. VII. є 3 (27). —. 125-126.


√лава 7. ѕрофессиональные практики современного журнализма

лодых журналистов, уже имеющих опыт работы, данна€ стратеги€ была довольно распространена в конце 1990-х годов, особенно в св€зи с мас≠совыми сокращени€ми в результате августовского дефолта 1998 г. Ќаправленность этой стратегии Ч сохранить или приобрести полно≠ценный профессиональный статус и право называтьс€ журналистом, т.е. соответствовать первому выделенному критерию.

¬торую стратегию практикуют журналисты-Ђштатникиї, ориен≠тированные на максимизацию выгод, прежде всего материальных, от принадлежности к Ђцехуї. –аспространенность этой ориентации св€≠зана не только с по€влением в 1990-е годы так называемых Ђбутерб≠родных журналистовї Ч завсегдатаев фуршетов, Ч но и с реальными изменени€ми в профессиональном поле: во времена перестройки соб≠ственно журналистика, PR и реклама были разными видами де€тель≠ности, причем последние выступали в качестве скрытых профессио≠нальных задач, которые негативно маркировались; в такой период жур≠налисты ощущают важность и значимость своей профессиональной де€тельности, способной до определенной степени вли€ть на обще≠ство, т.е. выполн€ть, хот€ бы частично, функции Ђчетвертой властиї. ¬ конце 1990-х годов эти три вида де€тельности оказываютс€ тесно переплетенными, и журналисты, следу€ за нарастающей коммодифи-кацией информационного рынка, помимо информации начинают ис≠кать рекламу и заказные материалы. Ѕольшинство называет это Ђхал≠туройї, но часть журналистов склонна к другим оценкам Ч как изме≠нени€м в самой журналистике, представл€ющей ныне синтез разных профессий в расширенном поле этой профессиональной де€тельнос≠ти. ѕри этом вырисовываетс€ очевидна€ закономерность: чем боль≠ше денег зарабатывает журналист своим трудом, тем сильнее его про≠фессиональна€ идентичность (успешный журналист, читай богатый, синонимично Ђсосто€лс€ как профессионалї).

¬ажной представл€етс€ стратеги€, направленна€ на получение специального, журналистского, образовани€. Ёто совпадает с общи≠ми характеристиками профессии сточки зрени€ социологии: профес≠сионал Ч представитель особого социального сло€, обладающий тео≠ретическими знани€ми, сертификатами о полученной вузовской под≠готовке, а также властными полномочи€ми; получив доступ в узкий круг избранных профессий, они используют предоставленную имли-


7.5. јнтропологи€ журналистики как профессии, или ∆изненные миры журналиста

цензию на совершение действий, запрещенных другим, а также осме≠ливаютс€ от имени своего сообщества указывать обществу, что дл€ него полезно и правильно1. ¬ св€зи с этим на «ападе в последнее врем€ даже говор€т о Ђдипломной болезниї креденциализма2. ƒл€ публич≠ной профессии, которой €вл€етс€ журналистика, специальное образо≠вание позвол€ет Ч нар€ду с профессиональными навыками Ч приоб≠рести знание норм и ценностей, раздел€емых членами сообщества, не≠обходимые установки и даже справитьс€ с комплексами. Ќо, кроме это≠го, учеба на факультете журналистики дает хорошие возможности вхож≠дени€ в референтную профессиональную группу, нахождени€ своего жизненного стил€, установлени€ полезных св€зей и знакомств. ќсо≠бенно значим этот момент дл€ начинающих, молодых журналистов, ко≠торые чувствуют и считают себ€ журналистами Ђот Ѕогаї, однако дале≠ко не всегда признаютс€ в этом качестве профессиональным сообще≠ством. ƒл€ этой категории характерно представление, что именно про≠фильное образование Ђделаетї журналистов, что св€зано с отсутстви≠ем реальных знаний о профессии, или Ђправил игрыї.

¬ообще дл€ журналистской среды характерно амбивалентное от≠ношение к высшему профессиональному образованию: хот€ большин≠ство его ругает, однако те, кто имеют его как единственное высшее, обладают очень сильной профессиональной идентичностью (это ха≠рактерно и дл€ молодых профессионалов); дл€ представителей кор≠порации, у которых есть еще одно образование, эта идентичность сни≠жена. ¬ св€зи с ростом значимости экспертного знани€ про€вл€етс€ тенденци€, особенно заметна€ у молодых журналисток, к получению второго или более высших образований.

„етвертый тип компенсирующей стратегии демонстрируют жур≠налисты, стрем€щиес€ реализовать с ее помощью особые, не относ€≠щиес€ напр€мую к этой сфере, интересы, т.е. их интерес не совпадает

1 ’ьюз Ё. »сследование зан€тий // —оциологи€ сегодн€: проблемы и перс≠
пективы / пер. с англ. ћ.: ѕрогресс, 1965. —. 499-501.

2  реденциализм Ч попытка определ€ть общественные позиции, прежде
всего профессиональные, на основе полученного образовани€ или послужного
списка (credentials); в этих услови€х стремление к улучшению послужного спис≠
ка превращаетс€ в самоцель, что иногда ассоциируетс€ с Ђдипломной болезньюї.


√лава 7. ѕрофессиональные практики современного журнализма

с формально закрепленными за ней цел€ми и задачами (например жур≠налист, пишущий художественные произведени€). ƒл€ таких людей профессиональна€ идентичность ситуативна, и в зависимости от об≠сто€тельств они называют себ€ или журналистами, или писател€ми. ѕоследний тип компенсирующей стратегии демонстрируют Ђза≠сидевшиес€ї журналисты, работающие, как правило, в старых Ђсо≠лидныхї, обычно центральных, издани€х, где плат€т не так много, од≠нако именно место работы дает определенные преимущества, пред≠ставл€€ собой вид символического капитала: они чаще получают гран≠ты и возможность стажироватьс€ на «ападе, Ђмаркаї открывает более широкие возможности преподавать, быть приглашенными на офици≠альные меропри€ти€, выступать в качестве экспертов и т.д.

7.5.7

 арьера журналиста, или ƒополн€ющие идентичности

 ак выстраиваетс€ журналистска€ карьера в современных услови€х?  акие изменени€ претерпел карьерный рост?

ƒл€ журналиста в доперестроечную эпоху было характерно дви≠жение от периферии к центру: обычным началом была штатна€ рабо≠та в Ђмелкихї издани€х, далее следовали перемещени€ во все более солидные Ч городские, а затем союзные —ћ». ƒл€ журналиста пост≠перестройки характерна ина€ траектори€ Ч он сразу начинает рабо≠тать в центральном издании (штатно или какфрилансер, внештатный работник), набравшись опыта и приобрет€ им€, он движетс€ на пери≠ферию уже в новом качестве опытного журналиста, а нередко и пред≠принимател€, стрем€щегос€ организовать собственное дело, т.е. осу≠ществить вторичную зан€тость, котора€ может рассматриватьс€ как отличительна€ черта нового поколени€ журналистов.

¬ данном контексте под вторичной зан€тостью понимаетс€ совме≠щение журналистом основной профессиональной де€тельности с око≠ложурналистскими зан€ти€ми, толчком к которым часто служит имен≠но работа в центральном издании, куда стекаетс€ разнообразна€ инфор≠маци€, облегчающа€ поиск Ђсвоего делаї Ч стабильного источника до≠хода, св€занного с журналистикой (создание газеты или журнала, студии или агентства). —уществует пр€ма€ зависимость между успехом Ђделаї и самооценкой: чем успешнее дело, тем выше самооценка (журналист чув-


7.6. ѕроблемы медиаэтики, или ћоральный выбор журналиста

ствуетсеб€ успешным, приспособившимс€ к рынку, известным и уважа≠емым членом общества). Ќо при этом оба вида зан€тости усиливают друг друга: нередко экономический успех в околожурналистских делах спо≠собствует профессиональному успеху в журналистике.

≈стественна пренебрежительна€ оценка со стороны имеющих вторичную зан€тость тех, кто осталс€ сидеть Ђна копейкахї, как Ђне вписавшихс€ в рынокї, Ђплохих журналистах, которых никто не по≠купаетї (хот€ те, кто не участвует в Ђкоммерческой журналистикеї и не имеет вторичной зан€тости приближаютс€ к западному стандарту журналистской работы); последние, в свою очередь, крайне низко оце≠нивают работу Ђкоммерцииї: Ђони продажные и не работают профес≠сиональної. ¬ общем, между этими двум€ позици€ми и происходит раскол внутри современной российской журналистики, не€вно отсы≠лающий к базовой проблеме морального выбора.

7 6

ѕроблемы медиаэтики,

или ћоральный выбор журналиста

ѕовседневна€ трудова€ де€тельность журналиста, как и вс€ка€ про≠фессиональна€ работа, регламентируетс€ набором правил и инструк≠ций, однако ее спецификой €вл€етс€ непропорционально большой, по сравнению с другими профессиональными группами в обществе, Ђвесї неопределенных ситуаций, требующих прин€ти€ нестандартных решений, в основе которых лежит тот или иной моральный выбор. »ли, иными словами, нравственное самоопределение профессионала-журналиста Ч проблема, весьма остро сто€ща€ отнюдь не только пе≠ред российскими журналистами.

“радиционно эти процессы включаютс€ в круг проблем, описы≠ваемых различного рода профессиональными кодексами (эти норма≠тивные составл€ющие рассмотрены в гл. 3). —мешение журналисти≠ки и коммерции Ч процесс коммодификации. Ќыне наблюдаетс€ со≠существование этих двух типов регулировани€, что фиксируетс€ даже на индвидуальном уровне в высказывани€х респондентов.

ќбщий процесс рел€тивизации, т.е. относительности, всех нравственных принципов характеризует современность в целом. ¬от


√лава 7. ѕрофессиональные практики современного журнализма

мнение американских исследователей Ч авторов книги Ђћедиаэтика: ситуации и моральные размышлени€ї, выдержавшей 4 издани€: Ђћо≠ральные об€зательства разрушаютс€ пр€мо у нас под ногами.  ультур≠ное разнообразие обманывает нас этической теорией относительнос≠ти... ¬ мире скольз€щих значений и безнормативности этические прин≠ципы, кажетс€, не вызывают откликаї1.

¬ основе кризиса2 морали в современном обществе лежат глу≠бинные социально-психологические изменени€, порожденные ин≠формационной революцией 1970Ч 1980-х годов, сменой индустриализ≠ма постиндустриализмом 1990-х годов, приведшие к Ђперетр€скеї всех социальных структур.

ѕожалуй, наиболее четко проследил эти изменени€ социолог «игмунд Ѕауман, анализиру€ этику постмодерна. Ќа смену человеку прозаического модерна, ориентированному на рациональный выбор эффективного действи€, а потому лишенного выбора между герой≠ством и св€тостью (между рыцарством и монашеством Ч вспомним Ђ расное и черноеї —тендал€), дл€ которого, однако, существенны были представлени€ о призвании3, духовной миссии, приходит чело≠век постсовременнности, мысл€щий и чувствующий иначе (см. гл. 5). —утью его жизненной программы €вл€етс€ не раскрытие (изобрете≠ние) идентичности, но избегание любой фиксации Ч социального ме≠ста, времени, позиции. —имвол такого человека Ч турист (брод€га), вообще отказывающийс€ от устойчивых об€зательств и об€занностей.

3. Ѕауман формулирует п€ть негативных житейских правил, об≠разующих своеобразную антиэтику такого человека, в основе кото≠рой лежит отсутствие рациональной стратегии действий.

ЂЌе планируй слишком долгих путешествий Ч чем короче путешествие, тем больше шансов его завершить; не допускай эмоциональной прив€занности к лю-

1 Chstians —, Fackler M., Rotzoll  . Media Ethics: Cases and Moral Reasoning.
Longman Publishers USA, 1995. P. 8.

2 —лово Ђкризисї Ч греческого происхождени€ и означает решение, пово≠
ротный пункт, исход, предполагающий перемены.

3 ¬спомним классические работы ћ. ¬ебера Ђѕолитика как призвание и
професси€ї и ЂЌаука как призвание и професси€ї, представл€вшие собой док≠
лады, прочитанные в 1918 г. перед членами —вободного студенческого союза √ер≠
мании в рамках серии Ђƒуховный труд как призвание и професси€ї, €вл€ющие≠
с€ наиболее €рким выражением этих идей.


7.6. ѕроблемы медиаэтики, или ћоральный выбор журналиста

д€м, которых встречаешь на транзитных перекрестках Ч чем меньше будешь при≠давать им значени€, тем меньше будет стоить тебе расставание; не допускай слиш≠ком сильной прив€занности к люд€м, месту, делу Ч ты не можешь знать, как долго ты будешь считать их достойными своих об€зательств перед ними; не смотри на свои оборотные средства как на капитал Ч ценность сбережений быстро падает, и превозносимый некогда Ђкультурный капиталї имеет свойство во мгновение ока превращатьс€ в культурный убыток. ј кроме того, не откладывай удовольствие, если можешь получить его пр€мо сейчас Ч ты не знаешь, каким станешь потом, доставит ли тебе удовольствие завтра то, чего хочешь сегодн€ї'.

≈сли обратитьс€ к осознанию профессионалами-журналистами этой неопределенной ситуации дл€ нравственной жизни Ђцехаї, обус≠ловленной реальным сосуществованием двух типов морально-этичес≠кой ориентации Ч своеобразный этический дуализм, выраженный в позици€х Ђкоммерческихї журналистов-рыночников и традиционно ориентированных их собратьев Ђпо цехуї, Ч то она довольно четко прослеживаетс€ в высказывани€х самих журналистов. ¬от точка зре≠ни€ одной из участниц обсуждени€ этой проблемы: Ђя бы не сказала, что мы дезориентированы, но каждый ориентирован по-разномуї2.

„то может служить в данных переходных услови€х основой со≠хранени€ этики ответственности, необходимой журналисту как пред≠ставителю публичной профессии? ѕожалуй, таким выходом может быть вы€вление реального содержани€ конвенциональных (договор≠ных) норм профессии, фиксированных в правилах честной игры в но≠вой ситуации морального выбора, возникающей в услови€х рыноч≠ной экономики, когда встает вопрос о задаче, сравнимой по сложно≠сти с проблемой Ђквадратуры кругаї. ѕо словам —. Ѕунтмана, речь идет о Ђсовместимости задачи объективного освещени€ реальности, как ее понимает журналист [и добавим, следу€ в этом этике профессиональ≠ной ответственности. Чј. „.], и задачи выживани€ї3. ѕопытки тако≠го рода предпринимаютс€ в рамках российского журналистского со≠общества: одним из наиболее удачных примеров представл€етс€ де-

1 Ѕауман 3. ќт паломника к туристу // —оциологический журнал, 1995,
є 4. —. 142.

2 ÷ит. по: Ѕакштановский ¬.»., —огомонов ё.¬. ћоральный выбор журна≠
листа. “юмень: ÷ентр прикладной этики, 2002. —. 169.

3 —м.: «аседание Ђкруглого столаї по теме Ђ∆урналистика: ответственность
общественной профессииї // ѕриложение к журналу Ђƒосье на цензуруї. є 3
(1). 1998. —. 8-11.


√лава 7. ѕрофессиональные практики современного журнализма

€тельность ÷ентра прикладной этики (г. “юмень), в рамках которого теснейшим образом сотрудничают журналисты из разных городов и исследователи-профессионалы. –езультатом их совместных Ђмозго≠вых штурмовї стала “юменска€ этическа€ медиаконвенци€1, представ≠л€юща€ собой открытый, способный дополн€тьс€ и измен€тьс€, свод норм и практических действий по реализации правил честной игры. ѕожалуй, дл€ современного переходного периода такой рамочный, проектный документ €вл€етс€ наиболее приемлемым.

вопросы

дл€ самосто€тельной работы

1. ¬ чем, по вашему мнению, состоит де€тельность журналиста как Ђсоздател€ смысловї?

2. ќпишите и проинтерпретируйте подходы к журналистской работе в рамках репрезентативной теории и с позиций конструктивизма.

3.  аковы последстви€ разорванности процесса традиционной мас≠совой коммуникации.

4. ќпишите основные особенности дискурса современных мас-медиа.

5. ѕеречислите и охарактеризуйте наиболее важные, по вашему мне≠нию, характеристики информационного продукта.

6. ќсновные типы коммуникационных задач, решаемые в ходе жур≠налистских практик.

7. ѕеречислите и опишите новые виды журналистских практик.

8. ѕроанализируйте изменение функций журналиста в услови€х рас≠пространени€ сетевых медиа.

9. —уществуют ли, и если да, то какие, особенности символического поведени€ в журналистском сообществе?

 

10. ак вы понимаете журналистскую идентичность?

11.—ущественно ли дл€ вас представление о миссии журналиста, или это Ч нечто, весьма далекое от реальности?

12.ћедиаэтика Ч реальность или утопи€?

_____________________

1 —м.: Ѕакштановский ¬.»., —огомонов ё.¬. ÷ит. соч. —. 393-407.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

519 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.