вия с природными объектами, которые выступают в качестве единственных возможных средств удовлетворения потребностей (например, «вербовка союзника в жутком ночном лесу» и т.п.).
Представляется, что с точкой зрения И.В.Романова о «вырывании природного объекта из контекста природных взаимосвязей» можно согласиться. Однако, экспериментально доказано, что «включение природного объекта в контекст уже существующих отношений личности» приводит не к потере его уникальности, а, наоборот, к ее актуализации в процессе субъектификации природного объекта и включения его в сферу действия этических норм (см. рис. 39). Что касается «отсутствия непосредственного чувственного опыта в процессе игровой идентификации», то коррекция развития субъективного отношения к природному объекту может быть достигнута и в ситуации идеального «игрового» взаимодействия с ним (см. ниже).
Кроме того, «жесткие методы» коррекции отношения к природе «в жутком ночном лесу», безусловно, могут быть использованы в отношении ограниченного числа специально отобранных школьников. «Мягкие методы» эколого-психологического тренинга, в этом аспекте, носят универсальный характер. Представляется, что методики личностного развития — эколого-психологический тренинг и «онто-экологический подход» И.В.Романова — не взаимоисключающ а вза-имодополняют друг друга.
Статистические результаты апробации эколого-психологического тренинга представлены в работе И.Коктыш (1995). В частности, показано воздействие тренинга на субъективное отношение к природе школьников 10—15 лет. Исследование проводилось в три этапа. На первом — была осуществлена диагностика различных параметров отношения к природе у 95 школьников с помощью методик «Натурафил», «ЭЗОП», «Доминанта» и «Альтернатива».
На втором — в одной группе учащихся (42 человека) проводился эколого-психологический тренинг (отдельно в 5-ых, 7-ых и 9-ых классах), а во второй — «обычные внеклассные мероприятия биологического характера».
На третьем этапе была осуществлена повторная диагностика параметров субъективного отношения к природе как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Анализ результатов исследования показал, что эколого-психологический тренинг оказывает большее коррекционное влияние на развитие субъективного отношения к природе, чем педагогические формы традиционного характера. Наибольшие позитивные изменения происходят на уровне практического компонента интенсивности отношения к природе; кроме того, отмечается увеличение удельного веса экологических установок этического
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 411
(природоохранного) типа и уменьшение прагматического. В наименьшей степени корректируются перцептивно-аффективный и когнитивный компоненты интенсивности отношения.
Отмечается также, что комплекс проводившихся методик экологической психодиагностики выполняет не только констатирующую функцию, но и сам по себе оказывает преобразующее воздействие на субъективное отношение школьников к природе.
Психолого-педагогическая эффективность тренинга в группе дошкольников (5—7 лет) изучалась В.Горомыко (1995), которой использовались упражнения «Экскурсия», «Музыкальные картинки», «Зоологический балет», «Предупредительные знаки» и «Контакты с животными»*. Упражнения проводились в течение недели, по одному в день.
Диагностика влияния эколого-психологического тренинга на экологическое сознание дошкольников осуществлялась с помощью анализа рисунков на тему «Я и природа», интерпретация которых проводилась по аналогии с известной методикой «Кинетический рисунок семьи». Рисунки выполнялись детьми как до начала занятий, так и после окончания тренинга.
У 18 из 22 дошкольников после тренинга отмечен рост показателей по симптомокомплексу «стремление к взаимодействию с природными объектами».
Проявление симптомокомплекса «психологическая разделен-ность с миром природы» при первом тестировании было в той или иной степени отмечено у 17 дошкольников. Анализ рисунков, выполненных детьми после тренинга, показал, что у 12 из них увеличилась психологическая близость с миром природы.
В 11 случаях при первом тестировании было отмечено наличие симптомокомплекса «враждебность по отношению к природным объектам». После тренинга показатели по данному симптомокомплексу снизились у 5 дошкольников, причем у 4 из них — до нулевого уровня.
Можно также отметить, что после тренинга увеличилось количество природных объектов, изображаемых детьми на своих рисунках: с 5,5 в среднем на один рисунок до 7. Этот факт может свидетельствовать о возрастании у дошкольников интереса к природным объектам. Характерно также, что на рисунках, выполнен-
" При проведении упражнения «Контакты с животными» были задействованы животные из уголка природы: морская свинка, ручная крыса, хомяк.